Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе
Автор: Галлямова Лира Миннивагизовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Школа № 31" Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе Тема: Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе Раздел: начальное образование
Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе
Учителю для успешного проведения современного урока необходимо
обращать особое внимание не только на качество преподаваемого материала,
но и на восприятие учащимися нового материала, научить воспользоваться
им.
Ведь в условиях не полностью воспринятой информации, неумении
правильно
распределить
приоритетные
направления
в
учебе,
учащиеся
теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое снижение активности и
работоспособности. Что же мешает детям учиться? Как и чем им может
помочь
современный
учитель?
Какие
задачи
ставит
перед
учителями
федеральные государственные общеобразовательные стандарты?
Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик», вводится новое
звено «компьютер», а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одним
из
основных
направлений
информатизации
образования
является
использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовании.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании
– это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора,
обработки
и
распространения
информации
и
использования
их
в
образовательном процессе.
Важнейшим
современным
устройством
ИКТ
являются
компьютер,
снабженный
соответствующим
программным
обеспечением
и
средства
телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Подобные
технологии
активно
применяются
для
передачи
информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в
современных
системах
открытого
и
дистанционного
образования.
Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области
ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной
деятельности.
Использование информационных технологий учителем способствует
активизации
внимания,
восприятия,
мышления,
воображения,
памяти,
творческих способностей и познавательных интересов.
При данных условиях познавательный интерес ребёнка и успешность
обучения
определяют
его
полноценное
интеллектуальное
и
физическое
развитие.
Практический
опыт
доказывает,
что
учитель
может
добиваться
серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных
условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и
во внеурочной деятельности.
Сегодня
переход
российского
образования
на
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
неразрывно
связан
с
повышением
уровня
информатизации
всей
системы
образования.
Ведь
современное информационное общество предъявляет к уровню образования
самые высокие требования.
В
новых
стандартах
наравне
с
основными
метапредметными
результатами освоения, учащимися основной образовательной программы
отмечается
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ–
компетенции), как одной из важнейших компетенций, которую новая школа
должна дать своим будущим выпускникам.
Это значит, что обучение должно быть направлено на формирование и
развитие ИКТ-компетенций, обучающихся на уровне общего пользования,
включая
базовое
владение
информационно-коммуникационными
технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией
выполненных
работ,
основами
информационной
безопасности,
умением
безопасного
использования
средств
информационно-коммуникационных
технологий и сети Интернет.
Становится
необходимым
в
преподавании
различных
дисциплин
широкое
использование
компьютерных
технологий,
начиная
с
начальной
школы.
Эта необходимость определяет особенности нашего времени, которое
предъявляет свои требования: высокий профессионализм, оперативность в
использовании нового знания, технологий.
Сегодня
повышение
информационной
культуры
с
максимальным
использованием информационных технологий означает постоянный поиск
новых
форм
работы,
постоянное
усовершенствование,
получение
новых
знаний.
Особенность
ФГО С нового
поколения
–
системно-деятельностный
характер,
который
ставит
главной
задачей
развитие
личности
ученика,
обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
через
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа.
Школа не может не учитывать современные технологии передачи и
обработки
информации.
Федеральный
стандарт
является
отражением
социального
заказа
и
представляет
собой
общественный
договор,
согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом
и
государством,
поэтому
он
должен
учитывать
и
потребно сти
развивающегося информационного общества.
Одним
из
основных
положений
нового
стандарта
является
формирование
универсальных
учебных
действий.
Без
применения
информационных
технологий
формирование
данных
действий
у
обучающихся в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно.
Поэтому роль ИКТ-компетентности педагога становится столь важной при их
формировании в современной школе.
На сегодняшний день внедрение новых стандартов в образовании
предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ.
Педагог должен обладать следующими ИКТ-навыками:
1. использование компьютера как средства управления информацией;
2. работа с информацией в глобальных компьютерных сетях;
3. применение современных ИКТ для обеспечения качества обучения;
4. формирование информационно-образовательной среды.
Для того, чтобы успешно применять ИКТ в работе, учитель должен
быть
хорошо
осведомлен
о
различных
видах
информационно-
коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из
них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность школьников
в новых условиях.
Учитель сам должен иметь определенную систему знаний, умений и
опыта творческой деятельности. Это знание:
основных видов ИКТ, перспектив их развития и существующих
проблем;
возможностей
сети
Интернет
и
образовательных
возможностей основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том
числе
рассылок
образовательной
направленности,
Web-форумов,
электронных конференций, чат-конференций и др.);
основных
образовательных
сайтов
как
отечественных,
так
и
зарубежных
(краткая
характеристика
содержания
ресурсов,
дидактические возможности и т.п.);
различных
подходов
к
построению
типологии
мультимедийных
обучающих
программ,
наиболее
популярных
типов
программ,
классификаций
программ
по
функциональному
признаку,
характеристик отдельных типов обучающих программ;
средств
оценки
образовательных
сайтов
в
сети
Интернет,
обучающих программ и критериев их качества; различных видов
дистанционного обучения.
Но любую технологию нужно применять дозировано. Использование
ИКТ
в
образовательном
процессе
кроме
очевидных
«плюсов»
(индивидуализация
обучения;
повышение
мотивации
и
познавательной
активности обучающихся и т.д.) имеет и ряд «минусов» (велика вероятность
того,
что
чрезмерное
увлечение
информационными
технологиями
может
образовательный процесс из развивающего сделать в большей мере наглядно-
иллюстративным).