Усиление роли самостоятельной работы обучающихся в подготовке к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности
Автор: Бородкина Виктория Викторовна Должность: методист Учебное заведение: ГБПОУ "Колледж сферы услуг №3" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Усиление роли самостоятельной работы обучающихся в подготовке к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности Раздел: среднее профессиональное
Ларионова Инна Евгеньевна
Самостоятельная
работа
обучающихся
занимает
важное
место
в
системе
подготовки
квалифицированных
специалистов.
Хорошо
организованная
самостоятельная
работа
способствует
формированию
навыков,
умений
и
знаний
будущего
выпускника,
способного
самостоятельно и творчески решать стоящие перед ним задачи.
О самостоятельной работе обучающихся много пишут и говорят, т.к.
повышение
требований
к
уровню
профессиональных
компетенций
выпускников колледжей привело к изменениям и в организации обучения,
в том числе – к усилению роли самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная
работа
является
одной
из
важнейших
составляющих
учебного процесса, в ходе которого происходит формирование навыков,
умений и знаний, что дальнейшем, обеспечивает усвоение обучающимся
приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в
конечном
итоге,
способность
решать
технические
и
научные
задачи.
Именно в ходе самостоятельной работы могут проявляться мотивация,
целенаправленность,
самоорганизованность,
самостоятельность,
самоконтроль и другие личностные качества обучаемого.
В
связи
с
этим
планирование,
организация
и
реализация
работы
обучающихся
в
отсутствии
преподавателя
является
важной
задачей
обучения.
Процесс
обучения
должен
быть
организован
так,
чтобы
обучаемый усвоил не только содержание преподаваемых дисциплин, но и
способы получения знаний.
Самостоятельная работа всегда вызывала и вызывает у обучающихся
ряд
трудностей,
обусловленных
необходимостью
адаптации
бывших
школьников
к
новым
формам
обучения.
Главная
трудность
связана
с
необходимостью
самостоятельной
организации
своей
работы.
Многие
обучающиеся испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием
навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения
четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать
индивидуальные
особенности
своей
умственной
деятельности
и
физиологические
возможности,
практически
полным
отсутствием
психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих
правил ее организации.
Каждый из видов внеаудиторной работы (подготовка обучающимися
вопросов
по
интересующим
их
темам,
рефераты,
групповые
и
индивидуальные
консультации
при
подготовке
докладов,
бесед,
сообщений) изменяется от курса к курсу: усложняется, расширяется, при
этом большая роль отводится инициативе будущего выпускника.
Организация
самостоятельной
деятельности
обучающихся
сегодня
предполагает наличие гибкой системы, позволяющей приобретать знания
там и тогда, где и когда это удобно обучаемому.
Одно
из
требований
к
организации
самостоятельной
работы
заключается
в
том,
что
она
должна
углублять,
расширять
и
совершенствовать знания, умения и навыки, полученные обучающимися в
ходе аудиторных занятий.
Важнейшим
условием
эффективности
самостоятельной
работы
будущих
специалистов
является
разработка
комплекса
методического
обеспечения учебного процесса.
К
такому
комплексу
следует
отнести
тексты
лекций,
учебные
и
методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач,
сформулированных
на
основе
реальных
данных.
Это
позволит
организовать
проблемное
обучение,
в
котором
обучающийся
является
равноправным
участником
учебного
процесса.
Результативность
самостоятельной работы обучающихся во многом определяется наличием
активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений при начале изучения очередной
дисциплины;
-
текущий
контроль,
то
есть
регулярное
отслеживание
уровня
усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
-
промежуточный
контроль
по
окончании
изучения
раздела
или
модуля курса;
-
самоконтроль,
осуществляемый
самим
обучаемым
в
процессе
изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время
после завершения изучения дисциплины.
В
последние
годы
наряду
с
традиционными
формами
контроля
–
зачетами
и
экзаменами
достаточно
широко
вводятся
новые
методы.
Полезным
может
быть
тестовый
контроль
знаний
и
умений,
который
отличается
объективностью,
экономит
время
преподавателя,
в
значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в
большей
степени
сосредоточиться
на
творческой
части
преподавания,
обладает
высокой
степенью
дифференциации
испытуемых
по
уровню
знаний
и
умений,
дает
возможно сть
в
значительной
м е р е
индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных
заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной
работы,
позволяет
прогнозировать
темпы
и
результативность
обучения
каждого
обучающегося.
Эффективно
использовать
тестирование
непосредственно
в
процессе
обучения
при
самостоятельной
работе
обучающихся. В этом случае они сами проверяют свои знания. Не ответив
сразу
на
тестовое
задание,
обучающийся
получает
подсказку,
разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Современное
обучение
невозможно
представить
без
все
шире
проникающих
в
учебный
процесс
автоматизированные
обучающие
и
обучающее
-
контролирующие
системы,
которые
позволяют
будущему
выпускнику
самостоятельно
изучать
ту
или
иную
дисциплину
и
одновременно
контролировать
уровень
усвоения
материала.
При
использовании в образовательном процессе информационных технологий
возрастает
объем
и
расширяются
организационные
формы
самостоятельной
работы.
Увеличение
доли
самостоятельной
работы
обучающихся приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.
При
изучении
каждой
дисциплины
организация
самостоятельной
работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
1. Внеаудиторная самостоятельная работа
2.
Аудиторная
самостоятельная
работа,
которая
осуществляется
под
непосредственным руководством преподавателя.
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды
внеаудиторной
самостоятельной
работы
обучающихся
разнообразны:
- подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных
работ
на
заданные
темы,
причем
каждому
обучающемуся
желательно
предоставить право выбора темы работы;
-
выполнение
домашних
заданий
разнообразного
характера.
Это
-
решение задач, подбор и изучение литературных источников; разработка и
составление различных схем; выполнение графических работ; проведение
расчетов и др.;
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у
обучающихся самостоятельности и инициативы.
Индивидуальное задание может получать как каждый, так и часть
обучающихся группы;
- выполнение курсовых проектов и работ;
-
подготовка
к
участию
в
научно-теоретических
конференциях,
олимпиадах.
Чтобы развить положительное отношение будущих специалистов к
внеаудиторной
самостоятельной
работе,
следует
на
каждом
ее
этапе
разъяснять
цели
работы,
контролировать
понимание
этих
целей,
постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и
выбора цели.
Таким
образом,
цель
самостоятельной
работы
обучающихся
-
научить
осмысленно
и
самостоятельно
работать
сначала
с
учебным
материалом,
затем
с
научной
информацией,
заложить
основы
самоорганизации
и
самовоспитания
с
тем,
чтобы
привить
умение
в
дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Чтобы, самостоятельная работа смогла повысить уровень общих и
профессиональных компетенций будущих специалистов, необходимо найти
подход к обучающимся с различными характерологическими данными, а
именно:
-
аудиторные
занятия
следует
проводить
так,
чтобы
обеспечить
безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы
всеми
обучающимися
и
предусмотреть
усложненные
задания
для
обучающихся, подготовленных лучше других;
-
необходим
регулярный
контроль
успешно сти
выполнения
самостоятельной работы и индивидуальные консультации преподавателя.
Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение
преподавателя с обучающимися;
-
для успешности самостоятельной необходимы четкие методические
указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом
же
занятии
должен
ознакомить
обучающихся
с
целями,
средствами,
трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля;
графики
самостоятельной
работы
необходимы
на
младших
курсах,
на
старших - обучающихся нужно приучить к планированию собственной
работы;
- пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине
должен
содержать:
все
типы
задач,
методами
решения
которых
обучающиеся
должны
овладеть
для
успешного
прохождения
контроля;
перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо
для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать
наизусть;
-
при
изучении
любой
дисциплины
желательно
проводить
"входной
контроль", который поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;
-
задания
для
самостоятельной
работы
могут
содержать
две
части
-
обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по
данной дисциплине обучающихся, выполнение которой учитывается при
итоговом контроле;
-
на
практических
занятиях
легко
выявить
обучающихся,
успешно
и
быстро
справляющихся
с
заданиями.
Им
можно
давать
усложненные
индивидуальные задания, предложить участие в научно-исследовательской
деятельности и консультирование более слабых обучающихся.
Сущность
подхода
к
организации
самостоятельной
работы
обучающихся заключается не только в том, чтобы дать знания, умения,
навыки будущим выпускникам, развивать у них мышление, но и обучить
их
формам,
методам,
средствам
самостоятельного
добывания
знаний.
Формирование у обучающихся умения самостоятельно пополнять знания,
ориентироваться
в
стремительном
потоке
информации
–
одно
из
направлений
совершенствования
качества
подготовки
специалистов.
Решающая роль в организации самостоятельной работы с обучающимися
принадлежит
преподавателю,
который
должен
работать
с
конкретной
личностью,
с
ее
сильными
и
слабыми
сторонами,
индивидуальными
способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить
лучшие
качества
обучающегося
как
будущего
специалиста
высокой
квалификации. При организации самостоятельной работы обучающихся
каждый преподаватель должен помнить о том, что:
- нельзя перегружать обучающихся творческими заданиям;
- необходимо чередовать творческую работу на занятиях с заданиями
во внеурочное время;
- давать обучающимся четкий и полный инструктаж:
- цель задания;
- условия выполнения;
- объем;
- сроки;
- образец оформления
- осуществлять текущий контроль и учет
- оценивать, давать рецензию на работу, обобщать уровень усвоения
навыков самостоятельной, творческой работы.
Таким
образом,
самостоятельная
работа
обучающихся
является
неотъемлемой частью учебного процесса в подготовке квалифицированных
специалистов,
способных
самостоятельно
и
творчески
решать
стоящие
перед ними задачи.
Список использованной литературы
1.
Ведерникова Е.Г. – «Развитие познавательной активности студентов
в
процессе
обучения
и
внеаудиторной
деятельности
через
активизацию
мышления» - М.: Эксмо, 2012
2.
Галицких,
Е.
Организация
самостоятельной
работы
студентов
/
Е.Галицких // Высшее образование в России.-2004.-№ 6.-С.160 - 163.
3.
Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы
студентов"- М: Эксмо-Пресс, 2009 г.
4.
Марохонько
О.И.
–
«Организация
самостоятельной
работы
студентов» - М.: Эксмо-Пресс, 2010 г.
5.
Пурин,
В.Д.
Педагогика
среднего
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
образования /В.Д. Пурин - Ростов н/Д., 2006.