Методы и формы воспитания в работе библиотекаря общеобразовательной организации
Автор: Киселёва Валентина Викторовна Должность: педагог - библиотекарь Учебное заведение: МБОУ "Желябовская СОШ" Населённый пункт: село Желябовка,Нижнегорский район, Республика Крым Наименование материала: статья Тема: Методы и формы воспитания в работе библиотекаря общеобразовательной организации Раздел: среднее образование
общеобразовательной организации
Что такое методы воспитания?
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание,
чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в
совместной
деятельности
(общении)
последних
с
учителем-
воспитателем.
Наиболее распространенным классификатором методов является тот,
который
подразделяет
их
по
источникам
передачи
содержания.
Это
словесные, практические и наглядные методы.
Словесные методы : рассказ, беседа, лекция, инструктаж и др.
Практические методы : упражнения, тренировка, самоуправление и
др.
Наглядные
методы :
иллюстрирование,
показ,
предъявление
материала и др.
Это
простая
и
доступная
классификация,
широко
применяемая
на
практике.
Другая
классификация
методов
построена
на
основе
структуры
личности:
1)
Методы
формирования
сознания
(передача
информации
от
учителя к учащемуся и обратно). Например – метод убеждений.
2)
Методы организации деятельности и формирования поведения
(практические
методы).
К
этой
группе
относятся:
упражнение,
поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и
др.
3)
Методы
формирования
чувств
и
отношений
(стимулируют
познание и деятельность). Используются в единстве с методами
формирования
сознания
и
деятельности.
К
таким
методам
относятся:
поощрение,
наказание,
создание
ситуаций
успеха,
контроль, самоконтроль, оценка, самооценка и др..
Разнообразные
приёмы
воспитания
сведены
к
двум
основным
–
требованию
и
оценке.
Педагогические
требования
разделяются
на
побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности –
просьба,
задание,
приказ)
и
запрещающие
действовать
(указание,
соответствующий приказ, наказание).
Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание).
Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают её
инициативу.
Требования и оценки могут быть коллективными и индивидуальными.
Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса,
способы
целесообразной
организации
коллективной
и
индивидуальной
деятельности учащихся. Используют термины «воспитательное мероприятие,
организационные формы воспитания».
Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное
на достижение каких-либо воспитательных целей.
Наиболее распространённой является классификация организационных
форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:
массовые формы, кружковая-групповая и индивидуальная.
Формы
во спитательной
работы
делятся
по
напр а вле ния м
воспитательной
деятельности.
Например,
при
осуществлении
задач
нравственного воспитания могут применяться такие формы, как вечер
памяти
писателя,
литературно-музыкальные
композиции,
телемосты,
акции
милосердия,
диспуты
и
т.д.
Для
организации
познавательно-
развивающей
деятельности
подходят
такие
формы,
как
викторина,
конкурс знатоков, игры «Самый умный», аукционы знаний и т.п. Чем
разнообразнее
и
богаче
по
содержанию
формы
организации
воспитательного
процесса,
тем
эффективнее
мероприятие.
В
основе
выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая
целесообразность.
В чем особенность методов самовоспитания и самообразования?
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта
предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов,
обеспечивающих развитие.
Самовоспитание предполагает определённый уровень развития
личности,
её
самосознания,
способности
к
её
анализу
при
сознательном
сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение
человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки,
умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются
предпосылками организации самовоспитания.
Самообразование – это процесс приобретения знаний путём
самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком
опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных
средств.
В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение»
педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность
самостоятельно развиваться.
Закономерности воспитания
–
это
адекватное
отражение
объективной
действительности
воспитательного
процесса,
обладающего
общими
устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности воспитания:
* воспитание ребёнка путём активности самого ребёнка. Мера его усилий
должна соответствовать мере его возможностей;
*
содержание деятельности детей в процессе их воспитания
определяется на каждый
данный момент развития актуальными
потребностями
ребёнка.
Если
не
учитывать
возрастные
изменения
потребностей ребёнка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
* соблюдение пропорционального соотношения усилий ребёнка и усилий
педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности
педагога
превышает
активность
ребёнка,
затем
активность
ребёнка
возрастает, и на заключительном этапе ребёнок всё делает сам под контролем
педагога.
Совместно разделённая деятельность помогает ребёнку ощутить
себя
субъектом
деятельности,
а
это
важно
для
свободного
творческого
развития личности.
* только в условиях любви и защищённости ребёнок свободно и вольно
выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание
включает в своё содержание демонстрацию любви в адрес ребёнка, умение
понять, помочь, простить его ошибки, защитить;
* организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться
ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребёнок.
Методы формирования сознания личности
Рассказ
Беседа
Метод примера
Последовательное
изложение
преимущественно
фактического материала,
осуществляемое в
описательной или
повествовательной форме.
Он широко применяется в
преподавании гуманитарных
предметов, а также при
изложении биографического
материала, характеристике
образов, описании
предметов, природных
явлений, событий
общественной жизни. К
рассказу как методу
педагогической
деятельности предъявляется
ряд требований: логичность,
последовательность и
доказательность изложения;
четкость, образность,
эмоциональность; учет
возрастных особенностей, в
имеют своим основным
назначением привлечь самих
учащихся к оценке событий,
поступков, явлений
общественной жизни и на
этой основе сформировать у
них адекватное отношение к
окружающей
действительности, к своим
гражданским, политическим
и нравственным
обязанностям.
В основу беседы должны
быть положены факты,
раскрывающие социальное,
нравственное или
эстетическое содержание
сторон общественной
жизни. В качестве таких
фактов, положительных или
отрицательных, может
выступать деятельность
определенной личности или
отдельное ее свойство,
закрепленное в слове
моральное правило,
обобщенный литературный
образ, организованный или
спланированный
Формирующееся сознание
школьника постоянно ищет
опору в реально
действующих, живых,
конкретных образцах,
которые олицетворяют
усваиваемые ими идеи и
идеалы. Этому поиску
активно содействует
явление подражательности,
которая служит
психологической основой
примера как метода
педагогического влияния.
Подражание не есть слепое
копирование: оно
формирует у детей действия
нового типа, как
совпадающие в общих
чертах с идеалом, так и
оригинальные, сходные по
ведущей идее примера.
Путем подражания у
молодого человека
формируются социально-
том числе в отношении
продолжительности (10
минут в начальных классах и
30 минут в старших).
педагогический образец.
Форма подачи отдельных
эпизодов и фактов может
быть различной, но она
непременно должна
наводить учащихся на
размышления, результатом
которых является
распознавание
определенного качества
личности, стоящего за тем
или иным поступком.
нравственные цели
личностного поведения,
общественно сложившиеся
способы деятельности. В
механизме подражания
можно выделить три этапа.
На первом этапе в
результате восприятия
конкретного действия
другого лица у школьника
появляется субъективный
образ этого действия,
желание поступать так же.
Однако связь между
примером для подражания и
последующими действиями
здесь может и не
возникнуть. Эта связь
образуется на втором этапе.
На третьем этапе
происходит синтез
подражательных и
самостоятельных действий,
на который активно влияют
жизненные и специально
созданные воспитывающие
ситуации.
Методы организации деятельности формирования опыта
общественного поведения
Приучение
Упражнение
Педагогическое
требование
Приучение невозможно без
ясного представления о том,
что должно быть усвоено.
Предписывая учащимся тот
или иной образ действий,
необходимо выразить его в
возможно более коротком и
ясном правиле. На каждый
данный отрезок времени
должен быть выделен
минимум отдельных
Специально организованные
педагогические условия
принято называть
воспитывающими
ситуациями. По своему
существу, это упражнения в
условиях ситуации
свободного выбора. Ученик
в них ставится перед
необходимостью выбрать
определенное решение из
В требовании как исходном
методе организации
деятельности наиболее
отчетливо обнаруживается
действие такой
закономерности
педагогического процесса,
как диалектика внешнего и
внутреннего.
Педагогическое требование
должно не только опережать
действий, из которых
складывается данная форма
поведения. Вначале следует
добиться точности
производимого действия и
лишь затем — быстроты.
Метод приучения
предполагает контроль за
выполнением действия.
Контроль требует
благожелательного,
заинтересованного
отношения учителя к
воспитанникам, выявления и
анализа возникающих
трудностей, обсуждения
способов дальнейшей
работы. Метод приучения
варьирует в зависимости от
возраста, условий жизни и
воспитания. Иногда
возникает необходимость
открыто поставить перед
школьниками задачу
научиться вести себя
определенным образом,
например: быть вежливым,
предупредительным,
дисциплинированным.
Возможен и третий путь,
когда удается вызвать у
учащихся стремление
воспитать в себе то или иное
качество личности.
нескольких возможных
вариантов: воспользоваться
привилегиями самому,
уступить место другому,
промолчать, сказать правду,
сказать «не знаю». В
поисках выхода из
созданной учителем
ситуации школьник
пересматривает,
переосмысливает и
перестраивает свое
поведение, приводит его в
соответствие с новыми
требованиями,
изменяющимися условиями
деятельности и общения.
Другими словами, поиск
выхода из специально
созданной учителем
ситуации — это упражнение
в нравственном поведении,
работа не только ума, но и
сердца.
развитие личности, но и
переходить в требования
воспитанника к самому
себе. Оно может выступать
перед учеником как
конкретная реальная задача,
которую ему надлежит
выполнить в процессе той
или иной деятельности.
Требование может
вскрывать внутренние
противоречия
педагогического процесса,
фиксировать недостатки в
поведении, деятельности и
общении учащихся и тем
самым побуждать их к
дальнейшему росту и
развитию.
Требования
помогают наводить порядок
и дисциплину в школе,
вносят дух
организованности в
деятельность и поведение
учащихся. По форме
предъявления различают
требования прямые и
косвенные.
Отражением
коллективного требования
является общественное
мнение. Предъявление
требований, кроме того,
определяется
установленными правилами
поведения, критериями
оценки знаний, умений и
навыков по всем предметам,
установленными правилами
внутреннего распорядка и
другими факторами.
Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение
Наказание
Соревнование
Способ выражения
общественной
положительной оценки
поведения и деятельности
отдельного учащегося или
коллектива. Его
стимулирующая роль
определяется тем, что в нем
содержится общественное
признание того образа
действия, который избран и
проводится учеником в
жизнь. Переживая чувство
удовлетворения, школьник
испытывает подъем
бодрости и энергии,
уверенность в собственных
силах и дальнейшем
движении вперед.
Воспитательное значение
поощрения возрастает, если
оно заключает в себе оценку
не только результата, но и
мотива и способов
деятельности.
Наказание — это такое
воздействие на личность
школьника, которое
выражает осуждение
действий и поступков,
противоречащих нормам
общественного поведения, и
принуждает учащихся
неуклонно следовать им.
Наказание корректирует
поведение ребенка, дает ему
ясно понять, где и в чем он
ошибся, вызывает чувство
неудовлетворенности,
дискомфорта, стыда. Это
состояние порождает у
школьника потребность
изменить свое поведение. Но
наказание ни в коем случае
не должно причинять
ребенку страдания — ни
физические, ни моральные.
В наказании нет
подавленности, а есть
переживание отчужденности
от коллектива, хотя бы
временного и небольшого.
Наказание приносит успех,
когда оно согласуется с
общественным мнением
коллектива.
Вовлечение учащихся в
борьбу за достижение
наилучших результатов в
учебе, труде и
общественной деятельности
поднимает отстающих на
уровень передовых,
стимулирует развитие
творческой активности,
инициативы, новаторских
починов, ответственности и
коллективизма.
Соревнование может быть
коллективным и
индивидуальным,
рассчитанным на
длительный срок и
эпизодическим. В процессе
его организации и
проведения необходимо
соблюдать традиционные
принципы: гласность,
конкретность показателей,
сравнимость результатов,
возможность практического
использования передового
опыта, его действенность
существенно повышается
при разумном насыщении
как учебной, так и
внеучебной деятельности
вытекающими из самой
логики образовательного
процесса ситуациями
переживания успеха,
связанными с
положительными
эмоциональными
переживаниями.
Да
ва
йте обосн
уем
целесообразност
ь
использования этих методов в
описанных ситуациях.
Методы формирования сознания личности
(метод примера):
- Урок мужества «Дети-герои», посвященный юным героям-антифашистам,
на котором мы ставим детям в пример бессмертный подвиг их ровесников,
защищавших родную землю от врагов.
- Классный час «Черное крыло Чернобыля» о героях-чернобыльцах, которые
не думали о себе в страшные часы после взрыва атомного блока и, рискуя
своими жизнями, первыми бросились остановить радиацию на ЧАЭС.
- Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»,
посвященная 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, на
которую приглашали ветерана Великой Отечественной войны. На
мероприятии он рассказал учащимся, что пришлось испытать, что пережить,
и пожелал ребятам любить свою Родину, родителей, учителей, беречь этот
хрупкий мир, за который отдали жизнь около 20 миллионов человек. Их
память почтили минутой молчания…
Показываем на примере поступков этих героев, как нужно поступать в
сложных ситуациях. Воспитательная сила примера основана на склонности
школьника, особенно младшего и среднего возраста, к подражанию и
внушению. Опираясь на эти знания, дети смогут определить правильное
отношение к миру, к поступкам других людей, быть небезразличными.
Методы организации деятельности формирования опыта общественного
поведения
(приучение):
-уборка класса, школьного участка, закреплённого за классом;
- мытьё обуви, если она грязная;
- мытьё рук перед едой (посещение столовой, буфета) и т.д.
Поступки характеризуют воспитанность человека, пусть даже он еще совсем
мал. Поэтому очень важно сформировать у школьников, особенно младшего
возраста, социально значимый тип поведения, вооружить их практическим
опытом.
Например, когда класс дежурит, есть пост, на котором дежурные должны
смотреть, чтобы другие дети не заходили в школу с грязной обувью. Эта
организуемая деятельность (дежурство) полезна для общества, потому что
подражательна, приучает детей к культуре поведения в обществе. В данном
случае коллективная деятельность отвечает интересам школьников, они
помогают друг другу, заботятся о том, чтобы в школе было чисто. Затем на
линейке старший дежурный отчитывается перед всеми школьниками о том,
какие были замечания в течение недели. Так воспитываются хорошие
привычки.
Методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение):
-
награждение учащихся грамотами за призовые места в конкурсах («Самый
умный», «А ну-ка, девушки»), соревнованиях, за активное участие в
мероприятии (подготовке к общешкольной линейке, посвященной Дню
славянской письменности, Дню Конституции Российской Федерации), акции
«Подари книгу библиотеке!» и т.д.
Поощрения могут быть как индивидуальными, так и групповыми
(награждается класс). Этим методом мы усиливаем и активизируем
положительные проявления школьника или класса, то есть даем
положительную оценку действий обучающегося. Умело применяемые
поощрения вселяют уверенность в своих силах и вызывают у детей
готовность к дальнейшей работе.