Напоминание

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста простейших логических структур мышления и математических представлений через использование логических блоков Дьенеша"


Автор: Тагирова Расия Алиякбаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска Д/С №15 "Солнышко"
Населённый пункт: ХМАО – Югра, город Нижневартовск
Наименование материала: Семинар-практикум по математическому развитию
Тема: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста простейших логических структур мышления и математических представлений через использование логических блоков Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование





Назад





СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Тема: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста простейших логических

структур

мышления

и

математических

представлений

через

использование

логических блоков Дьенеша»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача - найти путь решения - реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Мышление –
это высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. (словарь С. И. Ожегова) Развитие мышления ребёнка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, иг - рушками. Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образное мышление — т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных мето дических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. В своей работе мы используем такие технологии: 1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е.Н. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2007 2. М. Фидлер Математика уже в детском саду. М., «просвещение», 1981. 3. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство») «Санк – Петербург», Акцидент» 2000 г. 4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. (Под. Ред А.А. Столяра. М.., «Просвещение», 1991) 5. Серию методических пособий: - «Давайте вместе поиграем» - комплект игр с блоками Дьенеша; - «Праздник в стране Блоков»; - «Спасатели приходят на помощь»; - «Поиск затонувшего клада».
Для работы с детьми мы используем:

- Дидактический набор «Логические блоки Дьенеша» (набор состоит из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой – круглые, квадратные, треугольные. Прямоугольные; 2. цветом – красные, жёлтые, синие; 3. размером – большие и маленькие; 4. толщиной - толстые и тонкие - Дидактический плоскостной набор – логические (геометрические) фигуры – круги, квадрат, равносторонние треугольники, прямоугольники). Они отличаются формой, цветом, размером. - Наряду с логическими блоками в работе применяем карточки (5х5), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). - Карточки отрицания. Использование карточек позволяет развить у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно- игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировке свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умениями декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают свою своеобразную модель. Карточки – свойства помогают перейти от наглядно-образного к наглядо- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словестно-логическому мышлению. Для проведения некоторых игр и упражнений мы приготовили дополнительно вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, круги Элера – Вена, дидактический материал к логическим блокам Дьениша.
Последовательность работы с детьми с блоками Дьенеша.
Нужно познакомить детей сначала с одним свойством предмета (например цветом). В процессе различных действий с блоками дети сначала ос ваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирова ние одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одно- временно тремя свойствами). В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эта лоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции

над

множествами

(сравнение,

разбиение

1

,

классификация

2

,

абстрагирование).

Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и

декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
1 Разбиением называется процесс мышления, при котором мы рассматриваем некоторый класс предметов и в своем воображении делим его на два или на большее число подклассов. 2 Классификация, или разделение на классы, - это процесс мышления, при котором мы в своем воображении объединяем в группы предметы, обладающие опре деленными признаками. При решении этой задачи мы используем такие игры: 1. «Архитекторы» (детская площадка); - знакомство с алгоритмом. 2. «Игры с двумя, тремя обручами» – классификация по двум, трём свойствам. 3. «Восстановим разрушенный город» - декодирование информации. 4. «Логический поезд» - кодирование, декодирование информации со знаком отрицания. 5. «Загадки без слов» - развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
-

Развивать

умения

выявлять

свойства

в

объектах,

называть

их,

адекватно

обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум,

трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
1. «Разложи пропущенные фигуры» - закрепление представления о свойствах геометрических фигур. -
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.


1. «Найди такую же фигуру» - упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую. 2. «Раздели фигуры» . 3. «Алгоритм» (Карточки – схемы) – закрепить знание о геометрических фигурах, их признаках и свойствах. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности.
- Развивать пространственные представления.
3. Игры - лабиринты
-Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения

учебных и практических задач.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,

преодолении трудностей.

- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

-

Развивать

творческие

способности,

воображение,

фантазию,

способности

к

моделированию и конструированию.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.


В раздел образования