Самостоятельная работа обучающихся на занятиях по дополнительной образовательной программе "Решение задач по химии"
Автор: Гильманова Елена Рамилевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО СЮН "Табигат" Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Самостоятельная работа обучающихся на занятиях по дополнительной образовательной программе "Решение задач по химии" Раздел: дополнительное образование
Выступление ПДО Гильмановой Е.Р.
Самостоятельная работа обучающихся на занятиях по дополнительной
общеобразовательной программе «Решение задач по химии»
К
современному
специалисту
общество
предъявляет
достаточно
широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет
наличие
у
выпускников
любого
общеобразовательного
учреждения
определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из
различных источников, систематизировать полученную информацию, давать
оценку
конкретной
ситуации. Исходя
из
требований
времени,
меняется
подход к современным занятиям. В соответствии с новыми стандартами,
нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего
мира,
продемонстрировать
ему,
что
школьные
занятия
–
это
не
только
получение теоретических знаний, а наоборот – необходимая подготовка к
жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в
реальной жизни.
При
этом
самостоятельная
работа
обучающихся
играет
решающую
роль в ходе всего учебного процесса. Обучающий процесс становится не
столько
поставщиком
информации,
сколько
обучает
самому
обучаться;
педагог должен обучить способам творческой деятельности, направленной на
самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Принципиальным
отличием современного
подхода
является
ориентация
стандартов
на
результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами
понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания
в практической деятельности.
Обучающийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания
педагога
на
занятии
традиционного
типа
теперь
становится
главным
деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него
материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Поэтому и занятия должны строиться по совершенно иной схеме. Я строю
свои занятия, делая упор на взаимодействие обучающихся и педагога, а также
взаимодействие самих обучающихся.
Мои занятия делятся на групповые, где мы получаем теоретические
знания,
необходимые
для
решения
задач
и
звеньевые,
где
уже
непосредственно
применяем
теоретические
знания
–
решаем
задачи.
Групповые
занятия
начинаю
с
записи
темы
на
доске.
Например,
тема
«Кислоты, строение, классификация свойства, применение ». Затем сразу
же предлагаю определиться с известными ребятам понятиями из написанной
темы
и
непонятными.
А
после
обучающиеся
могут
самостоятельно
сформулировать
цель
занятия
из
написанной
на
доске
темы
и
сами
определяются с тем, что бы им хотелось знать дополнительно по этой теме.
При усвоение новых знаний стараюсь, чтобы осуществлялось максимальное
использование
самостоятельности
в
добывании
знаний.
Для
достижения
данной задачи использую различные методы, например, составить: таблицу,
график или диаграмму, алгоритм по определенному правилу, составление
схем, описание объекта, явления, работа с терминами, выявление причинно-
следственных связей. Например, при изучении той же темы - «Кислоты,
строение,
классификация
свойства,
применение »,
ребята
могут
сами
составить
таблицу
по
классификации
кислот,
затем
рассмотрев
строение
кислот,
могут
предсказать
их
свойства
–
физические
и
химические.
И
большую самостоятельность, обучающиеся могут проявить при изучении
темы применения того или иного класса веществ и каких-то экологических
аспектов. Если изучаем кислоты, то обязательно надо знать где применяется,
та
или
иная
кислота
в
каком
производстве
ее
используют,
и
как
эти
производства
влияют
на
экологию
окружающей
среды.
При
этом
я
даю
ребятам обязательно темы по дополнительной литературе, которые они с
удовольствием изучают и затем на следующем занятии делятся полученной
информацией
с
другими.
Особенно
нравится
узнавать
большее
об
интересных фактах. Я, считаю, что все это в полной мере способствует
развитию творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства
личной
ответственности
за
результат
своей
работы,
позволяет
создать
условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не
только для сильных и хорошо успевающих по предмету обучающихся, но и
для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию
успеха.
При
решении
задач,
больше
возможно стей
п р оя в и т ь
самостоятельность.
Разбираем
один
алгоритм
решения
задачи,
а
затем
я
предлагаю ребятам прийти к тому же ответу, но только решением по другому
алгоритму.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность
и даже протест. Педагогу необходимо время и условия, чтобы научиться
работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.