Напоминание

"Потомки Шагали-Шакмана"


Автор: Белова Роза Раисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Раево Давлекановский район
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Потомки Шагали-Шакмана"
Раздел: среднее образование





Назад




1 Шежере – это генеалогическая летопись племен и родов, в которую вносились имена потомков, включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. У башкир, как и у ряда других в прошлом кочевых и полукочевых скотоводческих народов, издавна существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако, согласно обычаям, и рядовые башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена. Эти традиции в быту башкир сохранялись очень долго. Даже в настоящее время нередко встречаются старики, знающие свою родословную в пределах 10-12 поколений. Действительно, не перестаешь удивляться богатству своей истории. В селе Кагарманово на кладбище находится могила Шагали Шакмана. Эта легендарная личность внесла большой вклад в объединении Башкирии и России. В 1555г Шагали Шакман был руководителем делегации к русскому царю Ивану Грозному. В историко-краеведческом музее с.Аскарово имеется подлинник Шежере Шагали Шакмана. — В памяти народа он сохранился как национальный герой, — отметил Касим Нафиков, аксакал деревни Кагарманово. — По словам наших аксакалов, Шагали Шакман был мудрым правителем. Очень крупного
2 телосложения — от него исходила космическая сила. Бытует легенда, что он вырывал деревья с корнями и гнал врагов со своей земли. Именно Шагали Шакман выступил инициатором вхождения башкир в состав Русского государства, именно он и возглавил делегацию башкир к русскому царю. В результате тамьянцы получили жалованную грамоту на вотчинное владение землей, и царь присвоил Шагали Шакман-бею звание «князя» — тархана. Народная мудрость проявилась в добровольном присоединении Башкортостана к Русскому государству, после которого феодальные набеги и межплеменные распри прекратились. Как известно, после взятия Казани Иван Грозный обратился к народам Урала и Поволжья с грамотами, где предложил добровольно принять русское подданство и платить ясак (дань, налоги). Взамен он обещал защиту от врагов и неприкосновенность земель. Башкиры заинтересовались инициативой Белого царя (так они называли Ивана Грозного и других русских царей). Сначала русское подданство приняли западные племена, затем башкиры племени мин. Минцы послали к царю своих послов во главе с Канзафаром-бием. Вскоре последовали и послы юрматинцев под предводительством Татигаса-бия. На завершающем этапе присоединения к Русскому государству в Казань отправилась делегация послов племен усерган (Бикбау), бурзян (Илчикей), кипчак (Каракузяк), тамьян (Шагали Шакман). На государственном флаге Республики Башкортостан изображен цветок курая – символ дружбы. Семь его лепестков символизируют семь родов, положивших начало объединению народов, проживающих в Республике Башкортостан. В их числе и племя тамьян. По утверждению доктора исторических наук Р.З. Янгужина, тамьянцы свою родословную ведут от монголов. Переселившееся в Приуралье племя тама получило от живущих по соседству бурзянцев и усерганцев название «тамьян». До XVII века тамьянцы проживали на территории нынешних Абзелиловского и Белорецкого районов. Было их более 20 тысяч человек. В деревнях нашего района, возможно, проживают башкиры рода месягут. По рассказам сельчан старшего поколения, башкиры – вотчинники, живущие на 3
демских долинах, так называли тамьянцев. Как пишет Ф.Т. Кузбеков, тамга у тамьянцев сыбык (прут), дага (подкова) ирак – их применяли для клеймения животных, бортевых деревьев. Птица – ворон, дерево – сосна, оран (клич) – тутыя. После Ивана Грозного русские цари стали нарушать условия договора башкир с Российским государством. Начался захват земель башкир, строительство на их землях военных крепостей, заводов. Башкирские земли раздавались помещикам, дворянам. Оставшиеся без земель башкиры начинают переселяться в разные места. То, что название «тамьян» встречается в семи районах республики, так же говорит об этом. Важным документом для тамьянцев является шежере рода Шагали Шакмана. С принятием ислама в XIII веке среди башкир получила развитие письменность на основе арабской графики. Появились шежере, в которых записывали о важных событиях в жизни племени, родов. И представители племени тамьян так же начали вести свое письменное шежере. Оно составлено на пергаменте, выделанном из двух овечьих шкур, и бережно хранилось, обернутое войлоком. Однажды тамьянцы выдали девушку за казахского парня. Войлок, в котором хранилось шежере, вместе с приданым этой девушки оказался в казахских степях. После нескольких лет поисков тамьянцам удалось найти это шежере, и они продолжили его вести. Тамьянцы, как уже было сказано, были вынуждены оставить родные места, и вот шежере вместе с ними оказалось в демских долинах. До 1956 года шежере рода Шагали Шакмана хранилось у жителя деревни Култай – Каран С.А. Янышева, который продолжал вести записи. В 1956 году член этнографической экспедиции Тагир Баишев увез его в Уфу. Перепечатав на машинке, он прислал копию шежере в сельский Совет. В настоящее время его увеличенная копия хранится в кабинете истории Тамьян – Таймассовской школы. «ШАГАЛИ ШАКМАН-БИЙ (Шагали Шакман-князь), вождь племени тамьян, один из инициаторов и руководителей присоединения юго-восточных башкир к Русскому государству. Возглавил борьбу тамьянских башкир против ногайских мурз. В конце 1555-го — начале 1556 года Шагали Шакман в составе объединенного посольства юго-восточных башкир ездил в Казань к 4
царскому наместнику для переговоров, в результате которых тамьянцы вошли в состав Русского государства и в 1557 году получили от Ивана IV жалованную грамоту на вотчинное владение землей. Шагали Шакману было пожаловано звание тархана». (Башкортостан. Краткая энциклопедия). Литература: «Из истории башкирских племен» Р.З. Янгужин, «История культуры башкир» Ф.Т. Кузбеков, « Башкирские шежере» Р.Г. Кузеев, седьмой том «Истории башкирских сел и деревень» А.З. Асфандияров.

«Потомки Шагали - Шакмана»
Районный конкурс исследовательских работ. Номинация: «Моя родословная» Выполнил: ученик 7класса МОБУ СОШ д.Раево Хабипов Алмаз Руководитель: Белова Роза Раисовна 2015 год


В раздел образования