Автор: Колесникова Елена Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: город Пятигорск Наименование материала: статья Тема: Направления воспитательной работы Раздел: среднее образование
Колесникова Елена Сергеевна
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 5, г. Пятигорск
Направления воспитательной работы
(из опыта работы классного руководителя).
Институт
классного
руководства
сложился
практически
вместе
с
возникновением учебных заведений. И к педагогам выполнявшим функции
современного классного руководителя предъявлялись высокие требования.
И
это
не
удивительно,
ведь
воспитательная
деятельность
классного
руководителя
в
школе
охватывает
множество
проблем
и
является
исключительно
многогранной
как
по
содержанию,
так
и
по
разнообразию
методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы
сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она, так
или иначе, находит свое отражение в работе его наставника.
Основополагающим значением в моей работе как классного руководителя я
считаю
формирование
у
школьников
основ
научного
мировоззрения,
воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному
убеждению
учащихся.
И
конечно
моя
деятельность
в
этом
направлении
характеризуется
большой
сложностью,
а
значит
и
широким
методическим
разнообразием
и
требует
глубокого
осмысления
возлагаемых
на
меня
воспитательных задач и педагогических функций.
На мой взгляд, главной целью воспитательного процесса является
воспитание
свободной,
талантливой,
физически
здоровой
личности,
обогащённой
научными
знаниями,
готовой
к
созидательной
трудовой
деятельности,
которая
достигается
через
формирование
у
учащихся
нравственного
отношения
к
окружающим
людям
и
осознание
ценности
человеческой
жизни,
через
формирование
культуры
интеллектуального
развития
и
совершенствования
учащихся,
а
также
культуры
сохранения
собственного здоровья.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 6-го класса, очень
разного и по социальному составу, и по уровню общительности ребят. Именно
поэтому и возникла мысль выстроить внеклассную работу так, чтобы каждый
был погружён в деятельность, проявил себя как личность, и, в то же время,
сформировать
дружный
коллектив
единомышленников
с
учетом
их
индивидуальности.
Задачи моей воспитательной работы определяются последовательным
формированием
в
классе
духовно-нравственного
образовательного
пространства,
в
котором
учитель,
школьники
и
их
родители
являются
равноправными субъектами воспитательного процесса.
В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте, а,
следовательно,
является
одной
из
главных
задач,
поставленных
обществом
перед
школой.
Она
должна
научить
человека
быть
самостоятельным
в
решениях, нести ответственность за свои поступки и защищать свои права.
Кроме получения знаний, ребенок в процессе обучения должен подготовиться к
жизни.
И
здесь
незаменима
такая
форма
организации
жизнедеятельности
класса, как самоуправление. Вначале я изучаю индивидуальные особенности
учащихся
и
выделяю
группы
по
интересам,
затем
выбираются
командиры
групп, формируется актив класса, в который входят наиболее организованные,
ответственные, креативные и целеустремлённые ребята.
Коллективная деятельность учащихся моего 6 «В» в рамках самоуправления
направлена
не
только
на
решение
конкретных
проблем
класса,
но
и
на
реализацию общешкольных задач и перспектив.
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим
направлениям:
Учебная деятельность
Важное место в своей работе я отвожу регулярным контактам с учителями-
предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников. По ситуации провожу
индивидуальные
беседы.
Все
учебные
результаты
стараюсь
еженедельно
отражать в дневниках. Для хорошей успеваемости в классе, мной проводится
эффективная политика по повышению качества знаний. Ученики моего класса
принимают активное участие в предметных конкурсах и олимпиадах.
Познавательная деятельность и эстетическое воспитание
Многие
ребята
занимаются
в
системе
дополнительного
образования,
что
развивает
их
творчески.
Мы
посещаем
музеи,
выставки,
театральные
представления.
Ученики
моего
класса
принимают
активное
участие
в
фестивалях и конкурсах различного уровня.
При проведении классных часов предпочтение я даю работе по творческим
группам. Я лишь помогаю учащимися продумывать идею классного часа, а
ответственность
за
его
подготовку
и
проведение
возлагается
на
группу
школьников. При этом дети проявляют много выдумки и фантазии. После
проведения такого типа классного часа я подвожу итог, и мы вместе даём
оценку работе творческой группы.
Семья и семейные ценности
Залогом успешной воспитательной деятельности является и сотрудничество
классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает
оказывать
значительное
влияние
на
процесс
развития
ребёнка.
А,
следовательно,
сделать
родителей
активными
участниками
педагогического
процесса – это важная и ответственная задача учителя.
Для
ее решения я
использую такие направления как педагогическое просвещение родителей на
классных
собраниях,
организация
деятельности
родительского
совета,
индивидуальная
работа,
информирование
родителей
о
ходе
и
результатах
обучения, воспитания и развития учащихся. Кроме того я привлекаю родителей
к подготовке и проведению коллективных дел в классе и школе. Учащиеся
моего
класса
и
их
родители
выступают
на
школьных
конкурсах
«Минута
славы» и «Семейное творчество».
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
Мы организуем совместные походы, экскурсии и пикники.
Ребята с
удовольствием
принимают
участие
в
«Днях
здоровья»
и
спортивных
соревнованиях. Мои ученики добиваются высоких результатов в конкурсах
творческих
работ
«Здоровая
нация
–
процветание
России»,
«Олимпийский
характер».
Мною
проводятся
классные
часы
по
формированию
здорового
образа жизни.
Трудовая деятельность
Ученики моего класса любят и могут трудиться. Городские и школьные
субботники,
дни добрых дел для них праздник, возможность провести время
вместе и одновременно помочь родному городу и школе.
Духовно-нравственное и правовое воспитание
Но приоритетными направлениями моей воспитательной работы являются
гражданско-правовое и патриотическое воспитание подрастающего поколения,
так как моральные качества, приобретенные человеком в детстве, по большей
части, остаются в нем на всю жизнь. Я уверена, что гражданско-патриотическое
воспитание
является
одним
из
основных
системообразующих
факторов
воспитательной системы класса и школы.
Поэтому учащиеся моего класса посещают краеведческий музей и школьный
музей Памяти. В классе проводятся уроки мужества и тематические беседы.
Мы
приглашаем
на
классные
часы
ветеранов
и
оказываем
им
посильную
помощь
на
дому.
В
рамках
месячника
оборонно-массовой
работы
ребята
приняли
активное
участие
в
конкурсе
авторских
стихотворений
«Строка,
оборванная пулей» и конкурсе рисунков,
посвящённых
датам Великой
Отечественной войны. Некоторые учащиеся моего класса являются членами
военно-патриотического
клуба
«Беркут»,
в
составе
которого
совершили
восхождение на гору Бештау.
Занятость моих детей объединяет их, а мне помогает достичь нужной цели.
Работа
по
сплочению
ученического
коллектива
продолжается
и
в
учебном
процессе.
Перечислить
все
творческие
дела
сложно,
но
главное
для
меня
заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и
духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах
и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже
учителя.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что мои
шестиклассники будут всегда дружными, добрыми и отзывчивыми. Задача эта
очень сложная, способы её решения разнообразны. Это и личный пример, и
воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое
другое. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на
любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Именно в доверии, которое так
щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей
непростой, но такой нужной работы.