Напоминание

Влияние диалекта на формирование произносительной культуры младших школьников


Автор: Кренева Олеся Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Смородинская СОШ"
Населённый пункт: Белгородская область, Грайворонский район, село Смородино
Наименование материала: статья
Тема: Влияние диалекта на формирование произносительной культуры младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Влияние диалекта на формирование произносительной культуры

младших школьников
Работа по развитию звуковой стороны речи школьников опирается на данные произносительной стилистики, предполагает реализацию стилистического подхода: практическое, без введения терминов, ознакомление с произносительными стилями; развитие у учащихся чувства стиля в произношении как умения ребенка интуитивно соотносить особенности произношения высказывания и ситуации общения. В рамках литературной речи с позиций фонетики выделяются полный и разговорный стили произношения; за пределами литературного языка остается просторечный стиль. Полный произносительный стиль является основным при обучении русскому языку, литературному чтению. Данному стилю присуще несколько замедленное, отчетливое, тщательное произношение в соответствии с действующими литературными нормами. Навыки полного произносительного стиля формируются у школьников в процессе целенаправленного обучения устной монологической речи, предназначенной для публичного выступления. Ситуации реализации полного произносительного стиля в образовательном процессе: ответы учебника на вопросы учителя па уроке; пересказ художественного или научно-учебного текста; чтение стихотворения наизусть и др. (Головина, 2014, 78) Разговорный произносительный стиль проявляется в бытовой диалогической речи, общении с друзьями, близкими людьми. Условия реализации разговорного стиля: непринужденная, неофициальная обстановка; не подготовленное заранее общение; обиходно-бытовая тематика коммуникации. Разговорный произносительный стиль характеризуется нормативностью, однако, в отличие от полного стиля, ему присущи следующие черты: убыстренный темп произнесения, меньшая напряженность артикуляции. Следствием становятся усиление редукции гласных, более заметное изменение согласных (ассимиляция, выпадения), которые воспринимаются как нечеткое произношение.
Черты разговорного стиля в устной речи школьников охарактеризованы Л.Л. Бондаренко; по ее выводам, в области согласных звуков это: 1) выпадение согласных в положении между гласными (ска/з/ала, дя/д/енька); 2) упрощение групп согласных (упрощению подвергаются группы из двух-трех звуков), (в/зрослый, в/спугнуть, крас/н/енький); 3) замена и- неслогового гласным звуком (и), в результате чего слово произносится с дополнительным слогом (бассейн вместо бассейн). В области гласных: 1) выпадение гласных звуков (потому, еще); 2) стяжение гласных в предударной части слова (з(а)парк, с,(а)бщать, (э)родром). Значительный интерес к вопросам формирования у ребенка механизма произнесения высказывания обнаруживается в трудах ученых различных областей: физиологов, психологов, лингвистов, психолингвистов, методистов (Бондаренко, 2007, 349). Чрезвычайно важными для исследований проблем начального языкового образования являются данные о тех факторах, которые оказывают влияние на становление произносительной культуры. Нейрофизиологами установлено, что «обучение ребенка языковому поведению есть всегда взаимодействие биологических факторов созревания центральной нервной системы и социально-языковых факторов окружающей среды. При этом потребность понимания смысла физически бесконечно вариативных звуков речи становится фактором систематизации и обобщения их по полезным для коммуникативных задач признакам» (Винарская, 2009, 53). Сказанное подтверждает важность создания образцовой речевой среды и анализа речевого опыта ребенка для достижения успеха в деле формирования произносительной культуры учащихся. За пределами литературного языка о с т а е т с я просторечное произношение, включающее маркированные формы: средствА, траНвай, диЛектор, коЛидор, полОжить, звОнит и др. Просторечные формы не имеют системного характера; это – совокупность особенностей, обнаруживающая себя лишь в речи носителей просторечия.
Таким образом, произносительная культура, это сформированность умений четко артикулировать каждый звук, различные звукосочетания, свободно, физиологически правильно владеть всеми органами речевого аппарата, вслушиваться в звуковой образ слова в чужом или собственном произношении, расчленять слово на отдельные звуки в отвлечении от его графического изображения, чувствовать вершину слова. Сформированность произносительной культуры предполагает наличие следующих навыков: 1) становление навыков идеального оформления устной речи в рамках определенного стиля; 2) совершенствование навыков нормированного разговорного стиля; 3) содействие преодолению ненормативного диалектного и узкосоциального (жаргонного, бытового и др.) произношения.


В раздел образования