Автор: Иванова Юлия Леонидовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №24 Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская обл. Наименование материала: статья Тема: Родителям будущих первоклассников Раздел: начальное образование
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЮЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Пройдет совсем немного времени, и ваших малышей будут называть школьниками, а
вас, взрослые, - родителями школьников. И у каждого появится своя сложная, но важная
роль в школьном процессе. Готовы ли вы к этой роли?
Цель моего выступления помочь вам, родители, больше узнать об особенностях вашего
малыша-дошкольника, указать самый верный путь помощи ребенку, ответить на часто
задаваемые вопросы.
Считается, что родители каждого ребенка переживают психологический кризис по
меньшей мере трижды:
- с рождением ребенка
- с поступлением его в первый класс
- с вступлением его в брак
Естественно, это отражается на всех членах семьи. Чтобы семья адаптировалась к новым
условиям и ее семейный ритм вошел в норму, требуется время.
Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений,
необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только
готовить ребенка к школе, но и готовиться самим.
Рекомендации поступающим в 1-ый класс
1.
Для начала выработайте и у ребенка, и у себя позитивное отношение к школе.
Можно опереться на собственный опыт: вспомните все свои чувства, переживания
и тревоги. Опишите, если помните, свою первую учительницу, своего
одноклассника. Важно помнить, что это событие является позитивным и требует от
вас мобилизации сил и любви к собственному ребенку.
2.
Первое сентября – день радостный и волнительный одновременно как для вашего
ребенка, так и для вас. Сделайте этот день праздничным. Ведь это определенный
итог вашей жизни. Изменился статус семьи. Теперь вы с гордостью говорите, что
ваш ребенок – первоклассник.
3.
С поступлением в школу изменится и положение малыша в семье. У ребенка
обязательно должен быть свой стол, где он будет делать уроки. Первое время нужно
будет принимать участие в подготовке домашнего задания, контролировать его
работу, как можно чаще интересоваться его школьной жизнью. В старших классах
контроль со стороны взрослых должен быть все реже, но интерес к школьной
жизни не должен исчезнуть.
4.
Было бы хорошо, если бы требования, предъявляемые в школе, совпадали с теми,
которые установлены у вас дома, или не очень сильно отличались.
Поступление малыша в школу существенно изменяет социальную сторону его
развития. Ребенку придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и
со взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, ребенку нужно будет стать членом
коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от коллектива, например, в
детском саду.
Неподготовленность ребенка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах
неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности.
Многие родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту
знаний, которые он приобрел в период детства. Однако ребенок может прийти в школу с
развитым кругозором, но оказаться совершенно неподготовленным к выполнению
разнообразных требований, предъявляемых школой.
Готовность к школьному обучению, или школьная зрелость, включает в себя
достижение определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного
развития.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний. Сюда же входят интерес к знаниям, процессу их получения за счет
дополнительных усилий, развитие мелкой моторики руки, глазомера, зрительно-
двигательной координации.
Мотивация учения
Зачастую одним из первых мотивов служит внешняя атрибутика учения, - например,
желание иметь форму, портфель, свое место для занятий, ходить в школу, как взрослые
ходят на работу.
Важное время для становления мотивации – первые 2-3 недели обучения в школе. По
истечении их наступает критический момент. Если к этому времени ребенок не стал
мотивировать учебу как: “Я хожу в школу не потому, что у меня красивый портфель и я
горжусь, когда несу его. А я хожу в школу, чтобы учиться, быть грамотным” и т.д., то у
него наступает разочарование, падает интерес к учебе.
Самооценка
Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения
вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно
складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И
родители не должны это забывать!
“Ты уже такой большой, а завязывать шнурки не умеешь!” или “Посмотри, как учится
Юля, а ты?” – такие реплики часто можно услышать от родителей. А ведь именно в семье
ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть.
Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на
среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными
возможностями.
Тест.
Нарисуйте на листе бумаги небольшую лесенку из 10 ступенек.
Покажите эту лесенку ребенку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят
девочки и мальчики самые недобрые, завистливые – одним словом плохие. На второй
ступеньке – чуть-чуть получше, на третьей – еще чуть-чуть получше и т.д. А вот на
верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые, умные.
Переспросите ребенка, понял ли он задание.
А теперь спросите его, на какую ступеньку он поставил бы себя. Пусть нарисует себя на
этой ступеньке.
Если ребенок ставит себя на 1-3 ступеньку, то он обладает заниженной самооценкой,
если на 4-7, то средней или адекватной. Если ребенок ставит себя на 8-10, то
самооценка вашего ребенка слишком высока.
1.
Не перехваливайте малыша, но и не забывайте поощрить его, когда он этого
заслуживает.
2.
Не забывайте поощрять и других детей в присутствии своего ребенка.
Подчеркните их достоинства.
3.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и
неудачам.
4.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой,
тем, каким он был вчера, сегодня и, возможно, будет завтра.
Запомните, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Он может
изменяться. Каждое обращение к ребенку родителей, каждая оценка его
деятельности, отношение к его успехам и неудачам – все это влияет на становление
самооценки.
Подготовкой ребенка к школьному обучению занимаются в детском саду и в так
называемых развивающих группах и кружках.
Очень хорошо, если родители заинтересованы в этом сложном подготовительном этапе
и могут провести дополнительную работу с дошкольником.
Общие рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению
1. Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
2. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
3. Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно
больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у
ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и
чувства.
4. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем
попросите малыша продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную
мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
5. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
6. Знакомьте ребенка со счетом, последовательностью чисел.
7. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах.
8. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.
Эти рекомендации являются общими. Дальнейшая работа зависит только от желания
помочь своему ребенку.
Мой ребенок уже умеет писать и читать. Можно ли его считать готовым к школьному
обучению?
Конечно, эти умения являются важными для успешного обучения. Однако важно не
только учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не только
учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений рук и
пальцев. И еще необходимо развивать способность ребенка слушать, понимать смысл
прочитанного, уметь пересказывать.
Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках.
Почему?
1. Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
2. В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.
3. Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть хоть и похожа на предыдущую,
но все же имеет свои различия.
4. По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.
Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
Чтобы ребенок научился выразительно читать, он должен дома читать вслух, обращая
внимание на знаки препинания. Продемонстрируйте выразительное чтение на
собственном примере.
Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос один из часто задаваемых
родителями. Это понятно. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но
книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.
1. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые
растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся
за книгу, ребенок невольно подражает им.
2. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его
читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
3. Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.
4. Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от
чтения книг.
До тех пор пока процесс чтения будет требовать от ребенка значительных усилий, вы
непременно должны выделять время для контроля чтения и организации работы над
книгой.
Когда ребенок учится читать, он осваивает пассивную письменную речь; когда учится
писать – он осваивает активную письменную речь.
Это очень сложный процесс, который требует от ребенка сформированности
определенных функций:
1. Достаточная сформированность звукового синтеза и анализа, состояние
фонематического представления и восприятия.
2. Сформированность зрительного восприятия, пространственных представлений.
3. Уровень сформированности лексико-грамматического строя речи: объем словаря,
понимание смыслового значения слов, уровень развития связной речи,
звукопроизношение.
Рекомендации для профилактики нарушений письменной речи
1. Используйте игры и упражнения, направленные на знакомство с буквами, развитие
речевого слуха и формирование навыка звуко-буквенного анализа. Например, называйте
поочередно каждую букву в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение
какой-нибудь буквы; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие
звуки в слове разные и т.д.
2. Будьте всегда примером малышу: в правильном произношении слов, употреблении
лексических значений слов; старайтесь не делать при нем грамматических ошибок.
3. Выкладывайте слова с помощью палочек, обращайте внимание на элементы, которые
входят в написание букв.
4. Если вы заметили, что ваш ребенок делает корявые соединения, не умеет
ориентироваться на листе бумаги и недостаточно владеет карандашом, уделите внимание
развитию общей и мелкой моторики руки.
Обратите внимание, какой рукой рисует ребенок. Как он работает с образцом, часто ли
смотрит на него или рисует по памяти. Быстро или медленно проводит линии. Какие
вопросы задает во время рисования.
Если вас что-то тревожит в процессе выполнения ребенком вышеперечисленных
заданий, обязательно обратитесь к таким специалистам, как психолог и логопед.
1. Радуйтесь вашему сыну или дочек. Разговаривайте с ребенком заботливым,
ободряющим тоном.
2. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
3. Ваши объяснения должны быть простыми и ясными, говорите четко, ясно.
4. Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать,
коллекционировать и др.)
5. Поощряйте игры с другими детьми и играйте сами с ребенком в разные игры.
6. Не теряйте чувство юмора.
7. Поощряйте любознательность и творчество ребенка, стремление задавать вопросы.
8. Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие
отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о
состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.
9. Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку
доверяют и, самое главное, где его любят.
В ПЕРВЫЙ КЛАСС – БЕЗ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ
(советы учителя-логопеда)
Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он
будет учиться успешно. А знаете ли вы, что именно в дошкольном возрасте чаще всего
бывают заранее запрограммированы все дальнейшие успехи и трудности, победы и
школьные проблемы?
У вас еще есть время, чтобы максимально помочь своему ребенку подготовиться к
школьному обучению. Не упустите его…
Следующие рекомендации основаны на требованиях к речевому и общему развитию
первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским языком.
Помогите своему ребенку сформировать:
1. Правильное звукопроизношение. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько
звуков, срочно обратитесь к логопеду.
2. Представление о звуковой системе языка. Уметь различать звуки на слух
(фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове
(фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук
(фонематические представления).
3. Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями. Уметь
четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или
услышанное.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно
больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у
ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и
чувства.
Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем
попросите малыша продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную
мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
Учите с ребенком стихотворения наизусть.
4. Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит,
работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
5. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где
“правая” и “левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний
правый угол, середину и т.д.
6. Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь
классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
7. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно
читайте каждый день, но только вслух. Помните, что сейчас для ребенка чтение – это
очень сложный труд. Поэтому не заставляйте его читать долго, давайте отдых, во время
которого читайте ребенку сами. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому
прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием
слушает чтение взрослых.
До тех пор пока процесс чтения будет требовать от ребенка значительных усилий, вы
непременно должны выделять время для контроля чтения и организации работы над
книгой.
Просите ребенка печатать разные слова и предложения (в зависимости от уровня
чтения), но не учите его писать письменные буквы. Этому научит учитель.
Эти семь пунктов помогут вашему малышу более успешно овладеть грамотой родного
языка, радовать вас своими успехами и не чувствовать себя “неумёхой” или “глупым”.
Но как бы не сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку,
что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам
должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в
дальнейшей жизни.
Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку
доверяют и, самое главное, где его любят.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ! У ВАС И ВАШЕГО РЕБЕНКА ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!