Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Автор: Герасименко Виктория Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ Ростовской области "Каменск-Шахтинская школа-интернат"
Населённый пункт: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее образование





Назад





ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

В РАМКАХ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: “Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями” или “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества”. Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…” Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у учащихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к “малой” Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре. Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Именно она должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, возвышающим юную душу гордостью за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с молодежью, т.к. с недавнего прошлого, т.е. с конца 80-х годов в российском обществе сформировались факторы, оказывающие влияние на молодёжь: - резкое снижение ценностей духовной культуры; - принижение значения народного и духовного искусства, художественных произведений, традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма; - “негативный лидер” - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха - герой нашего времени и, в определенной степени, образец для подражания; - утрата целостности отечественной культуры - “Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима”; - народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п. ) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете истинной любви к Отечеству.
Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине. Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание ИЯ в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Проектная методика обучения иностранным языкам, обучение по учебно-методическому комплекту М.З. Биболетовой, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит посредством сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют изучение разделов “Здравствуй! Рад снова увидеться с тобой!” (5 класс), “Мы имеем много общего” (6 класс) и “Мир соревнований подростков” (7 класс) и т.д. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая Россию и англоязычные страны, зарубежного сверстника и самих себя, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует развитию понимания и уважительного отношения к разным народам и их традициям. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении проектов, работать с разнообразными печатными материалами, проводить беседы за “круглым столом”. В конце изучения темы “Организованная туристическая поездка» , «Наши экскурсии» ( 9 класс) , учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями её городов; воспитательный аспект – осознание понятия “Родина”, “малая Родина”, более глубокое осознание своей культуры. Работая по теме “Моя семья” в 6 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.
В первой четверти 6 класса учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины, в 9 классе проводят сопоставление культур разных стран при изучении тем “Россия, Великобритания, США”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения. Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера, например, урок на тему «Наш земляк — лётчик Иван Фёдоров» (9 класс) приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им: - устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт; - переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала. Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма.
Источники:
1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2. - с.22. 2 . Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - №5. - с.11- 15. 3. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке // Иностранные языки в школе. - 1990. - №5. - с.101.


В раздел образования