Напоминание

Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе


Автор: Галлямова Лира Миннивагизовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 31"
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе
Тема: Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе
Учителю для успешного проведения современного урока необходимо обращать особое внимание не только на качество преподаваемого материала, но и на восприятие учащимися нового материала, научить воспользоваться им. Ведь в условиях не полностью воспринятой информации, неумении правильно распределить приоритетные направления в учебе, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое снижение активности и работоспособности. Что же мешает детям учиться? Как и чем им может помочь современный учитель? Какие задачи ставит перед учителями федеральные государственные общеобразовательные стандарты? Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик», вводится новое звено «компьютер», а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одним из основных направлений информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Важнейшим современным устройством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Использование информационных технологий учителем способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. При данных условиях познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Практический опыт доказывает, что учитель может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к уровню образования самые высокие требования. В новых стандартах наравне с основными метапредметными результатами освоения, учащимися основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции), как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Это значит, что обучение должно быть направлено на формирование и развитие ИКТ-компетенций, обучающихся на уровне общего пользования, включая базовое владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Становится необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий, начиная с начальной школы. Эта необходимость определяет особенности нашего времени, которое предъявляет свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы, постоянное усовершенствование, получение новых знаний. Особенность ФГО С нового поколения – системно-деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Школа не может не учитывать современные технологии передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребно сти развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий. Без применения информационных технологий формирование данных действий у обучающихся в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно.
Поэтому роль ИКТ-компетентности педагога становится столь важной при их формировании в современной школе. На сегодняшний день внедрение новых стандартов в образовании предъявляет новые требования к подготовленности учителя в области ИКТ. Педагог должен обладать следующими ИКТ-навыками: 1. использование компьютера как средства управления информацией; 2. работа с информацией в глобальных компьютерных сетях; 3. применение современных ИКТ для обеспечения качества обучения; 4. формирование информационно-образовательной среды. Для того, чтобы успешно применять ИКТ в работе, учитель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно- коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность школьников в новых условиях. Учитель сам должен иметь определенную систему знаний, умений и опыта творческой деятельности. Это знание:  основных видов ИКТ, перспектив их развития и существующих проблем; возможностей сети Интернет и образовательных возможностей основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том числе рассылок образовательной направленности, Web-форумов, электронных конференций, чат-конференций и др.);  основных образовательных сайтов как отечественных, так и зарубежных (краткая характеристика содержания ресурсов, дидактические возможности и т.п.);  различных подходов к построению типологии мультимедийных обучающих программ, наиболее популярных типов программ, классификаций программ по функциональному признаку, характеристик отдельных типов обучающих программ;  средств оценки образовательных сайтов в сети Интернет, обучающих программ и критериев их качества; различных видов дистанционного обучения. Но любую технологию нужно применять дозировано. Использование ИКТ в образовательном процессе кроме очевидных «плюсов» (индивидуализация обучения; повышение мотивации и познавательной активности обучающихся и т.д.) имеет и ряд «минусов» (велика вероятность того, что чрезмерное увлечение информационными технологиями может
образовательный процесс из развивающего сделать в большей мере наглядно- иллюстративным).


В раздел образования