Влияние диалекта на формирование произносительной культуры младших школьников
Автор: Кренева Олеся Игоревна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Смородинская СОШ" Населённый пункт: Белгородская область, Грайворонский район, село Смородино Наименование материала: статья Тема: Влияние диалекта на формирование произносительной культуры младших школьников Раздел: начальное образование
Влияние диалекта на формирование произносительной культуры
младших школьников
Работа по развитию звуковой стороны речи школьников опирается на
данные
произносительной
стилистики,
предполагает
реализацию
стилистического
подхода: практическое,
без
введения
терминов,
ознакомление с произносительными стилями; развитие у учащихся чувства
стиля
в
произношении
как
умения
ребенка
интуитивно
соотносить
особенности произношения высказывания и ситуации общения.
В рамках литературной речи с позиций фонетики выделяются полный и
разговорный
стили
произношения;
за
пределами
литературного
языка
остается
просторечный
стиль. Полный
произносительный
стиль является
основным при обучении русскому языку, литературному чтению. Данному
стилю
присуще
несколько
замедленное,
отчетливое,
тщательное
произношение в соответствии с действующими литературными нормами.
Навыки полного произносительного стиля формируются у школьников в
процессе
целенаправленного
обучения
устной
монологической
речи,
предназначенной
для
публичного
выступления.
Ситуации
реализации
полного
произносительного
стиля
в
образовательном
процессе:
ответы
учебника
на
вопросы
учителя
па
уроке;
пересказ
художественного
или
научно-учебного
текста;
чтение
стихотворения
наизусть
и
др.
(Головина,
2014, 78)
Разговорный
произносительный
стиль проявляется
в
бытовой
диалогической
речи,
общении
с
друзьями,
близкими
людьми.
Условия
реализации
разговорного
стиля:
непринужденная,
неофициальная
обстановка; не подготовленное заранее общение; обиходно-бытовая тематика
коммуникации.
Разговорный
произносительный
стиль
характеризуется
нормативностью,
однако,
в
отличие
от
полного
стиля,
ему
присущи
следующие
черты:
убыстренный
темп
произнесения,
меньшая
напряженность
артикуляции.
Следствием
становятся
усиление
редукции
гласных, более заметное изменение согласных (ассимиляция, выпадения),
которые воспринимаются как нечеткое произношение.
Черты разговорного стиля в устной речи школьников охарактеризованы
Л.Л. Бондаренко; по ее выводам, в области согласных звуков это:
1)
выпадение
согласных
в
положении
между
гласными (ска/з/ала,
дя/д/енька);
2) упрощение групп согласных (упрощению подвергаются группы из
двух-трех звуков), (в/зрослый, в/спугнуть, крас/н/енький);
3) замена и- неслогового гласным звуком (и), в результате чего слово
произносится с дополнительным слогом (бассейн вместо бассейн).
В области гласных:
1) выпадение гласных звуков (потому, еще);
2) стяжение гласных в предударной части слова (з(а)парк, с,(а)бщать,
(э)родром).
Значительный интерес к вопросам формирования у ребенка механизма
произнесения
высказывания
обнаруживается
в
трудах
ученых
различных
областей: физиологов, психологов, лингвистов, психолингвистов, методистов
(Бондаренко, 2007, 349).
Чрезвычайно
важными
для
исследований
проблем
начального
языкового образования являются данные о тех факторах, которые оказывают
влияние
на
становление
произносительной
культуры.
Нейрофизиологами
установлено,
что
«обучение
ребенка
языковому
поведению
есть
всегда
взаимодействие биологических факторов созревания центральной нервной
системы
и
социально-языковых
факторов
окружающей
среды.
При
этом
потребность понимания смысла физически бесконечно вариативных звуков
речи становится фактором систематизации и обобщения их по полезным для
коммуникативных
задач
признакам»
(Винарская,
2009,
53).
Сказанное
подтверждает
важность
создания
образцовой
речевой
среды
и
анализа
речевого
опыта
ребенка
для
достижения
успеха
в
деле
формирования
произносительной культуры учащихся.
За
пределами
литературного
языка
о с т а е т с я просторечное
произношение, включающее
маркированные
формы: средствА,
траНвай,
диЛектор,
коЛидор,
полОжить,
звОнит
и
др. Просторечные
формы
не
имеют
системного
характера;
это
–
совокупность
особенностей,
обнаруживающая себя лишь в речи носителей просторечия.
Таким
образом,
произносительная
культура,
это
сформированность
умений
четко
артикулировать
каждый
звук,
различные
звукосочетания,
свободно,
физиологически
правильно
владеть
всеми
органами
речевого
аппарата, вслушиваться в звуковой образ слова в чужом или собственном
произношении, расчленять слово на отдельные звуки в отвлечении от его
графического изображения, чувствовать вершину слова. Сформированность
произносительной культуры предполагает наличие следующих навыков:
1) становление навыков идеального оформления устной речи в рамках
определенного стиля;
2) совершенствование навыков нормированного разговорного стиля;
3)
содействие
преодолению
ненормативного
диалектного
и
узкосоциального (жаргонного, бытового и др.) произношения.