ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Автор: Герасименко Виктория Юрьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ Ростовской области "Каменск-Шахтинская школа-интернат" Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Раздел: среднее образование
В РАМКАХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит:
“Патриотизм – это любовь к
Родине,
к
Отечеству,
одно
из
наиболее
глубоких
чувств,
закреплённых
веками
и
тысячелетиями”
или
“Патриотизм
–
это
качество
личности,
характеризующее
высшую
степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к
своему
Отечеству,
его
истории,
культуре
и
готовности
к
самопожертвованию
во
имя
интересов Отечества”.
Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М.
Е.
Салтыков-Щедрин:
“Отечество
есть
тот
таинственный,
но
живой
организм,
очертания
которого ты не можешь для себя отчётливо определить,
но которого прикосновение к тебе
непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот
таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он
наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык,
верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо,
способное
жить…”
Из
этих
верных
определений
вытекает
мысль
о
необходимости
формировать у учащихся такие направления патриотического воспитания,
как любовь к
Родине,
к “малой” Родине,
интереса к истории России,
родному слову,
языку,
литературе и
культуре.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.
Именно она
должна
быть
учреждением,
зарождающим
в
молодом
поколении
чувство
державности,
возвышающим юную душу гордостью за Отечество,
за деяния предков,
воспитывающим
национальное достоинство,
готовящим гражданина и патриота.
Это необходимо уже потому,
что по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила
Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает
патриотизм.
Само нынешнее время,
сама ситуация требует цельной,
глубоко продуманной
системы воспитательной работы с молодежью,
т.к.
с недавнего прошлого,
т.е.
с конца 80-х
годов в российском обществе сформировались факторы, оказывающие влияние на молодёжь:
- резкое снижение ценностей духовной культуры;
- принижение значения народного и духовного искусства, художественных произведений,
традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма;
- “негативный лидер”
- эгоистичный,
циничный,
но преуспевающий и добивающийся
успеха - герой нашего времени и, в определенной степени, образец для подражания;
- утрата целостности отечественной культуры - “Происходит тотальное выкорчевывание
из культурного обихода не только отдельных имен,
а целых пластов культуры,
искусства,
науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму
нынешнего режима”;
-
народная
культура
(традиции,
обычаи,
обряды,
фольклор
и
т.п.
) воспринимается
большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является
цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной
самоидентификации
невозможно
формирование
и
развитие
у
подрастающего
поколения
глубоких
позитивных
чувств
к
истории,
традициям
своего
народа
и,
в
конечном
счете
истинной любви к Отечеству.
Нравственные
и
исторические
начала
неразделимы.
Следовательно,
формируя
историческое сознание,
мы одновременно укрепляем нравственные идеалы,
патриотические
чувства учащихся и любовь к нашей Родине.
Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое
место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают
не знания основ науки,
а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как
средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Преподавание ИЯ в современной российской школе даёт учителю широкие возможности
по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных
качеств
личности.
Этому
способствует
коммуникативная
направленность
предмета,
его
обращённость к изучению быта,
обычаев,
традиций и,
прежде всего,
языка другого народа.
Изучение
чужой
культуры
посредством
языка
становится
возможным
только
на
сформированной
национально-культурной
базе
родного
языка.
Любые
знания,
приобретаемые с помощью иностранного языка,
будут восприниматься только через призму
знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Воспитание
патриотизма
представляет
собой
целенаправленный
процесс
включения
учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию
с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих
моральных качеств.
Проектная методика обучения иностранным языкам, обучение по учебно-методическому
комплекту М.З.
Биболетовой,
даёт большие возможности для формирования у учащихся
таких общечеловеческих ценностей,
как уважительное и толерантное отношение к другой
культуре
и
более
глубокое
осознание
своей
культуры.
Знакомство
с
культурой
страны
изучаемого
языка
происходит
посредством
сравнения
и
постоянной
оценки
имевшихся
раннее знаний и понятий с вновь полученными,
со знаниями и понятиями о своей стране,
о
себе самих.
Этому способствуют изучение разделов “Здравствуй!
Рад снова увидеться с
тобой!” (5 класс), “Мы имеем много общего” (6 класс) и “Мир соревнований подростков” (7
класс)
и т.д.
В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников.
Сравнивая Россию и англоязычные страны, зарубежного сверстника и самих себя,
учащиеся
выделяют общее и специфичное,
что способствует развитию понимания и уважительного
отношения
к
разным
народам
и
их
традициям.
Для
достижения
этих
целей
на
уроках
иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы
учебной и внеклассной работы.
Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении
проблемных
ситуаций,
викторинах,
составлении
проектов,
работать
с
разнообразными
печатными материалами,
проводить беседы за “круглым столом”.
В конце изучения темы
“Организованная
туристическая
поездка» ,
«Наши
экскурсии»
( 9 класс)
, учащимся
предлагается
“пригласить
иностранных
гостей
в
Россию
и
организовать
для
них
путешествие”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об
особенностях культуры родной страны,
знакомство с достопримечательностями её городов;
воспитательный
аспект
–
осознание
понятия
“Родина”,
“малая
Родина”,
более
глубокое
осознание своей культуры.
Работая по теме “Моя семья” в 6 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а
затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.
В первой четверти
6 класса учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей
страны изучаемого языка и нашей Родины, в 9 классе проводят сопоставление культур разных
стран при изучении тем “Россия,
Великобритания,
США”,
“Образование” и др.
Здесь имеет
место культурологический аспект обучения.
Большую
роль
в
патриотическом
воспитании
школьников
играет
использование
краеведческого материала.
Обращение к материалам краеведческого характера,
например,
урок на тему «Наш земляк — лётчик Иван Фёдоров»
(9 класс)
приближает иноязычную
коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми
фактами и сведениями,
с которыми они сталкиваются в повседневной жизни,
в условиях
бытия в родной для них культуре.
Знакомясь с иноязычной культурой,
учащиеся постоянно
сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной
культуры,
которой оперируют учащиеся,
тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной
культурой.
В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных
знаний, что позволяет им:
-
устанавливать
и
применять
различные
межъязыковые
и
межпредметные
связи,
используя свои знания и опыт;
-
переходить
от
простого
усвоения
учебного
материала,
предлагаемого
или
рекомендуемого
учителем,
к
активному
приобретению
знаний,
к
самостоятельному
определению
своих
языковых
потребностей
и
целенаправленному
поиску
необходимого
материала.
Таким образом,
формирование разносторонне развитой поликультурной личности,
её
мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном
освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися.
Включение
этнокультурного материала в содержание
занятий
иностранного языка
будет
способствовать реализации воспитания российского патриотизма.
Источники:
1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков
и культур // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. - с.22.
2 . Миролюбов
А.А.
Культуроведческая
направленность
в
обучении
иностранным
языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - №5. - с.11- 15.
3. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке //
Иностранные языки в школе. - 1990. - №5. - с.101.