Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
Автор: Голик Ольга Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 177 Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС Раздел: среднее образование
Современные подходы к достижению метапредметных результатов
в условиях ФГОС
«Знание только тогда знание, когда приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью!»
Л.Н.Толстой
«Десятилетиями учительству в голову вдалбливалась мысль, что школа должна, прежде
всего, давать знания, умения, навыки, - но какие и каким путем?... Речь идет о всеобуче. Но эта
прекрасная задача – всеобщее обучение – понимается крайне примитивно: все дети ходят в школу.
И там им дают готовые знания. А кто не берет их, тот, значит, не хочет учиться. И надо его
заставить. Но школа – не раздаточный пункт, не склад готовых знаний…. Первая задача школы –
развить ребенка, чтобы он мог и хотел добыть, (а не получить!) знания, мог приобрести умения и
навыки.
Итак, на первом месте должно быть развитие ребенка, которое позволит ученику
добывать знания, формировать умения и навыки» -
об этом 20 лет назад говорила М. С.
Соловейчик – автор многих методических пособий, учебников по русскому языку
1
Прошло время, и то, о чем только рассуждали много лет назад, стало законом.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт,
пришедший
на
смену
федеральному
компоненту
государственного
образовательного
стандарта
2004
года,
главный
акцент
делает
на
развитии
обучающихся: «…формирование
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному
образованию;
проектирование
и
конструирование
социальной
среды
развития
обучающихся
в
системе
образования;
активную
учебно-
познавательную деятельность обучающихся;
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы»): …..умеющий учиться, осознающий важность
образования
и
самообразования
для
жизни
и
деятельности,
способный
применять
полученные знания на практике… «В новом стандарте oпрeдeлены нoвыe трeбoвaния к
рeзультaтaм oбучeния. При этoм выдeлены личнoстныe, мeтaпрeдмeтныe и прeдмeтныe
рeзультaты oбучeния. Oсoбoe мeстo зaнимaют мeтaпрeдмeтныe рeзультaты, пoд кoтoрыми
пoдрaзумeвaются oсвoeнныe oбучaющимися спoсoбы дeятeльнoсти примeняeмыe кaк в
рaмкaх oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa, тaк и в рeaльных жизнeнных ситуaциях. Мeтaпрeдмeт
– этo нoвaя oбрaзoвaтeльнaя фoрмa, кoтoрaя выстрaивaeтся пoвeрх трaдициoнных учeбных
прeдмeтoв.
Aвтoры
идeи
Н.В.Грoмыкo
и
М.В.
Пoлoвкoва
считaют,
чтo
в
oснoвe
мeтaпрeдмeтa лeжит мыслитeльный тип интeгрaции учeбнoгo мaтeриaлa. Учeник, рaбoтaя
в рaзных прeдмeтных oблaстях, с рaзным учeбным мaтeриaлoм, испoльзуeт схoдныe
приёмы: aнaлиз, синтeз, вooбрaжeниe, схeмaтизaцию, прoблeмaтизaцию и другиe. Eсли
учeник влaдeeт этими приёмaми, тo у нeгo исчeзaeт прoблeмa с зaучивaниeм бoльших
мaссивoв учeбнoгo мaтeриaлa, oн принимaeт кoнкрeтную тeму в кoнтeкстe цeлoстнoгo
вoсприятия мирa».
2
Метапредметы, метапредметные технологии были созданы для того,
чтобы начать культивировать другой тип сознания учащегося и учителя. В качестве
главных особенностей метапредметов можно выделить следующие:
метапредмет
выстраивается
вокруг
какой-то
мыследеятельностной
организованно сти.
В
каче стве
т аких
м ы с л е д е я т е л ь н о с т н ы х
организованностей могут быть рассмотрены знание, знак, проблема, задача,
смысл,
категория
и
др.
Все
они
имеют
деятельностный,
и
потому
универсальный – метапредметный – характер.
хорошее знание материала традиционных учебных предметов педагогом.
Это
позволит
грамотно
пересобирать,
переорганизовывать
учебный
материал вокруг деятельностных единиц содержания.
ориентация
метапредметов
на
развитие у
школьников базовых
способностей:
схематизации (выражения своих мыслей с помощью схем);
способности строить идеализации;
способности определять границу собственного знания – незнания;
способности проблематизации, целеполагания;
способности постановки задач, перевод проблем в задачи;
способности к поиску и рефлексии.
многообразие методических форм и приемов, позволяющих сделать работу
на уроке более эффективной и продуманной.
Проведение
метапредметных
занятий,
занятий
с
элементами
метапредметного
подхода в условиях введения ФГОС начального общего образования, основного общего
образования становится не только возможным, но и необходимым.
Метаумения –
присвоенные
метаспособы,
общеучебные,
междисциплинарные
(надпредметные) познавательные результаты, которыми овладевают школьники в процессе
метапредметной деятельности. К ним относятся: - теоретическое мышление (обобщение,
систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки
переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение
сворачивать информацию); - критическое мышление (умение отличать факты от мнений,
определять
соответствие
заявления
фактам,
достоверность
источника,
видеть
двусмысленность
утверждения,
невысказанные
позиции,
предвзятость,
логические
несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение
проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение,
комбинирование
известных
способов
деятельности
с
новыми);
- регулятивные
умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование,
выбор
тактики,
контроль,
анализ,
коррекция
свей
деятельности);
- качества
мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Решение
задач,
связанных
с
достижением
учащимися
метапредметных
результатов, возможно при вовлечении обучающихся в метапредметную деятельность,
которая может реализовываться следующими способами:
Включение
метапредметных
тем
в
содержание
учебных
предметов.
Примерами таких тем могут служить «Определение и понятие», « Рисунок и
схема», Цель и задача», «Простое и сложное», «Знание и информация» и др.
такая
работа
способствует
формированию
целостной
картины
мира
в
сознании
ребёнка,
учит
работать
со
знанием
на
различных
учебных
предметах, понимать сущность знания о понятии.
Использование
метапредметных
заданий
(сочинение-эссе;
эксперимент,
проектная, исследовательская деятельность);
Создание метапредметных (междисциплинарных) проектов в урочной и
внеурочной деятельности;
Проведение метапредметных
занятий.
Основная задача метапредмета
«Знак»:
формирование
у
школьников
способности
схематизации,
метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
Метапредмет «Задача» направлен на решение школьниками разных задач и
освоение способов их решения. Изучая метапредмет «Проблема», учатся
формировать собственную позицию относительно события
3,5
.
Использование технологий, общих техник и приёмов, направленных на
формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности.
1)
На уроках русского языка, литературы и других уроках можно обучать схематизации .Схемы
систематизируют
знания,
обобщают
накопленные
факты,
существенно
облегчают
процесс
усвоения
сложных
теоретических
понятий,
способствуют
быстрому
запоминанию
материала,
дисциплинируют мышление, то есть развивают способность систематизировать материал.
С
элементарными схемами учащиеся знакомятся еще в период обучения грамоте:
слог, слово,
предложение и т.д. В старших классах используют прием при графическом обозначении морфем
слов, грамматических основ слова. Вариантом схематизации можно назвать и метод эйдетики при
запоминании словарных слов. 2)
Прием составления граф-схемы, алгоритмов работы над
правописанием. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста.
Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения
между элементами. 3)
Составление кластера
-
особая
графическая
организация
материала,
позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается
ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного
понятия.
4)Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов,
положений
и
выводов
текста,
составление сводной
таблицы –
обобщить
и
систематизировать учебную информацию. 5) Схема отношений позволяет представить
видение учащимися отношений между участниками анализируемой ситуации. 6) « Карта
памяти», на
уроках
литературы
учит
делать
заметки
относительно
взаимосвязей
фрагментов содержания, а «Содержательная картинка» - попытка собрать вместе все,
что
могло
бы
быть
важным
в
данной
проблемной
ситуации.
7)Упражнения
« Прогнозирование, предвосхищение » , «Чтение с остановками» можно использовать,
например,
на
уроках
литературы,
когда
учащимся
предлагается
спрогнозировать
дальнейшие
действия
героя
в
сложной
для
него
ситуации,
в
ситуации
морального,
нравственного выбора. В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные,
коммуникативные
действия.
Можно
предложить
продолжить
произведение,
спрогнозировав дальнейшую жизнь героя, учитывая его черты характера. Или в каком
месте в произведении вы бы уже поставили точку? Читая рассказ А.П.Чехова «Ванька»,
уместно спросить: «А могла ли измениться жизнь Ваньки, получи дедушка письмо от
него?» при чтении рассказа К.Ушинского «Старый пес» работа с данным приемом может
быть построена так:
дочитав текст до момента, когда хозяин приносит маленького
щенка, задаю вопрос: «Как, по-вашему, поступит хозяин со старым псом?» Выслушав
ответы,
дочитываем
текст
до
конца. 8
) Постановка
проблемных
вопросов
активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию мышления:
«Какие особенности сказки Л.Толстого «Три медведя» позволяют говорить о ней как о
литературной?»
или
при
чтении
«Сказки
о
мертвой
царевне
и
семи
богатырях»
А.С.Пушкина учитель говорит, что она написана автором как «наказ» молодой жене.
Что поэт имел в виду? 9) При работе над орфографическим правилом эффективен прием
«Маркировка текста»: до чтения правила основные выводы об изучаемом понятии
делаем, наблюдая за языковым материалом в ходе выполнения задания. Сознательно
некоторую информацию оставляют нерассмотренной. Читая правило, отмечают то,
что знали об изучаемом; что узнали на уроке; то, чем хотели бы узнать побольше. 10)
использование слов - маркеров , указывающих на ключевые характеристики героев или
важные
вехи
события
–
на
уроках
литературы,
русского
языка.
При
работе
над
проектом помогают не забыть все значимые этапы, детали работы. 11)
Прием «Две
точки зрения» развивает критичность мышления, формирует коммуникативные умения:
Познакомьтесь с отзывами критиков о произведении (П.П.Ершов «Конек-горбунок»):
А.С. Пушкин: «Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка. Теперь этот род
сочинений мне можно и оставить…» Журнал «Отечественные записки» ругал сказку за
отсутствие народности в вымысле, за «площадные выражения». Вопрос: С кем из
критиков
вы
бы
согласились?
Кому
возразили?
Почему?
12)
При
формировании
рефлексивных,
оценочных
действий
используется прием
«Данетки» :
у
читель
или
учащийся в зависимости от материала и вида урока загадывают понятие, литературного героя,
произведение и т. д. Класс должен выяснить, что загадано, задавая вопросы, на которые можно
отвечать только "да", "нет". Учащиеся учатся слышать других, сопоставлять известное и
неизвестное, соотносить свое представление о предмете с представлениями других.
13) Грамматические софизмы (сомнительные, неверные гипотезы, которые необходимо
подтвердить или опровергнуть): «Я написала слово к о зачка, т.к проверочное слово коз а.
Докажите, что я права. 14) Решение различных лингвистических задач :
М.В.Панов
отмечает: «прочесть букву – значит, произнести звук, который она обозначает. Звук
все-таки произносится, а буква – читается.
С учетом этого замечания оцените
точность следующих формулировок:
- Сегодня мы будем читать слова со звуками д, дь.
- Прочитайте слова, в которых есть звук «я».
- Произнесите звук «т». Какой он? А теперь произнесите его мягко.
- Я буду читать слова, а вы поднимите руку, если услышите букву Р. И т.п.
15)
Метапредметнве задания
4
.
Тебе
были предложены для чтения три текста. Каждый из этих
текстов был написан с определённой целью. Из приведённого ниже списка выбери цель написания
каждого текста:
1) Передать свои чувства и размышления.
2) Сообщить научную информацию.
3) Рассказать о последовательно происходящих событиях.
4) Описать предмет через свое восприятие.
Ниже в таблице поставь рядом с номером каждого текста номер возможной цели его написания.
ТЕКСТ
Цель написания
Текст №1
Текст №2
Текст №3
Рассмотренные
в
статье
приемы
способствуют
формированию
творческой.
сомневающейся, думающей, ищущей личности, а значит, развивающейся. Ведь развитие –
это поиск истины, которая, как известно, рождается в споре .
Литература:
1.
.
М.С.
Соловейчик. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения под
ред. М. С. Соловейчик /
Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.,
2000.
2 . Громыко
Н.В.
Интернет
и
постмодернизм
–
их
значение
для
современного
образования. // Вопросы философии. - 2002, №2. - С.175-180; Новые информационные
технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого
стола». // Вопросы философии. - М., 2003.- №12.- С.3-52.
3.Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный
курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с. Хуторской А.В. Метапредмет
«Числа»:
Экспериментальный
интегрированный
курс.
-
Черноголовка,
1994.
-
68
с.
Громыко
Ю.В.
Метапредмет
«Проблема»
/
Учебное
пособие
для
учащихся
старших
классов. – М., 1998.
4. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли:
Система
заданий:
пособие
для
учителя
/
[А.
Г.
Асмолов,
Г.
В.
Бурменская,
И.
А.
Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение. – 2010
5. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство
по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000. Громыко Ю.В.
Метапредмет
«Знак»
/
Учебное
пособие
для
учащихся
старших
классов.
–
М.:
Пушкинский институт, 2001. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для
учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001. Громыко Н.В. Обучение
схематизации:
Сборник
сценариев
для
проведения
уроков
и
тренингов
/
Учебно-
методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.