Напоминание

Обучаемость — важнейшая ступень учебной деятельности.


Автор: Богданова Людмила Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГАПОУ "СИТТ"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Обучаемость — важнейшая ступень учебной деятельности.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Обучаемость — важнейшая ступень учебной деятельности.
Ведущую роль в развитии человека играет обучение. Обучаемость – совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, зависит продуктивность учебной деятельности. Продуктивность - качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами труда. Обучаемость- соотносится с понятием обученности, как совокупности всех характеристик психического развития, которое является результатами предыдущего обучения. Обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности. Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Рассматривая индивидуальные возможности обучаемого, к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, к запоминанию учебного материала, решению задач ( в т.ч.практических), выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля, обучаемость в широком смысле слова, выступает, как проявление способностей человека, отражающих познавательную активность субъекта, и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Основа обучаемости составляет: 1) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; 2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной; 3) развитие производных компонентов деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения. Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость, как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень
развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количественный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И. Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее суммарного показателя — экономичности мышления.. Основные показатели обучаемости — темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала. Суммарными показателями обучаемости (З.И. Калмыковой) являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Изучая студенчество, как субъект учебной деятельности, то оно отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятель- ность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Наряду с познавательными интересами первостепенное значение при положительном отношении студентов к обучению имеет понимание значимости знаний. Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний, и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением роста самосознания. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Нужно поддерживать убеждение студентов в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным обществу человеком. Убеждения и интересы, сливаясь воедино,
создают у них повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению. Перед педагогом стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно обучаться, общаться. Подобная поста- новка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель. Эмоциональное благополучие обучаемого во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка для него имеет различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность обучаемому выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других - заслужить уважение учителя и родителей. Нередко же смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрение — система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной организации педагогического об- щения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе обучения.

Литература Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. Калмыкова З.И. Психологические принципы развития и обучения. М., Знание 1979. Фельдштейн Д.И. Возрастная психология. М., 1997. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.


В раздел образования