Напоминание

Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР


Автор: Попова Светлана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г.Усмань"
Населённый пункт: г.Усмань, Липецкая обл.
Наименование материала: статья
Тема: Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР
Раздел: начальное образование





Назад





Психокоррекционная работа по развитию

познавательных процессов у детей с ЗПР
Разрабатывая принципы и задачи коррекционной работы, необходимо основываться на исследованиях, которые доказывают, что уровень познавательной активности и спосо- бы выполнения действий у детей с ЗПР ниже возрастной нормы. Поэтому, разрабатывая возрастную направленность коррекционных мероприятий, необходимо на первых этапах работы ориентироваться на нормативы более ранних возрастных периодов. Основными принципами психокоррекционной помощи можно выделить: 1. Принцип единства диагностики и коррекции — определение методов коррекции с учетом диагностических данных. 2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности. 3. Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические про - цессы. 4. Принцип системности и последовательности в подаче материала — опора на разные уровни организации психических процессов. 5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона. Реализация данных принципов предполагается в ходе психолого-педагогического сопровождения, заключающегося в дифференциации подхода к детям. Дифференцирован- ный подход заключается в создании адекватной системы педагогических требований, со- ответствующих возможностям того или иного ребенка. Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения: 1) принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов разви - тия психических функций по их отношению к возрасту ребенка; 2) принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций. В работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожец и др. показана важность учета сензитивных периодов, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно быстро развивается под их влиянием. При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учиты - вать группы нарушений познавательной сферы. Целесообразно использовать следующие методы. 1.Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности; - представление и описание ситуации с измененными привычными характеристиками вре - менных связей, например ситуации молнии без грома; - представление и описание ситуации с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный, например, аист прилетел на землю и появился на свет; - резкое сокращение интервалов времени между некоторыми событиями, например цве- ток-однодневка;
- перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств, например телевизор в прошлом, настоящем, будущем; - совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и опи- сание предмета с новыми свойствами, например травинки и авторучки; - разведение обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить рыбу без воды; - изменение привычной логики воздействий, например: не дым ядовит для человека, а че- ловек ядовит для дыма; - многократное усиление свойства объекта, например: свойство автобуса – перевозить лю - дей, перевозить очень много людей. 2. Метод коррекции внимания. Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности. Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребенка. 1) развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения; 2) формирование первичных навыков самоанализа, умения контролировать свою деятель- ность, перенос контроля с результатов выполнения деятельности на способы выполнения деятельности; 3) повышение интереса к учебной деятельности; 4) повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, раз - витие самооценки. Занятия по развитию внимания можно проводить 1-3 раза в неделю. В группу отби- рается 5-6 детей с уровнем внимания ниже среднего. Каждое упражнение предлагается де - тям вначале в максимально простом варианте. Предполагается постепенное усложнение каждого упражнения за счет увеличения темпа его проведения и увеличения семантиче - ской нагрузки в словарных упражнениях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребенка нужно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Для занятий необходимы тетрадь, карандаши, ручки с зеленым, синим и красным стержнями. В структуру каждого занятия включаются: Разминка: 1. Упражнения на объем внимания ("Что изменилось", "Живые картины"). 2. Упражнения на переключение внимания ("Построиться по...", "Запретное движе- ние", "Четыре стихии" и их модификации). 3. Упражнения на устойчивость внимания ("Селектор", "Не думай о... "). Основная часть: 1. Упражнения на устойчивость внимания ("Слушаем тишину", "Минутка"). 2. Упражнения на концентрацию внимания ("Слова-невидимки", "Найди различия", "Кто первый заметит ошибку" и пр.).
3. Упражнения на переключение внимания ("Корректурная проба"). 4. Обучение комплексам гимнастики на снятие напряжения и дыхательной гимна - стике. 3. Метод коррекции восприятия. Возможны виды психокоррекционных заданий: 1. графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов; 2. нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос; 3. нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду; 4. нарисовать точки в разных комбинациях; 5. нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести; 6. «дорожка» - взрослый рисует сложную линию дороги, ребенок рядом воспроизво- дит такую же; 7. нарисовать прямые линии без отрыва карандаша; 8. слепить различные формы из пластилина. 4. Методы коррекции памяти. 1) развитие познавательного интереса в игровых и коммуникативных упражнениях; 2) развитие произвольной памяти через выделение особых задач запоминания; 3) обучение выделению главного и второстепенного, установлению связи между объекта- ми с использованием мнемотехник; 4) активизация образных представлений; 5) обучение упражнениям на расслабление и восстановление нервной системы. Реализация программы предполагает воспроизведение детьми прошлого опыта, че- редование заданий вербального и невербального характера, постепенное усложнение зада - ний. В структуру каждого занятия включаются: Разминка: 1. Игры-загадки ("Что достать тебе, дружок", "Буквы заблудились"). 2. Упражнения на двигательную память ("Замороженные", "Живые картины", "Не- существующее животное", "Повтор движений в танцах"). 3. Коммуникативные упражнения ("Конспиратор", "Прятки в уме", "Построиться по..."). 4. Упражнения на непроизвольную память ("Кто во что одет", "Расскажи, как прошел вчерашний день"). Основная часть: 1. Упражнения на расширение активного словарного запаса (игры "Аукцион", "Теремок", "Аналогии", "Бег ассоциаций"). 2. Графическое воспроизведение по памяти изображенных символов, пиктограммы, игры с удалением предметов по типу: "Что изменилось" с обучением приемам про - странственной и смысловой группировки. 3. Пересказ текста с обучением выделения главного и второстепенного, разбивки на смысловые части (с постепенным увеличением сложности текста). 4. Упражнение на развитие образной памяти, воображения ("Из каких овощей, фруктов, растений составлено лицо? Если не знаешь названия, нарисуй", "Составь портре- ты сказочных героев, используя карточки с изображением фруктов, овощей, злаков", "Ка- кого цвета голос, нарисуй").
5. Ассоциативное запоминание с использованием мнемотехник ("два набора карти- нок, подобрать пары; два набора слов, объединить в пары; цифры и картинки объединить в пары. Воспроизведение сочетания по одному из пары», «Составить предложение из отдельных слов»). 6. Обучение комплексам гимнастики на снятие напряжения и дыхательной гимна- стики. Конечной целью такой работы является создание такой модели воспитания и обу- чения детей с трудностями социальной адаптации, которая обеспечивала бы развитие пси- хологически здоровой и способной к самостоятельной организации своей жизни лично- сти. На каждом уроке можно проводить «пятиминутки», в каждую из которых входит за- дание на развитие одного или нескольких познавательных процессов. Можно представить их в виде таблицы (Таблица 1 Приложение 1). Подобная работа проводится на любом этапе урока. Задания можно комбинировать. Отдельные занятия по развитию психологических процессов можно проводить в группе продленного дня три раза в неделю по 30 минут. Эти занятия делятся на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, улучшение мозговой деятельности. Задания для основной части урока подбираются с учетом направленности на осуществление диффе- ренциации познавательных структур. Задача заключительной части урока – подведение итогов. Данная программа в совокупности с развивающими «пятиминутками» на уроках, активизирует познавательную деятельность, развивает память, восприятие, мышление и внимание. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1
Математика Русский язык Литература Мышление Вставить пропущенное число: 9-.=6 .-5=2 3+.=10 Дается запись: 95=17+78. Записать ответ, не решая: 95-17=… 78+17=… 95- 78=… Догадайся: 3+к=8 х+6=13 4+к=. х+5=. и т.п. Составить примеры 1) … +…=5 …+…=6 …+…=5 …+…=6 …+…=6 2) 8…3=5 …+4<4+… 10…5=2 3) …-3>…-3 и т.п. Склеенное слово: шаркорзинаботинки бинокльедаобезьянка Склеенные предложения: былазимаморозщипал щекиипотомсталотепло выпаломногоснегаадети лепилиснегурочкуотснега рукизяблинозатоснегуро чкавышлахороша «Словесные ла- биринты». «Сложи слова». «Четвертый лиш- ний»: в ы б р ат ь лишнее слово из четырех предло- женных. «Раздели»: нужно разделить на две г р у п п ы 1 2 - 1 4 слов всеми воз- можными спосо- бами. Память Повторить: 3-5 4-6-2 1-7-2-4-8-3. 8-1-4-7-2-8-6-3-9 и т.д. «Запомни написание». Пись- мо по памяти с выделенными буквами: В л
е
с у с
о
с н а . У с
о
сны л
и
са.
Е
ж и ж
и
в у т в л
е
су.
Е
рши ж
и
вут в р
е
ке.и др. П о в т о р и т ь 1 0 слов, не связан- ных между со- бой, названных учителем с ин- тервалом 2-3 сек. «Свяжи слова» Внимание 1.Переписать без ошибок: 123124125126 12412341244 2.Подчеркнуть число 564: 4564445465625645564 Найди слово «слон»: носллоснсмонслоллосм слонлосмсломмослслон «Отдели слова»: предлагается 20- 30 карточек, на одних написаны слова, на других – пс евдо слова. Карточки отде- лить. Восприятие 1.Отработка понятий «пра- вый», «левый» 2.Нарисовать домик, елоч- ку, забор или др. предметы в прямом и перевернутом видах; рассматривать кар- тинки в прямом и перевер- нутом видах. Прочитать слово за мгнове- ние: Паук Экран Скрипка Синоним Лепесток Жадничать Гололедица Чтение сточек с прикрытой
3.Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. 4.Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине. 5.Предложить нарисовать предмет такой величины, какой он в действительно- сти. 9.Рассмотреть плакат, на котором посередине изоб- р а ж е н а п р я м а я г о р и- зонтальная линия и рисун- ки различных предметов, расположенных н и ж е , выше или на ее уровне. За- даются вопросы о располо- жении предметов на плака- те. Графические диктанты. Запоминание формы букв и соотношения её частей и пропорций: ученику дается ш н у р о к и л и н и т к а и предлагается на листе бе- лой бумаги разложить его так, чтобы получилась за- данная буква или цифра. верхней половиной. Читать приходится только по ниж- ним частям букв. Желая об- легчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строч- ку, будет стремиться одновре- менно прочитать нижнюю, пока она открыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. БлиноваЛ. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психи- ческого развития: Учеб. Пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с. 2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с. 3 . Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного воз- раста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с. 4. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. – Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с. 5. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Хрестоматия / Ред. В. Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
6 . Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина -Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.


В раздел образования