Влияние игровой деятельности на общение старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Михалакий Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: КОУ "Урайская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: город УРАЙ Наименование материала: статья Тема: Влияние игровой деятельности на общение старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Раздел: среднее профессиональное
Выполнила: воспитатель Михалакий Е.В.
В области детской психологии трудно найти специалиста, который не
касался бы проблемы игры. Но, несмотря на то, что игровая деятельность
широко используется в практических целях, специальных исследований по
этой проблеме очень мало. Начало разработки
теории игры
связано с
именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера и В. Вундта, Ж. Пиаже, Дж. Брунера. В
нашей стране исследованиям игры удели внимание
К.Д.Ушинский, Л.С.
Выготский,
Р.И.
Жуковская,
Т.А.
Маркова,
Е.А.
Аркин,
Г.В.
Плеханов.
Наиболее ярким исследователем и теоретиком детской игры является Д.Б.
Эльконин, который продолжал традиции Л.С. Выготского.
Если
в
зарубежной
психологии
игра
рассматривалась
как
деятельность
по
природе
инстинктивно-биологическая,
выражающая
в
символической форме рожденные подавленные влечения ребенка, которые
вытесняются под жестким давлением общества, антагонически настроенного
по отношению к ребенку (З.Фрейд, В. Штерн), в отечественной психологии
игра
рассматривалась
как
деятельность
социальная
по
своему
происхождению
и
по
структуре
(Л.С.
Выготский,
А.Н.
Леонтьев,
Д.Б.
Эльконин).
Д. Б. Эльконин считал, что никакая деятельность не может дать такой
ориентации во внешнем зримом мире, кроме игры. В дошкольном возрасте
все типы деятельности ребенка
носят моделирующий характер, исключая
самообслуживание.
Суть
моделирования,
по
его
мнению,
состоит
в
воссоздании объекта в другом, не натуральном материале. В результате этого
в
объекте
выделяются
стороны,
которые
становятся
предметом
специального рассмотрения, специальной ориентировки. В связи с этим. Д. Б.
Эльконин считал игру огромной кладовой настоящей творческой мысли
будущего человека.
По
мнению
Д.
Б.
Эльконина,
игра
-
это
деятельность,
в
которой
воссоздаются
социальные
отношения
между
людьми
вне
условий
непосредственно утилитарной деятельности.
Как
пишет
Е.
О.
Смирнова,
игра
–
это
выстраивание
своего
собственного, отдельного от взрослых детского мира.
Содержанием игры является
то, что воспроизводится ребенком в
качестве центрального
характерного момента
деятельности и отношений
между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.
Д.Б. Эльконин выделил
структуру игровой деятельности. Среди
основных элементов которой находятся сюжет (во что играют), содержание
(как играют), роль, воображаемая ситуация,
правило, игровые действия и
операции,
игровые
отношения.
Эльконин
считает,
что
наибольшее
значение
в
игре
имеет
роль,
позволяющая
ребенку
овладеть
своим
поведением, потому что в ней скрыто правило поведения в данной игре.
Изучая
игровую
деятельность,
он
показал,
что
сначала
в
ней
воспроизводятся
действия взрослых, а затем
их взаимоотношения. Его
исследования
выявили
не
только
структуру,
этапы
игры,
но
также
подтвердили
большое
значение
игры
для
формирования
психических
функций и личностных качеств детей. Это дало возможность доказать, что
игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте
главной и ведущей деятельностью
детей является сюжетно-ролевая игра.
Ведущая
деятельность
-
деятельность,
развитие
которой
обусловливает
главнейшие
изменения
в
психических
процессах
и
психологических
особенностях
личности
ребенка
на
данной
стадии
его
развития. Она характеризуется следующими признаками:
- От нее ближайшим образом зависят
основные психологические
изменения ребенка в данный возрастной период;
- внутри нее возникают, формируются
и перестраиваются
частные
психические процессы.
Именно в сюжетно-ролевых играх происходит процесс приобщения к
социальной жизни детского и взрослого сообщества. В них дети получают
представления
о
правах
и
обязанностях,
учатся
согласовывать
свои
интересы, сдерживать желания.
Также
можно выделить
режиссерскую игру. Она отличается от
сюжетно-ролевой
тем,
что
происходит
не
с
людьми,
а
с
игрушками,
изображающими различных персонажей. Дети сами дают роли игрушкам,
сами говорят за них разными голосами, воодушевляя их. В режиссерских
играх главным компонентом является речь. Ребенок использует различную
интонацию, меняет громкость, темп, ритм, эмоциональную окрашенности.
Следующий вид – это игры – драматизации. Здесь актерами являются
сами дети, которые берут на себя роли литературных персонажей. Сценарии
заимствуют
их
сказок,
фильмов.
Главная
задача
такой
игры
–
точно
воспроизвести роль взятого на себя персонажа.
В
играх
с
правилами
действия
ребенка
определяются
правилами,
которые должны выполняться всеми. Эти игры
имеют соревновательный
характер. Они требуют высокой степени произвольного поведения и сами
формируют его.
Дидактические
игры
организуются
взрослыми
и
призваны
формировать
определенные качества ребенка. Широко применяются как
средство обучения и воспитания детей.
Игровое
действие
порождает
процесс
воображения.
Развитию
творческого воображения способствует принятие на себя роли взрослого,
следование сюжету игры, создание игровой ситуации. По мнению Ж. Пиаже,
дошкольник
живет
одновременно
как будто в двух мирах - игры и
действительности.
В
игровой
деятельности
развивается
потребность
в
общении.
Дошкольник
сталкивается
с
тем,
что
ему
необходимо
устанавливать
контакты
в
игре,
соблюдать
нормы
поведения,
приспосабливать
свое
поведение
к
конкретной
ситуации,
овладевать
навыками
игровой
деятельности.
В
игре
необходимо
координировать
свои
действия
с
действиями
сверстников,
проявлять
инициативу,
общительность,
умение
переживать чувства симпатии и сочувствия, способность осмысливать свои
собственные действия.
Значительное
место
начинают
занимать
подготовка
к
игре,
ее
планирование
и
обсуждение
правил.
В
общении
детей
сохраняется
конкурентное,
соревновательное
начало.
Но
вместе
с
этим,
появляется
умение
видеть в партнере не только
его ситуативные проявления, но и
некоторые ситуативные, психологические аспекты
его существования –
желания, предпочтения, настроения. Через игру, нормы, которые лежат в
основе
человеческих
взаимоотношений,
становятся
источником
развития
морали ребенка.
В процессе игровой деятельности между детьми возникают различные
взаимоотношения: игровые, которые определяют взаимоотношения детей
по сюжету и роли, и реальные, отражающие взаимоотношения детей как
партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело: договариваются о
сюжете игры, о распределении ролей, обсуждают по ходу игры различные
вопросы.
По результатам
исследований А. П. Усовой, выявили
несколько
уровней становления взаимоотношений.
1.
Уровень неорганизованного поведения. Дети данного уровня встречаются
и среди старших дошкольников, так как
в последние годы возросло
число детей с тенденцией к разрушению, агрессивным поведением
2.
Уровень одиночных игр. Ребенок сосредоточен на своей игре, не мешает
другим и не вступает с ними во взаимодействие.
3.
Уровень игр рядом. Двое - трое детей могут играть за одним столом, но
при этом каждый реализует свой замысел, действует в соответствии со
своей игровой целью.
4.
Уровень кратковременного общения. Ребенок подчиняет свои действия
общему замыслу, договаривается об игре,
вносит свои предложения,
подчиняется справедливому требованию. Но замысел неустойчив, кто-то
выходит из игры, что приводит к ее распаду и конфликтам.
5.
Уровень длительного общения-взаимодействия на
основе интереса к
игре. Если ребенок находится на данном уровне, значит, он ответственно
относится к своей роли в игре. Длительность взаимодействия зависит от
заинтересованности в содержании игры.
Игра со сверстниками способствует развитию речи, общению детей.
Игровая ситуация требует:
1.
Определенного
уровня
речевого
общения.
Детям
необходимо
объясняться со сверстниками, речь должна быть внятной.
2.
Замещения
одних предметов другими, что
способствует
развитию
знаковой функции речи.
3.
Рефлексии – способности анализировать свои поступки, соотносить их с
общечеловеческими
ценностями,
с
поступками
других
людей.
Происходит
развитие
рефлексии,
потому
что
в
игре
возникает
возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в
процесс общения.
Эльконин доказал, что игровая деятельность стимулирует развитие
рефлексии
и
произвольности
у
дошкольников.
Они
имеют
возможность
посмотреть на себя со стороны, услышать мнение сверстников о выполнении
игровой роли, что позволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку
объективней.
В процессе игры ребенку необходимо объясняться со сверстниками, а
это стимулирует развитие его речи.
Развивается монологическая речь – в игре дети начинают овладевать
умением
рассказывать о каких-то случаях.
Постепенно нарастает запас
слов.
Общение
детей
со
сверстниками
в
игровой
деятельности
–
это
необходимый элемент растущего социального сознания. Сюжетно-ролевая
игра
в
группе
детей
обладает
большим
потенциалом
развития
межличностного
общения.
Перед
ребенком
в
группе
его
сверстников
открываются
большие возможности освоения разнообразных отношений,
которые задаются как игровой ситуацией, так и отношениями по поводу
игры.
Помощь взрослых, организующих отношения ребенка с обществом,
направляет
процесс
социализации
детей.
В
реальной
жизни
взрослый
занимает позицию ведущего, а в игре становится на уровень партнерства,
равных отношений, ориентированных на личность друг друга.
Постигая
взрослую
жизнь,
дети
не
только
воспроизводят
ее,
а
присваивают,
интериоризуют,
стремясь
действовать
как
взрослый.
Личностно-
ориентированное общение
со взрослым
является
важным фактором
развития общения и социализации.
Взрослый должен видеть взаимоотношения детей в процессе игровой
деятельности,
стараться
определить
причины
объединения
или
необъединения, направлять взаимоотношения детей. Также ему необходимо
помогать ребенку анализировать собственную личность, обращать внимание
на выбор игрушек и игр, учитывая половую идентификацию, осуществлять
общение
с
детьми,
учитывая
их
пол.
При
общении
взрослый
должен
придерживаться
личностно-ориентированной модели общения, приучать
детей к общению в этом стиле именно в дошкольном возрасте, обучать детей
сопереживанию и сорадости.
Игра
–
это
самостоятельная
деятельность,
но
чтобы
она
стала
средством воспитания и обучения, необходимо воздействие взрослого. При
педагогически целесообразном руководстве игра
содействует обогащению
кругозора
детей,
учит
детей
способам
общения,
их
речь
становится
выразительнее, мимика и движения более разнообразными.
Педагог способствует
расширению тематики сюжетно-ролевых игр,
углублению содержания, овладению детьми ролевым поведением.
Влияние игровой деятельности на общение старших дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью заключается в следующем:
1.
Установление
контактов
со
сверстниками,
соблюдение
норм
поведения.
2.
Координация
своих
действий
с
действиями
сверстников,
проявление инициативы, общительности.
3.
Проявление дружеских отношений между детьми.
4.
Развитие речи дошкольников.
Выводы:
Резюмируя основные положения теоретического изучения
особенностей
общения
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
интеллектуальной
недостаточностью
в
процессе
игровой
деятельности,
можно утверждать следующее:
1.
Развитие всех психических качеств ребенка начинается именно с
общения.
В
старшем
дошкольном
возрасте
общение
со
сверстниками
становится
ведущей
потребностью,
которая
удовлетворяется
в
игре.
В
процессе
игры,
через
общение
и
взаимодействие
со
сверстниками
и
взрослыми,
происходит
усвоение ребенком социального опыта.
2.
В старшем дошкольном
возрасте у многих детей
общение, в
основном, происходит на фоне
совместного дела, общей игры.
Именно
в
сюжетно-ролевых
играх
происходит
процесс
приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества.
3.
Общение
детей
со
сверстниками
в
игровой
деятельности
–
это
необходимый элемент растущего социального сознания. Сюжетно-
ролевая игра
в группе
детей обладает большим потенциалом
развития межличностного общения.