Напоминание

Сценарий семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группе "Как подготовить ребёнка к обучению в школе через развивающие игры В.В.Воскобовича"


Автор: Коробцова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 22 "РАДУГА"
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ.ГЕОРГИЕВСКИЙ Р-ОН.СТ.ЛЫСОГОРСКАЯ
Наименование материала: СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Тема: Сценарий семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группе "Как подготовить ребёнка к обучению в школе через развивающие игры В.В.Воскобовича"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МАТЕРИАЛЫ КОРОБЦОВОЙ ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ,

ВОСПИТАТЕЛЕМ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №22 «РАДУГА»

СТ.ЛЫСОГОРСКОЙ» ГЕОРГИЕВСКОГО РАЙОНА
В рамках встреч в клубе для р о д и т е л е й б у д у щ и х первоклассников «Скоро в школу»
Сценарий семинара-практикума

для родителей детей подготовительной к школе группе

«Как подготовить ребёнка к обучению в школе

через развивающие игры В.В.Воскобовича»

Дата проведения. 26 СЕНТЯБРЯ 2016 года.
Основная цель. Познакомить родителей с технологией интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Продолжать расширять представление родителей о том, как подготовить ребенка к обучению к школе при помощи игры. Ответственный за организацию и проведение. Коробцова Е.Н., воспитатель подготовительной к школе группы.
План проведения.
Часть 1. • Вступительное слово ведущего. • Деловая игра «Пресс-конференция». Часть 2. • Консультация «Игры В.В.Воскобовича как эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста». • Просмотр видео презентаций «Игры В.В.Воскобовича в повседневной жизни детского сада» (фрагменты совместной деятельности воспитателя с детьми). • Игровой практикум для родителей. Часть 3. • Просмотр выставки развивающих игр В.В. Воскобовича. • Анкетирование родителей.

Игровой практикум для родителей.

Ведущий.
Предлагаю познакомится с первой группой игр, направленных на математическое развитие детей.
Выступление педагога.
Одна из первых и любимых игр “Геоконт”, с приложением умелые лапки. Геоконт представляет собой деревянное поле – это чудесная поляна золотых плодов. Задание здесь дает паук Юк и Паучата Лучик, Ромбик, Вопросик и Фантик. На поле нанесено 8 лучей. На каждом луче 4 точки гвоздика. Каждый луч обозначен буквой, которая соответствует определенному цвету: С-синий, О-оранжевый. И резинки-паутинки, с помощью которых дети получают разные фигуры. В младшем возрасте дети сначала просто натягивают резинки и конструируют простые геометрические фигуры, р а з н о й в е л и ч и н ы , называя их признаки и различия. Следующим э т а п о м я в л я е т с я конструирование простых предметных ф о р м п о о б р а з ц у воспитателя. В среднем возрасте дети учатся совмещать две геометрические формы и получать предметы: домик, кораблик, лодка с парусом. Строят геометрические формы от самой маленькой до большой. Учатся располагать геометрические формы в разных углах Геоконта. Превращают одну геометрическую форму в другую, квадрат в прямоугольник, прямоугольник в треугольник, треугольник в четырехугольник. В старшем возрасте учатся соотносить изображение предмета с геометрической формой и строить её на Геоконте: аквариум-круг, цветочный горшок-трапеция, магнитофон-прямоугольник, кубик-квадрат. Учатся достраивать симметричные узоры на второй половине поля. Конструируют различные фигуры по словесному образцу взрослого, по схеме, по заданной теме (одежда, посуда, транспорт). Строят различного вида паутинки по памяти. Знакомятся с понятиями луч, прямая, кривая, отрезок. На листе бумаги рисуют план игрового поля и переносят на него паутины, построенные на Геоконте. Зарисовывают на Геовизоре фигуры построенные на Геоконте.
Следующие игры. Квадраты Воскобовича – э т о и г р а - г о л о в о л о м к а , в процессе которой дети о сваивают п р и е м ы конструирования. Мы используем в работе д в у х ц в е т н ы е и четырехцветные квадраты. Попробуем превратить квадрат в конфетку. Давайте вместе с вами попробуем превратить квадрат в домик. Четырехцветный к ва д р ат более сложный, работать с ним мы начинаем к концу с р е д н е й г р у п п ы . И г р а - головоломка сопровождается с к а з ко й “ Т а й н а в о р о н а Метра”. Это история об удивительных превращениях квадрата. В младшем возрасте дети конструируют фигуры одного цвета, знакомятся с понятием многоугольники. В старшем возрасте не тол ь ко ко н с т р у и р у ю т многоцветные фигуры, но и находят их в бесцветном варианте и закрашивают. Конструируют двух и трехцветные фигуры по схемам, придумывают им названия, зарисовывают. После того как дети освоят в с е п р и е м ы конструирования по схеме, они начинают придумывать и складывать Данил Черников проводит показ «лодочки» родителям
свои фигуры, сочиняют сказки. И на последнем этапе делаем надрез по диагоналям и конструируем объемные фигуры. А сейчас я предлагаю в а м п о р а б о т а т ь с четырехцветным квадратом. П о п р о бу й т е с л о ж и т ь з е л е н ы й к в а д р а т , п р е в р а т и т е е г о в п р я м о у г о л ь н и к , в ма ленький квадрат, в четырехугольник. Сложите с и н и й п я т и у г о л ь н и к , с л ож и т е т р е х ц в е т н у ю ф и г у р у и д а й т е е й название. Игра «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОРЗИНКИ» Вы знаете, что в д/саду мы должны: - сформировать у детей представления о количественном составе числа, обучить счету в пределах десяти, познакомить с числами и цифрами, научить элементарным способам сложения и вычитания, познакомить с понятиями больше, меньше, поровну. Для этого мы используем игру Воскобовича «Математические корзинки». «Математические корзинки» – это деревянное поле с полянками, на которых растут грибы, каждой полянке соответствует определенное количество грибов, на каждой полянке есть корзинки с определенным количеством выемок. У каждой корзинки есть свой хозяин – это Зверята- Цифрята: Зайка-двойка, Ёжик-единичка и т.д. Например, у этой корзинки хозяин Пес-пятерка. Как вы думаете почему? Найдите его полянку и положите туда корзинку. А хозяин с 10 выемками Магнолик. Приглашаем Вас поиграть. Задание: «Магнолик положил корзинку для 10 грибов на полянку к Ёжику-единичке, в ней еще осталось место для грибов. Кто должен положить в неё свои грибы, чтобы корзинка оказалась полной. Коту-семерки, Зайке-двойке, Лисе-девятки. Если заполнить корзинку для 10 грибов, то она превращается в волшебную корзинку Дцать - это десяток. Если ёжик положит свой грибок на волшебную корзинку Дцать, то в ней будет 11 грибов. Один на Дцать получится одиннадцать. Так дети знакомятся с числами второго десятка. Я познакомлю вас с такими играми как: «Чудо-крестики» 1,2,3. «Ччудо-соты». «Чудо-цветик» Эти игры способствуют развитию психических процессов, а также восприятию сенсорных эталонов, освоению количественного счета,
пространственных отношений. Вы спросите, почему они так называются? Если мы соберем все детали, то получаться крестики и соты. Игра «Чудо-цветик» - это сказочная история под названием «Тайна Поляны Чудесных Цветов». В состав игры входят (показать): - одна десятая часть круга, или «Лепе сток Ч уд о - Цветика» - две десятая часть круга, « Д в у х г л а з к а Ч у д о - Цветика» - и т.д. «Трехглазка», «Четырехглазка». Мама Светы учится собирать цветок по цвету В играх с «Чудо-цветиком» у детей развиваются: - психические процессы, - математические представления (освоения состава де сяти, соотношение целого и части) - творческие способности. Эта игра будет интересна детям от 3 до 7 лет. Малыши могут собрать цветок и построить башню из лепестков, сложить забавные фигурки из деталей игры. Шести-семилетние дети – освоить такой сложный материал как дроби. Главные герои сказки Девочка Долька и малыш Гео (показать их). История называется так: Однажды Малыш Гео, весело напевая, шел по Фиолетовому Лесу. И вдруг услышал чей-то плач. Голосок был тоненьким и еле слышным. “Кто это может быть?” - подумал Гео. Он подошел поближе. На Поляне Чудесных цветов сидела маленькая девочка и горько плакала. Вокруг нее лежали разноцветные лепестки. “Ты кто?” - спросил Малыш девочку. “Меня зовут Долька,” - ответила она. “А почему ты плачешь?” “Не могу разгадать тайну Чудо-Цветиков,” - сказала Долька. Гео быстро собрал рассыпанные лепестки и сложил сначала разноцветный, а потом одноцветный Чудо-Цветик. “Странно, - подумал Малыш, - обыкновенная головоломка. Что в ней таинственного?”  Рассмотри Чудо-Цветики. Запомни, какие они.  Разбери Чудо-Цветки на части. Сложи точно также. “Налетел на Фиолетовый Лес Синий Ураган, - начала Долька свою печальную историю. - Подхватил моих сестричек и унес куда-то далеко. И вернутся они назад, если я разгадаю тайну Чудо-Цветиков. А у меня ничего не получается” - снова расстроилась Долька. “Не плачь, я тебе помогу, -
стал успокаивать ее Малыш, - посмотри, какой красивый этот разноцветный Чудо-Цветик. Он похож на Анютины Глазки. Нарисуй его.” “Да это Десятиглазка какая-то,” - подумала Долька, обводя Цветик карандашом.  Найди Чудо-Цветик, состоящий из четырех разноцветных частей. Назови цвет каждой части.  Сложи их на листе бумаги, обведи по контуру получившийся цветок, вырежи и раскрась его.  Как ты думаешь, почему долька назвала его десятиглазкой? Дай похожие названия всем частям Чудо Цветика (Двухглазка, Трехглазка, Четырехглазка). Прошл о н е с кол ь ко дней... На Чудесной П о л я н е ц в е л и невиданные цветы и т р а в ы , н а д н и м и порхали необыкновенные бабочки и стрекозы. Но главная т айна Чудо-Цветиков оставалась неразгаданной. Мама Никиты собрала с лепестков чудо-цветика Павлина “Знаешь, Гео, - призналась Долька, я теперь могу любой цветок с закрытыми глазами собрать.” “Как это?” - не поверил Малыш Гео. Долька закрыла глаза и взяла что-то наугад. “Это Трехглазка, - сказала она. - Я могу ее собрать, могу собрать...”  Закрой глаза, возьми любую деталь головоломки и наощупь определи, что это.  Найди детали, из которых можно сложить Трехалазку (три лепестка пли двух глазка и один лепесток),  Четырехглазку “А как ты сделаешь Пятиглазку?” - спросил Малыш. “Очень просто, ответила Долька и взяла свой рисунок Пятиглазки. - Я ее сложу из таких частей...”  Назови части, из которых можно сложить Пятиглазку (пять лепестков; Четырехглазка и один лепесток; Трехглазка и два лепестка, двухглазка и три лепестка). Таким образом, дети осваивают состав числа до десяти. Следующая игра «Прозрачный квадрат» или «Нетающие льдинки Озера Айс».
В этой игре, как и во всех остальных, есть своя сказка «Подарок Хранителя Озера Айс», по сюжету которой Главный Незримка Фиолетового Леса Всюсь, превращает волшебные льдинки в кого угодно. Игра состоит из прозрачных пластинок с геометрическими фигурами, из которых можно составить квадрат. Главные правила игры: - пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью, - при наложении не допускаются совмещения цветных элементов. Знакомство с этой игрой начинаем с сортировке квадратов: - по форме, - по форме и размеру - отсчитываем заданное количество той или иной фигуры - составляем квадрат из имеющихся геометрических фигур, т.е. знакомим детей с соотношением целого и части. Например, (показ альбома с заданиями). Предлагаю вам поиграть в игру «вертикальное домино». Задание: «Сложите девять квадратов из всех пластинок. 1-вый игрок - пять квадратов из одинаковых фигур и четыре из разных. 2-ой игрок – девять квадратов из разных фигур». Не забывайте выполнять правила игры. Аналогичная игра «Прозрачная цифра» Если в «Прозрачном квадрате» собираем фигуры, то здесь путем наложения выкладывается цифра.
Ведущий.
Следующая группа – это универсальные группы игры, направленные на разные виды деятельность.
Выступление педагога.
Я предлагаю вашему вниманию коврограф «Ларчик», это аналог школьной доски с набором приложений, игровое поле из ковролина размером 1м на 1м с нанесенной сеткой. Коврограф использую во всех видах деятельности. В приложения входят разноцветные верёвочки – липучки, они очень удобны и интересны детям, так они могут рисовать, измерять, с о е д и н я т ь , с т р о и т ь лабиринты. О н и р а з р е з а н ы н а определённые отрезки, мера длины – одна клеточка (это помогает детям освоить меру длины). Объясняю родителям задание: «Распределение холодных и теплых круги Эллера»
Также в приложение входят разноцветные бусинки, это липучка, с их помощью дети легко запоминают основные цвета, учатся считать, измерять, выкладывают рисунки по алгоритму. Герои коврографа гусеница Фифа и Лапушок, они очень любят играть и с детьми, задавать задания. Например, игра «Узоры». Однажды Ковровая Полянка оказалась покрытой узорами из разноцветных кружков. "Мне нравится самый длинный узор," - сказала Фифа и начала его искать, скала, искала, но так и не смогла найти. Почему? На коврографе из кружков приложения "Разноцветные липучки" выкладываются узоры (в ряд, полукругом, зигзагом и т.л.). Количество кружков в каждой группе одинаковое. Детям предлагается выбрать тот узор, где кружков больше всего. Почему этого сделать не удалось ? На коврограф прикрепляются кармашки, они очень удобны, в них легко вставлять прозрачные пластинки – буквы, цифры и любые картинки. Следующий набор, эталоны цвета, дети с младшего возраста легко запоминают основные цвета и цвета радуги по фразе: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Приведу вам пример на знакомой игре "Кто спрятался?" На Полянке появились гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках. Они стали играть в прятки с Лопушком. На коврографе располагаются карточки приложения "Цветные карточки по считалке "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Это шапочки гномов Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. Дети закрывают глаза, взрослый в это время убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался ? Т а к ж е н а коврографе мы играем с цифрятами Игра • "Чехарда" Однажды в г о с т и к д р у з ь я м п р и ш л и з в е р я т а - ц и ф р я т а : е ж и к - Е д и н и ч к а , З а й к а - Д в о й к а и м н о г и е другие. Все собрались на Полянке и стали играть в чехарду. Используется приложение "Забавные цифры" . Активное участие мамы-Ирины Шустенко. Задание : Распределение холодных и теплых тонов в круги Эллера Из карточек приложения выкладывается цифровой ряд. Дети закрывают глаза, взрослый меняет карточки местами. Что изменилось? Приложение «Забавные буквы» помогает в увлекательной форме познакомить детей с гласными буквами, с парными гласными и йотированными звуками. Например, "Братья акробаты "
Шуты-акробаты любят выступать парами: Арлекин с Ярлекином, Урлекин с Юрлекином, Эрлекин с Ерлекином, Ырлекин с Ирлекином, Орлекин с Ерлекином. Дети запоминают пары шутов-акробатов (гласных). Карточки располагаются в ряд на коврографе. Взрослый показывает одну из них, дети подбирают к ней пару.В качестве усложнения можно только назвать имя шута или гласную букву, а дети составляют из карточек пару. Т а к ж е в э т о т к о м п л е к т в х о д и т к о р а б л и к « Б р ы з г - брызг», его м ож н о и с п о л ь з о в а т ь д л я изме р е ния в ы с о т ы , закрепления цвета и счёта, состава числа и о р и е н т и р о в к и н а плоскости. Катюша показывает родителям как работать с корабликом. Далее я расскажу об «Игровизоре». В эту игру входят приложения: - «Лабиринты букв», «Предметный и окружающий мир». Это мы тоже вам продемонстрировали. Остановлюсь на приложении «Лабиринты цифр». Игра с лабиринтами - это поиск пути от цифры-«образа» до цифры «знака» через соответствующее количество предметов. Например, пройти от Ёжика Единички до единицы в центре листа по картинкам с одним предметом: ключик, зайка, флажок и зонтик. Перед началом игры можно обвести цифру «один» и все единичные предметы (лист 1).
Ведущий.
И последняя группа игр – это игры по обучению грамоте.
Выступление педагога.
Первая игра, с которой я вас познакомлю это «Конструктор букв». Эта игра состоит из игрового поля с эластичной тисьмой и 15 деревянных элементов (выставленных на магнитной доске – стрелочки, воротики, клюшки и т.д). Из его элементов-модулей (демонстрирует их на магнитной доске) можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать. В подготовительной группе дети любят трансформировать одну букву в другую (например, буква З в мягкий знак, буква У в букву Е и т.д.). Все задания детям задает сказочный герой Филимон Коттерфильд, который живет в буквоцирке. Он рассказывает свою сказку «Филькина грамота», а ребята, слушая ее выполняют задания.
Игра «Читайки 1 и 2». Это игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре их больше сотни. Вариантов игры очень много. Детям можно предложить найти части тела, что может быть острым, что съедобное и т.д.Предлагаю вам немного поиграть. Задание «У кого Читайка на Я думаю, вы убедились, что в эту игру можно играть бесконечно. «Теремки Воскобовича». Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция. Один из вариантов игры вы увидели у меня на занятии. Можно привести еще несколько примеров. «ЗАМЕНЯЛКИ» Составляем слово из двух слогов ЛУ-ША. Заменяем Лиловый Теремок на Желтый, читаем новое слово СУ-ША. «ЦЕПОЧКИ*» подставляя теремки друг к другу получаем цепочку слов: ПОСУДАЧАСЫР-; МОЛОКОСАЖАБАНЯ- И последнее игровое пособие «Складушки». Мы применяем это пособие для работы над слитным чтение. Каждая страница пособия содержит рисунок, смысловой стишок-песенку, который заканчивается песенкой- слиянием. Эти песенки представлены отдельным крупным шрифтом в правом и левом столбцах (соответственно твердые и мягкие звуки). К ним прилагается диск с авторскими песенками, которые исполняет сам Воскобович. При пропевании песенки, дети одновременно показывают пальчиком. Уважаемые родители, игры В.В.Воскобовича помогут Вам в игровой форме, весело и без лишних нагрузок на детей успешно подготовить их к дальнейшему обучению в школе!


В раздел образования