Влияние исследовательской деятельности на развитие мышления младших школьников.
Автор: Плесовских Наталья Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 28" Населённый пункт: г. Киселевск, Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: Влияние исследовательской деятельности на развитие мышления младших школьников. Раздел: начальное образование
Влияние исследовательской деятельности на развитие мышления младших
школьников.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет
работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к
различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты,
вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть
свои
способности.
При
этом
существует
главное
правило
участия
в
исследовательской
деятельности обучающихся – никакого насилия над личностью ребёнка. Личный интерес,
личная увлечённость – вот залог успеха.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо
сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком
призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в
выборе
темы
предполагаемого
исследования,
в
определении
круга
проблем.
Учитель
поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость
работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так и в
практическом плане.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное
и
заинтересованное
руководство
педагога
учениче ской
исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и
педагогов школы,
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Существует
два
вида
исследования:
экспресс
–
исследования
и
долговременные
исследования.
Экспресс-исследование.
Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по
своему уровню развития.
Дети
оперативно
проводят
кратковременные
исследования
по
предложенной
педагогом
тематике.
Долговременные исследования.
Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит
определённый путь:
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется
учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать
в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами
выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному
выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- Чем занимаешься в первую очередь?
- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?
- По каким предметам хорошие отметки?
- О чём хочешь узнать больше?
- Чем можешь гордиться?
Ответив
на
эти
вопросы,
ребенок
может
получить
совет
учителя,
какую
тему
исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Исследовательская
деятельность
заставляет
и
приучает
детей
работать
с
книгой,
газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают
только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам,
но
и
увлекательные
произведения
литературы
и
периодической
печати.
Дети
увлечены
компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Ребенок, чувствуя
свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Найденный
материал
просматривается,
попутно
выясняется,
что
нужно
провести
анкетирование,
опрос
или
эксперимент,
подобрать
фотографии.
Готовый
материал
оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или можно включить его
выступление на одном из уроков.