Организация рассказывания по картинам детей дошкольного возраста
Автор: Курамшина Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №62 Населённый пункт: Саратовская область г. Балаково Наименование материала: статья Тема: Организация рассказывания по картинам детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Организация рассказывания по картинам детей дошкольного возраста
Проблема овладения речью является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики.
Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий
умелого педагогического воздействия и руководства.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Проблема развития связной речи
детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким
специалистам, психологамю . В трудах Е. А. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А.
Пеньевской,О.И.Соловьёвой, М.М.Кониной, А.М Бородич, Э. П. Коротковой, О.С.Ушаковой
и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие
использования приёмов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в
многолетней практике следующие приёмы.
В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребёнок учится составлять
повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать
композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать
предшествующие и последующие события. Старшие дошкольники дают более развёрнутые, чем
раннее, описание игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Большое
внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и
повествования. Предъявляются более серьёзные требования к целостности, связности
высказываний.
Требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить,
начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младшие
дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на всё время занятий с ней( две-три недели) и
постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все
дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа:
рассказ ребёнка с использованием конкретного мыслительного приёма.
6. Итоговым можно считать развёрнутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с
помощью усвоенных приёмов.
Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть чёткой, лаконичной,
выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными
образами, требует чтобы о нём говорили образно, эмоционально.
Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину,
выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребёнка,
обогащает его знания, развивает речевую активность.