Напоминание

"Организация хозяйственно-бытового труда как одна из форм приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры"


Автор: Музафарова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Организация хозяйственно-бытового труда как одна из форм приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация хозяйственно-бытового труда как одна из форм приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» Воспитатель I квалификационной категории МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Хозяйственно-бытовой труд
- это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый
из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его. Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков.

Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения является «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через музейную педагогику».

Почему именно эта тема? Все началось с создания в нашем дошкольном учреждении вокального ансамбля педагогов «Раздолье». Репертуар в котором в основном – русские народные песни. Музыкальным руководителем нашего дошкольного учреждения проводится кружковая работа по ознакомлению дошкольников с русским народным фольклором. Создан детский кружок русского народного творчества «Веселые матрешки». Большую роль в выборе данного направления явилось и активное участие сотрудников дошкольного учреждения в подборе экспонатов, старинных вещей русского быта.

Было решено организовать музей «Русская горница», основной целью которого является - вовлечь детей и их родителей в деятельность и общение, создавая условия погружения в специально организованную предметно- пространственную среду.

После предварительной работы с родителями в группах и дети подключились к сбору экспонатов для музея. Наш музей интерактивен: есть предметы, которые можно потрогать руками, рассмотреть и даже поиграть. Эта особенность привлекает детей, у них появляется интерес.

Для этого была создана творческая группа педагогов ДОУ. Определена
цель
:
создание

системы

работы

по

приобщению

дошкольников

к

истокам русской народной культуры.
Поставлены следующие
задачи
: 1.Воспитывать у дошкольников интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, используя все виды фольклора. 2. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний детьми. 3. Активизировать взаимодействие с семьями дошкольников через проведение фольклорных праздников и развлечений. Капустные вечорки, Сергей капустник – самый веселый праздник на Руси. День празднования – 8 октября. Нарядные девушки ходили из дома в
дом с пенями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Итоговым мероприятием проекта «Народные осенние праздники» в нашей группе являлось фольклорное развлечение «Капустник». К празднику готовились совместно с музыкальным руководителем нашего ДОУ. В музее ДОУ «Русская горница» провела беседу с детьми о народных праздниках в осенний период, рассказала о Капустных вечорках. Предложила окунуться в празднование этого интересного праздника. И когда нашла интерес в глазах дошкольников, поняла, что им это интересно. На праздник были приглашены и родители дошколят. В заключение праздника родителей пригласили на зажигательный русский народный танец «Барыня». Настроение у всех присутствующих было замечательное. Родители были довольны тем, что в дошкольном учреждении не забываются традиции и обычаи русской культуры, а дети радостны и довольны от результатов своей необычной для них деятельности.


В раздел образования