Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА.


Автор: Кириллова Ирина Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №77"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА.
Раздел: полное образование





Назад





ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК

ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА.

Кириллова И.В.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»

г. Омск, Россия
Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях... М. Ноулз На современном этапе развития Системы Российского образования обще- ство претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили, они так или иначе замыкаются на педагоге. Именно он является главной фигурой в реализации на практике основных нововведений и поставленных перед ним задач. Для этого педагог, безусловно, должен обладать необходимым уровнем профессионализма. Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала давно объектом споров и разногласий между психологами, физиологами, и педагогами, которые до сих пор не нашли единого определения понятию «профессиональная компетентность». Мы же полагаем, что компетентность специалиста отличает критическое мышление, а именно: способность среди множества решений выбрать оптимальное и аргументированно опровергнуть ложное [1, с.5]. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в современной образовательной среде. Основной составляющей профессиональной компетентности педагога как необходимо важного качества является психолого-педагогическая. Она
эффективно влияет на учебную деятельность учащихся и способствует повышению качества образовательного процесса. В модели профессиональной компетентности педагога в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого- педагогической компетентности, включающей в себя следующее:  осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;  осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп, знание того, в какой мере процессы общения содействуют, или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;  осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способностях к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда. Ложное [2, с.21]. Психолого-педагогическая компетентность формируется в течение профессиональной жизни педагога и проявляется в организации его собственной деятельности. Прос л е д и т ь и о ц енить динамику профессионального роста довольно сложно. Для этого в 2009-2010 учебном году на базе нашей школы была создана творческая группа «Выявление и развитие психолого-педагогической компетентности учителя в условиях образовательного учреждения». В состав участников вошли педагоги, заинтересованные в решении данной проблемы, в контексте которой обсуждались и рассматривались следующие вопросы: «Как можно определить уровень развития компе-
тентности педагога?», «Как относится учитель к своему про- фессиональному и личностному росту?», «Какие аспекты пси- хологического развития педагога актуальны в наше время?». На заседании творческой группы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что непрерывное развитие психологической компетентности возможно при психолого-педагогическом сопровождении и поддержке педагогов, наличии дифференцированной методической базы в соответствии с их индивидуальными запросами и возможностями. Согласно гипотезе были определены следующие этапы деятельности: 1. диагностический; 2. организационно-методический; 3. обобщающий. На первом этапе работы мы исследовали следующие показатели психолого-педагогической компетентности: когнитивный (Л.А.Громова «Оценка стиля мыслительной деятельности», «Психологическая компетентность учителя»), ценностный (анкета для учителя «Ценности образования»), мотивационный (опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», модифицированная методика К. Замфир «Структура мотивации т рудовой деятельно сти»), э м о ц и онально-личностный (Л.М.Митина «Методика изучения личностной культуры педагога») [3, с.34- 56]. На основе полученных данных, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение и поддержку развития психологической компетентности педагогов на организационно-методическом этапе, мы использовали различные формы и методы работы: организационные семинары («Психологическая наука - важнейший резерв повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса», «Психолого-педагогическая компетенция участников образовательного процесса как модель их взаимодействия»), дискуссионные занятия («Диагностика как основной инструмент изучения личности педагога»), педагогические ситуации,
тренинги профессиональных умений и навыков, личностного роста, эффективного педагогического мышления. Последний (обобщающий) этап работы заключался в подведении итогов деятельности педагогических работников по повышению психолого- педагогической компетентности. По специально разработанному вопроснику каждый педагог должен был представить самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год, определить имеющиеся проблемы в своей работе. В конце учебного года педагог-психолог, проанализировав результаты работы в творческой группе, отследив динамику профессионального роста педагогов, наметил перспективы дальнейшей работы с ними. Таким образом, в 2009-2010 учебном году результатами работы в твор- ческой группе «Выявление и развитие психолого-педагогической компетентности учителя в условиях образовательного учреждения» явилось:  развитие познавательной и внутренней мотивации, эмпатии;  развитие навыков самооценки и самоконтроля;  стремление к личностному росту;  стремление к повышению квалификационной категории. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение учителя в образовательном учреждении заключается не только в обеспечении ему психологической поддержки, но и в создании условий психологической готовности к различной инновационной деятельности, являющейся важнейшим качеством, без которого, безусловно, невозможно достичь высокого уровня профессионального мастерства. Список литературы: 1.Выявление и развитие одарённости детей в условиях дополнительного образования. Омск,2013. 2.Модель профессиональной компетенции в соответствии со стандартами образования // Завуч.2001 №4; 3.Рогов Е.И.Личность учителя: Теория и практика. Ростов н/Д.,1996.


В раздел образования