"Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использование разнообразных форм, средств, методов и приемов"
Автор: Абдалимова Мария Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа Наименование материала: Статья Тема: "Комплексный подход в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через использование разнообразных форм, средств, методов и приемов" Раздел: дошкольное образование
«Комплексный подход в приобщении детей
дошкольного возраста к здоровому образу
жизни, через использование разнообразных
форм, средств, методов и приемов»
Абдалимова Мария Анатольевна
Воспитатель I квалификационной категории
МАДОУ - Детский сад № 69, городского округ
город Уфа Республики Башкортостан
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей,
формирование навыков и привычек здорового образа жизни как никогда
является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы.
Достичь необходимого интеллектуально - познавательного развития может
только здоровый ребенок.
Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же
укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать
формированию физической культуры ребёнка? Как привлечь ему навыки
здорового образа жизни? Найти ответы на эти и другие вопросы должны
совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы
работы.
Именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития
ребенка надо помочь как можно раньше понять непреходящую ценность
здоровья,
осознать
цель
его
жизни,
побудить
самостоятельно
и
активно
формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Быть здоровым –
естественное
желание
каждого
человека.
Основы
физического
и
психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень
важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру.
Надо
учить
ребенка
любви
к
себе,
к
людям,
к
жизни.
Только
человек,
живущий
в
гармонии
с
собой
и
с
миром,
будет
действительно
здоров.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот
почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому
себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно
научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно
стремиться к здоровому образу жизни.
Формирование
здоровья
дошкольников
и
их
валеологическое
образование
является
приоритетным
направлением
педагогической
деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.
Здоровье детей – это особая проблема. В связи с этим я решила
углубленно работать над организацией разносторонней деятельности детей
дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья
детей,
реализовать
комплекс
образовательных,
оздоровительных
мероприятий по разным возрастным ступеням.
Известно,
что
здоровьесберегающее
направление
предполагает
формирование
у
дошкольников
установки
на
здоровье
как
на
важную
жизненную ценность, реализацию комплекса здоровьесберегающих факторов
в
ходе
образовательного
процесса,
формирование
двигательной
сферы
и
создание
психолого-педагогических
условий
развития
здоровья
детей
на
основе их творческой активности, что может культивировать у дошкольников
осмысленное отношение к собственному здоровью.
Возможно
ли
это
в
таком
юном
возрасте?
Обозначив
для
себя
проблему,
пришла
к
выводу,
что
при
создании
определенных
условий,
конечно
возможно.
Однако,
необходимо
погружение
ребенка
в
особо
организованную
жизненную
среду,
формирующую
привычки
здорового
образа жизни без их декларирования взрослыми.
Осознавая
важность
поставленной
проблемы,
мною
был
проведен
анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на
формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.
Выявлены положительные тенденции, а именно:
С детьми проводятся занятия по валеологии и ОБЖ;
Осуществляется методическое обеспечение этих занятий;
Занятия проводят: руководитель физ. воспитания, педагоги.
Однако для меня обозначилось проблемное поле:
необходимость приведения познавательных занятий в систему;
необходимость
замены
иллюстративно-объяснительной
модели
проведения
занятий
познавательного
цикла
на
проблемно-
поисковую;
поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения
информации о здоровом образе жизни;
поиск
методов
и
приемов,
активизирующих
собственную
познавательную активность детей;
расширение объема содержания занятий.
И мне хотелось бы подчеркнуть, что решение данной проблемы нужно
начинать с дошкольного возраста.
Как
определить,
какие
знания
о
ЗОЖ
доступны
дошкольнику?
«Математика» здесь проста: те, которые для ребенка являются «живыми», то
есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не
завтра и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их
значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их
можно
нарисовать,
слепить,
придумать
рассказ.
Такие
знания
гораздо
естественнее
и
эффективнее
приобретать
в
повседневной
жизни,
в
конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической
деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо
умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? зачем надо
делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? почему надо днем
спать, всегда прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой,
полоскать рот?
Научиться рассуждать о здоровье, я считаю, что ребенок должен не со
слов
взрослых,
а
на
основе
собственного
(конечно,
пока
элементарного)
опыта.
Знание
ребенком
основ
гигиены,
элементарных
медицинских
сведений,
правил
безопасной
жизнедеятельности
составляет
фундамент
формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь,
эффективности
всех
оздоровительных
мероприятий,
проводимых
в
дошкольном учреждении и семье.
Таким
образом,
в
связи
с
этим
все
более
ясно
становится
необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и
укреплению
здоровья
детей,
формированию
сознательного
отношения
к
здоровью,
профилактике
вредных
привычек,
воспитанию
лучших
человеческих
качеств.
Воспитание
и
обучение
должны
стать
поистине
«здоровьесохраняющими». В детском саду ребенок проживает треть своей
дошкольной жизни. И эту его жизнь организуем мы, педагоги детского сада.
Современные
дошкольные
учреждения
могут
и
должны
оказать
существенное
влияние
на
оздоровление
детей
в
процессе
обучения
и
воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей
является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем
жизни.
В
основу
данного
опыта
положены
научно-методические
основы
воспитания валеологической культуры, изложенные:
1.
в разделах «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Растим
детей здоровыми, крепкими жизнерадостными», «Ребенок открывает
мир
природы»
программы
«Детство»
(Т.И.Бабаева,
В.И.Логинова,
Н.А.Ноткина).
Программа
предусматривает
валеологическое
просвещение
дошкольников:
развитие
представлений
о
здоровом
образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о
здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и
правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного по ведения и
разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания
элементарной помощи и самопомощи.
2.
в
программе
«Зеленый
огонек
здоровья»
(М.Ю.Картушина),
направляющей педагога на формирование у ребенка интереса к своему
личному здоровью, ответственности за себя, внутренней активности
3.
в программе «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский), где работа с
дошкольниками
отличается
комплексностью
и
индивидуально-
дифференцированным подходом к работе с дошкольниками
4.
в
программе
«Безопасность»
(Н.Н.Авдеева,
О.Л.Князева),
где
рассматриваются проблемы безопасности жизни
5.
в программе «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина) рассматривают
развитие эмоциональной сферы и социальной компетентности ребенка.
Целью этапа эксперимента стало: выявить уровень валеологической
культуры
детей
старших
групп,
педагогическую
компетентность
воспитателей, педагогическую культуру родителей по данной проблеме и
изучить предметно-развивающую среду в группе.
Задачи данного этапа работы:
выявить
и
проанализировать
мотивацию,
профессиональные
знания,
умения, опыт педагогов ДОУ по данной проблеме;
провести
диагностическое
обследование
детей
дошкольного
возраста
экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ);
проанализировать
информированность
родителей
по
формированию
валеологической культуры детей дошкольного возраста;
изучить предметно-развивающую среду в группе;
дать количественный и качественный анализ. Методы экспериментальной
работы: наблюдение, опросник, беседа, анкетирование.
Опытно-экспериментальная
работа
по
изучению валеологической
культуры дошкольников в контексте образовательного процесса проведена на
базе МАДОУ Детский сад № 69 г. Уфы в двух старших группах.