"Мобильный музей": обзорная экскурсия по школьному-историческому музею села Николаевка.
Автор: Орлова Ирина Юрьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОБУ ООШ с.Николаевка Населённый пункт: Благовещенский район Наименование материала: методическая разработка Тема: "Мобильный музей": обзорная экскурсия по школьному-историческому музею села Николаевка. Раздел: среднее образование
«Мобильный музей»: обзорная экскурсия по школьному- историческому музею
села Николаевка.
Информационные технологии в системе патриотического воспитания.
Составитель проекта:
Орлова Ирина Юрьевна, учитель истории и обществознания
Участники проекта: поисковая группа 8 класса.
ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ (слайд 1)
Цель обзорной экскурсии: воспитание патриотизма – чувства гордости за родную
школу, ее историю.
Задачи:
1.
Дать учащимся общее представление об истории школы.
2.
Познакомить учащихся с учениками и учителями школы, которые являются
гордостью школы.
3.
Научить ориентироваться в разделах школьного музея
История основания музея (слайд 2)
Наш музей истории школы с.Николаевка был основан в 2004 году бывшим
директором
Галлямшиной
Татьяной
Николаевной.
Экспонаты
для
музея
собраны
учителями и учащимися школы .(слайд 3)
1 раздел музея. История основания села Николаевка (слайд 4)
Экскурсию мы начнем с истории нашего села. В 1774 году Благовещенский завод
купил генерал – аудитор П. Хлебников. В эти годы завод значительно увеличил свой
потенциал. Для плавки меди и железа требовалось большое количество угля. Поэтому,
не удовлетворяясь тем углем, что привозили сюда на баржах, генерал Хлебников
решает заготавливать его на месте. С этой целью из собственно покупных 1459
рабочих, он насильно переселяет 15-20 семей вниз по Белой до устья речки Семёновка.
Именно на ней, в заболоченной низине, поставщикам угля было определено место
поселения, именуемое Николаевской слободой.
Заводовладелец не считался с непригодностью места для жилья рабочих, его вполне
устраивало то, что отсюда недалеко была судоходная река Белая и речка Семеновка, на
которой можно было делать запруды ,для производства мочала.
Заготавливая для завода уголь и сплавляя по реке Белой лес, крестьяне занимались
выращиванием хлеба, которым свободно могли торговать. Чтобы усилить торговлю им,
крестьянам, разрешалось в течение недели один день работать на себя. Ветхими и
крайне бедными были хозяйства угольщиков, достаточно сказать, что все построенные
избы топились по – черному, вместо осветительных ламп использовалась лучина.
2 раздел- музея. История Исторических объектов села Николаевка. (слайд
5 ) В
Николаевке
находиться
5
исторических
объекта:
обелиск,
пруд,
родник,
краеведческий
музей
и
учительский
дом.
В
настоящий
момент
нашей
поисковой
группой ведется работа по истории создания этих объектов. По истории исторического
объекта № 3, николаевский пруд, собрана следующая информация. (слайд 6) История
возникновения пруда начинается в начале 50-х годов. В свое время село Николаевка
пережила
2
пожара.
В
результате
чего
пострадала
большая
часть
домов.
Для
соблюдения пожарной безопасности было принято решение создать пруд у низины
холмов. В 1953 году с помощью техники было сделано углубление, которое по краям
засыпали глиной. Эту глину возили сельчане на лошадях. После чего пруд запрудили.
В 1956 году рядом с прудом построили водяную мельницу-кормилицу сельчан. Через
некоторое время рядом
расположились животноводческие фермы. В 1978 году
силами
строителей
из
Армении
строиться
плотина.
Пруд
использовался
для
хозяйственно-бытовых нужд человека и его деятельности. Он также был излюбленным
местом для отдыха сельчан.
3. раздел музея. История школы с.Николаевка (слайд 7)
Школа в селе Николаевка, как средняя, основана в 1974 году. Она расположена в
живописном
месте,
возле
Николаевского
пруда.
В
школе
обучались
дети
из
4
населенных
пунктов:
Николаевки,
Дмитриевки,
Андреевки,
Куреч
-
более
200
учащихся. Кроме этого в каждом из перечисленных сел находились начальные
школы. При школе работал интернат для детей 4-10 классов из близлежащих
деревень.
80%
учащихся
были
из
семей
колхозников,
остальные
–
рабочих
и
служащих. (слайд 8)
В школе работал коллектив профессиональных педагогов – мастеров своего дела:
Антипин
Георгий
Карпович,
Антипина
Федосия
Сергеевна,
Соболев
Петр
Никитович, Слынко Наталья Георгиевна, Слынко Николай Леонтьевич, Сябитова
Зоя Абрамовна, Тиунова Надежда Сергеевна, Зотова Нина Ивановна,
Гуляев
Леонид
Иванович,
Галлямшин
Разиф
Шайхелисламович,
Галлямшина
Татьяна
Николаевна, Хомутова Евгения Ивановна и другие. Первым директором в новой
школе стал Харламов Николай Анатольевич. (слайд 9)
(слайд 10) Жизнь школы напрямую была связана с деятельностью колхоза
имени Жданова. Круглый год коллектив образовательного учреждения трудился на
полях и фермах колхоза, оказывая посильную помощь в копке картофеля, прополке
и
уборке
урожая,
побелке
зданий
фермы…
Колхоз,
в
свою
очередь,
оказывал
помощь подшефным, выделял картофель, молоко, мясо для питания детей в школе в
интернате, предоставляли автобус.
Выпускники
школы
стали
достойными
гражданами
нашей
Республики:
учителями, врачами, инженерами, воннослужащими.
В
2009
году
школа
стала
основной
–
девятилетней.
При ней есть дошкольные
группы. В школе обучается 72 детей, дошкольные группы посещают 42 ребенка. В
дальнейшем на блюд а е т с я
положит е льна я
д ина мика
в
р о с т е количества
обучающихся. (слайд
11) Трудовой
коллектив
составляет
25
человек,
из
них
17-
выпускники
нашей
школы.
Коллектив постоянный,
слаженный,
работающий
над
самообразованием. Имеют 1 квалификационную категорию учителя: Шванникова Н.В.,
Притулина Т. В. Исмагилова А.Р., Серкова И.В., Кузьмичева Н.В., Галлямшина Э.А.,
Шванникова Е.К., Лобастова Н.А. В школе оборудован компьютерный класс, проведен
Интернет,
сертифицирован
краеведческий
музей. В
2008
году
по
национальной
программе «Школьный автобус», был получен автобус - Газель на 11 посадочных мест,
этим был обеспечен подвоз детей из д. Дмитриевка. В 2015-2016 учебном году школу
окончили
8
выпускников.
Все
они
достойно справились с итоговой аттестацией и
поступили в средние учебные заведения гг. Благовещенска и Уфы. В сентябре 2016
года в 1 класс поступили 10 детей.
4.раздел. История пионерской организации в школе (слайд 12)
Первый
пионерский
отряд
был
создан
в
1924году.
Здесь
хранятся
фотографии
пионеров, паспорт дружины 1974г. И сертификат объединения «сказка» ДОО «Золотой
Улей» Пионеры Башкортостана. (слайд 13)
5. раздел. Посвящен героям Великой Отечественной войны. (слайд 14)
Здесь расположен стенд скорби и боли, устный журнал, оформленный учащимися
нашей школы: «Наши земляки в Великой Отечественной войне». (слайд 15)
6.раздел
знакомит
с
Героем
Советского
Союза,
учеником
нашей
школы
Дьячковым Александром Васильевичем.
(слайд 16)
Дьячков,
Александр
Васильевич
родился 25 октября 1921 года
в
селе Николаевка
Благовещенского района Башкирии, в крестьянской семье .(слайд 17)
Русский. Окончил начальную школу, курсы механизаторов. Работал трактористом.
В Красной Армии с 1942 года. В действующей армии с февраля 1942 года.
Разведчик взвода пешей разведки 861-го стрелкового полка (294-я стрелковая дивизия,
52-я армия, 2-й Украинский фронт) красноармеец Александр Дьячков 20 августа 1944
года
при
отражении
контратак
противника
севернее
румынского
города
Яссы
из
личного оружия уничтожил семь вражеских пехотинцев. 21 августа 1944 года в бою за
город
Яссы
в
уличных
боях
в
рукопашной
схватке
бесстрашный
воин-разведчик
истребил около десятка вражеских солдат.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1944 года за образцовое
выполнение
заданий
командования
в
боях
с
немецко-фашистскими
захватчиками
красноармеец Дьячков Александр Васильевич награждён орденом Славы 3-й степени
(№ 155044).
Командир
отделения
взвода
пешей
разведки
861-го
стрелкового
полка
(294-я
стрелковая дивизия, 52-я армия, 1-й Украинский фронт) младший сержант Александр
Дьяченко 28 января 1945 года у населённого пункта Гёрлиц (Германия) захватил
находившегося в «секрете» гитлеровца, показания которого помогли заблаговременно
подготовиться к отражению вражеской контратаки.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 года за образцовое
выполнение
заданий
командования
в
боях
с
немецко-фашистскими
захватчиками
младший
сержант
Дьячков
Александр
Васильевич
награждён
орденом
Славы
2-й
степени (№ 28017).
16
февраля
1945
года
в
бою
за
город
Хундсфельд,
Псе
Поле,
северо-восточнее
польского
города
Вроцлава,
младший
сержант
Дьячков
А.В.,
возглавляя
группу
разведчиков, бесшумно снял вражеский сторожевой пост и ворвался в опорный пункт
противника, чем способствовал успеху полка в освобождении города, за что 18 апреля
1945 года был повторно награждён орденом Славы 2-й степени…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1959 года за образцовое
выполнение
заданий
командования
в
боях
с
немецко-фашистскими
захватчиками
Дьячков Александр Васильевич перенаграждён орденом Славы 1-й степени (№ 3720),
став полным кавалером ордена Славы.
После демобилизации в 1946 году А.В.Дьячков вернулся в родное село, работал
трактористом в колхозе имени А.А.Жданова.
Скончался
8
сентября
1961
года.
Похоронен
в
селе
Николаевка
Благовещенского
района Башкирии.
В селе Николаевка на краеведческом музее, где родился и жил полный кавалер ордена
Славы А.В.Дьячков, установлена мемориальная доска.
На этом стенде вы видите фотографию Александра Васильевича, мемориальную
доску, открытую в краеведческом музеи села Николаевка 9 мая 2016 году.
7. раздел музея посвящен страницам войны в Южной Осетии в летописи нашей
школы.
(слайд 18) Здесь говориться о подвиге выпускника школы села Николаевка
Полушкина Артема. (слайд 20) Закончилась Великая Отечественная война. Выросло
новое поколение защитников Отечества и на их долю тоже выпала война - война в
Южной Осетии. Артем Полушкин представлен к ордену Мужества посмертно.
8. раздел музея посвящен школьной жизни, достижениям учащихся.
В нем рассказывается о школьных мероприятиях, о медалистах школы. Этот раздел
ежегодно пополняется альбомами-летописями выпускных классов (слайд 21)
9. раздел - спортивные достижения наших учеников и учителей (слайд 22) Этот
раздел хранит в себе грамоты, фотографии и медали наших учеников и учителей,
достигших спортивных успехов.
Сегодня мы раскрыли перед вами лишь некоторые, самые важные, страницы
истории нашей школы, ведь за короткое время экскурсии невозможно рассказать обо
всем, чем жила она почти сто лет. Но мы надеемся, что сумели донести до вас главное.
А главное это то, что нам есть чем гордиться (слайд 23)
Список источников и литературы:
1.
Материалы школьного музея (поисковая работа учащихся и учителей)
2.
Материалы из архива «История села Николаевка».
3.
Воспоминания А.И. Ценарёва.
4.
Воспоминания старожила А.В.Милюкова.
5.
Воспоминания старожила И.М.Ермакова.
6.
Р.Ишбулатова. Это истина…//Истоки.- 2009.- №10. с.5.
7.
Народы Башкортостана. Историко-этнографические очерки. Уфа- Гилем, 2002.
8.
С.И.Руденко. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
9.
С.Н.Шитова. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа, 2001.
10. Школьный паспорт, 1946г.