Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный филолог" для обучающихся 5 классов
Автор: Иванова Альбина Наильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Школа №141 городского округа город Уфа РБ Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: программа Тема: Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный филолог" для обучающихся 5 классов Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Русский язык- язык русского народа, который служит ему средством:
а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и
учреждениями, в научном и художественно- словесном творчестве);
б) хранения и передачи информации;
в) в связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык в современном мире- один из официальных языков ООН.
В России он является государственным языком.
Овладение
нормами
родного
языка,
эффективное
использование
языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в
обществе,
для
формирования
духовного
богатства
человека.
Успешность
раннего обучения языку имеет в связи с этим большое значение для будущего
маленького человека.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы
«Творческая лаборатория юных филологов» лежит творческая деятельность
учащихся. На занятиях кружка будут использованы игровые методы, так как
они активизируют познавательную деятельность детей, вносят элемент
занимательности в учебный процесс, помогают снять напряжение и
усталость на уроке.
Игры и игровые задания в курсе русского языка способствуют
закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию
смекалки, чутья.
Цель
Целью данной программы является:
1) дать учащимся знания о русском языке, сформировать у них языковые и
речевые умения;
2) создать условия для успешного изучения курса русского языка;
3) развить творческую активность учащихся;
4) заложить основу научного мышления;
5) научить добывать знания.
Основные задачи курса
Обучающие
задачи
–
в
ходе
занятий
дети
на
принципиально
«неучебном»
-
игровом
материале
закрепляют
представления
и
знания,
полученные в курсе начальной школы; формируют
актуальные для этого
возраста учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы,
подбирать проверочное слово, подбирать однокоренные слова, распознавать
прямое
и
переносное
значение
слова,
подбирать
синонимы
и
антонимы,
давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)
Воспитывающие – в процессе занятий дети постепенно формируют
такие
качества
личности
как
собранность,
организованность,
культура
общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в
самообразовании и самосовершенствовании.
Развивающие – все виды деятельности детей и педагога направлены на
развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического,
критического, творческого мышления.
Педагогические принципы
Педагогические принципы , обеспечивающие реализацию программы:
использование
привычных
форм
деятельности
(игровых),
доступность
обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации занятий;
оптимальное
сочетание
форм
занятий
–
индивидуальной,
парной,
групповой в рамках фронтальной.
Методическое обеспечение образовательной деятельности
Методическое обеспечение программы состоит в основном из игровых
пособий, для которых характерно:
доступность и узнаваемость игровой формы (лото, парные
картинки, разрезные картинки, которые нужно составлять,
излюбленные детьми маршрутные игры - «ходилки») переводят
учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры,
поддерживают положительный эмоциональный фон на занятиях;
обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов,
паронимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь
эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и
грамматико-орфографический словарь);
ясность игровой задачи, чёткость мотивации игры стимулируют
интерес ребёнка, поддерживают соревновательный азарт, который
должен быть направлен взрослым на познавательную деятельность;
вариативность
игровых
форм,
заложенная
в
каждом
пособии,
позволяет
индивидуально
подойти
к
особенностям
восприятия
разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление
нужных учебных навыков;
богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу
для расширения тезауруса школьников, развития языкового вкуса и
чутья, обогащения картины мира и развития мышления учащихся;
высокий
уровень
оформления
наглядного
игрового
пособия
стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует
развитию эстетического вкуса и творческого мышления. Создание
же собственных игр на основе предложенных моделей позволяет
ученикам
и
преподавателю
осуществить
целенаправленную
межпредметную интеграцию (язык и изобразительное искусство).
Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-
репродуктивный и этап творческой самостоятельности или групповой
работы.
Содержание программы
Программа содержит:
1)
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из
области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования,
морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного
языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о
языке как развивающимся явлении и так далее; речеведческие
понятия, на основе которых строится работа по развитию связной
речи учащихся – формирование речевых умений и навыков;
сведения об основных нормах русского литературного языка;
2)
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов
орфограмм и названий пунктуационных правил;
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает
перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и
навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Ожидаемые результаты
Результатом работы по программе должны стать
самостоятельные разработки детей– создание ими лингвистических игр
(обучающих игровых пособий): от идей до конечного продукта
(самостоятельно оформленного), приобрести навыки грамотной устной
и письменной речи, использование приобретенных навыков
исследовательской работы.
Условия реализации программы
Курс рассчитан на 72 часа, по 2 часа в неделю для учащихся 5
классов. В основном занятия практические с вступительной беседой
руководителя кружка по теме каждого занятия.
Для занятий необходимы учебно- наглядные пособия, звуковые
средства обучения, настенные таблицы, демонстрационные карточки,
раздаточный изобразительный материал, перфокарты, репродукции
картин известных русских художников.
Список литературы
1.
Рик Т.Г. Здравствуйте, имя существительное!- М.: РИО «Самовар»,
1997г.
2.
Рик Т.Г. Доброе утро, имя прилагательное!- М.: РИО «Самовар»,
1997г.
3.
Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка глагол!- М.: РИО «Самовар», 1997г.
4.
Угрованова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Руский язык на уроке в
5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и
преподавателей: в 2 тетрадях.- М., 1995г.
5.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по
русскому языку: 5 кл.: Книга для учителя. – М., 1997г.
6.
Тесты и задания по русскому языку для самоконтроля с ключами –
М., 1997г.
7.
Гранин Г.Г. Секреты орфографии: Книга для учащихся – М., 1994г.
8.
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М., 1995г.
9.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. – М. 1995г.
10. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.,
1995г.
11. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5 класс. – М., 1996г.
12. РЯШ гл. ред. Шанский Н.М.
13. ЛШ гл. ред. Крупина Н.Л.
Календарно - тематический план работы
объединения «Юный филолог»
на 2015-2016 учебный год
преподаватель Иванова А.Н.
Месяц
Раздел
Тема
Теория
Практика
Кол-во
часов
Воспита-
тельная
работа
Сен
тябрь
Комплектование
групп
4
Входная
диагностика
Тестирование
1
Вспоминаем
секреты
орфографии и
проникаем в
тайны
устройства
слова
«Это чудо из
чудес»
Язык и человек,
роль языка в
жизни человека
Работа с
пословицами и
поговорками
1
«Орфографический
фоторобот»
Основные
принципы русской
орфографии
Трудные случаи
написания
проверяемых
непроверяемых
безударных
гласных в корне
слова
Работа с
текстами, игра
«Догони»
2
Октябр
ь
«Коллекция
аппликаций»
Проверяемые и
непроверяемые
согласные в корне
слова
Трудные случаи
написания
проверяемых и
непроверяемых
согласных в корне
слова.
Работа с
текстами,
составление
кроссворда
2
«Товарищи Ъ и Ь
знаки»
Функции Ъ и Ь
знаков, история
появления их в
русском языке,
трудные случаи
употребления Ъ и
Ь знаков
Работа в парах с
орфографически
м словарем
1
«Вдоль по
Питерской, по
Тверской- Ямской»
Предлоги, как их
отличить от
приставок
Работа в парах.
Игра «Кто
быстрее?»
1
Р/Р Языковой
практикум на
основе русских
народных сказок
Инсценирование
, моделирование
речевых
ситуаций
2
«Кто – кто в
алфавите
живет?»
Тридцать три
родных сестрицы.
Возникновение
азбуки
Современный и
старославянский
алфавит, почему
многие буквы
перестали
существовать
Составление
фонетических
кроссвордов
2
Ноябрь
«Такие разные…»
Звуки речи
Согласные и
гласные звуки, и
их характеристика
Транскрибирова
ние слов
2
О том как мы
произносим слова.
Законы орфоэпии.
Скороговорки их
роль
Творческие
задания по
карточкам,
работа с
орфоэпическим
словарем,
проговаривание
скороговорок
2
В мире слов
русского
языка
(Лексика,
культура
речи)
«Путешествие в
глубины слова»
Знакомство со
словарем В.И.
Даля, виды
толкования слов
Сообщения
обучающихся,
работа с
толковым
словарем,
составление
словарной
статьи
2
«Слова родные и
слова гости»
Историзмы,
архаизмы,
неологизмы,
заимствованные
слова
Дискуссия
«Нужны или не
нужны
заимствованные
слова»
2
Декабр
ь
«Эти многоликие
слова»
Многозначность
и однозначность
слов, метафоры,
сравнения,
метонимии и др.
тропы
Работа с
художественным
текстом
2
«Слова близкие и
далекие»
Роль синонимов,
антонимов,
омонимов,
паронимов в речи)
Защита
проектов,
редактирование
текстов
2
«Золотые россыпи
народной
мудрости»
История
происхождения
фразеологизмов,
Составление
устного речевого
высказывания с
использованием
фразеологизмов
2
Крылатые слова
История
возникновения
крылатых
выражений
Анализ басен
И.А. Крылова
Инсценирование
басен Крылова
2
Январь
Р/Р Языковой
практикум на
основе басен
Путешествие в
страну
«Лексикология»
1
Крылова
Из чего
строятся
слова
«Дерево из слов»
Морфемный
принцип Образцы
морфемного
анализа слова
Работа с текстом
1
«Говорящие
суффиксы и
приставки»
Суффиксальный,
приставочный,
приставочно-
суффиксальный
способ
образования слов
Моделирование
слов
2
«Зри в корень»
Трудные случаи
написания
чередующихся
гласных в корне
«Кто больше?»
2
«Приставки –
труженицы»
Трудные случаи
написания
приставок
Защита
проектов, работа
в парах
2
Феврал
ь
«Строители новых
слов»
Трудные случаи
написания
суффиксов, как
отличить
омонимичные
суффиксы
Морфемный и
словообразовате
льный разбор
слов.
2
«Командуют
морфемы и
ударение»
Буквы о-ё в
словах разных
частей речи и в
разных морфемах
Работа с текстом
2
Р/Р Языковой
практикум
Викторина
2
От слова к
предложению
На чем держится
предложение
Понятие основы
предложения,
второстепенные
члены, трудные
случаи
синтаксического
разбора простого
предложения
Работа с
текстами
2
Март
О самых важных
секретах
синтаксиса и
некоторых секретах
пунктуации
Виды
предложений
Синтаксический
и
пунктуационный
разбор
предложений
2
Такие разные
предложения
Что такое
осложненное
предложение.
Виды
осложненных
предложений
Моделирование
предложений,
игра
«Корректор»
2
Парад-алле знаков
препинания
Работа с
текстом,
викторина
2
Сквозь призму
написания
Р/Р Языковой
практикум
Монолог и диалог,
знаки препинания,
оформление
прямой и
косвенной речи на
письме
Моделирование
речевых
ситуаций
2
Апрель
Сказочное
царство
Морфология
«Здравствуй, имя
существительное!»
Трудные случаи
определения
признаков
существительных,
особые типы
склонений
Работа с текстом
в группах
4
«Привет,
местоимение!»
Разряды
местоимений –
существительных
и их
правописание
2
Р/Р Языковой
практикум.
Викторина
Викторина
2
Май
«Доброе утро, имя
прилагательное!»
Основные
парадигмы
прилагательных,
трудные случаи
написания
прилагательных
Работа с
текстами,
защита
презентаций
2
Р/Р Языковой
практикум .
Игра «Мы на
свет родились,
чтобы радостно
жить»
1
«Здравствуй ,
дядюшка глагол!»
Особенности
определения
возвратности и
невозвратности,
переходности и
непереходности,
история
возникновения
глаголов -
исключений
Редактирование
текста, работа в
парах по
заданию
карточек
4
Обобщение и
систематизация
изученного
Итоговый тест
1
Итог
о 72
ч.