Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР
Автор: Попова Светлана Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБОУ "Специальная школа-интернат г.Усмань" Населённый пункт: г.Усмань, Липецкая обл. Наименование материала: статья Тема: Психокоррекционная работа по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР Раздел: начальное образование
познавательных процессов у детей с ЗПР
Разрабатывая принципы и задачи коррекционной работы, необходимо основываться
на исследованиях, которые доказывают, что уровень познавательной активности и спосо-
бы выполнения действий у детей с ЗПР ниже возрастной нормы. Поэтому, разрабатывая
возрастную направленность коррекционных мероприятий, необходимо на первых этапах
работы ориентироваться на нормативы более ранних возрастных периодов.
Основными принципами психокоррекционной помощи можно выделить:
1. Принцип единства диагностики и коррекции — определение методов коррекции
с учетом диагностических данных.
2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера
и особенностями личности.
3. Принцип компенсации — опора на сохранные, более развитые психические про -
цессы.
4. Принцип системности и последовательности в подаче материала — опора на
разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание
комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Реализация данных принципов предполагается в ходе психолого-педагогического
сопровождения, заключающегося в дифференциации подхода к детям. Дифференцирован-
ный подход заключается в создании адекватной системы педагогических требований, со-
ответствующих возможностям того или иного ребенка.
Основой коррекционной работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:
1) принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов разви -
тия психических функций по их отношению к возрасту ребенка;
2) принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций.
В работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожец и др. показана важность
учета сензитивных периодов, когда данная функция особенно чувствительна к внешним
воздействиям и особенно быстро развивается под их влиянием.
При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учиты -
вать группы нарушений познавательной сферы. Целесообразно использовать следующие
методы.
1.Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности;
- представление и описание ситуации с измененными привычными характеристиками вре -
менных связей, например ситуации молнии без грома;
- представление и описание ситуации с заменой привычного временного порядка на прямо
противоположный, например, аист прилетел на землю и появился на свет;
- резкое сокращение интервалов времени между некоторыми событиями, например цве-
ток-однодневка;
- перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств,
например телевизор в прошлом, настоящем, будущем;
- совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и опи-
сание предмета с новыми свойствами, например травинки и авторучки;
- разведение обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить
рыбу без воды;
- изменение привычной логики воздействий, например: не дым ядовит для человека, а че-
ловек ядовит для дыма;
- многократное усиление свойства объекта, например: свойство автобуса – перевозить лю -
дей, перевозить очень много людей.
2. Метод коррекции внимания.
Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере
увеличения количественных заданий и их сложности.
Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и
их положительная эмоциональная окраска для ребенка.
1) развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения,
объема, распределения;
2) формирование первичных навыков самоанализа, умения контролировать свою деятель-
ность, перенос контроля с результатов выполнения деятельности на способы выполнения
деятельности;
3) повышение интереса к учебной деятельности;
4) повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, раз -
витие самооценки.
Занятия по развитию внимания можно проводить 1-3 раза в неделю. В группу отби-
рается 5-6 детей с уровнем внимания ниже среднего. Каждое упражнение предлагается де -
тям вначале в максимально простом варианте. Предполагается постепенное усложнение
каждого упражнения за счет увеличения темпа его проведения и увеличения семантиче -
ской нагрузки в словарных упражнениях.
Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи
каждого ребенка нужно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами
других детей. Для занятий необходимы тетрадь, карандаши, ручки с зеленым, синим и
красным стержнями.
В структуру каждого занятия включаются:
Разминка:
1. Упражнения на объем внимания ("Что изменилось", "Живые картины").
2. Упражнения на переключение внимания ("Построиться по...", "Запретное движе-
ние", "Четыре стихии" и их модификации).
3. Упражнения на устойчивость внимания ("Селектор", "Не думай о... ").
Основная часть:
1. Упражнения на устойчивость внимания ("Слушаем тишину", "Минутка").
2. Упражнения на концентрацию внимания ("Слова-невидимки", "Найди различия",
"Кто первый заметит ошибку" и пр.).
3. Упражнения на переключение внимания ("Корректурная проба").
4. Обучение комплексам гимнастики на снятие напряжения и дыхательной гимна -
стике.
3. Метод коррекции восприятия.
Возможны виды психокоррекционных заданий:
1.
графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
2.
нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос;
3.
нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;
4.
нарисовать точки в разных комбинациях;
5.
нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести;
6.
«дорожка» - взрослый рисует сложную линию дороги, ребенок рядом воспроизво-
дит такую же;
7.
нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;
8.
слепить различные формы из пластилина.
4. Методы коррекции памяти.
1) развитие познавательного интереса в игровых и коммуникативных упражнениях;
2) развитие произвольной памяти через выделение особых задач запоминания;
3) обучение выделению главного и второстепенного, установлению связи между объекта-
ми с использованием мнемотехник;
4) активизация образных представлений;
5) обучение упражнениям на расслабление и восстановление нервной системы.
Реализация программы предполагает воспроизведение детьми прошлого опыта, че-
редование заданий вербального и невербального характера, постепенное усложнение зада -
ний. В структуру каждого занятия включаются:
Разминка:
1.
Игры-загадки ("Что достать тебе, дружок", "Буквы заблудились").
2.
Упражнения на двигательную память ("Замороженные", "Живые картины", "Не-
существующее животное", "Повтор движений в танцах").
3.
Коммуникативные упражнения ("Конспиратор", "Прятки в уме", "Построиться
по..."). 4. Упражнения на непроизвольную память ("Кто во что одет", "Расскажи,
как прошел вчерашний день").
Основная часть:
1.
Упражнения
на
расширение
активного
словарного
запаса
(игры
"Аукцион",
"Теремок", "Аналогии", "Бег ассоциаций").
2. Графическое воспроизведение по памяти изображенных символов, пиктограммы,
игры с удалением предметов по типу: "Что изменилось" с обучением приемам про -
странственной и смысловой группировки.
3. Пересказ текста с обучением выделения главного и второстепенного, разбивки на
смысловые части (с постепенным увеличением сложности текста).
4. Упражнение на развитие образной памяти, воображения ("Из каких овощей,
фруктов, растений составлено лицо? Если не знаешь названия, нарисуй", "Составь портре-
ты сказочных героев, используя карточки с изображением фруктов, овощей, злаков", "Ка-
кого цвета голос, нарисуй").
5. Ассоциативное запоминание с использованием мнемотехник ("два набора карти-
нок, подобрать пары; два набора слов, объединить в пары; цифры и картинки объединить в
пары.
Воспроизведение
сочетания
по
одному
из
пары»,
«Составить
предложение
из
отдельных слов»).
6. Обучение комплексам гимнастики на снятие напряжения и дыхательной гимна-
стики.
Конечной целью такой работы является создание такой модели воспитания и обу-
чения детей с трудностями социальной адаптации, которая обеспечивала бы развитие пси-
хологически здоровой и способной к самостоятельной организации своей жизни лично-
сти.
На каждом уроке можно проводить «пятиминутки», в каждую из которых входит за-
дание на развитие одного или нескольких познавательных процессов. Можно представить
их в виде таблицы (Таблица 1 Приложение 1).
Подобная работа проводится на любом этапе урока. Задания можно комбинировать.
Отдельные занятия по развитию психологических процессов можно проводить в
группе продленного дня три раза в неделю по 30 минут. Эти занятия делятся на вводную
часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащихся
положительного эмоционального фона, улучшение мозговой деятельности. Задания для
основной части урока подбираются с учетом направленности на осуществление диффе-
ренциации познавательных структур. Задача заключительной части урока – подведение
итогов.
Данная программа в совокупности с развивающими «пятиминутками» на уроках,
активизирует познавательную деятельность, развивает память, восприятие, мышление и
внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
Математика
Русский язык
Литература
Мышление
Вставить
пропущенное
число:
9-.=6 .-5=2 3+.=10
Дается
запись:
95=17+78.
Записать ответ, не решая:
95-17=…
78+17=… 95-
78=…
Догадайся:
3+к=8 х+6=13
4+к=. х+5=. и т.п.
Составить примеры
1) … +…=5 …+…=6
…+…=5 …+…=6
…+…=6
2) 8…3=5 …+4<4+…
10…5=2
3) …-3>…-3 и т.п.
Склеенное слово:
шаркорзинаботинки
бинокльедаобезьянка
Склеенные предложения:
былазимаморозщипал
щекиипотомсталотепло
выпаломногоснегаадети
лепилиснегурочкуотснега
рукизяблинозатоснегуро
чкавышлахороша
«Словесные
ла-
биринты».
«Сложи слова».
«Четвертый лиш-
ний»:
в ы б р ат ь
лишнее слово из
четырех
предло-
женных.
«Раздели»: нужно
разделить на две
г р у п п ы
1 2 - 1 4
слов
всеми
воз-
можными
спосо-
бами.
Память
Повторить:
3-5
4-6-2
1-7-2-4-8-3.
8-1-4-7-2-8-6-3-9 и т.д.
«Запомни написание». Пись-
мо по памяти с выделенными
буквами:
В
л е с у
с о с н а .
У
с о сны
л и са. Е ж и
ж и в у т
в
л е су. Е рши ж и вут в р е ке.и др.
П о в т о р и т ь
1 0
слов,
не
связан-
ных
между
со-
бой,
названных
учителем
с
ин-
тервалом 2-3 сек.
«Свяжи слова»
Внимание
1.Переписать без ошибок:
123124125126
12412341244
2.Подчеркнуть число 564:
4564445465625645564
Найди слово «слон»:
носллоснсмонслоллосм
слонлосмсломмослслон
«Отдели
слова»:
предлагается
20-
30
карточек,
на
одних
написаны
слова,
на
других
–
пс евдо слова.
Карточки
отде-
лить.
Восприятие
1.Отработка понятий «пра-
вый», «левый»
2.Нарисовать домик, елоч-
ку, забор или др. предметы
в
прямом
и
перевернутом
видах;
рассматривать
кар-
тинки в прямом и перевер-
нутом видах.
Прочитать
слово
за
мгнове-
ние:
Паук
Экран
Скрипка
Синоним
Лепесток
Жадничать
Гололедица
Чтение
сточек
с
прикрытой
3.Узнавание
предмета
по
контурному изображению и
деталям рисунка.
4.Предъявлять круг одной и
той же величины на разных
расстояниях
от
ученика
и
предлагать подобрать круг,
равный ему по величине.
5.Предложить
нарисовать
предмет
такой
величины,
какой он в действительно-
сти.
9.Рассмотреть
плакат,
на
котором
посередине
изоб-
р а ж е н а
п р я м а я
г о р и-
зонтальная линия и рисун-
ки
различных
предметов,
расположенных
н и ж е ,
выше или на ее уровне. За-
даются вопросы о располо-
жении предметов на плака-
те.
Графические диктанты.
Запоминание формы букв и
соотношения
её
частей
и
пропорций: ученику дается
ш н у р о к
и л и
н и т к а
и
предлагается
на
листе
бе-
лой бумаги разложить его
так, чтобы получилась за-
данная буква или цифра.
верхней
половиной.
Читать
приходится
только
по
ниж-
ним частям букв. Желая об-
легчить себе задачу, ученик,
вслух читая верхнюю строч-
ку, будет стремиться одновре-
менно
прочитать
нижнюю,
пока она открыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БлиноваЛ. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психи-
ческого развития: Учеб. Пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г.
Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
3 . Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного воз-
раста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.
4. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского.
– Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.
5. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития:
Хрестоматия / Ред. В. Б. Никишина. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
6 . Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина -Балашов:
«Николаев», 2004. - 68 с.