Автор: Белова Роза Раисовна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Раево Давлекановский район Населённый пункт: Республика Башкортостан Наименование материала: Исследовательская работа Тема: "Потомки Шагали-Шакмана" Раздел: среднее образование
1
Шежере – это генеалогическая летопись племен и родов, в которую
вносились имена потомков, включались сведения об исторических событиях,
важнейших фактах жизни родов и племен. У башкир, как и у ряда других в
прошлом кочевых и полукочевых скотоводческих народов, издавна
существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную
включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был
хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры
передавали своим детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали
родословную (шежере) аксакалы рода, однако, согласно обычаям, и рядовые
башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена.
Эти традиции в быту башкир сохранялись очень долго. Даже в настоящее
время нередко встречаются старики, знающие свою родословную в пределах
10-12 поколений. Действительно, не перестаешь удивляться богатству своей
истории. В селе Кагарманово на кладбище находится могила Шагали
Шакмана.
Эта легендарная личность внесла большой вклад в объединении Башкирии и
России. В 1555г Шагали Шакман был руководителем делегации к русскому
царю Ивану Грозному. В историко-краеведческом музее с.Аскарово имеется
подлинник Шежере Шагали Шакмана.
— В памяти народа он сохранился как национальный герой, — отметил
Касим Нафиков, аксакал деревни Кагарманово. — По словам наших
аксакалов, Шагали Шакман был мудрым правителем. Очень крупного
2
телосложения — от него исходила космическая сила. Бытует легенда, что он
вырывал деревья с корнями и гнал врагов со своей земли. Именно Шагали
Шакман выступил инициатором вхождения башкир в состав Русского
государства, именно он и возглавил делегацию башкир к русскому царю. В
результате тамьянцы получили жалованную грамоту на вотчинное владение
землей, и царь присвоил Шагали Шакман-бею звание «князя» — тархана.
Народная мудрость проявилась в добровольном присоединении
Башкортостана к Русскому государству, после которого феодальные набеги и
межплеменные распри прекратились.
Как известно, после взятия Казани Иван Грозный обратился к народам
Урала и Поволжья с грамотами, где предложил добровольно принять русское
подданство и платить ясак (дань, налоги). Взамен он обещал защиту от
врагов и неприкосновенность земель. Башкиры заинтересовались
инициативой Белого царя (так они называли Ивана Грозного и других русских
царей). Сначала русское подданство приняли западные племена, затем
башкиры племени мин. Минцы послали к царю своих послов во главе с
Канзафаром-бием. Вскоре последовали и послы юрматинцев под
предводительством Татигаса-бия. На завершающем этапе присоединения к
Русскому государству в Казань отправилась делегация послов племен усерган
(Бикбау), бурзян (Илчикей), кипчак (Каракузяк), тамьян (Шагали Шакман).
На государственном флаге Республики Башкортостан изображен цветок
курая – символ дружбы. Семь его лепестков символизируют семь родов,
положивших начало объединению народов, проживающих в Республике
Башкортостан. В их числе и племя тамьян.
По утверждению доктора исторических наук Р.З. Янгужина, тамьянцы
свою родословную ведут от монголов. Переселившееся в Приуралье племя
тама получило от живущих по соседству бурзянцев и усерганцев название
«тамьян».
До XVII века тамьянцы проживали на территории нынешних
Абзелиловского и Белорецкого районов. Было их более 20 тысяч человек. В
деревнях нашего района, возможно, проживают башкиры рода месягут. По
рассказам сельчан старшего поколения, башкиры – вотчинники, живущие на
3
демских долинах, так называли тамьянцев. Как пишет Ф.Т. Кузбеков, тамга у
тамьянцев сыбык (прут), дага (подкова) ирак – их применяли для клеймения
животных, бортевых деревьев. Птица – ворон, дерево – сосна, оран (клич) –
тутыя.
После Ивана Грозного русские цари стали нарушать условия договора
башкир с Российским государством. Начался захват земель башкир,
строительство на их землях военных крепостей, заводов. Башкирские земли
раздавались помещикам, дворянам. Оставшиеся без земель башкиры
начинают переселяться в разные места. То, что название «тамьян»
встречается в семи районах республики, так же говорит об этом.
Важным документом для тамьянцев является шежере рода Шагали Шакмана.
С принятием ислама в XIII веке среди башкир получила развитие
письменность на основе арабской графики. Появились шежере, в которых
записывали о важных событиях в жизни племени, родов. И представители
племени тамьян так же начали вести свое письменное шежере. Оно
составлено на пергаменте, выделанном из двух овечьих шкур, и бережно
хранилось, обернутое войлоком. Однажды тамьянцы выдали девушку за
казахского парня. Войлок, в котором хранилось шежере, вместе с приданым
этой девушки оказался в казахских степях.
После нескольких лет поисков тамьянцам удалось найти это шежере, и они
продолжили его вести. Тамьянцы, как уже было сказано, были вынуждены
оставить родные места, и вот шежере вместе с ними оказалось в демских
долинах. До 1956 года шежере рода Шагали Шакмана хранилось у жителя
деревни Култай – Каран С.А. Янышева, который продолжал вести записи. В
1956 году член этнографической экспедиции Тагир Баишев увез его в Уфу.
Перепечатав на машинке, он прислал копию шежере в сельский Совет. В
настоящее время его увеличенная копия хранится в кабинете истории Тамьян
– Таймассовской школы.
«ШАГАЛИ ШАКМАН-БИЙ (Шагали Шакман-князь), вождь племени тамьян,
один из инициаторов и руководителей присоединения юго-восточных
башкир к Русскому государству. Возглавил борьбу тамьянских башкир против
ногайских мурз. В конце 1555-го — начале 1556 года Шагали Шакман в
составе объединенного посольства юго-восточных башкир ездил в Казань к
4
царскому наместнику для переговоров, в результате которых тамьянцы
вошли в состав Русского государства и в 1557 году получили от Ивана IV
жалованную грамоту на вотчинное владение землей. Шагали Шакману было
пожаловано звание тархана». (Башкортостан. Краткая энциклопедия).
Литература: «Из истории башкирских племен» Р.З. Янгужин, «История
культуры башкир» Ф.Т. Кузбеков, « Башкирские шежере» Р.Г. Кузеев, седьмой
том «Истории башкирских сел и деревень» А.З. Асфандияров.
«Потомки Шагали - Шакмана»
Районный конкурс исследовательских работ.
Номинация: «Моя родословная»
Выполнил: ученик 7класса
МОБУ СОШ д.Раево
Хабипов Алмаз
Руководитель:
Белова Роза Раисовна
2015 год