"Развитие у детей старшего дошкольного возраста простейших логических структур мышления и математических представлений через использование логических блоков Дьенеша"
Автор: Тагирова Расия Алиякбаровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска Д/С №15 "Солнышко" Населённый пункт: ХМАО – Югра, город Нижневартовск Наименование материала: Семинар-практикум по математическому развитию Тема: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста простейших логических структур мышления и математических представлений через использование логических блоков Дьенеша" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста простейших логических
структур
мышления
и
математических
представлений
через
использование
логических блоков Дьенеша»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -
одна
из
актуальных
проблем
современности.
Дошкольники
с
развитым
интеллектом
быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены
к
школе.
Интеллектуальный
труд
очень
нелегок,
и,
учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,
что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать
новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя мир.
Математика
по
праву
занимает
большое
место
в
системе
дошкольного
образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни
предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего
замаскирована
занимательным
сюжетом.
Умственная
задача
-
найти
путь
решения
-
реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Мышление – это высшая ступень познания - процесс отражения объективной
действительности в представлениях, суждениях, понятиях. (словарь С. И. Ожегова)
Развитие
мышления
ребёнка
происходит
при
условии
овладения
им
тремя
основными
формами
мышления:
наглядно-действенным,
наглядно-образным
и
логическим.
Наглядно-действенное
мышление
—
это
мышление
в
действии.
Оно
развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, иг -
рушками. Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образное мышление — т.
е.
такая
организация
образов,
которая
позволяет
выделять
самое
существенное
в
предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.
Ребенок
должен
научиться
пользоваться
различными
планами,
схемами.
К
концу
дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.
е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами
логики.
В
дошкольной
педагогике
существует
множество
разнообразных
мето дических
материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
В своей работе мы используем такие технологии:
1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост.
Е.Н. Панова. - Воронеж: ЧП
Лакоценин С. С, 2007
2. М. Фидлер Математика уже в детском саду. М., «просвещение», 1981.
3. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л.
Непомнящая (Библиотека программы «Детство») «Санк – Петербург», Акцидент» 2000 г.
4.
Давайте
поиграем.
Математические
игры
для
детей
5-6
лет.
(Под.
Ред
А.А.
Столяра. М.., «Просвещение», 1991)
5. Серию методических пособий:
- «Давайте вместе поиграем» - комплект игр с блоками Дьенеша;
- «Праздник в стране Блоков»;
- «Спасатели приходят на помощь»;
- «Поиск затонувшего клада».
Для работы с детьми мы используем:
- Дидактический набор «Логические блоки Дьенеша» (набор состоит из 48 логических
блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1.
формой – круглые, квадратные, треугольные. Прямоугольные;
2.
цветом – красные, жёлтые, синие;
3.
размером – большие и маленькие;
4.
толщиной - толстые и тонкие
- Дидактический плоскостной набор – логические (геометрические) фигуры – круги,
квадрат,
равносторонние
треугольники,
прямоугольники).
Они
отличаются
формой,
цветом, размером.
- Наряду с логическими блоками в работе применяем карточки (5х5), на которых условно
обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
- Карточки отрицания.
Использование карточек позволяет развить у детей способность к замещению и
моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти
способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-
игровых
действий.
Так,
подбирая
карточки,
которые
рассказывают
о
цвете,
форме,
величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировке свойств. В
процессе
поиска
блоков
со
свойствами,
указанными
на
карточках,
дети
овладевают
умениями
декодировать
информацию
о
них.
Выкладывая
карточки,
которые
«рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают свою своеобразную модель.
Карточки
–
свойства
помогают
перейти
от
наглядно-образного
к
наглядо-
схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к
словестно-логическому мышлению.
Для проведения некоторых игр и упражнений мы приготовили дополнительно
вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, круги Элера – Вена, дидактический
материал к логическим блокам Дьениша.
Последовательность работы с детьми с блоками Дьенеша.
Нужно познакомить детей сначала с одним свойством предмета (например цветом). В
процессе различных действий с блоками дети сначала ос ваивают
умения
выявлять
и
абстрагировать
в
предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать,
классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и
форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру;
форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и
толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с
учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы
помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней
не было рядом блоков одинаковой формы (оперирова ние одним свойством), другой — чтобы не
было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий
— чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одно-
временно тремя свойствами).
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его
часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук),
затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце —
полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем
сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и
обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет
местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу
действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эта лоны форм — геометрических
фигур
(круг,
квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко
использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и
геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции
над
множествами
(сравнение,
разбиение
1
,
классификация
2
,
абстрагирование).
Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и
декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
1
Разбиением
называется
процесс
мышления,
при
котором
мы
рассматриваем
некоторый класс предметов и в своем воображении делим его на два или на большее
число подклассов.
2
Классификация,
или
разделение
на
классы,
-
это
процесс
мышления,
при
котором мы в своем воображении объединяем в группы предметы, обладающие опре деленными
признаками.
При решении этой задачи мы используем такие игры:
1. «Архитекторы» (детская площадка); - знакомство с алгоритмом.
2. «Игры с двумя, тремя обручами» – классификация по двум, трём свойствам.
3. «Восстановим разрушенный город» - декодирование информации.
4. «Логический поезд» - кодирование, декодирование информации со знаком отрицания.
5. «Загадки без слов» - развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию
о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим
обозначениям.
-
Развивать
умения
выявлять
свойства
в
объектах,
называть
их,
адекватно
обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум,
трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
1. «Разложи пропущенные фигуры» - закрепление
представления о свойствах
геометрических фигур.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
1. «Найди такую же фигуру» - упражнять в умении выбирать из множества фигур
необходимую.
2. «Раздели фигуры» .
3. «Алгоритм» (Карточки – схемы) – закрепить знание о геометрических фигурах,
их
признаках
и
свойствах.
Развивать
умение
размещать
блоки
в
определённой
последовательности.
- Развивать пространственные представления.
3. Игры - лабиринты
-Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения
учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,
преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
-
Развивать
творческие
способности,
воображение,
фантазию,
способности
к
моделированию и конструированию.
Решение
данных
задач
позволяет
в
дальнейшем
детям
успешно
овладеть
основами
математики и информатики.