Проект по формированию навыков безопасного поведения и обеспечение общественной безопасности
Автор: Редикульцева Оксана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Огонек" Населённый пункт: город Новый Уренгой Наименование материала: Педагогический проект Тема: Проект по формированию навыков безопасного поведения и обеспечение общественной безопасности Раздел: дошкольное образование
Проектная работа
Выполнила: воспитатель МАДОУ «ДС «Огонек» Редикульцева О.А.
г.Новый Уренгой 2017г.
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"Огонь - друг, огонь - враг"
Актуальность реализации проекта:
Огонь с древних времён интересовал человека. С одной стороны, огонь - друг
человека. Без огня не приготовить покушать, не осветить дом. Конечно в
современном развитом обществе, сам огонь отошёл на второй план, по
сравнению с электричеством, но играет немаловажную роль. Дети, пытаются
«потрогать» окружающий мир, чтобы поближе узнать его. Задача родителей и
воспитателя помочь узнать как можно больше об окружающем мире, но
предостеречь от возможных опасностей, ожидающих их на пути познания.
Начинать знакомить детей с пожарной безопасностью нужно с самого
раннего детства, чтобы они знали, как нужно вести себя правильно и
безопасно. Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям
начальные знания пожарной безопасности.
1 этап. Целеполагание.
Цель проекта: Дать детям начальные знания по пожарной безопасности.
Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного,
безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний
детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе.
Проблемная ситуация:
Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С
каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые
происходят по их вине.
Проблема:
Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует
защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают,
как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность
детей.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• Познакомить с историей возникновения огня.
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие:
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Знать правила поведения на природе, в быту.
• Развивать творческие способности дошкольников.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику
страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре.
• Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в
трудных ситуациях.
• Воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
4 . Практические:
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении
пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта, вовлечь их в процесс
формирования навыков пожарной безопасности.
• Обмен опытом по противопожарной безопасности в детском саду.
• Учить детей правильно вести себя на природе, уметь защитить себя и своих
близких.
Основные направления:
• Использовать обучающие НОД, беседы, дидактические игры, просмотр
мультфильмов, восприятие художественной литературы, обсуждение
ситуаций с целью предупреждения несчастных случаев при возникновении
пожара, практические занятия, досуги, праздники.
Вид проекта:
Творческий, информационно-практико-ориентированный. семейный,
групповой.
Участники проекта :
Дети старших и подготовительных к школе групп, родители, старший
воспитатель, воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по
физической культуре,
Целевые ориентиры
1. Правильное поведение в экстремальной ситуации;
2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с
диспетчером по телефону;
3. Умение четко называть свой адрес;
4. Знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег;
5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
6. Знать о профессии пожарного;
7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности;
8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
9.Расширение кругозора детей, словарного запаса,
10.Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности,
11.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Продукт проектной деятельности :
• Изготовление совместно с детьми плакатов по пожарной безопасности
«Мы хотим с огнем дружить».
• Изготовление альбомов «Что мы знаем про огонь» (Рисунки детей).
• Наглядная информация для родителей по пожарной безопасности:
оформление стендов, составление памяток.
• Драматизация сказки «Кошкин дом»
• Мероприятия совместно с пожарной частью
• Мероприятия совместно с родителями.
Перспектива реализации проекта:
Для эффективного использования информационно–коммуникационных
технологий по формированию навыков безопасного поведения детей и
защиты окружающей среды детскому саду необходимо :
1) Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ.
2) Совместное создание макета детского сада: дети, родители, воспитатели
Описание проекта:
Этапы проекта:
I этап. Подготовительный.
.
• Разработка плана работы по проекту «Огонь – друг, огонь - враг».
• Доведение до сведения родителей воспитанников цели и содержания
проекта.
• Анкетирование родителей.
• Привлечение родителей, воспитателей, специалистов ДОУ к подборке
материала по пожарной безопасности.
• Изготовление совместных плакатов по пожарной безопасности: дети,
родители, воспитатели.
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
• Подбор дидактических игр по пожарной безопасности.
• Создание презентаций по пожарной безопасности.
• Подбор видеоматериала по пожарной безопасности.
• Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Реализация проекта
Работа с родителями (день первый)
Выставка литературы по теме.
Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было
беды»
Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»
Анкета для родителей по теме.
«Что такое огонь?» (день второй)
Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка».Дидактическая игра «Огнеопасные
предметы».
Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».
«Полезный огонь» (день третий)
Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»
Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж
взял»
Познавательное НОД «Огонь – друг».
«Опасный огонь» (день четвёртый)
Дидактическая игра «Причины пожаров».
Прослушивание сказки «Кошкин дом»
«Правила пожарной безопасности в ДОУ» (день пятый)
Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной
безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Игры-соревнования.
Чтение сказки С.Я.Маршака «Дядя Стёпа»
«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой)
Практическое занятие «Чтобы не было беды».
Просмотр видеофильма
Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».
«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой)
Познавательное занятие «Чудо-дерево».
Чтение произведения Б.Жидкова «Дым».
Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой)
Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»
Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей.
(Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
«Огонь в литературе» (день девятый)
Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».
Литературная викторина.
«Огонь в картинках и загадках»
Итоговый день (день десятый)
Досуг с детьми и родителями «Огонь – друг, огонь – враг»
Тестирование.
Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка
списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей,
размещение их в заранее назначенном месте.
3 этап. Результаты проекта
• Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и
быстро выполняют все действия при эвакуации;
• При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети
четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют
правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части.
• При проведении тренировочных мероприятий, выявлено, что 90% детей
средних, старших и подготовительных групп, правильно называют свой
домашний адрес и адрес детского сада.
• Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег,
ткань) и умеют ими пользоваться.
• Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение,
многие изъявили желание стать «Пожарным».
• Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности,
откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие
в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов,
костюмов.
• Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал,
правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют
правила пожарной безопасности.
• Оформлены выставки рисунков по пожарной безопасности на тему «Есть
такая профессия - ПОЖАРНЫЕ», плакатов (сотворчество детей, родителей и
воспитателей), альбомов (рисунки детей).
• Интеллектуальные викторины, беседы и занятия по пожарной безопасности
в группах, инсценировки сказок:
Интеллектуальная викторина: «Опасение – половина спасения».
- НОД на тему «В мире электроприборов».
-Инсценировка сказки «Кошкин дом».
- Праздник «Спички – детям не игрушка» с участием отряда пожарной части.
Праздник «Огонь-друг, огонь-враг»
4 этап. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективная работа «Загорелся Кошкин дом…»
4.2. Книжная выставка «Огонь вокруг нас»
4.3. Выставка в группе «Осторожно, огонь!».
4.4. Встреча с интересным человеком: «Профессия – диспетчер пожарной
охраны»
4.5. Оформление уголка пожарной безопасности в группе.
Литература:
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Познавательное развитие».
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей
группе детского сада».
В.А. Степанов «Азбука в загадках».
С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом».
Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».
К. Чуковский «Путаница».
Приложение
Частушки
Вот частушки, так частушки Встретил где-то друга Яшу
Кто-то бросил дымовушку И совсем забыл про кашу
И пожар-то - не пожар, Каша грелась, грелась, грелась,
А какой большой угар. Сковородка перегрелась,
**
Ты включил электроплитку, Раскалилась докрасна
Чтобы кашу подогреть. И сгорела вся дотла.
Сам умчался за калитку
На прохожих поглядеть.
***
Дымовушку подобрали
И виновника нашли.
Мы его за ушко взяли,
К командиру увели.
***
Загадки
Все ест - не наестся, а пьет - умирает (огонь).
Без рук, без ног, а бушует (огонь).
Шипит и злится, а воды не боится (огонь).
Дремлют в домике девчонки - бурые шапчонки (спички).
Летала мошка-сосновая ножка, на стог села - все сено съела (спичка).
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь).
Что бывает, если птички зажигают дома спички? (огонь).
Пословицы
- Огонь - беда, и вода - беда, а нет хуже беды, когда ни огня, ни воды.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
- Слезы пожара не тушат.
- Плох мир огня с водою.
- Спички не тронь, в спичках огонь!
- Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. (О
пожарных).
- Красный петух прошелся.
- Сену с огнем ни ужиться.
- Искра мала, да пламень велик.
- Не шути с огнем - обожжешься.
- Спички - не игрушка, огонь не забава.
- Упустишь огонь - не потушить.
- Огонь - не вода, схватит - не выплывешь.
- Где огонь, там и дым.
- Дыма без огня не бывает.
- Не играй, кошка, с огнем, обожжешься.
- Дорого при пожаре и ведро воды.
- Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
- Как бы мал огонек не был, всегда от него дым.
- Спичка - невеличка, а огонь - великан.
Об электроприборах
Если всю квартиру мама вдруг надумает убрать:
Вымыть стены, пол и рамы - я ей буду помогать.
Каждой вещи свое место - все игрушки приберу,
Со стола, дивана, кресла влажной тряпкой пыль сотру.
Но к телевизору, розеткам близко я не подойду:
Это место не для деток - зарубите на носу!
В каждой комнатной розетке есть невидимый огонь.
У него характер вредный - ты рукой его не тронь.
Шуток он совсем не терпит, с ним, ребята, не шути:
Если он рассвирепеет - все сжигает на пути.
Тот огонь, давно известно, электричеством зовут.
Он таит в себе опасность – от него подальше будь.
С ним домашние приборы заключили договор:
Только им огонь покорный - так ведется с давних пор.
А приборы служат людям - это значит, нам с тобой.
Помогать огонь нам будет - он в приборах деловой;
В холодильнике продукты помогает нам хранить,
Помогает маме в кухне на плите обед варить.
Всю квартиру освещает, если вечер за окном,
Брату музыку гоняет, крутит нам магнитофон.
Пыль в квартире убирает с пылесосом заодно,
Телевизор заставляет нам показывать кино.
Он себя ведет достойно, если с ним не баловать
Малышам самим без взрослых те приборы не включать!
О спичках
Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдет в привычку - от детей их убирать.
Ни на улицу, ни в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать.
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмем -
И себя мы не погубим, и квартиру сбережем.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмем,
Применять их будем в дело и пожар не разведем.