Напоминание

Игра как средство развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.


Автор: Масюта Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1450 "Олимп" структурное подразделение №4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Игра как средство развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игра как средство

Игра как средство

развития

развития

геометрических

геометрических

представлений у детей

представлений у детей

дошкольного возраста

дошкольного возраста

.

.

.

.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ №4 ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА : ВОСПИТАТЕЛЬ МАСЮТА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА
В математическом развитии дошкольников В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство широко используется важное средство обучения — игра. Игра является средством обучения — игра. Игра является средством познания ребенком действительности. познания ребенком действительности. Многие игры способствуют развитию Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также целенаправленного пальцев рук, а также целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. В внимания, наблюдательности, памяти. В играх дети учатся производить сравнения, играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать умозаключения. анализ, делать умозаключения.

Игры, способствующие развитию

Игры, способствующие развитию

геометрических представлений можно

геометрических представлений можно

разделить на три вида:

разделить на три вида:

Дидактические

Дидактические
– это игры, которые содержат какую- – это игры, которые содержат какую- либо обучающую задачу. либо обучающую задачу. 
Сюжетно-дидактические

Сюжетно-дидактические
– это игры в которых – это игры в которых обязательно должен быть развернутый сюжет, обязательно должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, при этом включающий разнообразные роли, при этом определенные игровые задачи должны решаться определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил. виде игровых правил. 
Развивающие

Развивающие
– это игры, которые направлены на – это игры, которые направлены на развитие логического мышления, всех психических развитие логического мышления, всех психических процессов и мыслительных операций. процессов и мыслительных операций.
Развивающие игры оказывают Развивающие игры оказывают благотворное влияние на благотворное влияние на развитие психических функций развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, (памяти, внимания, мышления, восприятия). восприятия).
Рассмотрим развивающие

Рассмотрим развивающие

игры.

игры.


Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша

(для детей 3-7 лет)

(для детей 3-7 лет)

Набор логических блоков состоит из 48 объемных Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая форме, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Основная цель – научить ребенка решать свойствам. Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам. логические задачи на разбиение по свойствам.

Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша
составлены составлены на основе комплекта геометрических на основе комплекта геометрических фигур. Этот комплект как правило фигур. Этот комплект как правило состоит из геометрических фигур: состоит из геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); квадрат, прямоугольник); б) трех цветов (красный, синий, желтый); б) трех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Игры Вячеслава Вадимовича

Игры Вячеслава Вадимовича

Воскобовича

Воскобовича


Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича

Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича
многофункциональны и предназначены для детей от 2 многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет до 10 лет
Цели занятий с игровыми материалами

Цели занятий с игровыми материалами

Воскобовича:

Воскобовича:
• Развитие у ребенка познавательного интереса и • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности. исследовательской деятельности. • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. внимания, мышления и творчества. • Гармоничное развитие у детей эмоционально- • Гармоничное развитие у детей эмоционально- образного и логического начал. образного и логического начал. • Формирование базисных представлений об • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. звукобуквенных явлениях. • Развитие мелкой моторики. • Развитие мелкой моторики.

«

«

Геоконт

Геоконт

»

»
- её еще называют «дощечкой - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Представляет собой паутинки». Представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. фигуры, узоры, цифры, буквы.
Играем! Играем!
В результате игр с "Геоконтом" у В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы мыслительные процессы (конструирование по словесной (конструирование по словесной модели, построение симметричных и модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), установление закономерностей), творчество. творчество.

«Квадрат Воскобовича»

«Квадрат Воскобовича»
(для детей 2-7 лет) (для детей 2-7 лет)

«Квадрат Воскобовича»

«Квадрат Воскобовича»
или «Игровой или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей). лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей). Игра представляет собой 32 жестких Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл. друг от друга на гибкую расстоянии 3-5 мл. друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. объемных и плоскостных фигур.
Потому-то эту игру называют еще Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер». трансформер». Этот квадрат-головоломка позволяет не Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по которое не имеет ограничений по возрасту. возрасту.

«Чудо крестики»

«Чудо крестики»


«Чудо крестики»

«Чудо крестики»
представляют собой представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. насекомых и многое другое.
Игра развивает внимание, Игра развивает внимание, память, воображение, творческие память, воображение, творческие способности, «сенсорику» способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, (различение цветов радуги, геометрических фигур, их геометрических фигур, их размера), умение «читать» размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять схемы, сравнивать и составлять целое из частей. целое из частей.

Игры Никитиных Бориса

Игры Никитиных Бориса

Павловича и Елены Алексеевны

Павловича и Елены Алексеевны


Развивающие игры семьи Никитиных широко Развивающие игры семьи Никитиных широко известны. Они помогают малышу развивать известны. Они помогают малышу развивать логическое мышление, думать, находить логическое мышление, думать, находить решения. Они везде продаются, решения. Они везде продаются, рекомендуется предлагать их детям уже с рекомендуется предлагать их детям уже с 1,5 годовалого возраста. 1,5 годовалого возраста.
«Сложи узор»

«Сложи узор»
Игра "Сложи узор" состоит из 16 одинаковых Игра "Сложи узор" состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. дети выполняют три разных вида заданий.

«Сложи узор»

«Сложи узор»


«Сложи квадрат»

«Сложи квадрат»
Получая части квадрата и задание "сложи квадрат", малыш Получая части квадрата и задание "сложи квадрат", малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. оттенкам цветов.

Рассмотрим игры на воссоздание из

Рассмотрим игры на воссоздание из

геометрических фигур образных и

геометрических фигур образных и

сюжетных изображений.

сюжетных изображений.
Эти игры занимают особое место среди математических Эти игры занимают особое место среди математических игр. К ним относятся такие игры как «Танграм», игр. К ним относятся такие игры как «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», « Вьетнамская игра» «Пентамино» и др. Такие игры « Вьетнамская игра» «Пентамино» и др. Такие игры способствуют закреплению знаний о геометрических способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных операций анализа и синтеза, пространственных представлений. А также помогают развивать творческие представлений. А также помогают развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление, способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. Они интересны детям и праздников и конкурсов. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат - составить взрослым. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. расположения фигур с целью создания силуэта.

ИГРА «ТАНГРАМ»

ИГРА «ТАНГРАМ»
"Танграм" - одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой "Танграм" - одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др. Игра проста в из картона", "Геометрическим конструктором" и др. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см. из картона, пластика, изготовлении. Квадрат размером 8X8 см. из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному много различных изображений по образцам и по собственному замыслу замыслу
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей. видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

ИГРА «ПИФАГОР»

ИГРА «ПИФАГОР»
В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития В работе с детьми 6-7 лет игра используется с целью развития мыслительной деятельности, пространственного представления, мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности. воображения, смекалки и сообразительности. Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 Квадрат размером 7X7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру- четырехугольник (параллелограмм). Дети называют эту фигуру- четырехугольник. четырехугольник.

Цель игры

Цель игры
состоит в составлении из 7 геометрических фигур - состоит в составлении из 7 геометрических фигур - частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных. животных. Набор к игре представлен фигурами. Поэтому игра может быть Набор к игре представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических, видоизменения их путем составления новых геометрических, фигур из 2-3 имеющихся. фигур из 2-3 имеющихся.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»
Состоит из десяти фигур, четыре из которых Состоит из десяти фигур, четыре из которых представляют собой прямоугольные представляют собой прямоугольные треугольники, остальные имеют округлую треугольники, остальные имеют округлую форму. Игра развивает геометрическое форму. Игра развивает геометрическое воображение, логическое мышление, умение воображение, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать и др. анализировать и синтезировать и др.
Вот, что получилось! Вот, что получилось!

ИГРА «КОЛУМБОВО ЯЙЦО»

ИГРА «КОЛУМБОВО ЯЙЦО»
Колумбово яйцо - это овал, разрезанный на 10 Колумбово яйцо - это овал, разрезанный на 10 частей - обычные треугольники, треугольники с частей - обычные треугольники, треугольники с одной округлой стороной и трапеции с одной одной округлой стороной и трапеции с одной округлой стороной, что позволяет составлять округлой стороной, что позволяет составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое наблюдательность и геометрическое воображение. воображение.

«ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА»

«ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА»
"Вьетнамская игра" – это круг, разделенный на "Вьетнамская игра" – это круг, разделенный на семь частей. Все детали головоломки имеют семь частей. Все детали головоломки имеют обтекаемую форму, некоторые из них обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру, что позволяет одинаковы по размеру, что позволяет сконструировать из замысловатых деталей сконструировать из замысловатых деталей силуэт какого-нибудь животного или птицы. силуэт какого-нибудь животного или птицы.
Очень интересно! Очень интересно!

ИГРА «ПЕНТАМИНО»

ИГРА «ПЕНТАМИНО»
Игровой набор “Пентамино” состоит из 12 Игровой набор “Пентамино” состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она латинской буквой, форму которой она напоминает. При решении задач и головоломок напоминает. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать, фигурки можно вертеть и переворачивать, поэтому при изготовлении игры своими руками поэтому при изготовлении игры своими руками элементы делайте двухсторонними. элементы делайте двухсторонними.
Получается! Получается!

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
Идея этой игры была взята из трудов Идея этой игры была взята из трудов известного итальянского педагога Марии известного итальянского педагога Марии Монтессори. Монтессори.
Такая игра развивает детей в нескольких Такая игра развивает детей в нескольких направлениях: направлениях: вырабатывает умение узнавать и различать вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); плоскости (зрительно и на ощупь); готовит детей к овладению письмом и готовит детей к овладению письмом и рисованием — вырабатывает умение рисованием — вырабатывает умение владеть карандашом, развивает умение владеть карандашом, развивает умение проводить линии по линейке, по угольнику, проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры; фигур и видеть линии-контуры; знакомит с геометрической терминологией - знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур. названиями фигур.
Игра представляет собой набор квадратных рамок- Игра представляет собой набор квадратных рамок- пластинок размером 100 X 100 мм, толщиною 1,5— пластинок размером 100 X 100 мм, толщиною 1,5— 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. формы и размера, но другого цвета. Набор состоит из следующих фигур: круг, квадрат, Набор состоит из следующих фигур: круг, квадрат, треугольник равносторонний, треугольник равносторонний, эллипс, прямоугольник, ромб, трапеция, эллипс, прямоугольник, ромб, трапеция, четырехугольник неправильный, параллелограмм, четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник равнобедренный, шестиугольник треугольник равнобедренный, шестиугольник правильный, звезда пятиконечная, треугольник правильный, звезда пятиконечная, треугольник прямоугольный равнобедренный, пятиугольник прямоугольный равнобедренный, пятиугольник правильный, шестиугольник неправильной формы, правильный, шестиугольник неправильной формы, треугольник разносторонний. треугольник разносторонний.
Развивающая игра является активной и осмысленной Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным приобретенный в ней, становится его личным состоянием, так как его можно свободно применять и состоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. творческие возможности и способности. Знакомя детей с формой, важно не столько Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий геометрических добиться запоминания названий геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. красоте форм в природе и искусстве.
Игра занимает в жизни ребенка одно из Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В развивающей игре, главных мест. В развивающей игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые математические знания, усваивает новые математические знания, применяет и закрепляет их. применяет и закрепляет их. Развивающие игры стимулируют общение, Развивающие игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. эмоциональный характер.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


В раздел образования