"Организация хозяйственно-бытового труда как одна из форм приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры"
Автор: Музафарова Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа Наименование материала: статья Тема: "Организация хозяйственно-бытового труда как одна из форм приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры" Раздел: дошкольное образование
«Организация хозяйственно-бытового труда как
одна из форм приобщения дошкольников к истокам
русской народной культуры»
Воспитатель I квалификационной категории
МАДОУ Детский сад № 69 городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
Трудовое
воспитание
дошкольников
-
целенаправленный
процесс
формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения
трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Истоки
трудового
воспитания
лежат
в
дошкольном
возрасте,
когда
ребенок
впервые
начинает
испытывать
потребность в
самостоятельной
деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих
желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных
задач трудового воспитания детей.
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в
дошкольном
возрасте
способен
освоить.
Содержанием
этого
вида
труда
являются:
труд по уборке помещения;
мытье посуды, стирка и др.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни
детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой
деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и
порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных
процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой
комнате
или
на
участке
и
по
собственной
инициативе
устранять
его.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому
заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к
сверстникам.
В старших группах хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по
содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные
обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке,
ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность
хозяйственно-бытового
труда
старших
дошкольников
состоит
в
умении
самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его
разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети
проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно
относятся к сверстникам.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда.
Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и
результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых
операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно
формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового
труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать
ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором
живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый
из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить
бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только
тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается
умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Практика
показывает,
что к
старшему
дошкольному
возрасту
у некоторых
детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что
ребенок
уже
овладел
необходимыми навыками.
Дети выполняют все,
что
от
них
требуется: моют игрушки,
убирают постели и т.д., но делают это без интереса.
Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет
расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения
уже отработанных навыков.
Приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения
является «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
через музейную педагогику».
Почему именно эта тема?
Все началось с создания в нашем дошкольном учреждении вокального
ансамбля педагогов «Раздолье». Репертуар в котором в основном – русские
народные
песни.
Музыкальным
руководителем
нашего
дошкольного
учреждения проводится кружковая работа по ознакомлению дошкольников с
русским народным фольклором. Создан детский кружок русского народного
творчества «Веселые матрешки».
Большую
роль
в
выборе
данного
направления
явилось
и
активное
участие
сотрудников
дошкольного
учреждения
в
подборе
экспонатов,
старинных вещей русского быта.
Было решено организовать музей «Русская горница», основной целью
которого является - вовлечь детей и их родителей в деятельность и общение,
создавая
условия
погружения
в
специально
организованную
предметно-
пространственную среду.
После предварительной работы с родителями в группах и дети
подключились к сбору экспонатов для музея. Наш музей интерактивен: есть
предметы, которые можно потрогать руками, рассмотреть и даже поиграть.
Эта особенность привлекает детей, у них появляется интерес.
Для этого была создана творческая группа педагогов ДОУ. Определена
цель :
создание
системы
работы
по
приобщению
дошкольников
к
истокам русской народной культуры.
Поставлены следующие задачи :
1.Воспитывать
у
дошкольников
интерес
к
русской
народной
культуре,
народному
творчеству,
обычаям,
традициям,
народному
календарю,
используя все виды фольклора.
2. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний
детьми.
3.
Активизировать
взаимодействие
с
семьями
дошкольников
через
проведение фольклорных праздников и развлечений.
Капустные вечорки, Сергей капустник – самый веселый праздник на
Руси. День празднования – 8 октября. Нарядные девушки ходили из дома в
дом
с
пенями,
шутками,
прибаутками,
помогая
друг
другу
в
заготовке
капусты.
Итоговым
мероприятием
проекта
«Народные
осенние
праздники»
в
нашей группе являлось фольклорное развлечение «Капустник». К празднику
готовились совместно с музыкальным руководителем нашего ДОУ.
В музее ДОУ «Русская горница» провела беседу с детьми о народных
праздниках в осенний период, рассказала о Капустных вечорках. Предложила
окунуться
в
празднование
этого
интересного
праздника.
И
когда
нашла
интерес в глазах дошкольников, поняла, что им это интересно.
На праздник были приглашены и родители дошколят.
В заключение праздника родителей пригласили на зажигательный русский
народный
танец
«Барыня».
Настроение
у
всех
присутствующих
было
замечательное.
Родители были довольны тем, что в дошкольном учреждении не забываются
традиции и обычаи русской культуры, а дети радостны и довольны от результатов
своей необычной для них деятельности.