Напоминание

Самостоятельная работа обучающихся на занятиях по дополнительной образовательной программе "Решение задач по химии"


Автор: Гильманова Елена Рамилевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО СЮН "Табигат"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа обучающихся на занятиях по дополнительной образовательной программе "Решение задач по химии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление ПДО Гильмановой Е.Р.
Самостоятельная работа обучающихся на занятиях по дополнительной

общеобразовательной программе «Решение задач по химии»
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников любого общеобразовательного учреждения определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Исходя из требований времени, меняется подход к современным занятиям. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не только получение теоретических знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. При этом самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Обучающий процесс становится не столько поставщиком информации, сколько обучает самому обучаться; педагог должен обучить способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Обучающийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания педагога на занятии традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Поэтому и занятия должны строиться по совершенно иной схеме. Я строю свои занятия, делая упор на взаимодействие обучающихся и педагога, а также взаимодействие самих обучающихся. Мои занятия делятся на групповые, где мы получаем теоретические знания, необходимые для решения задач и звеньевые, где уже непосредственно применяем теоретические знания – решаем задачи. Групповые занятия начинаю с записи темы на доске. Например, тема
«Кислоты, строение, классификация свойства, применение
». Затем сразу же предлагаю определиться с известными ребятам понятиями из написанной темы и непонятными. А после обучающиеся могут самостоятельно сформулировать цель занятия из написанной на доске темы и сами определяются с тем, что бы им хотелось знать дополнительно по этой теме. При усвоение новых знаний стараюсь, чтобы осуществлялось максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. Для достижения данной задачи использую различные методы, например, составить: таблицу, график или диаграмму, алгоритм по определенному правилу, составление схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно- следственных связей. Например, при изучении той же темы -
«Кислоты,

строение,

классификация

свойства,

применение
», ребята могут сами составить таблицу по классификации кислот, затем рассмотрев строение кислот, могут предсказать их свойства – физические и химические. И большую самостоятельность, обучающиеся могут проявить при изучении темы применения того или иного класса веществ и каких-то экологических аспектов. Если изучаем кислоты, то обязательно надо знать где применяется, та или иная кислота в каком производстве ее используют, и как эти производства влияют на экологию окружающей среды. При этом я даю ребятам обязательно темы по дополнительной литературе, которые они с удовольствием изучают и затем на следующем занятии делятся полученной информацией с другими. Особенно нравится узнавать большее об интересных фактах. Я, считаю, что все это в полной мере способствует
развитию творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы, позволяет создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету обучающихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха. При решении задач, больше возможно стей п р оя в и т ь самостоятельность. Разбираем один алгоритм решения задачи, а затем я предлагаю ребятам прийти к тому же ответу, но только решением по другому алгоритму. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Педагогу необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.


В раздел образования