Напоминание

Аттестация педагогических работников


Автор: Макеева Любовь Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №13
Населённый пункт: Г.о. Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: Аттестация педагогических работников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Аттестация педагогических

работников
Выполнила: Макеева Л.Н. Г.о. Балашиха 2017г
Социально-экономические и политические преобразования в стране привели к обновлению системы образования. Модернизация образования влечет за собой необходимость поиска эффективных методов управления образовательным учреждением, и педагогическим персоналом в частности. Провозглашение принципов вариативности и полипрограммности в области дошкольного образования повлекло за собой повышение требований к уровню профессионализма педагогов и руководителей ДОУ, в том числе привело к необходимости в подготовке специалистов, способных оценивать и совершенствовать реализуемые образовательные услуги на основе их диагностики и комплексного анализа. Творческая ценность каждого работника учреждения, его профессионализм можно объективно определить с помощью аттестации педагогических работников.
Одним из важнейших элементов системы управления персоналом на предприятии является оценка персонала, позволяющая определить соответствие работников предъявляемым требованиям. Основной вопрос любой оценки — установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их условно делят на следующие группы: результативность труда; профессиональное поведение; личностные качества:  под результативностью труда понимают способность выполнять общие функции управления по отношению к объектам воздействия, а так же и по отношению к себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы;  показатели профессионального поведения охватывают: сотрудничество и коллективизм в работе, самостоятельность в решении общих задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или нагрузки;  личностные качества — индивидуальные способности, отличающие одного человека от других, т. е. его потенциал: квалификационный, образовательный, психологический, нравственный, творческий и коммуникативный. Комплексной оценкой, учитывающей весь потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат за определённый период, как правило это 5 лет, и является аттестация персонала. Аттестация — определение, проверка, испытание, оценка различных качеств работника, установление его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к занимаемой должности. Следует оговориться, что непосредственные объекты аттестации: это результаты работы сотрудника, его творческий потенциал, оптимальное выполнение своих обязанностей. Личность аттестуемого как таковая оценке не подлежит.
Аттестация – средство решения поставленных задач путем установления соответствующих квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки. Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда. Задачами аттестации являются: целенаправленное непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников; установления соответствия между качеством и оплатой труда; управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности. Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников учреждений образования. Основные принципы: - добровольность; - открытость; - коллегиальность; - обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Квалификационные категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются на срок, определяемый территориальными и ведомственными положениями, но не более чем на пять лет. Аттестацию могут проходить педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий. Заместители руководителей аттестуются в порядке и на условиях, предусмотренных для руководителей учреждений образования. Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются: - педагогическим работникам – в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности); - руководящим работникам – по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.
Виды аттестации
Обязательная -

на подтверждение соответствия

занимаемой должности
Основание –представление руководителя
Форма проведения- прохождение

квалификационного испытания в

письменной форме

Добровольная – на первую или

высшую квалификационную

категорию
Основание – заявление педагога
Форма проведения – анализ

аттестационного портфолио с

выставлением оценки в баллах


Правила аттестации педагогических работников


Порядок аттестации педагогических работников.

Обязательную аттестацию
проводит аттестационная комиссия, которую формирует сама образовательная организация (п. 5 Порядка). Руководитель своим приказом утверждает состав аттестационной комиссии. В нее входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). Затем работодатель составляет список педагогов, которые подлежат аттестации. Туда включают не только основных работников, но и педагогов-совместителей. С этим списком сотрудников нужно ознакомить под подпись не менее, чем за 30 календарных дней до аттестации. После этого на каждого педагогического работника работодатель готовит представление, где дается оценка его профессиональных и деловых качеств, отражаются результаты предыдущих аттестаций и т. д. С представлением работника также нужно ознакомить за 30 дней до аттестации. В назначенный день проводится заседание аттестационной комиссии. Чтобы оно было правомочным, необходимо присутствие не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка). Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).

Добровольную аттестацию
проводит соответствующая аттестационная комиссия. Какая? Это зависит от подведомственности образовательной организации. Если она подведомственна федеральным органам исполнительной власти, то педагог подает заявление в комиссию, сформированную федеральными органами исполнительной власти. Если организация находится в ведении субъекта РФ, муниципалитета или является частной, то преподаватель обращается с заявлением в комиссии, которые формируют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. В заявлении педработник указывает квалификационную категорию и должность, по которой хочет пройти аттестацию (п. 28 Порядка). Комиссия проверят заявление, и определяет срок проведения аттестации. При этом учитывается период действия ранее установленной квалификационной категории (пп. "а" п. 32 Порядка). В течение 30 календарных дней со дня получения заявления аттестационная комиссия направляет письменное уведомление педработнику о сроке и месте проведения аттестации. Продолжительность самой аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка). В случае с добровольной аттестацией педагогический работник может, но не обязан присутствовать на заседании комиссии. Если его нет, то аттестацию проводят в его отсутствие.

Результаты аттестации педагогических работников
Оформление и использование результатов аттестации педагогических работников определяется тем, какая именно аттестация проводилась. Если аттестация была обязательной, то комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности. Если аттестация была добровольной, то комиссия принимает решение установить первую или высшую квалификационную категорию работнику или отказать в ее установлении. Во всех случаях по результатам аттестации составляется протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии. Если по итогам обязательной аттестации педагога признали несоответствующим занимаемой должности, и у работодателя отсутствует возможность перевести его на любую другую имеющуюся работу, он вправе уволить сотрудника по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса. Но, применяя, это основание увольнения, нужно помнить о следующем. По нему нельзя уволить беременных женщин, матерей- одиночек и некоторых других категорий работников (ст. 261 ТК РФ). Если преподаватель не согласен с результатами аттестации, он может их оспорить в суде или комиссии по трудовым спорам. Выбирая судебный способ обжалования, работник должен подать заявление в течение трех месяцев с момента вынесения решения аттестационной комиссии. Однако итоги аттестации могут быть и положительными. Ее результаты работодатель может использовать в качестве основания для установления надбавок за сложность и напряженность работы или повышение в должности.

Основные задачи аттестации:
1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; 2. определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; 3. повышение эффективности и качества педагогической деятельности; 4. выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; 5. учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; 6. обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Аттестационная комиссия, ее состав.
Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов аттестации. Аттестационные комиссии, руководствуясь территориальными ведомственными положениями об аттестации, определяют формы и процедуры проведения аттестации, выносят решения по итогам аттестации. Для проведения аттестации создаются: - главная аттестационная комиссия; - районная (окружная, муниципальная) городская аттестационная комиссия; - аттестационная комиссия учреждения образования. Для аттестации педагогических и руководящих работников малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений аттестационные комиссии могут создаваться при органе управления образованием по подчиненности образовательного учреждения или на базе одного из образовательных учреждений. Персональный состав аттестационной комиссии, сроки полномочий и сроки проведения аттестации определяются приказом соответствующего органа управления образования или руководителем учреждения образования. В состав аттестационной комиссии входят: - председатель аттестационной комиссии – руководитель (или первый заместитель руководителя) органа управления образованием, учреждения образования. - Заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
В состав комиссии включаются работники образовательных, научных, методических учреждений и представители профсоюзов. В ее состав могут входить представители родительской общественности, Советов народных депутатов, а также организаций, предприятий, органов исполнительной власти и управления. При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные группы по аттестации педагогических и руководящих работников по специальностям. Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации работников системы образования, производится органами и учреждениями образования в порядке, определяемом территориальным положением об аттестации. Результаты аттестации определяются открытым (тайным) голосованием на итогов заседании комиссии. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит по каждому работнику одно из решений: а) о соответствии заявленной квалификационной категории; б) о несоответствии заявленной квалификационной категории; в) о соответствии занимаемой должности; г) о несоответствии занимаемой должности.
Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического или руководящего работника на более высокую квалификационную категорию. В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории, повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее чем через год. Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется двух экземплярах и сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому. Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.


В раздел образования