Автор: Петрова Алена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№ 14 "Солнышко" Населённый пункт: Город Чебоксары Чувашская Республика Наименование материала: статья Тема: Экологическое воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №14 «солнышко» г. Чебоксары Чувашской
Республики
Воспитатель: Петрова Алена Анатольевна.
«Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды»
Р. Рождественский
Экологическое
воспитание
представляет
собой
один
из
важных
р а з д е л о в дошкольного
образования.
Промышле нные
объе кт ы
и
стремительное
развитие
новых
технологий
оказывает
отрицательное
воздействие
на
окружающую
нас
природу.
В
наше
время
проблемы
экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше
внимания.
Почему
эти
проблемы
стали
актуальными?
Причина
в
деятельности
человека
в
природе,
часто
безграмотная,
неправильная
с
экологической
точки
зрения,
расточительная,
ведущая
к
нарушению
экологического равновесия.
:
С
вмешательством
человека,
некогда
первозданная
чистота
окружающей среды стала постепенно увядать, скудеть прямо на глазах. Ведь
у природы ограниченная способность к восстановлению. Каждый из нас
должен задуматься, не разрушает ли его действие окружающую среду, не
наносит ли это вред растениям и животным и самому человеку. Что оставим
мы
своим
потомкам.
Для
этого
необходимо
поменять
образ
мышления
человека, его образа жизни и взаимоотношения с природой. Общаться с
окружающим
нас
миром
на «ВЫ».
Беречь
и
охранять
ПРИРОДУ-
МАТУШКУ.
В связи с этим с раннего возраста необходимо обратить внимание на
экологическое
воспитание
дошкольников.
В
р а м к а х экологического
воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например,
убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с
явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей. Существуют
различные подходы к построению программ экологического воспитания. В
первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной
природе и к окружающему ребенка ландшафту, его флоре и фауне. Малыш с
раннего детства учится бережному отношению к растениям и животным. Но
воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений
и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека.
Если внимательно посмотреть на городской пейзаж, то можно увидеть и
бродячих собак, и болезненных кошек, и птиц – воробьев и ворон – которые
нуждаются
в
помощи,
особенно
зимой.
Поэтому
особая
роль
отводится
решению
такой
задачи,
как
нахождение
путей
и
способов
поддержки
окружающей природы усилиями маленьких жителей нашего города. Здесь
может
быть
полезна
деятельность
детей
по
созданию
проектов,
направленных
на
оказание
помощи (создание
кормушек,
поддержание
чистоты, уход за растениями и т. п.). Попутно следует прививать и чувство
ответственности. Это чувство формируется постепенно, по мере того, как
дети учатся ухаживать за растениями, совместно с родителями изготавливать
кормушки для птиц, наблюдать и делать выводы. Перед нами стоит задача-
заинтересовать,
поддержать
детский
интерес.
Показать
значимость
окружающей среды для всего живого на земле. Путем наблюдений, опытов,
исследований,
чтением
художественной
литературы,
изобразительного
искусства,
способствовать
формированию
у
детей
потребности
в
непосредственном
участии
каждого дошколенка
в
экологической
деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе, заложить основу
формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в
окружающей среде- экологическим.
Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может
осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать
свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу как
особую ценность.
В первую очередь необходимо тесное сотрудничество с родителями.
Ведь
работа
с
родителями
по экологическому воспитанию дошкольников
является
одной
из
составных
частей
в
работе дошкольных
учреждений.
Только опираясь на семью и только совместными усилиями с родителями
можно
решить
главную
задачу
– воспитание человека с большой буквы,
человека экологически грамотного.
Будущее окружающей нас природы перейдет в эти маленькие ручонки,
которые мы должны научить созидать, приумножать, любить и беречь,а не
разрушать!