Напоминание

Метод учебных проектов, его возможности и ограничения.


Автор: Бурдуковская Екатерина Григорьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ основная общеобразовательная школа п. Баляга
Населённый пункт: Забайкальский край п. Баляга
Наименование материала: статья
Тема: Метод учебных проектов, его возможности и ограничения.
Раздел: среднее образование





Назад





Бурдуковская Екатерина Григорьевна

МБОУ основная общеобразовательная школа п. Баляга

Метод учебных проектов, его возможности и ограничения.
В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), которое с 2000 по 2006 год трижды проходило в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно и учат их хорошо, но учат их не тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная советским традициям, наполняет головы учеников большим объемом информацию, а вот самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, то есть применять на практике полученные знания, опираясь на собственный жизненный опыт, школьников не учат. Несмотря на то что сегодня ситуация кардинально меняется, учителя и ученики по-прежнему тратят огромную долю времени и усилий на то, чтобы заучить готовые рецепты решения давно решенных проблем. Будущему гражданину недостаточно одних теоретических знаний. Конкуренция на рынке труда зависят от активности человека, гибкости его мышления, способности к самосовершенствованию своих знаний и опыта Умение адаптироваться в постоянно меняющемся мире и есть основа социальной успешности – вот этому и должна учить современная школа. В этой связи понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.
Деятельностный подход
в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. 1
Основоположники этого подхода рассматривали эту деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. Характерной чертой деятельностного подхода является субъективная позиция ученика, то есть система отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая свободно строить свою жизнь, делать правильные жизненные выборы, проявлять активность, инициативу ответственность. Учебный процесс. Основанный на деятельностном подходе, готовит учеников с высокой учебной мотивацией, способных ставить перед собой личностные цели и находить способы, которыми поставленная цель будет достигнута. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Которая завершается осязаемым практическим результатом, оформленным соответствующим образом. Разработанный еще в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном обществе, однако внедрение проектной деятельности в школьную практику проходит с определенными трудностями. Часто под проектом понимают любую самостоятельную деятельность ученика, например, реферат или доклад. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки и в чем его отличие от других видов самостоятельной деятельности.
Проект
– это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. 2
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта. В специальной литературе можно встретить множество определений понятия проект. Однако они все сводятся к утверждению, что учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это возможность проявить себя, принести пользу, показать публично свой результат. Это возможность и умение научиться решать проблемы, сформулированные самим собой. Не мене важен учебный проект и для учителя. Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое помогает развить навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация. Из своего педагогического опыта хочу отметить, что характерной особенностью данного метода является наличие проблемы, которую надо будет решить в ходе работы над проектом. При этом проблема должна иметь личностно значимый для автора характер. Проект должен иметь ясную, понятную и реально достижимую цель, исходящую из поставленной проблемы. В образе ученика должен возникнуть проектный продукт, который и станет решением проблемы проекта. Еще одним важным компонентом проекта является предварительное планирование работы. В результате, которого весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта разбивается на отдельные этапы со своими обязательными задачами для каждого из них, определяются 3
способы решения задач, находятся ресурсы, составляется график работы, изучается литература, идет отбор информации. Обычно дети, увлеченные проектом, охотно занимаются подобной деятельностью, воодушевленные уже воображенным продутом своего проекта. Здесь очень важно, чтобы проектный продукт обладал потребительским спросом и принес бы удовлетворение не только автору проекта, но и окружающим людям. Проект должен иметь письменную часть, отчет о ходе работы, подведение итогов, задачи на перспективы. Из своего опыта могу констатировать, что эта часть проекта иногда вызывает затруднения, детям не нравится писать отчеты и записывать свои наблюдения, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям убедиться, что данный этап работы над проектом важен и от него зависит качество продукта проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результатов работы. В ходе презентации автор или группа авторов не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт, полученные в результате работы над проектом. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта. Для ребенка важно кто будет присутствовать при защите проекта. Это могут быть учащиеся, родители, а при защите социальных проектов можно приглашать представителей Совета школы, представителей власти и общественных организаций, это особо придает значимость защиты проекта, повышает его потребительскую стоимость. В условиях МБОУ ООШ п. Баляга разработана программа по внедрению в учебно-воспитательный процесс гуманитарных предметов метода проектов. 4
Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты могут укладываться в один урок. Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 9 класс). Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В процессе работы на уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу. Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма». В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров». Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров». Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа. Презентация групповых проектов — «премьера» фильма. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Пример. Тема «Правление Александра II». Проект «Учебник истории пишем сами». В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы изучаемой темы. Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении нескольких уроков пишут параграфы учебника, используя дополнительную литературу, различные источники. Учащиеся должны: 5
— сформулировать заголовок и план каждого параграфа; — написать небольшой авторский текст; — раскрыть событийно-хронологический ряд; — отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и т. д.; — придумать иллюстрации. В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной темы. Данный проект можно сделать и на одном уроке (мини-проект), но в этом случае группа пишет один параграф или одну страничку учебника. Данный проект будет уже по силам учащимся 7-8 классов. Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края» и др. Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время. Для того чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной деятельности, учителю необходимо не только учесть возрастные особенности учащегося, его интересы, но и выстроить с ним оптимальные личные взаимоотношения в ходе работы над проектом. Учитель может быть: 
Руководителем проекта
, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы. Как правило, эту позицию учитель занимает 6
при работе с учащимися 5-6 классов, при их недостаточном опыте работы над проектом. 
Коллегой по работе
. Это отношения равных партнеров учителя и ученика. Такое взаимодействие обычно складывается при работе с учащимися 7-8 классов. 
Экспертом-знатоком
. Здесь учитель находится в несколько отстраненной позиции, а ученики проявляют максимум активности. Так можно работать с учениками 9-10 классов, уже имеющих знания и опыт работы над проектом. 
Супервизором.
Здесь учитель лишь вдохновляет автора на работу и создает условия для успешного осуществления проекта. Такую работу над проектом я провожу с одаренными детьми, которые обычно очень мотивированы на подобный вид деятельности, ответственны, трудолюбивы и имеют высокий потенциал знаний. Таким образом, при грамотном внедрении метода проектов в учебно- воспитательный процесс школы, проектная деятельность даст ученикам возможность реализовать свой познавательный мотив, приобрести новые знания и опыт в интересующей их сфере и применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс активного осознанного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приращения в знаниях, умениях и навыках, которые в дальнейшем будут легко переносится учащимися на другие виды учебной и внеучебной деятельности . А совместная работа учителей и детей, увлеченных схожими проблемами, создаст в школе интересную творческую атмосферу, что будет способствовать благоприятному психологическому климату и стремлению детей к приобретению знаний. 7
Рекомендуемая литература. 1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты.- М.: Владос ПРЕСС, 2002 2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003. 3. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании . Начальная школа:плюс-минус. – 2001. №1 4. Переверзев Л.Б. Проектный подход к образовательным проблемам. Материалы городского семинара «Методология учебного проекта». – М., 2001. 8


В раздел образования