Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС


Автор: Санжаева Туяна Мункожаргаловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Хилинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: поселок при ст. Ага
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Аннотация Актуальность выбранной темы статьи вызвана тем, что педагогическая технология метод проектов помогает в реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Санжаева Туяна Мункожаргаловна МОУ «Хилинская СОШ» учитель технологии В последнее время в школьном образовании активнее стали применять метод проектов, так как в нашей стране метод проектов становится всё более популярным. Что такое проектная деятельность? По определению проект- это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания продукта. Это всегда творческая деятельность. Самостоятельная, творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Создание тех или иных проектов дает возможность, активизации познавательной деятельности, развития креативности, формирования личностных качеств. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект – форма организации совместной деятельности ученика и учителя. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта (изделие, презентация, исследование). Проект – это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Проект многогранен, эффективен, неисчерпаем. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся учатся: - размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; - принимать самостоятельные аргументированные решения; - работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с учащихся. Данные уроки не вызывают напряжения и спада мыслительных процессов детей, а, значит, проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Очень важно четко организовать на основе материала, учителю с детьми тему, цель проекта, основные направления деятельности, формы представления отчёта, состав групп, распределение обязанностей между её членами, планирование хода реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчёт о проделанной работе представляется на уроке или внеклассном занятии. Самое сложно для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если он видит, что дети выполняют задание не верно. Но очень важно в ходе консультаций только отвечать на вопросы, возникающие у детей. Дети становятся активными участниками процесса они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что делать. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Метод проектов в средней школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и история, и изобразительное искусство, и технология, и литература, и экология, и математика, и русский язык. Есть проектные работы, которые требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. Некоторые проекты выполняем по итогам изученного материала, а есть и длительные и более большие по объёму проекты. Например, учащиеся в 7 классе в течении учебного года как закрепление теоретических знаний по разделам, выполняют четыре учебных творческих проекта: «Умный дом», «Праздничный сладкий стол», «Праздничный наряд», «Подарок своими руками». В течении года они создают портфолио, разрабатывают электронную презентацию с фотографиями своих работ, результатов. На итоговом уроке ученики защищают комплексный проект, где они представляют свои успехи и выступают с докладом, электронной презентацией своих работ, выполненных в течении года, самостоятельно или под руководством учителя. Все это способствует умению самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе, планировать пути достижения цели, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Проект для ученика — это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности
– это и мыслительные навыки. Учащиеся учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д. Общие рекомендации ученикам по учебному проектированию: 1.Проект – это твоя
самостоятельная
творческая разработка, он должен иметь практическую значимость: решать какую-нибудь
проблему
2.Выполняя проект, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. 3.Помни, что главное для тебя – развить свои способности (творче ские, исследовательские). 4.Выполняй проект в следующем порядке: - выбери с помощью родителей или учителя тему; - подбери информационные ресурсы (книги, журналы, компьютерные программы, каталоги, словари, материалы музеев и выставок, телепередачи и др.) - спланируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя; - выполни теоретическую и практическую часть проекта; - внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия; - напиши (напечатай) графическую часть проекта (дизайн-папку); - подготовься к защите и оценке качества твоей работы; - защити проект. 5. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео или аудио магнитофоны, фото и ксерокопировальный аппараты, сеть Интернет и др. 6. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией. 7.Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь. 8.Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье. 9. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. 10.Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. 11. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта. Таким образом, метод проектов обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. Список литературы: 1. И.С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2008. -80 с. 2. Метод проектов в технологическом образовании / Под ред. В.А. Кальней. М.: Педагогическая академия, 2010. 3. Нагель О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся // Школа и производство. 2007. №6 С. 12-20. 4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 5. Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014.
6. Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014. 7. Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014. 8. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 2- е изд., перераб.; под ред.В.Д. Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2013.


В раздел образования