Автор: Попова Наталья Геннадьевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МКОУ СШ с УИОП №3 Населённый пункт: г. Яранска Кировской области Наименование материала: технологическая карта урока Тема: Урок биологии в 7 классе по теме "Злаки" Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по теме «Класс однодольные. Семейство злаки»
Попова Наталья Геннадьевна, учитель биологии МКОУ СОШ с УИОП №3 г. Яранска Кировской области
Класс: 7.
Предмет: биология.
Дидактическая цель урока: восприятие, осмысление и первичное закрепление учебной информации по теме «Класс однодольные.
Семейство злаки».
Обучающая цель: выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в
жизни человека
Развивающая цель:
развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие
гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления.
Воспитательная цель: формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической
этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой; воспитание уважения к хлебу
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: общие признаки растений семейства злаки, класса однодольные растения; наиболее распространенные виды растений семейства
злаки
уметь:
характеризовать
строение
вегетативных
и
генеративных
органов
семейства
злаки;
распознать
растения
семейства
злаки;
проводить лабораторные исследования
использовать: разные источники информации для формирования знаний и умений пои изучении живой природы
Метапредметные:
- познавательные
УУД:
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
представленной
в
различных
формах:
текст
учебника,
дополнительная информация, наблюдение за живыми объектами; умение фиксировать наблюдения, систематизировать знания,
делать
выводы
- регулятивные УУД: ставить цели, пути их достижения, контролировать время при проведении лабораторной работы,
- коммуникативные УУД:
организовывать учебное сотрудничество,
аргументировать свою точку зрения, участвовать в полилоге и диалоге с учителем и учащимися и оценивать ответы товарищей
- личностные
УУД: развитие мотивов, направленных на изучение живой природы и формирование личностного смысла учения,
воспитание уважения к хлебу
Методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийная презентация, проектор, гербарии растений семейства злаки, зерна пшеницы, ржи, овса; проростки
озимой пшеницы, лупы
№
п/
п
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
1
Организационны
й момент
Проверяет
готовность класса
к уроку
Проверяют
готовность к
уроку
2
Целеполагание.
Мотивация
Предлагает
послушать сказку
о царице Кукурузе
Какие признаки в
строении своих
органов могли
использовать
гости кукурузы
для доказательства
своего родства с
ней?
Какие растения
могут
претендовать на
Слушают сказку,
делают
предположения,
что объединяет
эти растения,
составляют
кластер «Злаки»
Развитие
мотивов,
направленных
на изучение
растений
Планировать
учебное
сотрудничество
Ставить цели на
основе
субъектного
опыта и пути их
достижения
роль
родственников
кукурузы?
(Приложение №1)
Предлагает
составить кластер
«Злаки»,
используя
имеющиеся
сведения
3
Актуализация
- сопоставьте
понятия и
определения
(отдел
покрытосеменные
)
- выберите
признаки класса
однодольных
- составьте
правильное
систематическое
положение
растения
семейства
лилейных
Работая в малых
группах,
выполняют
задания.
Проговаривают
признаки
класса, слушают
ребят из своей
группы
Анализировать,
выделять
признаки класса
однодольных,
уметь определять
систематическое
положение
растений на
основе алгоритма
Самооценка,
самоконтроль
Взаимодействовать
с членами группы
и с учителем при
проверке знаний,
умение правильно
выражать свои
мысли
Самоконтроль и
коррекция знаний
на основе образца
4
Первичное
усвоение знаний
Организует
лабораторную
работу по группам
Работают по
инструкции к
лабораторной
Умение вести
поиск
информации,
Организовывать
учебное
сотрудничество
контролировать
время при
проведении
1 группа –
изучение стебля
2 группа –
изучение листьев
3 группа –
изучение корня
4 группа –
изучение цветка и
соцветия
5 группа –
изучение плода
6 группа –
изучение
многообразия
злаков
(Приложение №2)
работе, изучают
текст учебника,
дополнительну
ю информацию,
рассматривают
гербарии,
проростки
растений, зерна
злаков,
оформляют
результаты
наблюдений в
тетрадь
умение
наблюдать и
фиксировать
результаты
наблюдений,
умение
анализировать
информацию
лабораторной
работы
5
Осознание и
осмысление
знаний
Организует
обсуждение
результатов
лабораторной
работы и
заполнение
сводной таблицы
(Приложение №3)
Организует работу
по выяснению
значения растений
из семейства злаки
Делает первичное
Знакомят
учащихся класса
с результатами
выполненной
работы,
заполняют
сводную
таблицу
Устанавливают
роль растений
семейства злаки
для человека
Делают выводы
Умение
анализировать
информацию,
умение выделять
главное,
систематизироват
ь, делать выводы
воспитание
уважения к
хлебу
у
частвовать в
полилоге и диалоге
с учителем и
учащимися
Оценивать
последовательнос
ть и правильность
выполнения
работы
обобщение
6
Первичное
закрепление
знаний
Организует работу
по
взаимопроверке
знаний и умений
учащихся
По очереди
задают друг
другу вопросы и
отвечают на
них.
Передвигаясь по
кругу,
оказываются то
в роли учителя,
то в роли
ученика
Умение выделять
общие признаки
растений
семейства злаки,
умение
характеризовать
строение
вегетативных и
генеративных
органов,
распознать
растения
семейства злаки
Проявлять
уважение к
ситуации успеха
партнера, команды
Определять
уровень
успешности
(своей, партнера,
команды)
7
Домашнее
задание
Дает домашнее
задание,
комментирует, как
правильно его
выполнить
Записывают
домашнее
задание
8
Рефлексия
Организует
рефлексию.
Подводит итоги
урока
Делятся
впечатлениями
от урока,
подводят итоги
Делать самооценку
своей
деятельности в
команде
Осознавать
причины успеха и
неуспеха
Примечание. Контроль осуществляется после каждого этапа
Приложение 1 Сказка о царице Кукурузе
В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые
початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год
созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.
Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она
слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.
И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась
пшеница.
“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”
“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И
тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла
Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки. ( Автор сказки – Калиничева Г.В., Источник -
festival.1september›articles/533819/)
В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии – портреты злаков.
Вопросы и задания.
Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот
вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение
стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.
Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений
и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.
Чем прославились растения этого семейства?
Приложение №2 Лабораторная работа. Задания для групп.
1 группа. Рассмотрите стебель пшеницы. Разрежьте его вдоль и изучите внутреннее строение. Сделайте рисунок
2 группа. Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование? Сделайте рисунок.
3 группа. Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневой системы она относится? Сделайте
рисунок
4 группа. Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики.
Сосчитайте их. Сделайте рисунок.
5 группа. Рассмотрите плоды злаков. Как они называются? Опишите внешний вид плода пшеницы. Сделайте рисунок.
6 группа. Рассмотрите гербарии, прочитайте дополнительную информацию и распределите растения на группы: пищевые, кормовые, сорные.
1.
Мятлик луговой. 2. Тимофеевка луговая. 3. Овсюг. 4. Кукуруза. 5. Сахарный тростник. 6. Рис посевной. 7. Рожь посевная. 8. Пырей
ползучий. 9. Просо посевное. 10. Лисохвост луговой
Общие признаки семейства Злаки
Стебель
Листья
Корневая система
Соцветие. Цветок.
Плод
Значение злаков
Соломина, полый
внутри
Линейные с
параллельным
жилкованием
Мочковатая
Формула цветка:
Ок
+
,
Т
,
П
,
соцветия – сложный
колос, метелка,
початок
зерновка
Пищевые
Кормовые
сорные