Познавательная беседа "НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СТАРЫХ СЛОВ" для учащихся 12 - 13 лет
Автор: Романова Светлана Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы" Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Познавательная беседа "НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СТАРЫХ СЛОВ" для учащихся 12 - 13 лет Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
внешкольной
работы»
Методическая
разработка
познавательной
беседы
«НОВЫЕ
ЗНАЧЕНИЯ
СТАРЫХ
СЛОВ»
для учащихся 12 - 13 лет
Разработала
методист
отдела
социализации
и
профориентации
МБУДО
«Центр
внешкольной
работы»
Романова
Светлана
Александровна
г.
Петропавловск-Камчатский
2016 г.
1
Содержание
1.
Введение
стр. 3
2. Основная часть
стр. 5
Ход занятия
стр. 6
Заключительная часть
стр.16
4.
Библиография
стр. 17
5.
Анализ
проведенного
мероприятия
стр. 17
6.
Приложение
стр. 18
1.
Введение
Одной
из
наиболее
заметных
особенностей
русского
языка
на
современном
этапе
его
развития
является
активное
пополнение
его
словарного
состава.
Однако
школьный
курс
русского
языка
до
сих
пор
ограничивается,
2
как
правило,
лишь
самыми
общими
положениями
о
лексическом
значении
слова.
Познавательная
беседа
как
одна
из
форм
внеклассного
мероприятия
расскажет
ребятам
об
одном
очень
важном
и
необычном
употреблением
в
современном
русском
языке
известных
слов,
которые
используются
как
для
обозначения
новых,
безымянных
понятий,
предметов и явлений, так и для имеющих свои названия.
В
последнее
время
все
сложнее
складываются
отношения
школьников
с
родной
речью,
родным
языком.
Увлечь
их,
заставить
полюбить
русский
язык
учителю
порой
очень
трудно.
На
помощь
нам
приходят
игровые
технологии,
познавательные
беседы,
которые
педагог
может
использовать
довольно
успешно.
Познавательная беседа, как одна из форм внеклассного мероприятия,
развивает
способности
учащихся
выражать
свои
мысли
неординарно,
использовать в своей речи фразеологизмы. Занятие даёт не только знания и
навыки
по
развитию
речи,
но
и
эстетические
чувства
по
отношению
к
предметам
искусства,
природе,
окружающим
людям,
историческим
событиям,
развивая
волевые
качества
свойств
личности,
воспитывает
учащихся нравственно. Поэтому воспитательное мероприятие ориентировано
на одновременное решение задач образовательного характера и эстетического
воспитания, и выстроено как комплексный процесс формирования знаний о
литературных нормах, лексическом значении слова, употреблении пословиц и
поговорок,
фразеологизмов,
овладения
основами
написания
сочинения-
рассуждения.
Данная
беседа,
основываясь
на
объёме
общеобразовательной
программы, расширяет её рамки, позволяет учащимся более глубоко и точно
осознать языковые явления, представить их многообразие в единой системе.
Беседа позволяет гораздо шире раскрывать вопросы: как пользуется человек
речью
в
целях
общения,
какая
речь
правильная
и
неправильная,
как
её
совершенствовать;
учит
качественному
анализу
высказываний,
текстов.
Литературные
нормы
осознаются
не
только
как
обязательные,
но
и
как
правильные, образцовые, что закрепляется и реализуется в речевой практике.
Актуальность данной
разработки
обусловлена
её
практической
значимостью - донести до учащихся информацию о том, что одни
слова
меняют
значения
и
начинают
употребляться
шутливо,
иронически,
другие
служат
для
обозначения
предметов
или
явлений
в
определенной
непринужденной,
повседневной
обстановке.
Новизна
ее состоит в том, что при изучении понятие «новое слово»
- это понятие неоднородное и разноплановое. В школе в первую очередь
р а с с мат р и ва ют
т и п ол о г и ю
н о в ы х
с л о в ,
о с н о ва н н у ю
н а
и х
принадлежности
языку
или
речи.
Данный
материал
может
быть
использован на уроке, факультативе по русскому языку и т.д. Все знают,
что слово живет полной жизнью лишь в соседстве с другими словами.
Поэтому
при
рассмотрении
слова
в
том
или
ином
зн аче н и и
показывается
его
жизнь
в
пословицах,
поговорках,
фразеологизмах
и
3
т.д.
2.
Основная
часть
Цель:
познакомить
учащихся
с
новым
значением
старых
слов,
как
они образуются и употребляются в языке.
Задачи:
развитие
речи,
мышления,
воображения
школьников
4
воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения
к слову
пробуждение
познавательного
интереса
к
русскому
языку,
стремления
совершенствовать
свою
речь
формирование
и
совершенствование
всех
видов
речевой
деятельности
школьника
(слушание,
чтение,
говорение,
различные
виды
пересказа)
развитие
образного
и
логического
мышления,
воображения,
речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых
для
успешного
решения учебных и практических задач
формирование
социально
ценных
практических
умений,
опыта
преобразовательной
деятельности
и
развитие
творчества
-
что
создает
предпосылки
для
более
успешной
социализации
личности;
воспитание познавательной активности, интереса и инициативы
Форма: познавательная беседа
Раздаточный материал: различные словари
1.
Сводный
словарь
современной
русской
лексики/
по
ред.
Р.П.
Рогожниковой. – М., 1991
2.
Комплексный
словарь
русского
языка/
А.Н.
Тихонов,
Е.Н.
Тихонова,
с.А. Тихонов и др. – М, 2005-2009
3. В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»
4.
Толковый
словарь
русского
языка/
С.И.
Ожегов,
Н.Ю.
Шведова
22
издание
1992
Наглядность: Карточки
с
изображением
рассматриваемых
слов.
Ход
занятия
1.
Вступительное
слово
педагога
Педагог:
Читая
книги,
газеты,
журналы,
интернет
продукцию,
вы
не
могли
не
заметить
того,
что
старые
слова
часто
используются
в
непривычном
значении.
В
науке
о
языке
такое
явление
называется
переносом наименования. Старые слова использовались с этой целью во
все
периоды
развития
русского
языка.
Например,
в
30-90е
гг.
XIX
в.
5
едва
ли
не
главную
роль
в
обновлении
и
изменении
лексики
литературного
языка
играло
переосмысление
известных
слов.
Использование
старых
слов
в
новом
значении
происходило
всегда.
Войны,
революции,
мирное
строительство,
развитие
науки,
техники,
искусства,
спорта
т
др.
причины
оказывали
постоянное
влияние
на
жизнь
общества,
на
его
язык.
В
результате
образовывались
новые
слова, а старые слова обретали новые значения.
2. Основная часть
Педагог: Ребята, какие старые слова вы знаете?
Учащиеся: Держава,
дружина.
Рассмотрим
несколько
вышеназванных
слов.
Учащиеся:
Держава
–
это
независимое
государство,
ведущее
самостоятельную
политику. Дружина – отряд помощников. Вожатый –
это воспитатель в лагере.
Педагог: А знаете ли вы что, слово держава очень древнее, раньше оно
обозначило
«власть,
могущество».
Именно
в
этом
значении
употребляет
слово держава А.С. Пушкин в «Борисе Годунове»:
(Шуйский): Конечно, царь: сильна твоя держава,
Ты милостью, раденьем и щедротой
Усыновил сердца своих рабов.
Слово держава обозначало русскую царскую регалию. С 1575 г. на
всех
приемах
послов держава
находилась
рядом
с
царем
на
особой
серебряной
подставке.
Кто
бывал
в
музеях,
например,
Оружейной
палате,
тот
видел
там
государственные
регалии:
золотой
шар
с
крестом
или
короной,
шапку
Мономаха,
скипетр, державу
и
т.п.
После
Великой
Октябрьской
социалистической
революции
символами
государства
рабочих
и
крестьян
стали
пятиконечная
звезда,
красный
флаг,
серп
и
молом.
Держава,
орлы
и
другие
атрибуты,
и
символы
царской
власти
ушли
в
историю.
В
современном
русском
литературном
языке держава
как
слово
официальной
или
несколько
приподнятой
речи
употребляется,
когда
имеют
в
виду
сильное,
влиятельное,
независимое
государство.
Наряду
со
словом держава
употребляются
близкие
ему
по
значению
слова
государство,
страна,
земля.
Вспомните
несколько
произведений,
где
встречается
слово
держава? И составьте несколько словосочетаний.
Учащиеся
выполняют
задания.
Педагог: С л о в о дружина
сейчас
у
большинства
связывается
со
значением
добровольной
дружиной
–
помощником
правоохранительным
органам в наблюдении за порядком.
А какое еще вы можете вспомнить
значение
этого
слова.
Учащиеся: Дружина – это княжеское войско.
Педагог: Совершенно
верно!
Но
в
значении
войско,
дружина
обрело
6
новое
значение.
Ранее дружина князя была центром, вокруг которого по
мере
необходимости
формировались
вооруженные
крестьяне
и
ремесленники
для
ведения
войны,
похода
или
отражения
нападения
врагов.
Во
главе
всегда
стоял
князь. Дружина
–
это
ближайшие
его
слуги
и
телохранители,
опора
князя
в
политическом
управлении.
Слово
дружина
в
другом
значении
было
использовано
для
обозначения
отдельных
войсковых
частей
армии.
В
начале
20
века
слово дружина
получило
новое
значение
–
«добровольная
организации
граждан,
помогающая
правоохранительным
органам».
Приведите
примеры
из
художественной
литературы
со
словом дружина,
с
любым
значением.
Составьте
словосочетания.
Учащиеся
выполняют
задание.
Пример: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила »:
На трубный звук, на голос боя
Дружины
конные
славян
Помчались по следам героя.
Пример: Пожарные дружины - добровольная пожарная команда.
Педагог: Всем известно, что родиться можно один раз. Иногда, правда,
слышим, что кто-то «заново родился». Так говорят, когда врачам удается
вернуть к жизни безнадежно больного, обреченного на смерть человека.
Обрести вторую жизнь может и старая, испорченная, отслужившая свой
век
вещь,
если
ее
отремонтировать.
А
как
же
слова?
могут
ли
слова
умирать
и
возрождаться?
Жизнь слов необыкновенна! Слова могут прожить короткую жизнь,
но могут стать и долгожителями. Очень часто долгожителями являются
слова активного словарного состава (хлеб, земля, вода, работать, свет и
др.),
т.е.
слова,
которыми
мы
постоянно
пользуемся,
и
слова,
находящиеся в пассивном запасе.
В современном русском языке такими
словами
стали
боец,
бомбардир,
вожатый,
миллионер,
академик,
огонек
и мн. др.
При
переосмыслении
старого
сова
у
него
появляется
одно
или
не сколько
значений.
Их
принято
называть
с е м а н т и ч е с к и м и
неологизмами.
Интересна в языке судьба старых слов: одни находятся в пассивном
запас е,
другие
суще ствуют
пара ллельно
с
новыми.
С п о с о б
словообразования, таким образом,
заключается в том, что слово как бы
остается
прежним
(оно
пишется
и
произносится
без
изменений),
но
у
него
появляется
новое
значение.
Когда
переосмысление
слова
происходит
в
тесной
связи
с
основными
его
значением,
тогда
у
слова
возникает
еще
одно
дополнительное
значение.
Какое?
Учащиеся:
Переносное
значение.
Педагог: Правильно, а если такой связи нет и новое значение не имеет
7
ничего общего с прежним, тогда возникает новое слово-омоним.
Известно,
что
перенос
наименования
с
одного
предмета
на
другой
чаще
всего
зависит
от
сходства
этих
предметов.
Такой
перенос
называют
метафорическим
(или
метафорой).
Его
широко
используют
писатели,
поэты,
журналисты.
Наряду
с
метафорическим
переносом
наименования,
распространен
другой
вид
переноса
–
метонимический
(или
метонимия).
При
метонимии
один
предмет
(явление)
должен
обязательно
соотноситься
с
другим,
быть
с
ним
в
непосредственной
связи.
словами
класс,
школа,
институт, театр и др. называют не только здание или помещение, но и
группу
людей,
имеющих
к
ним
прямое
отношение:
учащихся,
студентов,
учителей,
артистов,
зрителей.
Семантические
неологизмы
нередко
перемещаются
из
одной
языковой
области
употребления
в
другую,
например,
из
литературного
языка
в
специальную
терминологию.
В
профессиональную
лексику,
и
наоборот.
Между
разными
терминологиями
существует
взаимообмен
специальными
словами.
При
этом
у
специальных
слов
происходит
образование
совершенно
новых
значений.
Мы
с
вами
рассмотрим
несколько
слов
из
названия
животных
и
птиц.
Какие вы названия птиц и животных знаете?
Учащиеся отвечают, каких животных и птиц они знают.
Педагог:
Названия
животных,
птиц,
рыб,
насекомых
в
русском
языке
(да и не только в русском) постоянно используются для характеристики
человека,
для
наименования
разного
рода
вещей
и
приспособлений,
которые
его
окружают.
Наблюдая
все
время
за
повадками
животных,
человек подметил в их поведении такие особенности, которые есть и
у
людей.
Он
перенес
эти
названия
на
тех,
кто
своим
поведением
и
поступками
напоминал
животных.
Вряд
ли
есть
необходимость
объяснять,
кого
именуют
в
переносном
смысле
лисой,
зайцем,
львом,
орлом,
петухом,
змеей,
вороной,
черепахой,
медведем,
ослом,
слоном,
свиньей,
индюком,
бараном,
волком,
гориллой,
зубром.
Например,
жаворонком
кого
называют?
Учащиеся:
Человека, который рано встает, просыпается,
Педагог: А совой кого называют?
Учащиеся: Человека, который поздно встает.
Педагог:
Названиями
животных
называют
и
самые
разнообразные
инструменты,
вещи,
приборы
и
т.
п.
Так,
например,
в
области
спорта
конь и козел — гимнастические
снаряды, дельфин — «стиль плавания»,
морж
—
«человек,
занимающийся
плаванием
зимой
в
открытых
водоемах».
Языковеды, следящие за появлением новых значений у старых слов,
обратили
внимание
на
то,
что
ловкого,
пронырливого
человека
называют жучком; пешеходный переход с разметкой в виде белых про-
8
дольных линий, нанесенных на проезжую часть улицы, как называют?
Учащиеся: Зеброй.
Педагог: Правильно. Особую форму кармана — кенгуру; автомобиль —
конем; вертолет — стрекозой.
Ученые
обратили
внимание
на
то,
что
животные
в
разных
языках,
выступая
символами,
могут
обозначать
совершенно
различные
качества.
Так,
например,
если
в
русском
языке
слоном
называют
высокого,
толстого,
неуклюжего
человека,
то
для
индийцев
слон
—
символ
грации
и
изящества.
Многие
животные
изображены
на
гербах
разных
государств.
Слон
—
символ
Берега
Слоновой
Кости.
Он
изображен
на
гербе
этого
западноафриканского
государства.
Вы,
конечно,
обратили
внимание
на
то,
что
многие
названия
птиц,
животных
употребляются
для
ласкового
обращения
к
кому-либо:
голубка,
голубь,
ласточка,
птичка,
птенчик,
воробушек,
кошечка,
рыбка.
Нередко
к
названиям
животных,
использованных
в
новых
значениях, прибавляются эпитеты. Так, например, об опытном, бывалом
человеке
говорят: старый
волк, стреляный
воробей, старый зубр и т.п.
Писатели
часто
обращаются
к
миру
животных
и
используют
их
названия,
особенно
в
баснях,
как
одно
из
выразительных
средств
русского языка. Названия животных применяются в науке и технике для
обозначения
разного
рода
приспособлений.
И
все
же
чаще
всего
названия
животных
употребляются
для
характеристики
человека.
Рассмотрим
несколько
названий.
Кто такой орел?
Учащиеся: Крупная хищная птица.
Педагог:
Это
одно
из
значений.
Слово орел
известно давно.
Им
называют
крупную,
очень
сильную,
с
изогнутым
клювом
птицу
из
семейства
ястребиных.
Орлы
живут
в
Европе
и
Азии,
Африке
и
Северной
Америке.
В
России
известно
пять
видов.
Самым
крупным
из
них
является
беркут.
Языковедам
удалось
обнаружить
слово орел
в
одной
из
старинных
книг
XI
в.
под
названием
«Остромирово
евангелие».
Во
все
времена
лев
считался
царем
зверей,
царем
птиц
был
орел.
Именно это послужило основанием для того, чтобы сделать льва и орла
символом
могущества
и
поместить
их
изображения
на
гербах
разных
стран. Ученые отмечают, что еще в III тысячелетии до н. э. в шумерских
государствах
существовал
герб
—
орел
с
львиной
головой.
Гербом
Византийской империи был двуглавый орел. Знамена римских легионов,
так
называемые
римские
орлы,
представляли
собой
серебряные
и з о б р а ж е н и я
о р л а
н а
д л и н н о й
р у ч к е .
О р л а
в ы р е з а л и
н а
государственных
печатях.
Так,
например,
к концу
ХV в.
на
печатях
Российского
государства
окончательно
закрепились
два
изображения: c
одной стороны был всадник, поражающий змея, с другой — двуглавый
о р е л .
В
X V I I
в .
э т и
и з о б р а же н и я
с т а л и
сч и т ат ь
р у с с к и м
9
государственным
флагом.
Но
прошло
время
и,
орлу
опустили
крылья,
пригладили
перья,
убрали с его груди всадника с копьем. Правительство выпустило деньги
с
изображением
нового
орла,
которого
в
народе
прозвали
«ощипанной
курицей».
3 августа 1918 г. Совнарком принял специальное «Постановление о
во спрещении
совет ским
учреждениям
упот реблять
печати
с
изображением
старого
герба».
На
этом
закончил
жизнь
двуглавый
орел
как герб Российской империи.
Двуглавый
орел
печатался
на
деньгах,
книгах
и
т.
д.,
гравировали
его
на
посуде,
отливали
из
металла
и
стекла,
вырезали
из
дерева.
В
народе
орлом
называли
одну
сторону
монеты,
на
которой
был
изображен
государственный
российский
герб.
Противоположная
сторона
именовалась решеткой
или решкой.
Именно
двуглавому
орлу
обязана
своим
возникновением
очень
распространенная
раньше
игра
под
названием орлянка.
В
ней
выигрывал
тот,
кто
угадывал,
какой
стороной — орлом или решкой — падала подброшенная монета. «Орел
или решка?» — спрашивали и при бросании жребия.
Наблюдая
за
поведением
птицы,
подметив
ее
характерные
особенности,
и народсоздавал
пословицы
и
поговорки,
загадки
и
песни,
включая в них слово орел: Орел мух не ловит. Орлы бьются, а молодцам
перья
достаются.
Молодец
что
орел,
а
ума
что
у
тетерева.
Триста
орлов,
пятьдесят
соколов,
дерево
сухое,
верх
золотой
(год). Летит
орел, во рту огонь, по конец хвоста человечья смерть (ружье).
Слово орел
постепенно
расширяло
границы
своего употребления.
Если
в
начале
XIX
в.
оно
имело
только
два
значения:
«птица»
и
«созвездие»,
то
В.
И.
Даль
в
«Толковом
словаре
живого
велико-
русского языка» сообщает нам, что орел:
самая большая хищная птица (кроме грифа)
царь птиц,
представитель
силы,
зоркости,
прозорливости,
благородства
одно из северных созвездий
исторический кубок Петра I
герб Русского государства
кличка лошади и собаки.
в
Орловской
губернии
орлом
называли
менялу-тряпичника,
разъезжающего «по деревням для обмена вещей и разной мелочи».
Во
второй
половине
XIX
в.
слово орел
расширяет
область
своего
бытования.
Орлом
называют
человека,
превосходящего
других
в
смелости,
активности.
И
сейчас орел
—
это
храбрый,
мужественный,
сильный
человек.
Слово орел
и
его
производные
в
русском
языке
используются
для
разного
рода
наименований: «Орел»
—
п а р о х о д , «Орленок»
—
велосипед
для
подростков
и
т.д.
В
авиации
и
космонавтике «Орел»
10
употребляется
как
позывной
экипажа.
Так,
например,
многие
помнят
о
знаменательном
событии
6
августа
1961г.,
какое
событие
произошло
в
этом году?
Учащиеся: Человек полетел в космос.
Педагог: Когда с космодрома Байконур стартовал космический корабль-
спутник
«Восток-2».
Корабль
пилотировал
Герман
Степанович
Титов.
Его
позывные
были
«Орел».
Поддерживая
постоянную
связь
с
Землей,
космонавт сообщал: — «Я — «Орел», я — «Орел»! Все идет отлично.
На борту все хорошо. Самочувствие отличное...».
Есть
еще
одно
название
птиц,
которое
имеет
переносное
значение.
Это сокол. Кто такой сокол?
Учащиеся: Хищная птица с большими крыльями.
Педагог:
Слово сокол в значении «хищная птица с сильным клювом и
длинными острыми крыльями, парящая при полете» было известно еще
в древнерусском языке. Издавна соколов приручали и охотились с ними
на
мелких
животных
и
птиц.
Где
можно
встретить
это
слово
в
переносном
значении?
Учащиеся: В сказках, в песнях.
Педагог:
Народ
включал
эту
птицу
в
сказки
и
загадки,
пословицы
и
поговорки.
Известны
народные
песни:
«Как
у
сокола
болят
крылышки»
и
«Выпускали
сокола
из
правого
рукава».
В
русском
я з ы ке
употребляются
и
фразеологические
обороты
со
словом сокол:
гол
как
сокол;
гол,
но
сокол.
Если
первый
характеризует
того,
кто
очень
беден,
то второй — того, кто беден, но горд и независим.
Собиратели
пословиц
и
поговорок
дают
нам
возможно сть
представить
все
богатство
народных
выражений
со
словом сокол.
Приведем лишь некоторые из записанных В. И. Далем (работа со словарем):
Сокол мал да удал. И сокол выше солнца не летает. Дело не сокол,
не
улетит.
Тяжбу
завел
— стал
гол
как
сокол.
Свинья
не
родит
сокола.
Не пугай сокола вороной.
В песнях, загадках, пословицах и поговорках сокол часто выступает
как символ человека.
Издавна
в
народе
соколом
называли
красивого,
смелого,
удалого
мужчину
(или
юношу).
При
ласковом
обращении
к
нему
обычно
добавляли
прилагательное ясный. Найдите
в
предложенном
тексте
это
значение.
Ребята работаю с текстом А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Пример: Прощайте, Петр Андреич, сокол наш ясный!
Пример: Садись,
мой
ясный
сокол!
...Садись,
мой
красавец.
Как
две
капли
воды — вылитый
батюшка
(М.Загоскин.
Юрий
Милославский).
Педагог: По-новому
зазвучало
слово сокол после того, как М. Горький
в
1899
г.
опубликовал
«Песню
о
Соколе»,
где Сокол
—
символ
революционера,
бесстрашно
рвущегося
в
бой
за
лучшее
будущее.
11
«Песня
о
Соколе»
имела
большое
революционное
воздействие
на
массы.
Эпиграфом
большевистских
прокламаций
были
слова
из
«Песни
о
Соколе»: О
смелый
Сокол!
В
бою
с
врагами
истек
ты
кровью...
Но
будет
время
— и
капли
крови
твоей
горячей,
как
искры,
вспыхнут
во
мраке
жизни и
много
смелых
сердец
зажгут
безумной
жаждой
сво-
боды, света!
В
30
—
40-е
гг. соколами
стали
называть
отважных
советских
летчиков.
Известный
поэт
В.
Лебедев-Кумач
в
стихотворении
«Моя
страна»
писал:
Мои заводы строятся,
Мои шумят леса,
Мои стальные соколы
Штурмуют
небеса.
Во
время
Великой
Отечественной
войны
наши
летчики
проявляли
чудеса
героизма.
Именно
в
эти
годы
слово сокол
расширило
границы
употребления.
Теперь сокол
—
не
только
отважный
советский
летчик,
но и его боевой самолет. В это время образуются и антонимы к слову
сокол:
стервятник,
коршун,
воронье
и
др.—
так
в
народе
прозвали
фашистские
самолеты.
С л о в о сокол
в
н о в о м
з н ач е н и и
и м е л о
п о л о ж и т е л ь н у ю
экспрессивную
окраску.
В
произведениях
художественной
литературы,
в
периодической
печати
писатели
и
журналисты
как
изобразительное
средство
использовали
слово сокол
и
его
антонимы: Тысячи
машин
курсируют
по
льду
озера,
несмотря
на
вражескую
бомбежку.
Наши
соколы
дружно
очищают
небо
от
немецких
коршунов
(Ф.
Гладков.
Клятва);
Соколом называли не только человека. Наблюдения над тем, как эта
птица
охотится,
добывает
себе
пищу,
натолкнули
человека
на
мысль
перенести
название
птицы
на
орудия
и
инструменты,
которыми
он
владел. Как же сокол охотился?
Учащиеся работают со словарем.
«[Сокол],
—
писал
В.
И.
Даль
в
«Толковом
словаре
живого
великорусского
языка»,
—
не
берет
добычи
с
земли,
весьма
редко
хватает, а бьет налету, для чего сперва подтекает под нее, взгоняя ее,
потом
выныривает
позад
ея
вверх
и
внезапно
ударяет
в
нее
стрелой,
более
под
левое
крыло,
всаживая
отлетный
коготь
в
птицу
и
распарывая ее, ровно ножом; птица падает, сокол опускается на нее.
Педагог:
Соколом
стали
называть
большой
лом,
которым
ударяли
по
чему-либо, раскачивая его на цепях. В строительном деле также известен
сокол.
Это
и
чугунный
пест
с
деревянной
ручкой,
и
опускающаяся
и
поднимающаяся
часть
приспособления,
предназначенного
для
забивки
свай, трамбовки, и инструмент в виде щитка с ручкой для набрасывания
раствора
на
поверхность,
которую
штукатурят.
12
Выражение гол
как
сокол,
о
котором
говорилось
выше,
обязано
своим происхождением предмету, а не птице. Вот что по этому поводу
пишет
С.
Максимов
в
книге
«Крылатые
слова»:
«Мертвенно
гол
и
гладок
другой
сокол»
—
одно
из
старинных
стенобитных
орудий,
которое
обыкновенно
выливали
из
чугуна,
подвешивали
на
железных
цепях
и
ломились
им
во
всякую
стену,
каменную
и
деревянную,
с
большим
успехом.
Если
изловчились
придвинуть
сокола
к
воротам,
то
от
железных
створов
летели
только
осколки
да
куски.
Это
—
то
же
тяжелое
бревно,
окованное
на
одном
конце
и
называвшееся
также
тараном или, еще проще, бараном ».
В
современном
русском
языке
связь
между соколом
—
птицей
и
соколом — инструментами и орудиями стала настолько отдаленной, что
языковеды считают их сейчас разными словами, омонимами.
Слово сокол
в
настоящее
время
широко
используется
для
разного
рода
наименований,
а
в
авиации
и
космонавтике
оно
употребляется
и
как позывной экипажа. Известный советский журналист Ю. А. Летунов
в
книге
«Скажи,
Земля
круглая?»
рассказывает
о
том,
как
он
сопровождал
в
Москву
космонавтов
В.
Быковского
и
В.
Терешкову
после окончания их космического полета: «Подлетаем к Москве. К «Ил-
18»
пристраивается
почетный
эскорт.
Валерий
внимательно
смотрит
на
истребители,
что-то
говорит
Вале.
А
потом
в
эфир
несется:
«Красиво
идете,
ребята.
Большой
привет
«Соколам»
от
«Чайки»
и
«Беркута».
Спасибо
за
встречу!»
Радиограмма
принята.
Летчики
чуть
заметно
покачивают
крыльями
быстроходных
машин».
Таким
образом,
ст аро е
слово сокол
за
вс е
в р е мя
с в о е г о
существования
в
русском
языке
приобрело
ряд
новых
значений,
стало
употребляться
в
новых
областях.
Рассмотрим еще одну пару слов. Конь и лошадь.
Что для вас означают эти слова?
Учащиеся: Конь – это мужской род, лошадь – это женский род.
Педагог:
На
первый
взгляд,
кажется,
что
слова конь
и лошадь
существуют
только
в
одном
значении
и
являются
абсолютными
синонимами,
т.
е.
могут
в
любом
тексте
служить
равноценной
заменой.
В
действительности
употребление
этих
слов,
обозначающих
крупное
домашнее
однокопытное
животное,
во
многом
различается.
Учащиеся работают со словарем.
В
двухтомном
«Словаре
синонимов
русского
языка»
под
ред.
А.
П.
Евгеньевой
сказано:
« Лошадь
—
наиболее
общее
название
этого
животного;
слово конь
употребляется
обычно
в
тех
случаях,
когда
говорится
о
верховой,
нерабочей
лошади,
о
лошади
быстрой,
сильной,
горячей
и
т.
п.,
особенно
в
поэтической,
в
приподнятой
речи,
в
фольклоре,
а
также
употребляется
в
специальной
речи
военных,
коннозаводчиков
для
обозначения
самца
лошади».
13
В.
И.
Даль.
В
«Толковом
словаре
живого
великорусского
языка»
он
записал: Кляча воду возит, лошадь
пашет, конь под седлом.
Педагог:
Языковеды
рассмотрели
в
словаре
синонимов
лишь
одно
основное
значение
этих
слов:
«крупное
домашнее
животное...».
В
современном
русском
языке
оба
слова
имеют
ряд
значений,
которые
образовались
на
базе
основного.
Историей
слов конь
и лошадь
занимались
многие
языковеды.
Они
установили,
что конь
—
древнее,
общеславянское
слово.
Оно
часто
встречается
в
былинном
эпосе,
в
ранних
письменных
источниках,
в
том
числе
в
«Русской
Правде»
—
своде древнерусского права XI в.
Где можно встретить слово конь?
Учащиеся: В
пословицах,
фразеологизмах.
Педагог: Приведите
примеры.
Учащиеся:
Конь
еще
не
валялся
говорят
иногда,
когда
ничего
не
сделано.
Педагог:
Народ
воспел
коня,
ввел
его
в
загадки,
пословицы
и
поговорки.
Со
словом конь
созданы
фразеологические
обороты: не
в
коня
корм
скажут
о
чем-либо
таком,
что
тот,
для
кого
делается,
не
способен
понять,
оценить.
В
языке
художественной
литературы
употребление
слов конь
и
лошадь
имели
свои
особенности.
Как
отмечал
советский
писатель JI.
Боровой в книге «Путь слова»:
«Конь
—
и з ы с к а н н о , лошадь
—
буднично».
Действительно
в
высокой
поэтической
речи
вы
встретите
14
только
слово конь.
А
существуют
ли
у
слова конь
другие
значения?
Какие
они?
Оказывается,
конем
в
русском
языке
называют
не
только
домашнее
животное, но и разного рода приспособления, предметы и т. п. Почему
же слово конь было перенесено на другие объекты?
Конь
отличается
от
всех
других
животных.
После
приручения
конь
стал первым помощником человека, верным
боевым другом.
А где еще можно встретить слово конь в переносном значении?
Учащиеся: В
шахматах.
Педагог:
Правильно.
Для
переноса
названия
с
коня
–
домашнего
животного
–
на
шахматную
фигуру
основным
явилось
внешнее
сходство.
Так,
у
слова
конь
появилось
новое
значение
–
«шахматная
фигура с изображением головы лошади».
Со
временем
прибавляются
и
другие
значение.
словари
русского
языка
прошлых
столетий
отмечают
у
слова
конь
следующее
значение:
«верхний
брус
на
кровле
деревянного
строения»,
«на
речных
судах
деревянный
брус,
простирающийся
вдоль
судна».
В
результате
переноса
названия
по
сходству
конем
были
названы
детская
игрушка,
сделанная
в
виде
коня,
и
длинный
брус,
обитый
кожей,
имеющий
четыре
ножки
и
предназначенный
для
выполнения
гимнастических
упражнений.
Но
не
только
внешний
вид
коня
служил
основной
для
переноса
названия.
когда
на
полях
появился
трактор,
который
стал
вытеснять
лошадь,
то
его
назвали
высоким
словом
конь.
Это образное употребление встречается в поэтической речи, где к слову
конь
добавляются
эпитеты
стальной,
железный,
могучий.
Если слово конь со временем расширило свою область применения,
то
слово
лошадь
оказалось
менее
счастливым:
и
родственных
слов
у
него сравнительно немного (лошадиный, лошадка, лошадушка), и новых
значений всего два. Обычно лошадь обозначает конный экипаж.
В
п е р е н о с н о м
з н а ч е н и и
л о ш а д ь ю
и н о г д а
н а з ы в а ю т
неповоротливого,
неуклюжего
или
неумного
человека.
Вполне
понятно,
что
прилагательное
лошадиный
в
переносном
значении носит шутливую окраску и употребляется в разговорном стиле
речи.
Слово
лошадиный
в
составе
словосочетания
лошадиная
сила,
исторически
связано
с
лошадью.
Лошадиная
сила
–
это
единица
мощности, равная 75 килограммометрам в секунду.
Та к же
в
6 0 е
г г
X X
в .
п о - н о вом у
с т а л о
у п о т р е б л я е т с я
словосочетание
конский
хвост.
В
разговорной
речи
оно
стало
означать
женскую
прическу
с
перехваченными
сзади
незаплетенными
длинными
волосами.
Так
в
русском
языке
были
обновлены
два
старых
слова
–
конь
и
лошадь, и их производные конский
и лошадиный.
3.
Заключительная
часть
15
Педагог:
Что
бы
закончить
наше
занятие,
я
прошу
вас
оставить
свой
отзыв на нашу беседу. Что нового вы узнали?
Учащиеся пишут мини-отзыв на беседу (в Приложении).
3.
Библиография
1. Виноградов В.В. История слова .М., 1999
2. Земская Е.А. Как делаются слова. М., 1963
3. Лихачев Д.С. Комментарий исторический и географический. М.,
4. Лопатин В.В. Рождение слова. М., 1973
5.
Сорокин
Ю.С.
Развитие
словарного
состава
русского
литературного
языка 30-90 гг. XIX в. М., 1965
4.
Анализ
проведенного
мероприятия
Мероприятие прошло в соответствии с планом. Цели и задачи были
достигнуты. Учащиеся узнали полноту и разнообразие русского языка и
16
русских
слов.
Данная
познавательная
беседа
была
проведена
среди
учащихся
6-7
классов,
но
также
её
можно
провести
и
для
младших
школьников.
К рассмотрению можно взять не только слова из мира животных и
птиц,
но
и
мифологические
имена
(Аврора,
Аполлон,
Титан,
Геркулес,
Атлант
и
др.),
общественно-политическую
лексику
(следопыт,
эстафета, водитель, маяк, глашатай и др.), военные слова на военной и
на
гражданской
службе
(мушкетер,
новобранец,
вратарь,
передовик,
соратник и др.). Дети учатся работать со словарем и текстом, выделять
самое
важное
значение
из
контекста,
рассматривать
лексическое
значение
слова.
Пополняется
словарный
запас
учащихся.
Также
знание
семантиче ских
и
лексиче ских
значений,
до статочно
четко
и
последовательно
действующих
в
языке,
помогает
определить
самые
разнообразные
направления
изменений
семантики
слова,
ч то
способствует
лучшему
пониманию
истории
слов
и
особенностей
их
функционирования
в современном языке.
Как
писал
философ
Декарт:
«Определяйте
значения
слов,
и
вы
избавите мир от половины заблуждений».
17