ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА.
Автор: Кириллова Ирина Валерьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №77" Населённый пункт: Омск Наименование материала: статья Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА. Раздел: полное образование
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»
г. Омск, Россия
Главной сегодняшней задачей
образования взрослых
является производство компетентных
людей, которые были бы способны
применять свои знания
в изменяющихся условиях...
М. Ноулз
На современном этапе развития Системы Российского образования обще-
ство
претерпевает
существенные
изменения.
Но
какие
бы
реформы
не
проходили, они так или иначе замыкаются на педагоге. Именно он является
главной фигурой
в реализации
на
практике
основных
нововведений
и
поставленных
перед
ним
задач.
Для
этого
педагог,
безусловно,
должен
обладать необходимым уровнем профессионализма.
Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала
давно объектом споров и разногласий между психологами, физиологами, и
педагогами, которые до сих пор не нашли единого определения понятию
«профессиональная компетентность». Мы же полагаем, что компетентность
специалиста отличает критическое мышление, а именно: способность среди
множества решений выбрать оптимальное и аргументированно опровергнуть
ложное [1, с.5].
Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение
новой
информацией
для
успешного
решения
профессиональных
задач
в
современной образовательной среде.
Основной составляющей профессиональной компетентности педагога как
необходимо
важного
качества
является
психолого-педагогическая.
Она
эффективно
влияет
на
учебную
деятельность
учащихся
и
способствует
повышению качества образовательного процесса.
В модели профессиональной компетентности педагога в соответствии со
стандартами
образования
четко
определена
сущность
психолого-
педагогической компетентности, включающей в себя следующее:
осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого
ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах
и
недостатках
предшествующей
подготовки,
которая
проявляется
в
принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с
ним;
осведомленность
в
области
процессов
общения,
происходящих
в
группах,
с
которыми
учитель
работает,
процессов,
происходящих
внутри
групп,
знание
того,
в
какой
мере
процессы
общения
содействуют, или препятствуют достижению искомых педагогических
результатов;
осведомленность
учителя
об
оптимальных
методах
обучения,
о
способностях к профессиональному самосовершенствованию, а также
о
сильных
и
слабых
сторонах
своей
собственной
личности
и
деятельности и о том, что нужно сделать в отношении самого себя,
чтобы повысить качество своего труда. Ложное [2, с.21].
Психолого-педагогическая
компетентность
формируется в течение
профессиональной
жизни
педагога
и
проявляется
в
организации
его
собственной деятельности.
Прос л е д и т ь
и
о ц енить
динамику
профессионального роста довольно сложно.
Для этого в 2009-2010 учебном году на базе нашей школы была создана
творческая
группа
«Выявление
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности
учителя
в
условиях
образовательного
учреждения».
В
состав участников вошли педагоги, заинтересованные в решении данной
проблемы,
в
контексте
которой
обсуждались
и
рассматривались
следующие вопросы: «Как можно определить уровень развития компе-
тентности
педагога?»,
«Как
относится
учитель
к
своему
про-
фессиональному
и
личностному
росту?»,
«Какие
аспекты
пси-
хологического развития педагога актуальны в наше время?».
На
заседании
творческой
группы
была
выдвинута
гипотеза,
заключающаяся
в
том,
что
непрерывное
развитие
психологической
компетентности возможно при психолого-педагогическом сопровождении и
поддержке педагогов, наличии дифференцированной методической базы в
соответствии с их индивидуальными запросами и возможностями. Согласно
гипотезе были определены следующие этапы деятельности:
1.
диагностический;
2.
организационно-методический;
3.
обобщающий.
На
первом
этапе
работы
мы
исследовали
следующие
показатели
психолого-педагогической
компетентности:
когнитивный
(Л.А.Громова
«Оценка
стиля
мыслительной
деятельности»,
«Психологическая
компетентность
учителя»),
ценностный
(анкета
для
учителя
«Ценности
образования»), мотивационный (опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и
боязнь
неудачи»,
модифицированная
методика
К.
Замфир
«Структура
мотивации
т рудовой
деятельно сти»),
э м о ц и онально-личностный
(Л.М.Митина «Методика изучения личностной культуры педагога») [3, с.34-
56].
На основе полученных данных, осуществляя психолого-педагогическое
сопровождение
и
поддержку
развития
психологической
компетентности
педагогов
на
организационно-методическом
этапе,
мы
использовали
различные
формы
и
методы
работы:
организационные
семинары
(«Психологическая наука - важнейший резерв повышения эффективности и
качества
учебно-воспитательного
процесса»,
«Психолого-педагогическая
компетенция
участников
образовательного
процесса
как
модель
их
взаимодействия»),
дискуссионные
занятия
(«Диагностика
как
основной
инструмент
изучения
личности
педагога»),
педагогические
ситуации,
тренинги
профессиональных
умений
и
навыков,
личностного
роста,
эффективного педагогического мышления.
Последний (обобщающий) этап работы заключался в подведении итогов
деятельности
педагогических
работников
по
повышению
психолого-
педагогической компетентности. По специально разработанному вопроснику
каждый педагог должен был представить самоанализ своей деятельности
за прошедший учебный год, определить имеющиеся проблемы в своей
работе. В конце учебного года педагог-психолог, проанализировав результаты
работы в творческой группе, отследив динамику профессионального роста
педагогов, наметил перспективы дальнейшей работы с ними.
Таким образом, в 2009-2010 учебном году результатами работы в твор-
ческой
группе
«Выявление
и
развитие
психолого-педагогической
компетентности учителя в условиях образовательного учреждения» явилось:
развитие познавательной и внутренней мотивации, эмпатии;
развитие навыков самооценки и самоконтроля;
стремление к личностному росту;
стремление к повышению квалификационной категории.
Следовательно, психолого-педагогическое
сопровождение учителя в
образовательном учреждении заключается
не только в обеспечении ему
психологической поддержки, но и в
создании условий психологической
готовности
к
различной
инновационной
деятельности,
являющейся
важнейшим
качеством,
без
которого,
безусловно,
невозможно
достичь
высокого уровня профессионального мастерства.
Список литературы:
1.Выявление и развитие одарённости детей в условиях дополнительного
образования. Омск,2013.
2.Модель профессиональной компетенции в соответствии со стандартами
образования // Завуч.2001 №4;
3.Рогов Е.И.Личность учителя: Теория и практика. Ростов н/Д.,1996.