Напоминание

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для учащегося с ОВЗ (РАС)


Автор: Величко Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №8"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для учащегося с ОВЗ (РАС)
Раздел: среднее образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по ВР _________ З.С. Заварзина «___»___________2016г УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ «СШ № 8» __________М.К. Полоскова «___»___________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
«Познаю себя и учусь управлять собой»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с расстройствами аутистического спектра Уровень обучения: основное общее образование Класс: 5 Количество часов в неделю по учебному плану: 1 ч Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год Составитель программы: Величко Е.В.
г. Норильск, 2016 г
.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) и предназначена для работы с учащимися 5 классов, обучающимися по адаптированным общеобразовательным программам основного общего образования.
ЦЕЛИ

И

ЗАДАЧИ,

РЕШАЕМЫЕ

ПРИ

РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ
Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого, познавательного, физического потенциала обучающихся.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
 обеспечение обучающихся средствами самопознания;  развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;  повышение представлений обучающихся о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;  развитие умений достигать поставленной цели;  развитие социальной чувствительности, социальной адаптации;  повышение самопонимания и понимания других;  развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;  воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека;  развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в обучении и других видах деятельности;  обучение способам снятия напряжения;  развитие представлений о ценности здоровья;  формирование негативного отношения к аддиктивному поведению, неприятия любых форм наркотизации;  формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию (пробы ПАВ).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
 Закон РФ «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа «Познаю себя и учусь управлять собой» рассчитана на учеников 5-х классов сроком на 1 год обучения. Всего 34 ч., по одному часу в неделю. Занятия проводятся в индивидуально или группе по 10-12 человек.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение в учебный процесс занятий по программе «Познаю себя и учусь управлять собой», включение учащихся в творческую поисковую деятельность существенно повышают уровень обучения. Такие занятия создают условия для развития у обучающихся познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В процессе занятий у них происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования. Программа способствует: -развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера; -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни; -развитию адекватных представлений обучающегося о собственных возможностях; -овладению навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; -развитию способности обучающегося к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
ВЕДУЩИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и техники: - элементы сказкотерапии (анализ сказок); - визуализация; - психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций); - телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация); - игровые методы; - ролевая игра; - арт-терапия (свободное и тематическое рисование); - моделирование и анализ проблемных ситуаций; - групповая дискуссия; - ассоциативные методики; - мозговой штурм; - проективные методы вербального и рисуночного типа. В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми и подростками: 1. Приветствие. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия.
2. Объявление темы занятия, за которым следует мотивирующее упражнение и/или обсуждение, благодаря чему учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой. 3. Работа по теме занятия основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. 4. Завершение занятия и подведение итогов предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке, подчеркивание вклада всех участников урока в общий результат в форме обсуждения. Цель этапа – создание мотивации на работу по следующей теме. Специально для занятий разработаны рабочие тетради. Использование рабочих тетрадей позволяет значительно оптимизировать учебный процесс; создать дополнительный интерес и мотивацию к занятиям у учащихся. Кроме того, ведение тетрадей является средством диагностики всего процесса обучения, выступает средством контроля за эмоциональным состоянием учеников. Позволяет оказывать при необходимости индивидуальную консультационную помощь.
ЛИЧНОСТНЫЕ,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение детьми программы «Познаю себя и учусь управлять собой» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: - формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Обучающиеся получат возможность научиться:
- принимать самих себя, способам повышения самооценки посредством получения обратной связи; - выявлять, анализировать свои недостатки, относиться к ним как к нормальным особенностям личности любого человека, находить пути их преодоления; - осознавать свои качества, на которые они могут положиться в жизни. В сфере регулятивных УУД у учащихся будут сформированы: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: - формулировать свои цели и находить способы достижения этих целей; - анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения; -использовать конструктивные способы управления своим эмоциональным состоянием. В сфере познавательных УУД у учащихся будут сформированы: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение. Обучающиеся получат возможность научиться: - распознавать эмоциональные состояния по невербальному признакам у себя и у других людей; - выражать свои эмоции в неагрессивной, безоценочной манере; - распознавать и анализировать разные виды своего поведения и поведения других людей. В сфере коммуникативных УУД у учащихся будут сформированы: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - получать и уточнять информацию от собеседника, корректно выражать отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система
отслеживания и оценивания результатов
обучения детей проходит через участие в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми, умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Для отслеживания динамики развития подростков в начале проводится диагностика по методике Л.Я. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения». Для итогового тестирования в конце учебного года применяются стандартные методики, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№№

п/п

Наименование разделов, блоков

Количество

часов

1.

Встреча с самим собой

10
1.1. Знакомство. Введение в мир психологии
1
1.2. Какой Я? Что Я знаю о себе?
1
1.3. Я не такой, как все и все мы разные
1
1.4. Я - уникальный
1
1.5. Я в своих глазах и в глазах других людей
1
1.6. Как победить своего дракона?
1
1.7. Я могу
1
1.8. Мои сильные стороны
1
1.9. Как достичь цели
1
1.10. Я – творец своей жизни
1

2.

Мир эмоций

12
2.1. Мысли, чувства и поведение людей
1
2.2. Какие бывают эмоции?
1
2.3. Где живут мои эмоции?
1
2.4. Как узнать эмоцию?
1
2.5. Чувства полезные и вредные (О пользе и вреде эмоций)
1
2.6. Чувства людей и их поведение
1
2.7. Застенчивость и неуверенность в себе
1
2.8. Обида
1
2.9. Злость и агрессия
1
2.10. Что делать со злостью и агрессией?
1
2.11. Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями?
1
2.12. В поисках достойных путей выражения чувств
1

3.

Саморегуляция

3
3.1. Стресс. Как с ним справиться?
1
3.2. Уверенность в себе – залог успеха в жизни
1
3.3. Типичные проблемы
1

4.

Ценностные ориентации личности

8
4.1. Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье
1
4.2. Опасные последствия
1
4.3. Учимся говорить «нет»
1
4.4. Сопротивление насилию
1
4.5. Воздействие средств массовой информации
2
4.6. Друзья
1
4.7. Кто такой настоящий друг?
1

5.

Подведение итогов. «Звездная карта жизни»

1

В

СЕГО

34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Встреча с самим собой 10 ч.
Знакомство. Введение в мир психологии. Кто Я? Что Я знаю о себе? Я не такой как все и все мы разные. Я – уникальный. Я в своих глазах и в глазах других людей. Как победить своего дракона? Я могу. Мои сильные стороны. Как достичь цели. Я – творец своей жизни. Упражнения: «Кто Я?», «Какой Я? Чем я отличаюсь от других людей», «Мой герб», «Сходство и различие», «Скажи о себе что-то хорошее», «Пять добрых слов», «Я – уникальный», «Домики», «Сердце класса», «Стряхни», «Дракон моих недостатков», «Мой портрет в лучах солнца», «Лесенка», «Машина времени», «Мои цели», «Вспомни успех».
2.

Мир эмоций 12 ч.
Мысли, чувства и поведение людей. Какие бывают эмоции? Где живут эмоции? Как узнать эмоции? Чувства полезные и вредные. Чувства людей и их поведение. Застенчивость и неуверенность в себе. Обида. Злость и агрессия. Что делать со злостью и агрессией? Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями? В поисках достойных путей выражения чувств. Упражнения: «Знатоки чувств», «Таблица чувств», «Создание шедевра», «Передача чувств», «Этюды с животными», «Дорисуй эмоцию», «Польза и вред эмоций», «Уверенные, неуверенные и грубые ответы», «Сила слова», «Неуверенный – уверенный – самоуверенный», «Зеркало», «Детские обиды», «Как выразить обиду и досаду», «Копилка обид», «Как я зол», «Агрессивное существо», «Рецепт агрессивности», «Лист гнева», «Датский бокс», «Договор о поведении», «Подарок для самого агрессивного», «Как управлять своими эмоциями», «Вверх по радуге», «Встреча», «Поиск достойных путей выражения чувств».
3. Саморегуляция 3 ч.
Стресс. Как с ним справиться? Уверенность в себе – залог успеха в жизни. Типичные проблемы. Диагностика: «Мой уровень напряжения», «Насколько я уверен в себе», Упражнения: «Встреча со стрессом», «Круг силы», «Копилка моих успехов, хороших поступков», «Стоп! Подумай! Действуй!»
4. Ценностные ориентации личности 8 ч.
Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье. Опасные последствия. Учимся говорить «нет». Сопротивление насилию. Воздействие средств массовой информации. Друзья. Кто такой настоящий друг? Диагностика: «Приключения Кузи и Фани», «Настоящий друг» Упражнения: «Ценности ЗОЖ», «Последствия», «Зависимости», «Вредные советы», «Откажись», «Имея дело с проблемами», «Предложение и отказ», «Ценности ЗОЖ. Это здорово!», «Рекламные ловушки», «Рисунок сообща», «Границы дружбы», «Рисунок в подарок другу».
5. Подведение итогов. «Звездная карта жизни» 1 ч.
Групповая дискуссия. Упражнение «Моя вселенная», «Декларация моей самоценности». Подведение итогов. Формула любви к себе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Глобус, 2008.
2.
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками – СПб.: Питер, 2007.
3.
Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2007.
4.
Иванов А.Н. притчи и истории для тренера и консультанта. - СПб.: Речь, 2007.
5.
Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. - СПб.: Речь, 2006.
6.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2007.
7.
Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). СПб.: Речь, 2007.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п Наименование ресурса Количество, ед. 1 Компьютер 1 2 Сеть в образовательном учреждении (число компьютеров в сети) 1 3 Мультимедийные проекторы 1 4 Принтер лазерный цветной 1 5 Цифровые образовательные ресурсы 10



п/п

Дата

Тема урока

Кол-

во

часов

Упражнения, работа в тетради

план

факт

Входная диагностика

когнитивной и эмоционально-волевой сфер

(1 ч)
1. 05.09 Д и а г н о с т и к а к о г н и т и в н о й и эмоционально-волевой сфер 1
1. Встреча с самим собой (9 ч)
2. 12.09 Знакомство. Введение в мир психологии 1 «Кто Я?» В тетради: неоконченные предложения 3. 19.09 Какой Я? Что Я знаю о себе? 1 «Мой герб» 4. 26.09 Я не такой, как все и все мы разные 1 «Мой внутренний мир», «Сходство и различие» В тетради: заполнение таблицы с описанием сходства и различий между членами семьи 5. 03.10 Я - уникальный 1 «Скажи о себе что-то хорошее», «Пять добрых слов», «Я – уникальный» 6. 10.10 Я в своих глазах и в глазах других людей 1 «Домики», «Сердце класса», «Кинетический рисунок семьи» В тетради: неоконченные предложения 7 07.10 Как победить своего дракона? 1 «Стряхни», «Дракон моих недостатков» В тетради: неоконченные предложения, рисунок дракона 8. 24.10 Я могу 1 «Я могу, я умею» В тетради: неоконченные предложения, иллюстрация к сказке 9. 31.10 Мои сильные стороны 1 «Мой портрет в лучах солнца» В тетради: анализ высказываний, цветик-семицветик «Я хочу» 10. 14.11 Как достичь цели 1 «Лесенка» В тетради: оформление лесенки целей

2. Мир эмоций (12 ч)
11. 29.11 Мысли, чувства и поведение людей 1 «Знатоки чувств» В тетради: задние на соотнесение понятий и описаний этих понятий, «Словарь чувств» 12. 06.12 Какие бывают эмоции? 1 «Таблица чувств» В тетради: незаконченные предложения 13. 13.12 Где живут мои эмоции? 1 «Здравствуйте», «Создание шедевра» 14. 20.12 Как узнать эмоцию? 1 «Передача чувств», «Этюды с животными», «Дорисуй эмоцию» 15. 27.12 Чувства полезные и вредные (О пользе и вреде эмоций) 1 «Польза и вред эмоций» В тетради: рисунок по мотивам сказки 16. 10.01 Чувства людей и их поведение 1 «Уверенные, неуверенные пи грубые ответы», «Сила слова» В тетради: ответы на вопросы 17. 17.01 Застенчивость и неуверенность в себе 1 «Неуверенный – уверенный – самоуверенный», «Зеркло» 18. 24.01 Обида 1 «Детские обиды», «Как выразить обиду и досаду», «Копилка обид» 19. 31.01 Злость и агрессия 1 «Как я зол», «Агрессивное существо», «Рецепт агрессивности» 20. 07.02 Что делать со злостью и агрессией? 1 «Лист гнева», «Датский бокс», «Договор о поведении», «Подарок для самого агрессивного» 21. 14.02 Эмоции правят мной или я ими? Как управлять своими эмоциями? 1 «Как управлять своими эмоциями», «Вверх по радуге», «Выкинь», В тетради: неоконченные предложения 22. 21.02 В поисках достойных путей выражения чувств 1 «Встреча», «Поиск достойных путей выражения чувств» В тетради: работа по карточке «Я - высказываний»

3. Саморегуляция (3 ч)
23. 20.02 Стресс. Как с ним справиться? 1 Диагностика «Мой уровень напряжения» «Встреча со стрессом» В тетради: заполнение таблицы «Как справиться со стрессовой ситуацией» 24. 27.02 Уверенность в себе – залог успеха в жизни 1 Диагностика «Насколько я уверен в себе» «Круг силы» В тетради: «Копилка моих успехов, хороших поступков» 25. 06.03 Типичные проблемы 1 «Стоп! Подумай! Действуй!» В тетради: проанализировать по схеме ситуации
4. Ценностные ориентации личности (7 ч)
26. 13.03 Ж и з н е н н ы е ц е н н о с т и . Ф а к т о р ы , разрушающие здоровье 1 Диагностика «Приключения Кузи и Фани», «Ценности ЗОЖ» В тетради: рассказ «Что для меня ЗОЖ», «Бал здоровья» 27. 27.03 Опасные последствия 1 «Последствия», «Зависимости», «Вредные советы» В тетради: заполнение таблицы 28. 03.04 Учимся говорить «нет» 1 «Откажись» В тетради: запись ответов по проблемным ситуациям 29. 10.04 Сопротивление насилию 1 «Имея дело с проблемами». «Предложение и отказ», «Ценности ЗОЖ. Это здорово!» 30. 17.04 В о з д е й с т в и е с р е д с т в м а с с о в о й информации 1 «Рекламные ловушки» В тетради: ответы на вопросы по рекламному объявлению, антиреклама табаку, алкоголю 31. 24.04 Друзья 1 «Рисунок сообща» В тетради: ответы на вопросы 32. 06.05 Кто такой настоящий друг? 1 Диагностика «Настоящий друг» «Границы дружбы», «Рисунок в подарок другу» В тетради: ответы на вопросы

5. Итоговая диагностика познавательных процессов и

эмоционально-волевой сферы (2 ч)
33. 08.05 Д и а г н о с т и ка д и н а м и к и р а з в и т и я когнитивной сферы 1 34. 15.05 Д и а г н о с т и ка д и н а м и к и р а з в и т и я эмоционально – волевой сферы 1


В раздел образования