Напоминание

"Движение - Активность - Речь"


Автор: Баранова Татьяна Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГКУ СО РЦДиПОВ "Виктория" г.о. Тольятти
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: доклад на семинаре
Тема: "Движение - Активность - Речь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на семинаре на базе ГКУ СО РЦДиПОВ «Виктория» г.о. Тольятти в рамках областного конкурса проектов «СОЦИОДРАЙВ – 2015г.» Логопед: Баранова Татьяна Владимировна.
Тема: «Движение - Активность - Речь»

Детский

церебральный

паралич
– т я ж е л о е заболевание центральной нервной системы, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Почти у всех детей наблюдаются речевые нарушения, к о т о р ы е о т л и ч а ю т с я б о л ь ш и м р а з н о о б р а з и е м . Многочисленную группу составляют дети, имеющие нарушения произносительной стороны речи в виде дизартрии, различной по форме и степени тяжести. Есть дети с полным отсутствием речи. У многих детей наблюдаются психические расстройства. По статистическим данным нашего реабилитационного центра речевые нарушения имеют следующие результаты:
у

3%

детей

наблюдается

системное

нарушение

речи,
( к о т о р о е х а р а к т е р и з у е т с я н а р у ш е н и я м и звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи)
у 42% детей – дизартрия
, (нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы)
у 8,3% детей – алалия
, (глубокая несформированность речевой функции, обусловленная о р г а н и ч е с к и м повреждением речевых зон коры головного мозга).
у 2% детей – заикание
, (нарушение плавности и ритма речи, которые возникают в результате судорог мышц речевого аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания, изменениями в высоте, силе звука и пр.)
у

42%

детей



нарушение

письменной

речи
, (нарушения чтения и письма.) 1

Двигательная

функциональная

система
оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию. Установлено, что между развитием тонких движений пальцев рук и речевой моторикой существует определенная функциональная связь. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает речевой аппарат, стимулируя его на овладение различными движениями, для последующего формирования речи. Нарушения произносительной стороны речи затрагивают процессы ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи. Из-за несформированности дыхания нарушенной оказывается и интонационная сторона речи. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Данные произносительные затруднения в значительной степени тормозят овладение детьми лексико-грамматическими компонентами языка. Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача воспитательно-образовательного процесса. Поэтому мы видим большой потенциал в предупреждении речевых нарушений у детей посредством развития их двигательной активности на занятиях Кондуктивной педагогики (КП). На занятиях по методу КП формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствует движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. 2
Для успешной коррекции речевых н а р у ш е н и й недостаточно усилий одного учителя–логопеда, здесь необходима взаимосвязь работы с педагогом - кондуктором, на занятиях которого сочетаются элементы речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. При составлении занятий педагог-кондуктор использует упражнения на закрепление полученных детьми речевых умений и навыков на занятиях с логопедом. Кондуктор использует в своей работе такие методы и приемы как:  упражнения на развитие моторики рук,  упражнения на дыхание,  упражнения на развитие фонематического слуха (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова),  упражнения на четкость артикуляции ( и л и звукопроизношения) всего речевого материала, подаваемого в ходе занятия. Предлагаю вашему вниманию примеры упражнений.
• упражнения на развитие моторики мелких мышц

кисти;

№1. «Пальцы вместе»
Поставьте локти на стол, сложите пальцы 3
на показано на фото. А теперь разводите напряжённые пальцы в стороны как можно дальше, не отнимая одной руки от другой. Повторите упражнение 10 раз.
№2. «Вопрос ребром»
Одна рука расположена горизонтально ладонью вверх. Легонько постукиваем по ней ребром другой ладони в течение 30 секунд. Пальцы верхней руки держим расслабленными. Меняем руки и массируем фаланги пальцев ещё полминуты.
№3. «Вот-поворот»
А теперь упражнение, которое помогает укрепить суставы и мышцы запястий. Сложите руки в замок и, сгибая их в кистях, начните не спеша вращать ими по кругу сначала по, а затем против часовой 4
стрелки. Можете менять ритм и вращать то медленнее, то быстрее в течение минуты.
№4. «Гибкость – 90 градусов»
Сложите руки как показано на картинке, расположив их горизонтально на уровне груди. Упритесь ладонью правой руки в тыльную сторону левой кисти и толкайте, но не очень сильно. Поменяйте руки. Повторите 5 раз. Упражнение тренирует и растягивает мышцы и связки запястья, и, кстати, укрепляет мышцы груди.
№5. «На подушечках
» Используем рабочий стол в качестве тренажёра, не вставая с места. Возьмитесь за крышку стола и, уперевшись подушечками пальцев в нижнюю поверхность столешницы, пытайтесь поднять стол. Грудные мышцы не включайте, а то можете его нечаянно опрокинуть… Повторите 5 раз. 5

№6. «Ручная гребёнка»
Пальцы одной руки выпрямлены и разведены, пальцы другой – согнуты в положении «гребёнка». Ставим руки на стол и согнутыми пальцами одной руки делаем «расчёсывающие» движения от кончиков до основания выпрямленных пальцев другой. Это хороший массаж, улучшающий кровообращение и предотвращающий отложение солей. Сделайте 10-12 движений вверх-вниз и поменяйте положение рук. Или вот какие! 6
7

«Замок»

Цель:
развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения. Нa двери висит замок. Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок Кто открыть его бы мог? Повторение движений. Потянули. Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга. Покрутили, Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе. Постучали Пальцы слеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. И - открыли! Пальцы расцепить, ладони в стороны.


упражнения

на

развитие

координационных

способностей;

Упражнение «Не ошибись»
Можно выполнять как сидя, так и стоя. Дети закрывают глаза и выполняют то, что говорит педагог. А он отдает команды: поднять правую руку вверх, левой рукой дотронуться до носа, повернуться налево, назад, сделать шаг вперед и т.д.
«Воздушный шарик»

Ц е л ь :
развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания. Количество игроков может быть любым. Шарик, шарик мой воздушный. Подбрасывать воображаемый шарик то левой, то правой рукой. Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, Описать руками круг, Шарик тонкий, шарик мягкий. Потрогать шарик, погладить, Я на шарик нажимаю, нажать на него. 8
Из-под рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Поднять руки вверх, Нитку к пальцу привязал. «поймать» шарик, Вправо - шарик, влево - шарик. «намотать нитку». Мой светящийся фонарик! Руки (параллельно) вправо влево. Дай тебя я обниму То же. И к щеке своей прижму. Обнять шарик. Ты меня не покидай, Прижать к щеке. Будь со мной, не улетай!


упражнения

на

совершенствование

функции

дыхания

в

процессе

выполнения

ф и з и ч е с к и х

упражнений
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох, на выдохе постучать по ноздрям 5-6 раз. 2. Вдох левой ноздрей правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). 3. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем. 4. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «М-М–М-М», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. 5. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ 6. «Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт). 7. «Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. 8. «Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем 9
в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!


упражнения

на

формирование

осанки

и

предупреждение ее нарушения.
1.Исходное положение (ИП)– стоя (сидя), руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток – вдох; возвращение в исходное положение – выдох, повторить 4–5 раз. 2.Стоя (сидя), руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад (8-10 раз). Дыхание произвольное.


упражнения

на

развитие

устной

речи

при

выполнении физических упражнений.
Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны. А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх. А над нами сосны, ели — ритмично делают наклоны Головами зашумели в стороны, покачивая поднятыми вверх руками. Грянул гром — делают хлопок. Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки. Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками.
• упражнения на формирование фонематического

слуха при помощи физических упражнений в процессе

занятия
10
Игра «Стучалочка». Звуки я сказать хочу И по мячику стучу Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А Э У АА ЭЭ УУ ААА ЭЭЭ УУУ


упражнения

на

формирование

ч е т к о с т и

артикуляции

в

процессе

выполнения

физических

упражнений
«Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук «и»). Удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10. «Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10. Чередование вышеописанных «Улыбки» и «Трубочки».  Упражнения для нижней челюсти Держать рот широко раскрытым на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10. Жевательные движения с сомкнутыми губами. Легкое постукивание зубами, губы при этом разомкнуты. 11
«Заборчик». Верхняя челюсть стоит на нижней, губы растянуты в улыбке.  Упражнения для языка Рот широко раскрыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна «Болтушка». Движения языком вперед – назад. «Часики». Движения языком вправо – влево. «Качели». Движения языком вверх – вниз. «Лопатка». Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. «Иголочка». Язык узкий, напряженный. Чередование вышеописанных «Лопатки» и «Иголочки». Для закрепления навыков работы органов артикуляции, правильного и четкого произношения звуков, слов можно использовать чистоговорки, скороговорки, потешки, считалки, коротенькие стишки и загадки.


упражнения

на

формирование

зрительно-

двигательной

координации

в

процессе

выполнения

физических упражнений.
1. И. п. - лёжа на спине (сидя), руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста). 2. Имитация движения полета птиц. Ребята выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц). 3. И. п. – стоя (сидя), смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 - 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой- 12
либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более (гимнастическая стойка, метка на стене). Таким образом, расширение и совершенствование двигательного опыта детей может позитивно влиять на раскрытие речевых возможностей детей, а т а к ж е предупреждать речевые нарушения, вызванные социально – психологическими факторами. Основным принципом коррекционной работы при этом выступает органическая взаимосвязь речи, мышления и движения. 13


В раздел образования