Напоминание

Усиление роли самостоятельной работы обучающихся в подготовке к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности


Автор: Бородкина Виктория Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ "Колледж сферы услуг №3"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Усиление роли самостоятельной работы обучающихся в подготовке к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Усиление роли самостоятельной работы обучающихся

в подготовке к дальнейшей эффективной

профессиональной деятельности

Авторы: методисты ГБПОУ «Колледж сферы услуг №3»

Бородкина Виктория Викторовна

Ларионова Инна Евгеньевна
Самостоятельная работа обучающихся занимает важное место в системе подготовки квалифицированных специалистов. Хорошо организованная самостоятельная работа способствует формированию навыков, умений и знаний будущего выпускника, способного самостоятельно и творчески решать стоящие перед ним задачи. О самостоятельной работе обучающихся много пишут и говорят, т.к. повышение требований к уровню профессиональных компетенций выпускников колледжей привело к изменениям и в организации обучения, в том числе – к усилению роли самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование навыков, умений и знаний, что дальнейшем, обеспечивает усвоение обучающимся приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать технические и научные задачи. Именно в ходе самостоятельной работы могут проявляться мотивация, целенаправленность, самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества обучаемого. В связи с этим планирование, организация и реализация работы обучающихся в отсутствии преподавателя является важной задачей обучения. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы обучаемый усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, но и способы получения знаний. Самостоятельная работа всегда вызывала и вызывает у обучающихся ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации бывших школьников к новым формам обучения. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие обучающиеся испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием
психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Каждый из видов внеаудиторной работы (подготовка обучающимися вопросов по интересующим их темам, рефераты, групповые и индивидуальные консультации при подготовке докладов, бесед, сообщений) изменяется от курса к курсу: усложняется, расширяется, при этом большая роль отводится инициативе будущего выпускника. Организация самостоятельной деятельности обучающихся сегодня предполагает наличие гибкой системы, позволяющей приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому. Одно из требований к организации самостоятельной работы заключается в том, что она должна углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные обучающимися в ходе аудиторных занятий. Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы будущих специалистов является разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором обучающийся является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля: - входной контроль знаний и умений при начале изучения очередной дисциплины; - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; - самоконтроль, осуществляемый самим обучаемым в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. В последние годы наряду с традиционными формами контроля – зачетами и экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. Полезным может быть тестовый контроль знаний и умений, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в
большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений, дает возможно сть в значительной м е р е индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого обучающегося. Эффективно использовать тестирование непосредственно в процессе обучения при самостоятельной работе обучающихся. В этом случае они сами проверяют свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, обучающийся получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Современное обучение невозможно представить без все шире проникающих в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающее - контролирующие системы, которые позволяют будущему выпускнику самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала. При использовании в образовательном процессе информационных технологий возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы. Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся приводит к уменьшению нагрузки преподавателя. При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: 1. Внеаудиторная самостоятельная работа 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя. 3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разнообразны: - подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы, причем каждому обучающемуся желательно предоставить право выбора темы работы; - выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач, подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; - выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у обучающихся самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый, так и часть обучающихся группы; - выполнение курсовых проектов и работ;
- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах. Чтобы развить положительное отношение будущих специалистов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Таким образом, цель самостоятельной работы обучающихся - научить осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Чтобы, самостоятельная работа смогла повысить уровень общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, необходимо найти подход к обучающимся с различными характерологическими данными, а именно: - аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми обучающимися и предусмотреть усложненные задания для обучающихся, подготовленных лучше других; - необходим регулярный контроль успешно сти выполнения самостоятельной работы и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя с обучающимися; - для успешности самостоятельной необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить обучающихся с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля; графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - обучающихся нужно приучить к планированию собственной работы; - пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых обучающиеся должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть; - при изучении любой дисциплины желательно проводить "входной контроль", который поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;
- задания для самостоятельной работы могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине обучающихся, выполнение которой учитывается при итоговом контроле; - на практических занятиях легко выявить обучающихся, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в научно-исследовательской деятельности и консультирование более слабых обучающихся. Сущность подхода к организации самостоятельной работы обучающихся заключается не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки будущим выпускникам, развивать у них мышление, но и обучить их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у обучающихся умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов. Решающая роль в организации самостоятельной работы с обучающимися принадлежит преподавателю, который должен работать с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества обучающегося как будущего специалиста высокой квалификации. При организации самостоятельной работы обучающихся каждый преподаватель должен помнить о том, что: - нельзя перегружать обучающихся творческими заданиям; - необходимо чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеурочное время; - давать обучающимся четкий и полный инструктаж: - цель задания; - условия выполнения; - объем; - сроки; - образец оформления - осуществлять текущий контроль и учет - оценивать, давать рецензию на работу, обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы. Таким образом, самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса в подготовке квалифицированных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.

Список использованной литературы
1. Ведерникова Е.Г. – «Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления» - М.: Эксмо, 2012 2. Галицких, Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е.Галицких // Высшее образование в России.-2004.-№ 6.-С.160 - 163. 3. Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009 г. 4. Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010 г. 5. Пурин, В.Д. Педагогика среднего п р о ф е с с и о н а л ь н о го образования /В.Д. Пурин - Ростов н/Д., 2006.


В раздел образования