Напоминание

"Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использование разнообразных форм, средств, методов и приемов"


Автор: Абдалимова Мария Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использование разнообразных форм, средств, методов и приемов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использование разнообразных форм, средств, методов и приемов» Абдалимова Мария Анатольевна Воспитатель I квалификационной категории МАДОУ - Детский сад № 69, городского округ город Уфа Республики Башкортостан В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирование навыков и привычек здорового образа жизни как никогда является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребенок.

Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привлечь ему навыки здорового образа жизни? Найти ответы на эти и другие вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы.

Именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенка надо помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

Формирование здоровья дошкольников и их валеологическое образование является приоритетным направлением педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.

Здоровье детей – это особая проблема. В связи с этим я решила углубленно работать над организацией разносторонней деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, реализовать комплекс образовательных, оздоровительных мероприятий по разным возрастным ступеням.
Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников установки на здоровье как на важную жизненную ценность, реализацию комплекса здоровьесберегающих факторов в ходе образовательного процесса, формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности, что может культивировать у дошкольников осмысленное отношение к собственному здоровью. Возможно ли это в таком юном возрасте? Обозначив для себя проблему, пришла к выводу, что при создании определенных условий, конечно возможно. Однако, необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. Выявлены положительные тенденции, а именно:  С детьми проводятся занятия по валеологии и ОБЖ;  Осуществляется методическое обеспечение этих занятий;  Занятия проводят: руководитель физ. воспитания, педагоги. Однако для меня обозначилось проблемное поле:  необходимость приведения познавательных занятий в систему;  необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно- поисковую;  поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;  поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;  расширение объема содержания занятий. И мне хотелось бы подчеркнуть, что решение данной проблемы нужно начинать с дошкольного возраста. Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику? «Математика» здесь проста: те, которые для ребенка являются «живыми», то есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не завтра и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их
значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? зачем надо делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? почему надо днем спать, всегда прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о здоровье, я считаю, что ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Таким образом, в связи с этим все более ясно становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и обучение должны стать поистине «здоровьесохраняющими». В детском саду ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада. Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни. В основу данного опыта положены научно-методические основы воспитания валеологической культуры, изложенные: 1. в разделах «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Растим детей здоровыми, крепкими жизнерадостными», «Ребенок открывает мир природы» программы «Детство» (Т.И.Бабаева, В.И.Логинова, Н.А.Ноткина). Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного по ведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
2. в программе «Зеленый огонек здоровья» (М.Ю.Картушина), направляющей педагога на формирование у ребенка интереса к своему личному здоровью, ответственности за себя, внутренней активности 3. в программе «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский), где работа с дошкольниками отличается комплексностью и индивидуально- дифференцированным подходом к работе с дошкольниками 4. в программе «Безопасность» (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева), где рассматриваются проблемы безопасности жизни 5. в программе «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина) рассматривают развитие эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка. Целью этапа эксперимента стало: выявить уровень валеологической культуры детей старших групп, педагогическую компетентность воспитателей, педагогическую культуру родителей по данной проблеме и изучить предметно-развивающую среду в группе. Задачи данного этапа работы:  выявить и проанализировать мотивацию, профессиональные знания, умения, опыт педагогов ДОУ по данной проблеме;  провести диагностическое обследование детей дошкольного возраста экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ);  проанализировать информированность родителей по формированию валеологической культуры детей дошкольного возраста;  изучить предметно-развивающую среду в группе;  дать количественный и качественный анализ. Методы экспериментальной работы: наблюдение, опросник, беседа, анкетирование. Опытно-экспериментальная работа по изучению валеологической культуры дошкольников в контексте образовательного процесса проведена на базе МАДОУ Детский сад № 69 г. Уфы в двух старших группах.


В раздел образования