ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Автор: Скасырская Ирина Владиславовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Бейский Центр детского творчества" Населённый пункт: Р.Хакасия, Бейский район, с.Бея Наименование материала: статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Бейский Центр детского творчества»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Работу выполнила:
Скасырская Ирина Владиславовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Бейский ЦДТ»,
Бея, 2017
ПЛАН
Введение
Глава 1. Здоровьесберегающая компетентность в условиях образовательного
процесса.
Глава 2. Дополнительное образование как основной фактор самореализации
учащихся.
Заключение
Список литературы
Приложение (программа и тематическое планирование д\о «Веселая
акробатика; сценарий спортивного праздника «Юмор в спорте важен, не
спорьте!»)
Введение
Сохранение
и
укрепление
здоровья
ребенка
-
государственный
приоритет в образовании. Поэтому важным и актуальным является создание
в
каждом
образовательном
учреждении
здоровьесберегающей
среды,
включающей
в
себя:
учебный
процесс,
внеурочную
деятельность,
взаимодействие с социумом. Этому способствуют:
Факторы, влияющие на здоровье и здоровый образ жизни;
Умения отслеживать позитивные и негативные изменения в состоянии
собственного здоровья и здоровья окружающих;
Умение составлять программу сохранения своего здоровья;
Умение составлять эффективную и действенную программу (или план)
сохранения здоровья учащихся в условиях УВП;
Умение создавать здоровьесберегающую образовательную среду;
Владение способами организации деятельности по профилактике и
здоровьесбережению;
Владение образовательными технологиями, сохраняющими здоровье
учащихся.
Исследование эффективности образовательного процесса в вопросах
здоровьесохранения.
Цель: сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей (физического,
психического и нравственного).
Задачи:
Формирование у обучающихся ценностных ориентаций на здоровый образ
жизни и осознанного отношения к активизации адаптационных ресурсов
организма через:
Систему личностно-ориентированных здоровьесберегающих методов
решения задач обучения и воспитания;
Систему психолого- педагогической субъектов образовательного
процесса;
Дополнительные образовательные программы цикла «Здоровье»;
Мониторинг уровня физического развития и физической
подготовленности обучающихся .
Создание условий в системе образования по сохранению и укреплению
здоровья ребенка - важная и актуальная задача сегодняшнего образования.
Главная
задача
при
этом
-
формирование
здоровье сохранящей
компетентности,
как
универсального
качества
личности.
К
сожалению,
динамика
показателей
физического
и
психического
здоровья
детей
и
подростков
на
протяжении
последних
лет
имеет
тенденцию
явного
ухудшения. Причины связаны с организацией образовательного процесса,
досуга детей, семейного воспитания. В системе образования необходимы
комплексные мероприятия здоровьесберегающего характера.
Основываясь
на
актуально сть,
данные
цели
и
задачи
д л я
здоровьесберегающей
среды
в
дополнительном
образовании
могу
предположить,
что
если
ребенка
с
детства
приучить
к
спорту,
то
эта
потребность будет на протяжении всей жизни.
Глава 1. Здоровьесберегающая компетентность в условиях
образовательного процесса.
Становление компетентности слушателей в вопросах здоровьесохранения
предполагает понимание педагогом необходимости формирования в процессе
обучения данных показателей как обязательной нормы реализации УВП.
Показатели компетентности в вопросах здоровьесохранения:
Представления слушателей о здоровье, о факторах, влияющих на
здоровье и о здоровом образе жизни;
Значимость «здоровья» как ценности;
Умения отслеживать и фиксировать позитивные и негативные
изменения в состоянии собственного здоровья и здоровья окружающих;
Умение составлять эффективную и действенную программу (или план)
сохранения своего здоровья на основе модели образа себя как здорового
человека;
Умение составлять эффективную и действенную программу (или план)
сохранения здоровья учащихся в условиях УВП;
Умение создавать здоровьесберегающую образовательную среду;
Владение способами организации и реализации деятельности по
профилактике и здоровьесбережению;
Владение различными образовательными технологиями (в том числе
обучения и воспитания детей с трудностями в развитии) сохраняющими
здоровье участников образовательного пространства.
Исследование эффективности образовательного процесса (в условиях
школьного обучения) в формировании компетентности обучающихся в
вопросах здоровьесохранения проводится педагогом за период обучения.
Урок (здоровьесберегающие технологии на уроке).
Воспитательные мероприятия: в содержании мерориятий -
здоровьесберегающая направленность
Спортивные мероприятия
Работа спортивных секций и клубов
Работа с родителями
Работа учреждений дополнительного образования физкультурной
направленности
Формы работы:
организация семинаров для учителей: "Педагогика здоровья",
"Валеология в школе и дома" и т.д.
организация родительского всеобуча: "Домашний режим школьника",
"Закаливание" и т.д.
конференции, лектории, викторины для учащихся
проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок
вечера здоровья и отдыха
профилактические мероприятия в период каникул
проведение дней здоровья
В соответствии с формой организации здоровьесберегающей деятельности
необходим комплексный набор способов и средств организации процесса
Способы:
внедрение курса "Валеология", "Час здоровья" в учебный процесс
использование на уроках и во внеурочной деятельности
здоровьесберегающих технологий
разработка валеологической тематики классных часов
организация работы спортивных секций
организация работы кружков валеологической направленности
Создание условий в системе образования по сохранению и укреплению
здоровья ребенка - важная и актуальная задача сегодняшнего
образования.Главная задача при этом - формирование здоровьесохранящей
компетентности, как универсального качества личности. К сожалению,
динамика показателей физического и психического здоровья детей и
подростков на протяжении последних лет имеет тенденцию явного
ухудшения. Причины связаны с организацией образовательного процесса,
досуга детей, семейного воспитания. В системе образования необходимы
комплексные мероприятия здоровьесберегающего характера:
оптимальная организация учебного процесса, недопущение перегрузок
и утомления;
создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей занятия
физкультурой, спортом и туризмом;
обеспечение полноценного горячего питания школьников;
осуществление комплекса профилактических мероприятий (в том числе
совместно с медицинским работником образовательного учреждения);
создание необходимых условий для пребывания ребенка в
образовательном процессе, соответствующих СаН ПИН;
достижение преемственности в вопросах здоровьесбережения ребенка
между образовательным учреждением и семьей.
Глава 2. Дополнительное образование как основной фактор
самореализации учащихся.
В
последние
годы
в
учреждениях
образования
все
больше
стали
исследовать и апробировать здоровьесберегающие технологии, формировать
валеологическое сознание, ответственное отношение к своему здоровью, как
условию успешной и счастливой жизни. Проблема здоровья подрастающего
поколения
существует
и
ее
следует
рассматривать
не
только
в
сфере
здравоохранения, а в большей степени в образовании. Методология системы
образования,
содержание
процесса
образования
могут
обучить
детей
здоровому
образу
жизни
с
раннего
детства,
воспитать
в
них
культуру
здоровья.
В
меньшей
степени
возможности
изучены
в
системе
дополнительного образования детей. Центром внимания этих учреждений
выступает личность ребенка, а принципом организации жизнедеятельности
детей
является
их
природосообразность.
Учреждения
дополнительного
образования
детей
в
силу
своей
специфики
способны
создать
многоаспектные
условия
для
развития
эмоционально-интеллектуального,
нравственного
становления ребенка.
Свободный
выбор,
добровольное
участие, избрание детьми своего образовательного пути, режима, уровня и
конечного
результата,
способствуют
снятию
психологического
барьера,
созданию среды психологического комфорта . Это в полной мере, наверное,
осознают
родители,
которые
приводят
своих
детей
в
дома
творчества,
станции
техников,
спортивные
школы,
чтобы
дети
при
оптимальных
условиях сохранения здоровья приобрели навыки необходимые в жизни.
Согласно
опроса
обучающихся
в
системе
дополнительного
образования
детей
в
«
Бейском
ЦДТ»:
мотивация
выбора
учреждений
выглядит следующим образом:
Меня привели родители -42,3%
Пригласили педагоги – 27,7%
Сам пришел (пришла)-16,7%
По совету сверстников -9,7%
Другое
(посоветовали
классные
руководители,
увидел
приглашение,
рекламу)-3.6%
Данная
статистика
мотивации
требует
дифференцированной
диагностики. Лишь 16,7 % детей сами пришли в учреждение и выбрали по
душе
объединение
в
соответствие
со
склонностями,
способностями
и
состоянием
здоровья.
Но
даже
эта неосознанная на
первом
этапе
потребность реализовать себя в другой жизнедеятельности может перейти в
мотивационную потребность: познать самого себя, свою индивидуальность.
Со временем проявляются: осознанный интерес к творчеству, потребность в
интересном
отдыхе,
уверенность
и
успешность
в
себе,
возможность
понимания выбора для себя будущей профессии, развитие критичности в
оценке поведения сверстников, не способных занять себя в свободное время,
самоактуализация
потенциальных
потребностей. Поэтому
так
высок
показатель стабильности детей (до 85%) пришедших в детские объединения
и не покидающих их в течение нескольких лет. Подобная мотивационная
потребность
формирует
духовное
здоровье
человека,
устойчивый
иммунитет к негативным явлениям, разрушающим здоровье человека.
К а к
в а ж н о
в ы в е с т и
в с е
э т и
з а д ач и
н а профессиональную
компетентность
педагога
дополнительного
образования.
Педагогические
коллективы
выстраивают
индивидуальные
варианты
образовательного
маршрута, темп обучения, учитывая степень
заинтересованности ребенка,
пришедшего
в
студию,
секцию,
детское
объединение.
Педагог
дополнительного образования
для сохранения здоровья детей стремится
свести к минимуму все возможные факторы риска: социальные, природно-
климатические, наследственные.
Психолого-педагогическая диагностика среди подростков и молодежи,
обучающихся по форме дополнительного образования включала следующие
аспекты: исследования социума,
влияние его на духовное, физическое,
социальное и экологическое здоровье подростков, молодежи; соответствие
методов
и
организационных
форм
образовательного
процесса
возрасту
обучающегося.
Как ребенку, подростку преодолеть все неблагоприятные влияния
окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье? «Здоровье –
это
состояние
устойчивости,
невосприимчивости
к
экстремальным,
т.е.
неожиданно
возникающим
и
не
обычным,
патологическим,
болезненным
воздействиям». Такое определение ученого Ю.Ф. Змановского предполагает,
что здоровый человек обладает настолько сильной верой в здоровье, что ему
не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации, в которых он может
оказаться.
Противостоять
всему
этому
можно
только
через
хорошо
организованную
систему
оздоровительной
работы.
Учрежден и я
дополнительного
образования
детей
имеют
свои
особенности,
которые
позволяют
отнести
их
к
здоровьесберегающим
системам.
Для
успешной
организации
зроровьесберегающего
пространства
в
учреждении
дополнительного
образования
детей
необходима
координация
образовательной и воспитательной деятельности, психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся.
Образовательные
программы
учреждений
дополнительного
образования детей способны сегодня реализовать валеологические аспекты.
Многообразие видов деятельности
в объединениях позволяет на каждом
занятии использовать здоровьесберегающие технологии.
В Бейском ЦДТ применяется адаптированная программа по акробатике.
Цель
учебной
программы
—
углубленное
обучение
детей
акробатике
в
доступной для них форме.
Программа направлена на решение следующих задач:
• сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств детей и
двигательных способностей;
• формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и
самопознания;
• расширение двигательного опыта посредством использования и освоения
физических упражнений;
• воспитание волевых качеств личности обучающегося
• развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и
физическое совершенствование.
При этом необходимо учитывать некоторые объективные, медицинские
противопоказания к занятиям акробатикой:
заболевания центральной и периферической нервной системы;
заболевания, деформация костей и суставов;
ревматические и врожденные пороки сердца.
Следовательно, запись в группу должна производиться с разрешения
врача, а в течение всего периода обучения необходим медицинский контроль,
который осуществляется по договоренности со спортивно-физкультурным
диспансером.
Настоящая программа по акробатике рассчитана на четыре года обучения:
1-й год — начальное образование: проводится набор в группы детей 7—8 лет,
однако возрастная планка может быть снижена для детей, у которых явно
выражены способности к двигательной деятельности.
2-й год — этап формирования и закрепления основных двигательных
навыков и умений.
3-й год — углубленное освоение акробатических элементов, этап подготовки
к соревнованиям и выступления на концертах и праздниках.
4-й год — этап работы в группах спортивного совершенствования.
В
соответствии
с
законами
Российской
Федерации
о
физической
культуре, школьная программа рассчитана на учебный материал в объеме 68
ч в год по физической культуре и включает занятия по разным дисциплинам.
Акробатика, благодаря своей доступности и привлекательности, входит в
число преподаваемых дисциплин «Гимнастика с элементами акробатики», но
в незначительном объеме (24 ч).
Программа
«Акробатика
для
всех!»
предполагает
дополнительную
физическую нагрузку (к школьной) из расчета на одну учебную группу:
Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями
образования.
Для
каждого
из
этих
уровней
выделены
цели
и
задачи,
конкретизирующие
общую
цель
физкультурного
образования,
а
также
приводятся
зачетные
требования
к
знаниям,
умениям
и
двигательной
подготовленности учеников.
Акробатические
упражнения
весьма
универсальны
и
доступны
как
средство индивидуальных занятий физической культурой в школе, дома и в
учреждениях
дополнительного
образования.
Акробатика
позволяет
поддержать
необходимый
уровень
развития
целого
ряда
двигательных
качеств
и
способностей,
связанных
с
выполнением
прыжков,
вращений,
равновесий. Акробатика — ценное средство развития смелости, решитель-
ности,
ловкости.
Ученикам
предлагаются
занятия
прыжковой
и
парно-
групповой акробатикой наряду с освоением основ хореографии и танца.
Контроль
за
освоением
учебного
материала
проводится
в
форме
тестирования, сдачи норматива, участия в соревнованиях и показательных
выступлениях.
Желательным условием освоения программы является ведение каждым
занимающимся дневника. Благодаря этому по мере прохождения учебного
материала
у
занимающихся
формируются
объективные
представления
о
собственных
возможностях,
средствах
и
методах
их
развития
и
совершенствования.
Правильное
и
четкое
ведение
дневника
делает
его
своеобразным
руководством,
необходимым
ученику
для
организации
самостоятельных
занятий
акробатикой.
Особый
эффект
принесет
выполнение
домашних
заданий и их фиксирование в дневнике.
По
окончании
каждого
года
обучения
проводятся
итоговые
контрольные
соревнования.
Оцениваются
результаты
контрольных
упражнений
и
нормативов
общей
физической
подготовки
(ОФП)
и
специальной физической подготовки (СФП)
1
.
Для организации и ведения занятий детского объединения необходим
тренер или инструктор по акробатике, хореограф, работающий по своей
программе,
и
оборудованный
спортивный
зал,
который
должен
иметь
ковровое покрытие, мягкие маты, страховочные пояса, подкидные мостики
или резиновые камеры (более подробное описание инвентаря прилагается).
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством
профилактики
и
коррекции
здоровья.
Особое
внимание
уделяется
формированию
правильной
осанки,
воспитанию
и
развитию
основных
физических качеств в процессе освоения акробатических упражнений.
Работа учебной группы может быть организована на базе дома творчества,
школы или спортивной школы.
Рассматривая
учреждения
дополнительного
образования
детей
как
реально существующую
здоровьесберегающую педагогическую систему,
необходима разработка обучающих тренингов
компетенций
педагогов в
вопросах охраны своего здоровья и здоровья обучающихся.
Заключение
Педагогический
мониторинг
в
учреждениях
дополнительного
образования,
показал
стабилизацию
душевного
и
физического
состояния
ребенка. Мною использовался опросник САН (самочувствия, активности,
настроения).
Анализируя
результаты
анкетирования,
что
по
окончании
занятий в объединении у 94% обучающихся улучшилось самочувствие, у 93%
поднималось
настроение,
у
97%
росла
увлеченность,
75%
обучающихся
чувствовали себя отдохнувшими, у 85%
повышалась работоспособность.
По всем характеристикам опросника наблюдалась положительная динамика.
Учреждения дополнительного образования детей это резерв и
арсенал
средств, способный создать здоровьесберегающую педагогическую систему.
Она
позволит накопить силы детскому организму, и будет обеспечивать
полноценное физическое и разностороннее развитие личности.
Список литературы
1. Батуев А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи // Валеология. – Ростов-на-
Дону, 2000, № 1.
2. Ветрова В.В. Уроки психического здоровья. – М., 2000.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1998.
4. Лакосина Н.Д. Медицинская психология. – М.: Медицина, 1989.
5. Сократов Н.В. Комплексно-целевая программа по валеологии «Не дай цветку
сломаться» для учреждений дополнительного образования // Внешкольник, № 5. –
Оренбург, 2000.
6. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.:
Академия, 1999.
7. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Синдром дефицита внимания у детей
младшего школьного возраста (обзор)// Валеология. – Ростов-на-Дону, 2000, № 1.
8. Хижняк О.С., Феденева Р.М., Сократов Н.В. Программа деятельности школьной
валеологической службы. I и II часть. – Оренбург, 1998.