Внедрение нестандартных форм обучения на уроках биологии
Автор: Старчикова Светлана Алексеевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №33 Населённый пункт: Симферополь Наименование материала: Статья Тема: Внедрение нестандартных форм обучения на уроках биологии Раздел: среднее образование
В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нетрадиционные формы уроков.
Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта
активность осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик
активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.
Эффективность нетрадиционных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы
организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит
за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты,
составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.
Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные
положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего
труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.
Просматривая материалы в газете “Первое сентября”, в рубрике “Я иду на урок”, меня заинтересовала идея урока по
теме: “Защита незаслуженно гонимых амфибий”, учителя средней школы № 16 г. Сызрань Логиновой Л. И.. Земноводные
действительно необычные животные и возникла мысль рассмотреть эту проблему более в широком аспекте.
Заключительный урок по теме: “Земноводные”.
Задачи урока :
1) Обобщить и расширить знания учащихся о земноводных, раскрыть их значение в природе и необходимость защиты.
2) Продолжить формирование умений самостоятельно приобретать знания, работая с дополнительной литературой;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование : Влажные препараты, открытки, таблицы по данной теме, дополнительная литература, выставка
творческих работ по теме: рефераты, кроссворды, сказки.
Подготовка к уроку.
Класс разбивается на 4 группы, в которой выбирается руководитель. Учитель заранее консультирует его по вопросам
организации урока. Для оценивания учащихся он готовит жетоны, по количеству которых будут подводиться результаты.
Каждая группа получает задание – подготовить плакат в защиту земноводных:
1гр. – “Пальма первенства амфибий”;
2гр. – Благодарственное письмо: “Заботливые родители”;
3 гр. – “За заслуги перед наукой и техникой”;
4 гр. – Знак отличия “за стойкость и оригинальность”.
Ход урока.
Учитель: При изучении земноводных мы неоднократно приходили к мысли о том, что это необычные животные. Даже
реакция на них не всегда адекватная.
Какие чувства возникали у вас при изучении этих животных?
О пользе амфибий свидетельствуют следующие стихи:
В Токио ей не напрасно
Памятник стоит прекрасный.
Героиня не могуча,
Но зелена и прыгуча.
Ротик тот еще у ней –
Хоть завязочки зашей.
Памятник стоит и в Париже, перед зданием университета им. Луи Пастера. Казалось бы все хорошо. Эти животные
удостоились чести. Но почему мы слышим тревожный звонок (звенит звонок, имитирующий звонок телефона). К нам с
просьбой обращается лягушка. Что же хочет нам она сообщить?
Учитель: Давайте узнаем, почему эти животные просят нас о помощи?
Выступление двух учениц . На голове у них короны с изображением земноводных.
- Нет, ты меня послушай подружка, человек, который считает себя венцом природы, а поражает своим невежеством.
Каких только небылиц не сочинил он про нас. Вот в одной из старинных книг я прочитала, что если жабу раздразнить, то
она брызжет на своего врага ядовитой слизью, даже дыхание ядовито, а взгляд смертоносен, от него человек болеет,
сохнет и делается безобразным.
- А вот в средние века человека могли назвать колдуном лишь за то, что в его саду поселилась жаба.
- Да и в наши времена мало что изменилось. Придумали ведь, что от жаб на руках бородавки бывают.
- Или. Если увидишь жерлянку, и она перевернулась на спину – жди в доме несчастье. А несчастье от этого только нам. А
ведь все жабы приносят только пользу, уничтожая огромное количество вредных насекомых.
- Скажем мы о том, как гибнет,
Наш нес частный род.
Проживая жизнь в болоте,
Полную невзгод.
Бьют камнями нас мальчишки
Просто так, зазря,
Убежать от них укрыться
Нам почти нельзя.
Эволюция решила
Нас загнать в тупик.
С нашим мнением считаться
Мало кто привык.
Что ж обидела и многим
Нас природа-мать -
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.
Часто губят нас напрасно
Не думая о том,
Что Земля – планета наша -
То наш общий дом.
Все мы братья, все мы сестры -
Команда корабля,
Этой маленькой планеты
С теплым именем – Земля.
Учитель: Земноводные нам сообщают, что они наши друзья. А друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.
Представьте себе, что одна ученица нашего класса Немерова Мария подслушала разговор двух лягушек и написала
сказку, правда немного грустную.
“Лето. Жара. Возле пруда томятся деревья, жаждущие дождя. Вдруг из воды высунула голову лягушка по имени Ква-ква:
“Ах, какая жарища! И выйти из воды боюсь, вдруг придут люди, - пожаловалась себе Ква-ква. Внезапно зашелестела
трава. Трусиха Ква-ква нырнула в воду, но потом увидела свою подружку Кви-кви. “Как ты меня напугала! – вскрикнула
Ква-ква – я думала, что это злые мальчишки!”
“Вот как раз я от них и убежала!” – испуганно произнесла Кви-кви. “Бедненькая! Как мне тебя жалко. Они тебе ничего не
сделали?” - поинтересовалась она у подружки.
“К счастью, нет. Я еле-еле лапы унесла”, - ответила Кви-кви. Тогда ее подружка попросила рассказать все по порядку. И
кви-кви начала рассказывать свое происшествие: “Я хотела сытно пообедать. Все лягушки вокруг говорили, что возле
большого куста много мух, но никто туда не ходил. Меня предупреждали, что там опасно, но мне было все равно. Как
только я пришла туда, рядом уже купалась ребятня. Я же не стала обращать на них внимания и продолжала ловить мух.
И вдруг услышала: “Смотрите, там лягушка!” - и толпа мальчишек стала стрелять из рогатки, но я успела убежать.
Больше никогда туда не пойду. Никогда!”
Наступила тишина. “Да,- протянула Ква-ква – не завидую я тебе, подруга. Я тоже очень боюсь людей. Видимо они нас не
любят. Они считают нас мерзкими существами на свете. Вот, рассказывала моя бабушка, когда она сидела в траве,
молодая пара хотела отдохнуть и присесть. Девушка увидела мою бабушку и так громко закричала, что чуть не оглушила
ее. В сказках нас тоже не любят. И если бы Царевна-лягушка не уговорила Ивана-царевича поцеловать ее, так и
осталась навеки лягушкой,” - закончила Ква-ква свою версию. “Может быть, люди одумаются?” - с надеждой произнесла
Кви-кви. “Надеюсь,” - вздохнула Ква-ква. Две лягушки-подружки попрощались, и каждая пошла по своим делам”.
Учитель: Давайте попробуем сегодня оправдать этих необычных животных. И если бы им выдавались награды, то за
какие достижения получили бы их земноводные?
Учащиеся работают по группам с дополнительной литературой, обсуждают найденный материал и представляют свои
проекты.
1 группа: “ Пальма первенства земноводных”.
При освоении новой среды обитания земноводные были первыми, и ждать от них совершенства нельзя. “ Но многие из
изобретений оказались настолько важными, что сохранились у всех наземных животных” [3]. Впервые появляется
пятипалая конечность – сложный рычаг, соединенный суставами и позволяющий передвигаться на суше. Земноводные
первыми вдохнули глоток воздуха нашей планеты. У них появляются легкие, способные усваивать атмосферный
кислород. Правда, легкие несовершенные и обеспечивают организм кислородом только наполовину – кожно-легочное
дыхание.
В связи с появлением легких в кровеносной системе развивается малый круг кровообращения и сердце становится
трехкамерным. Чтобы было легче глотать добычу, у них появляются слюнные железы. Первыми эти животные приобрели
новый орган слуха – среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой. В связи с появлением одного шейного позвонка они
научились поднимать и опускать голову. Наличие голосового аппарата позволяет земноводным заявлять о своем
существовании на Земле. Акустические сигналы используются для спаривания, охраны территории, миграции,
предупреждения об опасности и в других случаях.
2 группа: Благодарственное письмо: “Заботливые родители”.
“Мы выражаем благодарность самым заботливым родителям среди амфибий:
Суринамская пипа – обитает на севере Южной Америки и заботливо относится к своему потомству. На спине у жабы
находится сумка-инкубатор – небольшое углубление, закрытое складкой кожи. Самец старательно вдавливает каждую
икринку, отложенную самкой в сумку-инкубатор. Самка постоянно носит икринки на себе, защищая их от случайной
гибели или нападения. Маленькие головастики продолжают жить в инкубаторе своей матери, пока не превратятся в
лягушат.
Бразильская квакша – для своих икринок сооружает гнездо в дупле, вымазывая его стенки с помощью передних лапок
смолой и делая, таким образом, непроницаемым для воды. Во время дождя гнездо наполняется водой, и тогда
заботливая родительница откладывает туда свою икру.
Ринодерма Дарвина – самец помещает личинки в горловой мешок. Во второй половине периода развития, когда запас
желтка подходит к концу, спины зародышей срастаются со стенками голосового мешка, богатого кровеносными
сосудами. Через эту “плаценту” происходит дальнейшее питание развивающего потомства и газообмен. Во время
вынашивания потомства самец ничего не ест и сильно худеет, но затем восстанавливает силы.
Обыкновенный тритон – самка завертывает по одному яйцу в листья, склеивая их слизистой жидкостью так, что яйцо
оказывается спрятанным между складками листа.
Жаба-повитуха – самка откладывает яйца в виде в виде шнуров. Самец наматывает их на задние конечности и,
спрятавшись в сырую нору, терпеливо ждет, пока из икринок не разовьются головастики. Тогда он отправляется к воде и
выпускает их туда. Если попробовать отобрать у него в это время ношу, он будет отчаянно защищаться.
3 группа: Знак отличия “За стойкость и оригинальность”.
1. Сибирский углозуб или четырехпалый тритон – обитает и у нас в Читинской области. Удивительная черта – его
холодостойкость. К осени в печени углозубов накапливается гликоген, который с наступлением холодов преобразуется в
глицериноподобное вещество и распределяется по организму. Благодаря этому веществу, при сильных морозах в
клетках не образуется кристалликов льда. За счет этого углозубы могут выдерживать понижение температуры до – 45°
С. Если углозубы вмерзают в лед, то при его оттаивании они вполне могут ожить.
2. Огненная саламандра – если ее бросить в огонь, то она, благодаря усиленному выделению слизи, не будет гореть и
даже может спастись бегством.
3. Лягушка водонос (пустынная жаба) – запасает в своем теле в период дождей так много воды, что раздувается как мяч.
Аборигены Австралии с помощью ее утоляют жажду.
4. Тигровая амбистома – хвостатые земноводные, обитающие в Мексике. Их личинок называют аксолотлями. Когда-то
предполагали – это другой вид хвостатых земноводных. Аксолотли замечательны тем, что способны сами размножаться
и могут прожить всю жизнь, оставив многочисленное потомство, так и не превратившись в амбистомы. Это уникальное
биологическое явление получило название неотении.[4]
4 группа: Медаль: “За заслуги перед наукой и техникой”.
1. Лягушкам – этим страдалицам науки поставлено два памятника: в Сорбонне, во всемирно известном Парижском
университете и в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. Так ученые и студенты выразили “ее величеству-
квакушке” свое почтение и извинились за то, что огромное количество этих животных гибнет под скальпелем ради
научных открытий и экспериментальной биологии. Проводя опыты на лягушках, великий русский физиолог Сеченов И.И.
в 1862 г. открыл явление торможения в центральной нервной системе. А памятник российской лягушке-путешественнице
поставлен в аэропорту “Домодедово”. У пассажиров существует примета – чтобы полет был удачным, надо непременно
дотронутся до ее лапки.
2. Интересны земноводные и для ученых-биоников. Конструкторы создали модель “жабьего глаза”.[3] Аппарат
регистрирует движущие объекты и контролирует обстановку на аэродроме.
3.Бионика взяла от земноводных принцип строения задней конечности, изготовив ласты для плавания. Есть и стиль
плавания – брасс, который человек позаимствовал у лягушки.
Учитель: В качестве благодарности за вашу работу две “лягушки-подружки” проведут для вас физкультминутку, чтобы
вы могли немного отдохнуть.
Две веселые подружки
Улыбнулись: “С добрым утром!
Мы желаем вам добра,
Выходите на зарядку
Побыстрее, ква-ква-ква.
Ножками потопали,
Лапками похлопали,
Приседаем раз, два, три,
Веселей на всех смотри.
Влево, вправо наклонись,
Всем соседям улыбнись.
Вот здоровья в чем секрет.
Здравствуй, солнце,
Всем привет!”
Викторина:
1.
Назовите виды земноводных, обитающих в Читинской области. Чем объясняется их небольшое
количество?
2.
Назовите самое крупное земноводное в мире.
3.
Какие земноводные обладают самым сильным ядом?
4.
Какая лягушка способна планировать с дерева на дерево?
5.
Почему лягушка не пьет воду ртом?
6.
Голодная лягушка отказалась от помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему?
7.
Какая лягушка может съесть птицу?
8.
Каков биологический смысл пословицы: “Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в
лужу прыгнет”?[2]
9.
Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
10.
“Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда, это или нет?”
Литература.
1.
Альфред Брем. Жизнь животных. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 960 с., илл.
2.
Демьянков Е. Н. Биология. Мир животных. 7 кл.: задачи, дополнительные материалы. – М.: Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с. ил.
3.
Логинова Л.И. Защита незаслуженно гонимых амфибий. // Первое сентября. 1996. - № 18 с. 4.
4.
Моли С. А. Книга для чтения по зоологии. М.: Просвещение, 1986.