Автор: Макеева Любовь Николаевна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ детский сад №13 Населённый пункт: Г.о. Балашиха Наименование материала: Статья Тема: Аттестация педагогических работников Раздел: дошкольное образование
работников
Выполнила:
Макеева Л.Н.
Г.о. Балашиха 2017г
Социально-экономические и политические преобразования в стране привели к обновлению системы
образования. Модернизация образования влечет за собой необходимость поиска эффективных методов
управления образовательным учреждением, и педагогическим персоналом в частности. Провозглашение
принципов вариативности и полипрограммности в области дошкольного образования повлекло за собой
повышение требований к уровню профессионализма педагогов и руководителей ДОУ, в том числе
привело к необходимости в подготовке специалистов, способных оценивать и совершенствовать
реализуемые образовательные услуги на основе их диагностики и комплексного анализа. Творческая
ценность каждого работника учреждения, его профессионализм можно объективно определить с
помощью аттестации педагогических работников.
Одним из важнейших элементов системы управления персоналом на предприятии является оценка
персонала, позволяющая определить соответствие работников предъявляемым требованиям. Основной вопрос
любой оценки — установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников
предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их условно делят на следующие
группы: результативность труда; профессиональное поведение; личностные качества:
под результативностью труда понимают способность выполнять общие функции управления
по отношению к объектам воздействия, а так же и по отношению к себе: планирование деятельности, организация
и регулирование процесса, учет и контроль хода работы;
показатели профессионального поведения охватывают: сотрудничество и коллективизм в работе,
самостоятельность в решении общих задач, готовность к принятию дополнительной ответственности или
нагрузки;
личностные качества — индивидуальные способности, отличающие одного человека от других, т. е. его
потенциал: квалификационный, образовательный, психологический, нравственный, творческий
и коммуникативный.
Комплексной оценкой, учитывающей весь потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный
результат за определённый период, как правило это 5 лет, и является аттестация персонала.
Аттестация — определение, проверка, испытание, оценка различных качеств работника, установление его
служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к занимаемой должности.
Следует оговориться, что непосредственные объекты аттестации: это результаты работы сотрудника, его
творческий потенциал, оптимальное выполнение своих обязанностей. Личность аттестуемого как таковая оценке
не подлежит.
Аттестация – средство решения поставленных задач путем установления соответствующих квалификационных
категорий и разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки.
Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности
педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной
защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Задачами аттестации являются: целенаправленное непрерывное повышение профессионального уровня
педагогических и руководящих работников; установления соответствия между качеством и оплатой труда;
управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.
Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и
управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников учреждений образования.
Основные принципы:
- добровольность;
- открытость;
- коллегиальность;
- обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим
работникам.
Квалификационные категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации,
профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику
возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются на срок,
определяемый территориальными и ведомственными положениями, но не более чем на пять лет.
Аттестацию могут проходить педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики
которых предусматривают наличие квалификационных категорий.
Заместители руководителей аттестуются в порядке и на условиях, предусмотренных для руководителей
учреждений образования.
Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить
аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются:
- педагогическим работникам – в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по
специальности);
- руководящим работникам – по начальному разряду в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате
труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.
Виды аттестации
Обязательная -
на подтверждение соответствия
занимаемой должности
Основание –представление
руководителя
Форма проведения- прохождение
квалификационного испытания в
письменной форме
Добровольная – на первую или
высшую квалификационную
категорию
Основание – заявление
педагога
Форма проведения – анализ
аттестационного портфолио с
выставлением оценки в баллах
Правила аттестации педагогических работников
Порядок аттестации педагогических работников.
Обязательную аттестацию проводит аттестационная комиссия, которую формирует сама образовательная
организация (п. 5 Порядка). Руководитель своим приказом утверждает состав аттестационной комиссии. В нее
входят: председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и представитель выборного органа
первичной профсоюзной организации (при наличии). Затем работодатель составляет список педагогов, которые
подлежат аттестации. Туда включают не только основных работников, но и педагогов-совместителей. С этим
списком сотрудников нужно ознакомить под подпись не менее, чем за 30 календарных дней до аттестации. После
этого на каждого педагогического работника работодатель готовит представление, где дается оценка его
профессиональных и деловых качеств, отражаются результаты предыдущих аттестаций и т. д. С представлением
работника также нужно ознакомить за 30 дней до аттестации. В назначенный день проводится заседание
аттестационной комиссии. Чтобы оно было правомочным, необходимо присутствие не менее двух третей от общего
числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка). Аттестация проводится с участием аттестуемого
работника (абз. 1 п. 13 Порядка).
Добровольную аттестацию проводит соответствующая аттестационная комиссия. Какая? Это зависит
от подведомственности образовательной организации. Если она подведомственна федеральным органам
исполнительной власти, то педагог подает заявление в комиссию, сформированную федеральными
органами исполнительной власти. Если организация находится в ведении субъекта РФ, муниципалитета
или является частной, то преподаватель обращается с заявлением в комиссии, которые формируют
уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. В заявлении педработник указывает
квалификационную категорию и должность, по которой хочет пройти аттестацию (п. 28 Порядка).
Комиссия проверят заявление, и определяет срок проведения аттестации. При этом учитывается период
действия ранее установленной квалификационной категории (пп. "а" п. 32 Порядка). В течение 30
календарных дней со дня получения заявления аттестационная комиссия направляет письменное
уведомление педработнику о сроке и месте проведения аттестации. Продолжительность самой
аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не
более 60 календарных дней (п. 33 Порядка). В случае с добровольной аттестацией педагогический
работник может, но не обязан присутствовать на заседании комиссии. Если его нет, то аттестацию
проводят в его отсутствие.
Результаты аттестации педагогических работников
Оформление и использование результатов аттестации педагогических работников определяется тем, какая
именно аттестация проводилась. Если аттестация была обязательной, то комиссия принимает решение о
соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности. Если аттестация была
добровольной, то комиссия принимает решение установить первую или высшую квалификационную
категорию работнику или отказать в ее установлении. Во всех случаях по результатам аттестации составляется
протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной
комиссии. Если по итогам обязательной аттестации педагога признали несоответствующим занимаемой
должности, и у работодателя отсутствует возможность перевести его на любую другую имеющуюся работу, он
вправе уволить сотрудника по пункту 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса. Но, применяя, это
основание увольнения, нужно помнить о следующем. По нему нельзя уволить беременных женщин, матерей-
одиночек и некоторых других категорий работников (ст. 261 ТК РФ). Если преподаватель не согласен с
результатами аттестации, он может их оспорить в суде или комиссии по трудовым спорам. Выбирая судебный
способ обжалования, работник должен подать заявление в течение трех месяцев с момента вынесения
решения аттестационной комиссии. Однако итоги аттестации могут быть и положительными. Ее результаты
работодатель может использовать в качестве основания для установления надбавок за сложность и
напряженность работы или повышение в должности.
Основные задачи аттестации:
1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических
работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
2. определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
3. повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
4. выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
5. учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации
образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
6. обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной
квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Аттестационная комиссия, ее состав.
Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности педагогических и
руководящих работников, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов
аттестации.
Аттестационные комиссии, руководствуясь территориальными ведомственными положениями об
аттестации, определяют формы и процедуры проведения аттестации, выносят решения по итогам
аттестации.
Для проведения аттестации создаются:
- главная аттестационная комиссия;
- районная (окружная, муниципальная) городская аттестационная комиссия;
- аттестационная комиссия учреждения образования.
Для аттестации педагогических и руководящих работников малокомплектных и малочисленных
образовательных учреждений аттестационные комиссии могут создаваться при органе управления
образованием по подчиненности образовательного учреждения или на базе одного из образовательных
учреждений.
Персональный состав аттестационной комиссии, сроки полномочий и сроки проведения аттестации
определяются приказом соответствующего органа управления образования или руководителем учреждения
образования.
В состав аттестационной комиссии входят:
- председатель аттестационной комиссии – руководитель (или первый заместитель руководителя) органа
управления образованием, учреждения образования.
- Заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
В состав комиссии включаются работники образовательных, научных, методических учреждений и
представители профсоюзов. В ее состав могут входить представители родительской общественности,
Советов народных депутатов, а также организаций, предприятий, органов исполнительной власти и
управления.
При аттестационной комиссии могут быть образованы экспертные группы по аттестации
педагогических и руководящих работников по специальностям.
Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации работников системы образования,
производится органами и учреждениями образования в порядке, определяемом территориальным
положением об аттестации.
Результаты аттестации определяются открытым (тайным) голосованием на итогов заседании комиссии.
По результатам проведенной аттестации комиссия выносит по каждому работнику одно из решений:
а) о соответствии заявленной квалификационной категории;
б) о несоответствии заявленной квалификационной категории;
в) о соответствии занимаемой должности;
г) о несоответствии занимаемой должности.
Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об
аттестации педагогического или руководящего работника на более высокую квалификационную категорию.
В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории,
повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться
не ранее чем через год.
Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который
составляется двух экземплярах и сообщаются аттестуемому под расписку сразу же после голосования. Один
экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой
выдается аттестуемому.
Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя,
секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.