Сценарий семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группе "Как подготовить ребёнка к обучению в школе через развивающие игры В.В.Воскобовича"
Автор: Коробцова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ 22 "РАДУГА" Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ.ГЕОРГИЕВСКИЙ Р-ОН.СТ.ЛЫСОГОРСКАЯ Наименование материала: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Тема: Сценарий семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группе "Как подготовить ребёнка к обучению в школе через развивающие игры В.В.Воскобовича" Раздел: дошкольное образование
СТ.ЛЫСОГОРСКОЙ» ГЕОРГИЕВСКОГО РАЙОНА
В рамках встреч в клубе для
р о д и т е л е й
б у д у щ и х
первоклассников
«Скоро
в
школу»
Сценарий семинара-практикума
для родителей детей подготовительной к школе группе
«Как подготовить ребёнка к обучению в школе
через развивающие игры В.В.Воскобовича»
Дата проведения. 26 СЕНТЯБРЯ 2016 года.
Основная цель. Познакомить родителей с технологией интенсивного
развития
интеллектуальных
способностей
у
детей
3-7
лет
«Сказочные
лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Продолжать расширять представление
родителей о том, как подготовить ребенка к обучению к школе при помощи
игры.
Ответственный
за
организацию
и
проведение. Коробцова
Е.Н.,
воспитатель подготовительной к школе группы.
План проведения.
Часть 1.
•
Вступительное слово ведущего.
•
Деловая игра «Пресс-конференция».
Часть 2.
•
Консультация «Игры В.В.Воскобовича как эффективное
развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста».
•
Просмотр видео презентаций «Игры В.В.Воскобовича в
повседневной жизни детского сада» (фрагменты совместной
деятельности воспитателя с детьми).
•
Игровой практикум для родителей.
Часть 3.
•
Просмотр выставки развивающих игр В.В. Воскобовича.
•
Анкетирование родителей.
Игровой практикум для родителей.
Ведущий.
Предлагаю
познакомится
с
первой
группой
игр,
направленных
на
математическое развитие детей.
Выступление педагога.
Одна из первых и любимых игр “Геоконт”, с приложением умелые
лапки. Геоконт представляет собой деревянное поле – это чудесная поляна
золотых плодов. Задание
здесь дает паук Юк и Паучата Лучик, Ромбик,
Вопросик и Фантик. На поле нанесено 8 лучей.
На каждом луче 4 точки
гвоздика.
Каждый
луч
обозначен
буквой,
которая
соответствует
определенному
цвету:
С-синий,
О-оранжевый.
И
резинки-паутинки,
с
помощью которых дети получают разные фигуры.
В младшем возрасте
дети
сначала
просто
натягивают
резинки
и
конструируют
простые
геометрические фигуры,
р а з н о й
в е л и ч и н ы ,
называя
их
признаки
и
различия.
Следующим
э т а п о м
я в л я е т с я
конструирование
простых
предметных
ф о р м
п о
о б р а з ц у
воспитателя.
В среднем возрасте дети учатся совмещать две геометрические формы
и
получать
предметы:
домик,
кораблик,
лодка
с
парусом.
Строят
геометрические формы от самой маленькой до большой. Учатся располагать
геометрические
формы
в
разных
углах
Геоконта.
Превращают
одну
геометрическую форму в другую, квадрат в прямоугольник, прямоугольник в
треугольник, треугольник в четырехугольник.
В
старшем
возрасте
учатся
соотносить
изображение
предмета
с
геометрической формой и строить её на Геоконте: аквариум-круг, цветочный
горшок-трапеция,
магнитофон-прямоугольник,
кубик-квадрат.
Учатся
достраивать симметричные узоры на второй половине поля. Конструируют
различные фигуры по словесному образцу взрослого, по схеме, по заданной
теме
(одежда,
посуда,
транспорт).
Строят
различного
вида
паутинки
по
памяти. Знакомятся с понятиями луч, прямая, кривая, отрезок. На листе
бумаги
рисуют
план
игрового
поля
и
переносят
на
него
паутины,
построенные на Геоконте. Зарисовывают на Геовизоре фигуры построенные
на Геоконте.
Следующие игры.
Квадраты Воскобовича
–
э т о
и г р а -
г о л о в о л о м к а ,
в
процессе которой дети
о сваивают
п р и е м ы
конструирования.
Мы
используем
в
работе
д в у х ц в е т н ы е
и
четырехцветные
квадраты.
Попробуем превратить квадрат в конфетку.
Давайте вместе с вами попробуем превратить квадрат в
домик.
Четырехцветный
к ва д р ат
более
сложный,
работать
с
ним
мы
начинаем
к
концу
с р е д н е й
г р у п п ы .
И г р а -
головоломка
сопровождается
с к а з ко й
“ Т а й н а
в о р о н а
Метра”.
Это
история
об
удивительных
превращениях
квадрата.
В
младшем
возрасте
дети
конструируют фигуры одного
цвета, знакомятся с понятием
многоугольники.
В
старшем
возрасте
не
тол ь ко
ко н с т р у и р у ю т
многоцветные
фигуры,
но
и находят их в бесцветном
варианте и закрашивают.
Конструируют
двух
и
трехцветные
фигуры
по
схемам,
придумывают
им
названия,
зарисовывают.
После того как дети освоят
в с е
п р и е м ы
конструирования по схеме,
они начинают придумывать
и складывать
Данил Черников проводит показ «лодочки» родителям
свои фигуры, сочиняют сказки. И на последнем этапе делаем надрез по
диагоналям и конструируем объемные фигуры.
А сейчас я предлагаю
в а м
п о р а б о т а т ь
с
четырехцветным
квадратом.
П о п р о бу й т е
с л о ж и т ь
з е л е н ы й
к в а д р а т ,
п р е в р а т и т е
е г о
в
п р я м о у г о л ь н и к ,
в
ма ленький
квадрат,
в
четырехугольник.
Сложите
с и н и й
п я т и у г о л ь н и к ,
с л ож и т е
т р е х ц в е т н у ю
ф и г у р у
и
д а й т е
е й
название.
Игра «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОРЗИНКИ»
Вы знаете, что в д/саду мы должны:
-
сформировать
у
детей
представления
о
количественном
составе
числа,
обучить счету в пределах десяти, познакомить с числами и цифрами, научить
элементарным способам сложения и вычитания, познакомить с понятиями
больше, меньше, поровну.
Для
этого
мы
используем
игру
Воскобовича
«Математические
корзинки». «Математические корзинки» – это деревянное поле с полянками,
на
которых
растут
грибы,
каждой
полянке
соответствует
определенное
количество
грибов,
на
каждой
полянке
есть
корзинки
с
определенным
количеством выемок. У каждой корзинки есть свой хозяин – это Зверята-
Цифрята: Зайка-двойка, Ёжик-единичка и т.д. Например, у этой корзинки
хозяин
Пес-пятерка.
Как
вы
думаете
почему?
Найдите
его
полянку
и
положите туда корзинку. А хозяин с 10 выемками Магнолик.
Приглашаем Вас поиграть. Задание: «Магнолик положил корзинку для
10 грибов на полянку к Ёжику-единичке, в ней еще осталось место для
грибов. Кто должен положить в неё свои грибы, чтобы корзинка оказалась
полной. Коту-семерки, Зайке-двойке, Лисе-девятки.
Если
заполнить
корзинку
для
10
грибов,
то
она
превращается
в
волшебную корзинку Дцать - это десяток. Если ёжик положит свой грибок на
волшебную корзинку Дцать, то в ней будет 11 грибов.
Один на Дцать
получится одиннадцать. Так дети знакомятся с числами второго десятка.
Я познакомлю вас с такими играми как:
«Чудо-крестики» 1,2,3.
«Ччудо-соты».
«Чудо-цветик»
Эти игры способствуют развитию психических процессов, а также
восприятию сенсорных эталонов, освоению
количественного
счета,
пространственных
отношений. Вы
спросите,
почему
они
так
называются? Если мы соберем все детали, то получаться крестики и
соты.
Игра «Чудо-цветик» - это
сказочная история под
названием
«Тайна
Поляны
Чудесных
Цветов».
В
состав
игры
входят
(показать):
- одна десятая часть круга,
или
«Лепе сток
Ч уд о -
Цветика»
- две десятая часть круга,
« Д в у х г л а з к а
Ч у д о -
Цветика»
-
и
т.д.
«Трехглазка»,
«Четырехглазка».
Мама Светы учится собирать цветок по цвету
В играх с «Чудо-цветиком» у детей развиваются:
- психические процессы,
-
математические
представления
(освоения
состава
де сяти,
соотношение целого и части)
- творческие способности.
Эта игра будет интересна детям от 3 до 7 лет. Малыши могут собрать
цветок
и
построить
башню
из
лепестков,
сложить
забавные
фигурки
из
деталей игры. Шести-семилетние дети – освоить такой сложный материал
как дроби.
Главные герои сказки Девочка Долька и малыш Гео (показать их).
История называется так:
Однажды Малыш Гео, весело напевая, шел по Фиолетовому Лесу. И
вдруг услышал чей-то плач. Голосок был тоненьким и еле слышным. “Кто
это
может
быть?”
-
подумал
Гео.
Он
подошел
поближе.
На
Поляне
Чудесных цветов сидела маленькая девочка и горько плакала. Вокруг нее
лежали
разноцветные
лепестки.
“Ты
кто?”
-
спросил
Малыш
девочку.
“Меня зовут Долька,” - ответила она. “А почему ты плачешь?” “Не могу
разгадать тайну Чудо-Цветиков,” - сказала Долька. Гео быстро собрал
рассыпанные
лепестки
и
сложил
сначала
разноцветный,
а
потом
одноцветный Чудо-Цветик. “Странно, - подумал Малыш, - обыкновенная
головоломка. Что в ней таинственного?”
Рассмотри Чудо-Цветики. Запомни, какие они.
Разбери Чудо-Цветки на части. Сложи точно также.
“Налетел
на
Фиолетовый
Лес
Синий
Ураган,
-
начала
Долька
свою
печальную историю. - Подхватил моих сестричек и унес куда-то далеко. И
вернутся они назад, если я разгадаю тайну Чудо-Цветиков. А у меня ничего
не получается” - снова расстроилась Долька. “Не плачь, я тебе помогу, -
стал
успокаивать
ее
Малыш,
-
посмотри,
какой
красивый
этот
разноцветный Чудо-Цветик. Он похож на Анютины Глазки.
Нарисуй его.” “Да это Десятиглазка какая-то,” - подумала Долька, обводя
Цветик карандашом.
Найди
Чудо-Цветик,
состоящий
из
четырех
разноцветных
частей.
Назови цвет каждой части.
Сложи их на листе бумаги, обведи по контуру получившийся цветок,
вырежи и раскрась его.
Как
ты
думаешь,
почему
долька
назвала
его
десятиглазкой?
Дай
похожие названия всем частям Чудо Цветика (Двухглазка, Трехглазка,
Четырехглазка).
Прошл о
н е с кол ь ко
дней...
На
Чудесной
П о л я н е
ц в е л и
невиданные
цветы
и
т р а в ы ,
н а д
н и м и
порхали
необыкновенные
бабочки
и
стрекозы.
Но
главная
т айна
Чудо-Цветиков
оставалась
неразгаданной.
Мама Никиты собрала с лепестков чудо-цветика Павлина
“Знаешь,
Гео,
-
призналась
Долька,
я
теперь
могу
любой
цветок
с
закрытыми глазами собрать.” “Как это?” - не поверил Малыш Гео.
Долька закрыла глаза и взяла что-то наугад. “Это Трехглазка, - сказала
она. - Я могу ее собрать, могу собрать...”
Закрой глаза, возьми любую деталь головоломки и наощупь определи,
что это.
Найди детали, из которых можно сложить Трехалазку (три лепестка пли
двух глазка и один лепесток),
Четырехглазку
“А
как
ты
сделаешь
Пятиглазку?”
-
спросил
Малыш.
“Очень
просто,
ответила Долька и взяла свой рисунок Пятиглазки. - Я ее сложу из таких
частей...”
Назови части, из которых можно сложить Пятиглазку (пять лепестков;
Четырехглазка и один лепесток; Трехглазка и два лепестка, двухглазка и
три лепестка).
Таким образом, дети осваивают состав числа до десяти.
Следующая игра «Прозрачный квадрат» или «Нетающие льдинки
Озера Айс».
В этой игре, как и во всех остальных, есть своя сказка «Подарок
Хранителя Озера Айс», по сюжету которой Главный Незримка Фиолетового
Леса Всюсь, превращает волшебные льдинки в кого угодно.
Игра состоит из прозрачных пластинок с геометрическими фигурами,
из которых можно составить квадрат. Главные правила игры:
- пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью,
- при наложении не допускаются совмещения цветных элементов.
Знакомство с этой игрой начинаем с сортировке квадратов:
- по форме,
- по форме и размеру
- отсчитываем заданное количество той или иной фигуры
- составляем квадрат из имеющихся геометрических фигур, т.е. знакомим
детей с соотношением целого и части.
Например, (показ альбома с заданиями).
Предлагаю вам поиграть в игру «вертикальное домино». Задание:
«Сложите девять квадратов из всех пластинок. 1-вый игрок - пять
квадратов из одинаковых фигур и четыре из разных. 2-ой игрок –
девять квадратов из разных фигур». Не забывайте выполнять правила игры.
Аналогичная игра «Прозрачная цифра» Если в «Прозрачном
квадрате» собираем фигуры, то здесь путем наложения выкладывается
цифра.
Ведущий.
Следующая группа – это универсальные группы игры, направленные
на разные виды деятельность.
Выступление педагога.
Я
предлагаю
вашему
вниманию
коврограф
«Ларчик»,
это
аналог
школьной доски с набором приложений, игровое поле из ковролина размером
1м
на
1м
с
нанесенной
сеткой.
Коврограф
использую
во
всех
видах
деятельности.
В приложения входят
разноцветные
верёвочки
–
липучки, они очень удобны
и интересны детям, так они
могут
рисовать,
измерять,
с о е д и н я т ь ,
с т р о и т ь
лабиринты.
О н и
р а з р е з а н ы
н а
определённые отрезки, мера
длины – одна клеточка (это
помогает
детям
освоить
меру длины).
Объясняю родителям задание: «Распределение холодных и
теплых круги Эллера»
Также в приложение входят разноцветные бусинки, это липучка, с их
помощью дети легко запоминают основные цвета, учатся считать, измерять,
выкладывают рисунки по алгоритму.
Герои коврографа гусеница Фифа и Лапушок, они очень любят играть и с
детьми,
задавать
задания.
Например,
игра
«Узоры». Однажды
Ковровая
Полянка
оказалась
покрытой
узорами
из
разноцветных
кружков.
"Мне
нравится самый длинный узор," - сказала Фифа и начала его искать, скала,
искала, но так и не смогла найти. Почему?
На
коврографе
из
кружков
приложения
"Разноцветные
липучки"
выкладываются узоры
(в ряд,
полукругом, зигзагом
и
т.л.).
Количество
кружков в каждой группе одинаковое. Детям предлагается выбрать тот узор,
где кружков больше всего. Почему этого сделать не удалось ?
На коврограф прикрепляются кармашки, они очень удобны, в них легко
вставлять прозрачные пластинки – буквы, цифры и любые картинки.
Следующий
набор,
эталоны
цвета,
дети
с
младшего
возраста
легко
запоминают основные цвета и цвета радуги по фразе: «Каждый охотник
желает знать, где сидит фазан». Приведу вам пример на знакомой игре "Кто
спрятался?" На Полянке появились гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле,
Селе, Фи в разноцветных шапочках. Они стали играть в прятки с Лопушком.
На коврографе располагаются карточки приложения "Цветные карточки по
считалке "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Это шапочки
гномов
Кохле,
Охле,
Желе,
Зеле,
Геле,
Селе,
Фи. Дети закрывают глаза,
взрослый в это время убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался ?
Т а к
ж е
н а
коврографе мы играем
с
цифрятами
Игра •
"Чехарда"
Однажды
в
г о с т и
к
д р у з ь я м
п р и ш л и
з в е р я т а -
ц и ф р я т а :
е ж и к -
Е д и н и ч к а ,
З а й к а -
Д в о й к а
и
м н о г и е
другие. Все собрались
на
Полянке
и
стали
играть в чехарду.
Используется
приложение "Забавные
цифры" .
Активное участие мамы-Ирины Шустенко.
Задание : Распределение холодных и теплых тонов в круги Эллера
Из
карточек
приложения выкладывается
цифровой ряд.
Дети
закрывают
глаза, взрослый меняет карточки местами. Что изменилось?
Приложение
«Забавные
буквы»
помогает
в
увлекательной
форме
познакомить
детей
с
гласными
буквами,
с
парными
гласными
и
йотированными звуками. Например, "Братья акробаты "
Шуты-акробаты любят выступать парами: Арлекин с Ярлекином, Урлекин с
Юрлекином,
Эрлекин
с
Ерлекином,
Ырлекин
с
Ирлекином,
Орлекин
с
Ерлекином. Дети запоминают пары шутов-акробатов (гласных). Карточки
располагаются в ряд на коврографе. Взрослый показывает одну из них, дети
подбирают к ней пару.В качестве усложнения можно только назвать имя шута
или гласную букву, а дети составляют из карточек пару.
Т а к ж е
в
э т о т
к о м п л е к т
в х о д и т
к о р а б л и к
« Б р ы з г -
брызг»,
его
м ож н о
и с п о л ь з о в а т ь
д л я
изме р е ния
в ы с о т ы ,
закрепления
цвета
и
счёта,
состава
числа
и
о р и е н т и р о в к и
н а
плоскости.
Катюша показывает родителям как работать с корабликом.
Далее я расскажу об «Игровизоре». В эту игру входят приложения:
- «Лабиринты букв», «Предметный и окружающий мир». Это мы тоже вам
продемонстрировали. Остановлюсь на приложении «Лабиринты цифр».
Игра с лабиринтами - это поиск пути от цифры-«образа» до цифры «знака»
через соответствующее количество предметов. Например, пройти от Ёжика
Единички до единицы в центре листа по картинкам с одним предметом:
ключик, зайка, флажок и зонтик. Перед началом игры можно обвести цифру
«один» и все единичные предметы (лист 1).
Ведущий.
И последняя группа игр – это игры по обучению грамоте.
Выступление педагога.
Первая игра, с которой я вас познакомлю это «Конструктор букв». Эта
игра
состоит
из
игрового
поля
с
эластичной
тисьмой
и
15
деревянных
элементов
(выставленных
на
магнитной
доске
–
стрелочки,
воротики,
клюшки и т.д). Из его элементов-модулей (демонстрирует их на магнитной
доске)
можно
сложить
любую
букву
алфавита.
Такое
конструирование
помогает
ребенку
запомнить
моторный
образ
буквы
и
в
дальнейшем
не
путать. В подготовительной группе дети любят трансформировать одну букву
в другую (например, буква З в мягкий знак, буква У в букву Е и т.д.). Все
задания детям задает сказочный герой Филимон Коттерфильд, который живет
в буквоцирке. Он рассказывает свою сказку «Филькина грамота», а ребята,
слушая ее выполняют задания.
Игра «Читайки 1 и 2». Это игры на развитие навыков чтения. Ребенок,
загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке»
прочитывается 4 слова, а в игре их больше сотни. Вариантов игры очень
много. Детям можно предложить найти части тела, что может быть острым,
что
съедобное
и
т.д.Предлагаю
вам
немного
поиграть.
Задание
«У
кого
Читайка на Я думаю, вы убедились, что в эту игру можно играть бесконечно.
«Теремки Воскобовича». Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в
теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять
принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и
таким
образом
составляются
слова.
Всего
в
комплекте
12
кубиков,
12
теремков - очень компактная, удобная конструкция. Один из вариантов игры
вы увидели у меня на занятии. Можно привести еще несколько примеров.
«ЗАМЕНЯЛКИ»
Составляем слово из двух слогов ЛУ-ША. Заменяем
Лиловый
Теремок
на
Желтый,
читаем
новое
слово
СУ-ША.
«ЦЕПОЧКИ*»
подставляя теремки друг к другу получаем цепочку слов:
ПОСУДАЧАСЫР-; МОЛОКОСАЖАБАНЯ-
И
последнее
игровое
пособие
«Складушки».
Мы
применяем
это
пособие для работы над слитным чтение. Каждая страница пособия содержит
рисунок,
смысловой
стишок-песенку,
который
заканчивается
песенкой-
слиянием. Эти песенки представлены отдельным крупным шрифтом в правом
и
левом
столбцах
(соответственно
твердые
и
мягкие
звуки).
К
ним
прилагается
диск
с
авторскими
песенками,
которые
исполняет
сам
Воскобович.
При
пропевании
песенки,
дети
одновременно
показывают
пальчиком.
Уважаемые родители, игры В.В.Воскобовича помогут Вам в игровой форме,
весело и без лишних нагрузок на детей успешно подготовить их к
дальнейшему обучению в школе!