Автор: Арутюнова Валерия Александровна Должность: учитель французского языка Учебное заведение: ГБОУ Школа №1399 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Мотивация как основа обучения иностранным языкам Раздел: среднее образование
Потребность
современного
динамически
развивающегося
общества в инициативных, энергичных, обладающих нестандартным
мышлением,
творческой
активностью
подростков,
готовых
к
инновационной
деятельности,
обусловливает
необходимость
усовершенствования системы образования, т.е. видов, содержания,
форм
деятельности,
которые
будут
предоставлять
большие
возможности для развития мотивации учащихся. Одним из ведущих
направлений образовательной политики стало повышение качества
современного образования учащихся на всех ступенях обучения за
счет
создания
эффективных
педагогиче ских
у с л о в и й ,
способствующих
активизации
познавательной
деятельности
учащихся.
Новые задачи, стоящие перед современной школой, наличие
трудностей
школы
(перегрузка
учащихся
в
отдельных
учебных
предметах,
изменения
соотношения
позитивной
и
негативной
мотивации в пользу последней, повышение психической нагрузки
детей, ухудшение их эмоционального состояния, снижение интереса
к
школе
и
другие)
определяют
важность
педагогического
исследования
проблемы
повышения
мотивации
учебной
деятельности учащихся.
Одной
из
основных
проблем
в
педагогике
и
психологии
является мотивация учащихся. При изучении иностранных языков
мотивация играет главную роль. Но, к сожалению, от класса к классу
происходит её снижение. Задача современного учителя состоит в
том,
чтобы
разбудить
в
учащемся
познавательную
активность,
научить
выражать
свою
точку
зрения
и
раскрыть
творческий
потенциал.
Необходимо
отметить,
что
проблема
мотивации
учения
содержит большие резервы в плане поиска лучших и эффективных
методов
обучения
школьников,
наиболее
совершенных
способов
формирования
умений
и
навыков,
повышения
интеллектуальной
активно сти.
Основные
силы
педагогов
направлены
н а
совершенствование методического аппарата учебного процесса, в то
время как развитие мотивационной сферы деятельности учащихся
относится к трудно осозноваемым сторонам человеческой психики.
Мотивационная
сфера
является
важным
рычагом
активизации
учебно-познавательной деятельности.
Формирование
мотивации
учения
немыслимо
у
ученика
«вообще»,
вне
возраста
и
специфических
психологических
характеристик.
Надо
исходить
с
самого
начала
из
возрастных
особенностей
школьника.
Это
значит,
что
всякий
раз,
начиная
обдумывать
работу
по
формированию
мотивации
учения
в
определенном классе, у определенного ученика, первые вопросы,
которые должен задать себе учитель или психолог, - каковы задачи
воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности
мотивации учения надо сформировать к концу данного школьного
возраста. Чтобы подготовить ученика к решению задач следующего
этапа развития его личности?
Становление
мотивации
в
подростковом
возрасте
–
это
устойчивый интерес к способам добывания знаний и к выявлению
обобщенных
закономерностей
в
учебном
предмете,
интерес
к
совместным
коллективным
формам
учебной
работы
и
интерес
учащихся к использованию результатов учебной работы в социально
значимых видах деятельности (самообразование, труд, общение).
Начало
изучения
данной
проблемы
положили
великие
мыслители древности – Аристотель, Демокрит, Сократ, Гераклит,
Лукреций, Платон.
«Потребности, влечения и страсти образуют «вожделяющую»,
или «низшую», душу, которая способна стаду и требует руководства
со стороны разумной и благородной души» [Рубинштейн 1920: 120-
123].
Дальнейшие
исследования
по
проблеме
мотивации
продолжили: А. Маслоу, Ф. Герцберг,
Э. Лоулер, Л. Варум, Д. Мак
Клелланд, Л. Портер, Х. Хекхаузен, К. Роджерс, Г.Олпорт.
К.
Роджерс
выдвинул
гипотезу
о
том,
что
все
поведение
регулируется
и
вдохновляется
неким
объединяющим
мотивом,
который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой
«свойственную
организму
тенденцию
развивать
все
свои
способности,
чтобы
сохранить
развитие
личности».
Эта
фу н д а м е н т а л ь н а я
т е н д е н ц и я
я вл я е т с я
е д и н с т в е н н ы м
мотивационным
конструктом,
постулированным
Роджерсом.
При
отсутствии
внешних
ограничений
тенденция
актуализации
естественно выразится посредством разнообразных форм поведения.
Абрахам Маслоу считал, что люди мотивированы для поиска
личных целей, что делает их жизнь осмысленной и значительной.
Маслоу предположил, что все потребности человека инстинктивные,
или врожденные, и что они организованы в иерархическую систему
доминирования
или
приоритета.
Потребности
в
порядке
их
очередности:
физиологические потребности;
потребности безопасности и защиты;
потребности принадлежности и любви;
потребности самоуважения;
потребно сти
самоактуализации
( л и ч н о го
совершенствования).
Иерархия
потребностей
предполагает,
что
доминирующие
потребности должны быть более или менее удовлетворены до того,
как
человек
может
осознать
наличие
и
быть
мотивированным
потребностями.
Основой теории Олпорта является идея того, что «индивидуум
предст авляет
собой
динамиче скую
( м о т и в и р о в а н н у ю )
развивающуюся
систему»
[Олпорт
2002:
20-23].
Олпорт
предположил
свой
собственный
анализ
мотивации,
перечисляя
4
требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации:
она
должна
признавать
согласованность
мотивов
во
времени;
она должна признавать существование различных
видов мотивов;
она
должна
признавать
динамическую
силу
когнитивных процессов;
она должна признавать реальную уникальность мотивов.
Проблема развития мотивации учебной деятельности является
актуальной проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе
развития
современной
школы.
Эта
проблема
привлекала
и
привлекает
ведущих
представителей
педагогики,
философии,
социологии и психологии. Были рассмотрены и проанализированы
работы таких исследователей, как: В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского,
А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейн, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, В.Ф.
Паламарчука,
В.С.
Мерлина,
П.М.
Якобсона,
В.С.
Ильина,
А.К.
Марковой, Н.В. Кузьминой, В.В. Давыдова, Н.Ф. Тылызиной и др. В
исследованиях
данных
ученых
показана
структура
мотивации
учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов и
роль
мотивации
в
осуществлении
учебной
деятельности.
В
современной
психолого-педагогической
литературе
проблема
мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций:
динамика мотивации и структура, обусловленные целями обучения,
проанализированы
В.И.
Васильевым,
Ф.М.
Рахматулиным,
Р.Р.
Бибрих,
обусловленность
эффективностиучебной
деятельности
мотивацией исследуется Ю.М. Орловым, Ю.К. Черновой. По их
мнению, мотивы учебной деятельности формируются и развиваются
достаточно
эффективно
в
единстве
с
другими
сторонами
мотивационной сферы, т.е. целями, потребностями и т.д.
Методологической
основой
исследования
явились
труды
известных
отечественных
исследователей
в
области
возрастной,
общей, специальной
и педагогической психологии: учения Л.И.
Божович,
А.К.
Марковой,
Н.А.
Менчинской
о
мотивационно-
потребностной
сфере
младшего
школьника;
теоретические
положения А.Н. Леонтьева о единстве структуры практической и
психической
деятельности
человека;
концепция
учебной
деятельности
В.В.
Давыдова,
Д.Б.
Эльконина;
специальные
принципы
психологического
изучения
детей:
системность,
комплексность, динамичность, качественно-количественный подход
к
оценке
результатов
исследования
(С.Д.
Забрамская.
В.И.
Лубовский,
И.Ю.
Левченко,
У.В.
Ульенкова
и
др.);
культурно-
историческая теория развития психики Л.С. Выготского.
Важность
и актуальность
рассматриваемой
проблемы
определили
выбор
темы
исследования:
«Учебный
проект
как
средство
повышения
мотивации
при
обучении
французскому
языку».
Цель дипломной работы – рассмотреть способы повышения
мотивации
к
обучению
французскому
языку
учащихся
среднего
звена
на
основе
использования
учебного
проекта
и
дать
их
теоретико-методологическое
обоснование.
В
соответствии
с
поставленной целью определены следующие задачи :
выявить сущность и содержание компонентов мотивации
в среднем школьном возрасте;
рассмотреть возможности формирования мотивации при
обучении иностранному языку;
определить использование проектной деятельности как
эффективного средства повышения мотивации учащихся на уроках
иностранного языка;
проверить
на
практике
эффективность
использования
учебного проекта как средства повышения мотивации учащихся 7-х
классов
Объект исследования - образовательный процесс учащихся 7-
ых классов.
Предмет
исследования
–
учебный
проект
как
один
из
способов повышения мотивации на уроках французского языка.
Одним из важных компонентов регуляции любой деятельности
человека является мотивация. Эта проблема уже не одно десятилетие
привлекает
внимание
специалистов
разных
областей
научного
знания. Поэтому стоит выделить исследователей, которые открыли
методологические и теоретические основы для изучения мотивации.
С.Л.
Рубинштейн
(отечественный
психолог),
научные
работы
которого явились несомненным шагом вперед в разработке проблем
мотивации.
Именно
он
положил
первые
основы
потребностного
подхода к анализу мотивов, их изучению в связи с конкретными
видами
деятельности
и
общественным
характером
поведения
человека.
Наиболее
оформленная
концепция
мотивации
принадлежит
известному
ученому
А.Н.
Леонтьеву.
Он
разработал
положения
теории мотивации (сдвиг мотива на цель, личностный смысл и т.д.),
внес определенный вклад в исследование проблемы мотивации.
Такие
авторы,
как
Л.И.
Божович,
А.Н.
Леонтьев,
И.В.
Дубровина, М.И. Алексеева, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Ю.М.
Орлов, Е.А. Шумилин изучали и исследовали в отечественной науке
мотивы
и
мотивацию
обучения,
познавательную
деятельность,
разрабатывали типологию мотивов обучения и проводят конкретные
исследования. Изменение мотивации обучения у разных возрастных
групп
школьников
в
связи
с
самооценкой
и
уровнем
познания
показано в исследованиях Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, П.М.
Якобсона.
Практический
вклад
в
развитие
инновационных
процессов
отмечается также в образовании представителями педагогики, при
помощи опыта которых используются новые подходы к содержанию
и методам образования. Здесь можно выделить Ш.А. Амонашвили,
П.Я. Гальперина, И.П. Волкова, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Н.
Лысенкову, Н.Ф. Талызину, В.Ф. Шаталова, Д.Б. Эльконина и многих
других.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
деятельностный
подход
и
положение
о
единстве
сознания
и
деятельности
(С.Л.
Рубинштейн,
А.Н.
Леонтьев
и
др.);
лично-
деятельностный подход к обучению И.А. Зимней; теоретические и
методологиче ские
положения
по
проблеме
м от и ва ц и и
сформулированы
в
трудах
В.К.
Вилюнаса,
Л.И.
Божович,
Б.И.
Додонова,
Е.П.
Ильина,
А.Н.
Леонтьева,
В.Г.
Леонтьева,
А.К.
Марковой;
исследования
по
проблеме
мотивации
изучения
иностранных
языков
И.А.
Зимней,
Е.И.
Пассова;
теоретические
подходы,
разработанные
в
зарубежной
психологии
К.Роджерсом,
Х.Хекхаузеном, А.Маслоу, Э.Деси и другими.
Говоря
о
мотивации,
следует
также
отметить,
что
на
сегодняшний день проблема мотивации чрезвычайно актуальна в
сфере образования. Не только учителя иностранных языков, но и
специалисты
по
другим
предметам
думают
о
том,
как
достичь
максимальной концентрации внимания учеников во время уроков.
Мотивация - одна из фундаментальных проблем отечественной
и зарубежной педагогики и психологии. Именно отрицательное и
безразличное отношение ученика к предмету может быть причиной
его неуспеваемости. Зачастую учителя диктуют готовой и не всегда
нужное ученику знание, не задумываясь о том, что нужно разбудить
его собственную познавательную активность, которая выразится в
выборе содержания, целей, поведения, методов работы и ценностей.
Стоит ввести такой тип обучения, где школьники буду учиться в
свободной самостоятельной деятельности, в процессе дискуссий, на
собственном опыте и принятия решений. Для того, чтобы создать
такое обучение, необходимо: пересмотреть позицию учителя, создать
атмосферу
«свободного
учения»
в
классе,
и,
конечно
же,
использовать
методы,
которые
будут
стимулировать
активность
ученика и его развитие.
Во
второй
половине XVIII
века
Эрнст
Христиан
Трапп
(теоретик немецкой педагогики) отмечал: «
Каждый воспитатель
должен искать ответы на следующие вопросы: Как я могу помочь
созреть молодой душе? С чего мне начинать, особенно тогда, когда
куча детишек, обладающих различными способностями и имеющих
совершенно разные возможности, должны вместе учиться на моем
уроке?» [Трапп 2012: 3-5].
Следует рассмотреть два основных понятия по данной теме:
мотив и мотивация.
Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты
личности. Можно утверждать, что определенному человеку присущ
познавательный мотив, т.е. во многих ситуациях у него проявляется
познавательная мотивация.
«В
самом
потребностном
состоянии
субъекта
предмет,
который способен удовлетворить потребность, жестко не записан.
До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего
предмета,
он
еще
должен
быть
обнаружен.
Только
в
результате
такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а
воспринимаемый
(мыслимый,
представляемый)
предмет
-
свою
побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть
становится мотивом» [Леонтьев 1971: 75-80].
При
определении
мотива
Х.
Хекхаузен
указывает
на
«динамический»
момент
направленности
действия
«на
определенные
целевые
состояния,
которые
независимо
от
их
специфики всегда содержат в себе динамический момент и которого
субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути
к этому ни вели» [Хекхаузен 2013: 115-120]. Деятельность человека
направляется совокупностью мотивов. При этом мотивы выделяются
как
внутренние,
так
и
внешние.
Внутренние
мотивы
-
это
потребности человека, его интересы и эмоции. В основе внешних
мотивов лежат цели, исходящие из ситуации. Мотивационная сфера
личности
организуется
в
совокупности
определенным
образом
внутренних и внешних мотивов.
Мотивация - совокупность побуждающих факторов, которые
определяют
активность
личности.
К
таким
факторам
относятся
мотивы,
стимулы,
потребности,
которые,
в
свою
очередь,
детерминируют поведение человека. Три основные регулирующие
функции
мотивации
по
отношению
к
деятельности
–
это
побуждающая, смыслообразующая и организующая.
Для того, чтобы человек начал действовать, он должен войти в
состояние
активности,
т.е.
некий
двигательный
импульс,
эмоционально-волевое устремление личности должны побуждать к
деятельности.
Именно
это
выполняет
побуждающая
функция
мотивации.
Цель смыслообразующей функции заключается в придании
деятельности
глубокого
личностного
смысла.
Так
как
эмоции
оценивают
личностный
смысл
деятельности,
то
в
случае
несоответствия личного смысла мотиву изменяют направленность
деятельности. Смыслообразующая функция – это одно из самых
важных
средств
воздействия
педагога
на
личность
учащегося.
Учебная деятельность станет значимой для ученика только в том
случае, если учителю удастся сформировать нужные мотивы.
Организующая
функция
мотивации
тесно
связана
с
целеполаганием
в
плане
того,
что
осознанные
мотивы
могут
в
дальнейшем
превратиться
в
мотивы-цели.
В
данном
случае
целенаправленность человеческой деятельности рассматривается как
её определяющая характеристика. Цель играет значимую роль во
всей
деятельности,
т.к.
осознанным
образом
предвосхищает
результат, на достижение которого направленно действие личности.
Она становится отправной точкой для всего процесса осуществления
деятельности.
Существует
множество
классификаций
мот ива ции.
Рассмотрим только некоторые из них. Мотивация бывает:
внешняя,
связанная
с
содержанием
определенной
деятельности,
но
обусловленная
внешними
обстоятельствами
по
отношению к объекту. К примеру, школьник учится на «отлично»,
так как родители обещали купить ему новый телефон.
внутренняя мотивация- мотивация, которая связана не с
внешними
обстоятельствами,
а
с
содержанием
деятельности.
К
примеру, школьник учится на «отлично», так как ему нравится сам
процесс обучения. Воздействие примером учителя - один из путей
развития внутренней мотивации. Взрослые зачастую недооценивают
наблюдательность
детей,
которые,
в
свою
очередь,
прекрасно
понимают, как относятся к своему делу взрослые. Допустим, что
учитель
внутренне
далек
от
преподаваемого
им
предмета,
не
интересуется им, тогда учащийся почувствует это и придет к выводу,
что данный предмет совершенно лишен всякого интереса. Но есть и
другой
вариант
-
учитель
демонстрирует
в
своей
работе
лишь
внешнюю мотивацию, учащиеся могут подумать, что любое учение
имеет смысл лишь как средство достижения других, более важных
благ. Поэтому учителю стоит рассказывать поучительные истории из
педагогической
деятельности
и
личного
опыта
изучения
иностранного языка.
Типы мотиваций:
1)Индивидуальные,
которые
направлены
на
поддержание
гомеостаза:
голод
жажда
избегание боли
стремление к температурному оптимуму
2)Групповые:
забота о потомстве
поиск места в групповой иерархии
поддержание структуры сообщества, присущей данному
виду.
3)Познавательные:
исследовательское поведение
игровая деятельность.
В
общеобразовательной
школе
учителя
постоянно
сталкиваются
с
проблемой
поиска
оптимальных
форм
уроков
иностранного
языка
(французского)
и
детально
исследовать
причины, тенденции и условия упадка интереса к изучению этой
дисциплины
на
определённых
этапах
возрастного
развития
учащихся.
Основная
причина
создавшегося
положения
–
низкий
уровень
мотивации
обучаемых
к
изучению
языка.
Значит,
преподавателю
надо
искать
новые
подходы
к
конструированию
уроков, повышать свое методическое мастерство.
Уже в работах Аристотеля, Демокрита, Платона потребность
изучалась как основа получения знаний, опыта, рассматривали её
как основную движущую силу.
Психолого-педагогическая наука рассматривает мотивацию как
процесс,
в
результате
которого
определённая
деятельность
приобретает
для
индивида
определённый
смысл,
создаёт
устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные
цели деятельности во внутренние потребности личности.
Различные источники показали, что существует два направления
в
трактовке
понятия
мотивации.
В.И.Ковалёв,
А.К.Маркова,
Л.И.Божович рассматривают мотивацию как совокупность мотивов,
обуславливающих активность личности. В.Г. Асеев, В.И.Иванников,
Е.П.
Ильин,
А.Н.Леонтьев
рассматривают
мотивацию
как
динамичное образование, процесс, что в свою очередь обеспечивает
профессиональную направленность саморазвития.
Особенностями мотивации учебной деятельности школьников
являются:
тенденция
к
доминированию
мотивов
овладения
профессией;
появление ярко выраженного стремления к получению
образования, интересной работы;
усиление установки на хорошие жизненные условия и
материальную
обеспеченность
через
профе ссиональную
деятельность;
тесное
переплетение
познавательных
мотивов
с
мотивами профессионального самоопределения.
На базе общей мотивации учебной деятельности у школьников
средних и старших классов появляется определённое отношение к
разным
учебным
предметам
и
непосредственно
к
изучению
французского языка.
Критериями
сформированности
мотивации
учебной
деятельности школьника на уроках французского языка выступают
внутренние и внешние показатели, характеризующие его учебную
деятельность.
Внешние показатели сформированности мотивации:
высокая успеваемость по учебной дисциплине;
высокая активность на занятиях;
творческий
подход
к
выполнению
предложенных
заданий;
инициативность;
проявление интереса к изучаемому предмету.
Внутренние показатели сформированности мотивации:
гото в н о с т ь
к
с а м о о б р а зо ва н и ю ,
п о л у ч е н и ю
дополнительных знаний;
устойчивое стремление к овладению профессией.
Условия развития мотивации учебной деятельности:
признание
учащегося
субъектом
образовательного
процесса;
Формулирование образовательных целей в соответствии
с личностными особенностями школьников;
создание
ситуаций,
стимулирующих
м от и в ы
саморазвития, самообразования, самовоспитания;
создание
позитивного
эмоциона льного
ф о н а
образовательной деятельности;
организация
объективного
контроля
и
самоконтроля
эффективности развития школьника;
Обеспечение полноценной, позитивной обратной связи.
Рассмотрим
некоторые
методологиче ские
у с л о в и я
формирования
мотивации,
способствующие
повышению
эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся.
Многие педагоги считают, что необходимо строить процесс общения
в преподавании учебного курса таким образом, чтобы в нём было
как
можно
больше
поисковых
ситуаций,
в
которых
обязательно
присутствуют
необычные,
оригинальные
примеры,
вопросы,
задания. Сам процесс овладения иностранным языком станет для
учеников увлекательным, если учитель чаще будет обращаться в
общении
с
ними
к
дискуссионно
представленным
гипотезам,
контрастным предположениям, к фантазии, сказке, были, легенде, к
разным вариантам прочтения материала.
Е.И. Пассов отмечает, что учитель должен быть "хорошим
сценаристом, режиссёром и актёром". Методическое обеспечение
преподавания по формированию интереса к изучаемому предмету
невозможно
без
знания
некоторых
особенностей
психологии
общения
на
уроке.
Следовательно,
учителю
иностранного
языка
требуется знать возрастные и индивидуальные особенности своих
учеников, их уровень развития, сегодняшние интересы и планы на
будущее. Не забывая при этом, что он преподает предмет, который
предполагает не только знание самого языка, но и знание психолого-
физиологических механизмов, лежащих в основе усвоения языковых
средств,
операций
и
действий
с
ними,
обеспечивающих
речевое
общение, а также особенности современных методов обучения.
Учащиеся не усваивают некорректно сформулированные цели.
Дальняя
перспективная
мотивация
не
может
иметь
для
ученика
такого
же
значения,
как
сиюминутная
потребность,
приятность,
радостность. Важно, чтобы то, что он делает на уроке, было для него
важным сейчас, в данный момент. Во внимание учителем должны
приниматься возрастные особенности психики, нормы обучаемых,
правила их поведения, характер потребностей и мотивов, жизненный
опыт.
Интерес
к
чему-либо
приобретает
характер
увлечения
(эти
увлечения носят бурный, интенсивный характер, но часто меняют
друг друга в течение короткого периода времени). Учителя знают,
что эти интересы почти не связаны с учебной деятельностью.
Существует типология подростковых интересов:
интеллектуально-эстетические
(история,
литература,
рисование, радиотехника);
эгоцентриче ские
(редкий
вид
спорта,
р ед ка я
художественная деятельность, редкая литература, то есть все, что
помогает демонстрировать свою «непохожесть», свои успехи);
телесно-мануальные
(занятия
спортом,
вождение
автомобиля или мотоцикла – не как средство передвижения, а ради
удовольствия),
накопительные (коллекционирование в любом виде);
информативно-коммуникативные (стремление к новой,
не слишком содержательной информации, не требующей глубокого
осмысления
и
усвоения;
потребность
в
легком
общении
со
сверстниками, позволяющем обмениваться такой информацией);
В мотивах подростков, в отличие от младших школьников, есть
аргументация (они доходчиво могут объяснить, почему они этим
интересуются)
и
предвидение
последствий
принятых
решений.
Следовательно, мотивационные процессы ими осознаются в гораздо
более полном объеме.
Характерным
для
подросткового
возраста
являет ся
несоответствие целей возможностям (хотят многого, не понимая, что
не в состоянии этого достичь сейчас). У большинства подростков
завышенный уровень притязаний, что является причиной частых
неудач в осуществлении задуманного. Поэтому среди подростков
можно часто наблюдать проявления неудовлетворенности жизнью
(«меня не понимают», «все не так, как хочется» и т.д.).
Психофизиологические
особенности
возраста
учащихся
7-9
классов
таковы,
что
происходит
дальнейшее
физическое
и
психофизическое
развитие,
активное
развитие
головного
мозга,
неустойчивость
умственной
работоспособности,
повышенная
утомляемость,
нервно-психическая
ранимость,
неспособность
к
длительному
сосредоточению,
возбудимость,
эмоциональность,
развитие
словесно-логического
мышления,
умения
рассуждать.
Кроме
того,
познавательная
деятельность
по-прежнему
является
ведущей,
появляется
новый
вид
учебного
мотива
—
мотив
самообразования,
представленный
в
активном
интересе
к
дополнительным
источникам
знаний,
на
первое
место
выходит
потребность понимания смысла учения «для себя», (именно исходя
из этой особенности уроки психологии начинают использовать с 5
класса).
Отмечается,
что
психолого-педагогические
з а д ач и ,
перечисленные выше, входят в сферу компетентности и решаются не
только через работу социально-психологической службы, но и через
работу педагогов, родителей и самих детей.
Иностранный
язык
на
современном
этапе
развития
нашей
страны,
для
которого
характерно
расширение
международных
связей, является объективной потребностью общества, без которой
оно не может полноценно функционировать и развиваться.
Следует
всесторонне
изучить
прогрессивные
технологии
зарубежных
стран,
познакомиться
с
лучшими
зарубежными
п е р в о и с точ н и ка м и ,
д л я
ч е го
в
с т р а н е
д ол ж н ы
б ы т ь
высококвалифицированные специалисты, умеющие не только читать
специальную литературу, но и общаться на иностранном зыке.
В связи с этим, первостепенной задачей современной методики
обучения
иностранным
языкам
является
поиск
эффективных
методов
формирования
у
обучающихся
навыков
иноязычной
коммуникации.
Как
известно,
главной
тенденцией
процесса
обучения
и н о с т р а н н о м у
я з ы к у
в
н а с т о я щ е е
в р е м я
я в л я е т с я
коммуникативность и большинство учебников и учебных пособий
построено на коммуникативной основе.
И т а к ,
п е р в о оч е р е д н ы м
у с л о в и е м
ф о р м и р о в а н и я
коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету
«иностранный
язык»
является
формирование
мотивации
–
мотивации
коммуникативной.
Какими
средствами
этого
можно
достигнуть?
Наиболее
действенным
средством
повышения
мотивации
стало включение деятельности по овладению иностранным языком в
процесс, являющийся ведущим на данном этапе, т.е. использование
деловых, интеллектуальных игр, игр соревновательного характера,
которые
оказывают
огромное
влияние
на
психическое
развитие
обучающихся.
Деловая
игра
может
представлять
решающее
значение
в
формировании коммуникативной компетенции, ведь в основе любого
общения
лежит
решение
той
или
иной
проблемы,
которая
обсуждается в жизненной ситуации. «Ситуация – основа общения, а
весь
процесс
коммуникации
–
это
фактически
непрерывный,
динамический ряд меняющих друг друга ситуаций. И для этого
целесообразно создавать ситуации реального общения, использовать
ситуативно-ролевые игры» [Комков 1979: 74-76].
Игровое моделирование на занятиях по иностранному языку
способствует
установлению
психологического
конт акт а,
гармоничному
развитию
межличностных
взаимоотношений,
творческой
инициативе,
развивая
при
этом
гибкость
восприятия
материала,
позитивный
настрой,
воображение,
умение
слушать
собеседника. Участие во всех видах инновационных игр развивает
мотивацию, создает зону психологического комфорта как способ
раскрепощения учащегося.
Формирование
мотивов
важно
начинать
уже
с
младшего
школьного возраста, когда иностранный язык преподается в игровой
форме. Психологические наблюдения показывают, что при наличии
у
ребенка
устойчивых
мотивов
учения
возрастает
успешность
учебной деятельности, легче усваивается учебный материал, выше
становится сознательность процесса учения, лучше концентрируют
внимание учащихся, возрастает их работоспособность.
Трудность формирования и исследования мотивации учения
состоит в том, что одновременно несколько мотивов побуждают
ученика изучать тот или иной предмет. В практике обучения понятие
«мотивация» часто рассматривается как положительное отношение
учеников к учебе. Сразу встает вопрос: Не является ли мотивация
синонимом заинтересованности?
Первое
условие
эффективности
обучения
–
«
сделать
серьезное
занятие
ребенка
занимательным,
с
первых
же
уроков
приучить
полюбить
дитя
свои
обязанности
и
находить
удовлетворение
в
их
исполнении»
[Ляховицкий
2011:
31-35].
Понятие заинтересованность близко к мотивации, но не одно и то
же.
Если говорить о мотивации, то недостаточно выявить в ней
эмоциональную
особенность
интереса.
Необходимо,
чтобы
эта
заинтересованность
привела
личность
учащегося
в
активное
состояние,
которое
даст
определенную
направленно сть
деятельности. Потребность, которая осознается субъектом, является
источником мотивации.
И.А. Зимняя определяет мотивацию как «запускной механизм»
любой человеческой деятельности (труд, общение или познание).
Реальный,
осязаемый,
поэтапный
и
конечный
ре зультат
поддерживает и питает мотивацию. Если же учащийся не добивается
успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на
дальнейшей деятельности. Помимо мотивов, потребностей и целей
рассматриваются также интересы, стремления, намерения и желания
как побудители человеческого поведения. « Мотивация школьников
состоит
из
множества
факторов,
таких,
как
личные
побуждения
ученика,
цели,
представление
и
осознаваемые
потребности»
[Богословская 2008: 43-45].
Если употребление лексического, грамматического материала
и запоминание речевых образцов по теме необходимо, то особенно
важно использовать мотивирующие средства, т.к. только повторение
и запоминание являются гасителями мотивации.
Суще ствуют
также
игровые
упражнения,
которы е
способствуют повышению мотивации. Ученик забывает правила и
законы реальной жизни
и направляет наивысшую концентрацию
внимания
на
соблюдение
игр,
т.к.
испытывает
лишь
радость
и
удовольствие. Именно такой стиль ведения урока необходим для
повторения и запоминания языкового материала. Учителю остается
превратить языковой материал в правила игрового упражнения.
Немецкие
психологи
Р.Боон
и
И.Шрайтер
утверждаю,
что
педагогу
нельзя
ограничиваться
лишь
применением
игровых
технологий, обосновывая свое мнение следующим образом:
игры - «ненаучное увлечение»;
обычно
невозможно
гармонично
соединить
научную
цель урока с разнообразными целями игровых упражнений;
игровые упражнения не дают возможность работать в
спокойной обстановке, не создают рабочую атмосферу.
Элементы
страноведения
играют
большую
роль
для
поддержания мотивов к изучению иностранного языка. Благодаря
текстам,
статьям
из
газет,
из
интернета
ученики
знакомятся
с
реалиями страны изучаемого языка. Содержание страноведческих
текстов должно быть значимым, иметь определенную новизну для
ученика. Это может быть все что угодно, например, сведения об
образовательных
учреждениях,
о
государственном
устройстве,
о
детских
и
юношеских
организациях,
географическом
положении
страны
изучаемого
языка.
Уроки
страноведения
способствуют
дальнейшему самостоятельному ознакомлению со страноведческим
материалом.
«Такой
подход
к
обучению
иностранному
языку
во
многом
обеспечивает
не
только
более
эффективное
решение
практич е ских,
общеобразовательных,
развивающих
и
воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для
вызова
и
дальнейшего
поддержания
мотивации
учения»
[Ляховицкий
2011:
87-90].
Выход
на
уровень
достаточного
расширения страноведческого материала
позволяет эффективно и
логично решать задачи по усилению социокультурной ориентации
иноязычного образования в целом, модернизации лексической базы,
расширению фоновых знания и, конечно, усилению мотивационного
аспекта обучения. Важно использовать художественную литературу
для
иллюстрации
обычаев,
традиций,
образа
жизни
народа
изучаемого языка.
В наше время
технологический прогресс сделал огромный
шаг вперед, роль компьютерных технологий в изучении различных
школьных дисциплин возросла. Самым распространенным способом
развития
учебной
мотивации
является
использование
ИКТ.
В
условиях нашей школы, когда не во всех классах у учителей –
предметников
имеется
компьютер,
учитель
должен
организовать
такой урок, на который ученику хотелось бы идти с удовольствием.
И
это
возможно.
Заслуживает
внимания
при
проведении
таких
уроков
электронные
учебники,
виртуальные
экскурсии,
которые
поступают в школу как программное обеспечение ИКТ. Среди всех
программных
обеспечений
наиболее
приемлемыми,
считаются,
такие, где имеется диалог между учеником и компьютером.
Сфера
применения
компьютера
в
обучении
необычайно
широка. Компьютер может быть использован для ознакомления с
новым
языковым
материалом,
высказываниями,
для
общения
на
ино странном
языке.
Обучение
ино странному
языку
с
использованием компьютерных технологий имеет ряд преимуществ:
работа с компьютером приводит к высокой мотивации
процесса обучения;
ученики охотно работают с компьютером, повышается
общая, языковая и компьютерная культура;
индивидуализация обучения;
возможность непосредственной обратной связи;
компьютер
не
вызывает
отрицательных
эмоций
при
повторении ошибок;
объективность отметок;
эффективное выполнение упражнений и тренировок.
Деятельность учителя полностью зависит от безукоризненного
функционирования
и
возможностей
компьютера.
Стоит
обратить
внимание, что при использовании компьютерных технологий нельзя
потерять
коллективный
и
соревновательный
характер,
ученики
должны иметь возможность сравнивать успехи с достижением своих
одноклассников. Но существуют и недостатки обучения с помощью
компьютера: злоупотребнение эффектов компьютера (избыточность
красок),
готовые
учебные
программы
на
компьютере
по
определенному
предмету
не
всегда
соответствуют
школьной
программе, дидактическим принципам в обучении и методическим
целям, Поэтому очень важно использовать компьютер только как
дополнительный
компонент
учебной
программы,
наравне
с
традиционными материалами и методами.
Положительна
учебная
мотивация
–
это
совокупность
определенных
мотивов,
связанных
с
уд о вл е т во р е н и е м
познавательного
интереса.
Формирование
мотивации
не
подразумевает под собой заложение готовых мотивов и целей, а
постановка учащегося в такие условия и ситуации активности, где
бы
желательные
мотивы
и
цели
складывались
и
развивались
с
учетом
прошлого
опыта,
индивидуальности,
внутренних
устремлений ученика.
Мотивация
совместной
учебной
деятельности
способствует
формированию
мотивации
к
изучению
иностранного
языка.
В
коллективной учебной работе школьника интересует возможность
самостоятельно
организовать
взаимодействие
с
партнером
по
совместной
работе,
чтоб
овладеть
знаниями,
материалами
и
умениями наиболее эффективно. Направленность на взаимодействие
с
партнером
указывает
на
наличие
у
учащихся
мотивации
совместной
учебной
деятельности
и
дает
возможно сть
рассматривать
различные
уровни
сформированности
социальных
мотивов.
Таким
образом,
мотивация
совместной
учебной
деятельности
влияет
на
формирование
внешней
мотивации
к
изучению иностранного языка. Совместная учебная деятельность
осуществляется
на
учебном
материале
и
для
получения
собственного
учебного
результата,
таких
как
знания,
умения
и
навыки.
Оба
вида
мотивации
тесно
связаны
в
практической
деятельности, формируются в непосредственной зависимости друг
от
друга.
В
таком
случае
мотивация
совместной
учебной
деятельности может рассматриваться как путь формирования как
внешней,
так
и
внутренней
мотивации
изучения
иностранного
языка.
Формирование лингвопознавательной мотивации способствует
филологической
зоркости
у
учащихся.
Языковая
догадка
играет
большую роль в развитии филологической зоркости. Своеобразное
«озарение»
по
поводу
того
или
иного
значения
слова,
грамматической формы, выражения доставляют ученикам большое
удовольствие и мотивируют на дальнейший лингвистический поиск.
Следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, при
этом
нацеливая
на
подсказки
и
опоры
в
самом
материале.
Накопление языкового материала также является одной из важных
целей.
Для
этого
существуют
различные
языковые
игры.
Дух
соревнования, радость, атмосфера азарта активизируют восприятие
и запоминание. Благодаря игре могут быть усвоены все необходимые
стороны лексического материала.
«В
средних
классах
школы
развитие
познавательных
процессов
детей
достигает
такого
уровня,
что
они
оказываются
готовыми
к
выполнению
практически
всех
видов
умственной
работы,
включая
самые
сложные.
Познавательные
процессы
учеников приобретают такие качества, которые могут сделать их
совершенными и гибкими, а развитие средств познания немного
опережает собственно личностное развитие детей» [Гибсон
2008:
56-60].
В
под ро ст ковом
возраст е
акт ивно
ид ет
п р о ц е с с
познавательного
развития.
Ученики
могут
мыслить
логически,
заниматься
самоанализом
и
рассуждениями.
Они
практически
свободно
рассуждают
на
нравственные,
политические
и
другие
темы. К 9 классу школьники усваивают многие научные понятия,
используя их в процессе решения различных задач. Это означает
сформированность
у
учеников
теоретического
или
словесно-
логического мышления. При этом наблюдается актуализация всех
остальных познавательных процессов.
Совершенствует самоконтроль деятельности, который вначале
является контролем по результату или заданному образцу, а затем -
процессуальным контролем, способностью выбирать и избирательно
контролировать любой момент или же шаг в деятельности.
Характерная
особенность
подросткового
возраста
–
это
способность и готовность ко многим различным видам обучения, как
в
практическом
плане
(навыки
и
трудовые
умения),
так
и
в
теоритическом
(рассуждение,
умение
мыслить).
Еще
одна
из
основных черт, проявляющейся у подростков – это склонность к
экспериментированию, проявляющаяся в нежелании применять на
веру.
В
подростке
обнаруживаются
широкие
познавательные
интересы,
которые
связаны
со
стремлением
все
проверить
самостоятельно,
лично
удостовериться
в
истинности.
Главное
отличие подросткового возраста - это повышение интеллектуальной
активности,
которая,
прежде
всего,
стимулируется
желанием
развить, продемонстрировать свои способности и получить высокую
оценку.
Для обеспечения личностно – ориентированного подхода в
обучении
иностранному
языку
стоит
исходить
из
некоторых
ключевых позиций:
1)
Важно
выстраивать
вокруг
учащегося
своеобразное
языковое
окружение,
при
котором
используется
его
личное
пространство,
обращая
при
этом
внимание
на
присутствие
иностранного языка в повседневной жизни: любимые иностранные
книги, песни, фильмы, мультфильмы и т.д.
2)
Стоит особым образом оформить пространство учебной
аудитории,
целью
которой
будет
организация
различных
динамических упражнений.
3)
Необходимо строить обучение всем языковым формам,
используя
при
этом
все
три
сенсорные
системы
восприятия
последовательно или одновременно.
4)
Для возникновения мотивации
отправным моментом
является ознакомление учащихся с задачами урока и их принятием.
Ученикам должна импонировать сама формулировка задач урока,
открывать перед ними ясную речевую перспективу.
5)
Учитель должен внимательно относиться к правильному
осмыслению учащимся системы отметок. Для учащихся школьная
отметка
имеет
различный
смысл.
Либо
отметка
-
это
элемент
обратной связи, то есть своеобразное свидетельство о конкретных
сильных
и
слабых
сторонах
ученика,
что
усиливает
мотивацию.
Либо
другой
вариант,
оценка-это
качество
контролирующего
фактора,
как
наказание,
так
и
поощрение
за
работу,
что
может
привести
к
снижению
внутренней
мотивации.
Исходя
из
всего
вышесказанного
следует
отметить,
что
сильный
оценочный
компонент обеспечивает успех и закрепляет в учащемся уверенность
в своих возможностях, что рождает и усиливает интересы ребенка к
дисциплине.
6)
Полезно
расширять
спектр
личностного
выбора
участника группового обучения в процессе: индивидуальной или
групповой работы на занятии.
7)
Всегда
стоит
устраивать
взаимную
обратную
связь
о
практических результатах. Рассказ о собственных успехах практики
иностранного языка в жизни дополнительно мотивируют учащихся.
8)
Если учащиеся чувствуют собственную компетенцию, то
есть
когда
существуют
позитивные
обратные
связи
(
одобрение,
похвала), то внутренняя мотивация усиливается. Но все получается
наоборот,
если
преобладают
негативные
обратные
связи
(критические оценки).
Хорошее
настроение
учащегося
также
вызывает
и
удовлетворение
отношениями
с
учителем,
жизнерадостность
способствует развитию творческой активности. «Перевод учебного
процесса
на
уровень
личностного
взаимодействия
означает
превращение его в сотрудничество учителя и учащихся» [Божович
1997: 175-180].
Сотрудничество-это не самоцель, налаживается оно для того,
чтобы учащийся приобретал знания, способы деятельности и опыт
общения. Оно необходимо
для того, чтобы ученик мог и умел
трудиться
в
большом
коллективе,
в
группе
и
индивидуально.
Сотрудничество в обучении – это не только помощь ученику при
решении
сложных
учебных
задач,
но
еще
и
самостоятельный
коллективный труд школьников при выполнении заданий, которые
требуют постоянных и временных контактов с внешней средой. В
данном случае сотрудничество между учителем и учеником - это
взаимодействие,
которое
скреплено
отношениями
взаимного
интереса и доверия.
Выводы
Таким
образом,
мотивация
учения
школьников
-
целенаправленный, специально организуемый процесс, в котором
различные мотивы выступают в единстве и взаимосвязи. Развитие
положительной мотивации может быть достигнуто при соблюдении
следующих педагогических условий:
актуализация
уже
сложившихся
у
школьников
позитивных
мотивационных
установок
посредством
внедрения
в
образовательный процесс начальной школы приемов социоигровой
режиссуры урока:
создание
условий
для
появления
положительных
мотивационных установок и формирования у них новых качеств
визуальными средствами информационных технологий в проектной
деятельности;
изменение
внутреннего
отношения
учащегося
как
к
наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их
развития.
Критериями
сформированности
положительной
мотивации
учения при изучении иностранного языка являются: преобладание
широких
социальных
мотивов
(долга
и
ответственно сти,
самоопределения и самосовершенствования) и мотивов, связанных с
процессуальной стороной учения, уменьшение числа узко-личных
интересов.
При обучении иностранному языку большое значение работе
придается
над
произношением.
Учащие ся
о вл а д е ва ют
произносительными
навыками
в
ходе
обучения
устной
речи
и
чтению. Наиболее сложным и ответственным периодом.
Принципы
обучения
реализуются
в
соответствии
с
требованиями коммуникативно-когнитивного подхода к обучению
иностранного языка (в данном случае французского) учащихся 7
класса.
К
основным
из
них
относятся:
принцип
непрерывного
обучения, деятельностный характер обучения (принцип активности),
принцип комплексной мотивации, принцип осознанного овладения
иностранным
языком,
принцип
личностно
ориентированной
направленности
обучения.,
коммуникативная
направленность
обучения, взаимосвязанное обучение языку и культуре изучаемого
языка
и
взаимосвязанное
обучение
всем
видам
речевой
деятельности.
Список литературы:
1.
Асмус В.Ф. Демокрит.- М., 1960
2.
Богословская О. Мотивация получения высшего образования в
контексте выбора профессии // Высшее образование в России.
2008. №5.- С.43-45
3.
Гальперин
П.Я.,
Кабыльницкая
С.Л.
Экспериментальное
формирование внимания. Москва: Издательство Московского
университета, 1974.
4.
Гальскова
Н.Д.,
Гез
Н.И.
Теория
обучения
иностранным
языкам// Лингводидактика и методика. Учебное пособие для
студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений.
— 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
5.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам. Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).
6.
Гибсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Донелли Д.Х. Организация.
Поведение. Структура. Процессы. - М.,2008.- С.56-60
7.
Горностай
П.,Титаренко
Т.(ред).
Психология
личности:
словарь-справочник. К.: "Рута", 2001.
8.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной
технологии обучения // Директор школы, 1995.
9.
Гу р е в и ч
К . М .
Д и ф ф е р е н ц и а л ь н а я
п с и хол о г и я
и
психодиагностика: Избранные труды.- СПб., 2008.
10.Дубовицкая
Т.Д.
К
проблеме
диагностики
учебной
мотивации // Вопросы психологии. 2008.- С.35-40.
11.Ильина М.А. Электронные учебные пособия и их важность в
учебном
процессе//Информационно-коммуникационные
технологии в педагогическом образовании - №3(18) май-июнь
2012.
12.Кессиди Ф.Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита
Эфесского. 2500 лет со дня рождения. – М.: Изд-во АХ, 1963.-
С.65-70
13.Коржова Е. Ю., Семенова Г. В., Волохонская М. С. Психология
личности.
Учебно-методическое
пособие
к
практическим
занятиям. –
2-е издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Изд-во АНО
«ИПП», 2009.
14.Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных
психологов. Изд-во: Питер, 2009
15.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: 1971.-
С.75-80; С.150-153
16.Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики
обучения иностранным языкам // Литература в школе. – 2011. -
№12.- С.31-35; С. 87-90
17.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга
для учителя. М.: Просвещение, 1990.
18. Маслоу А. Мотивация и личность — СПб.: Питер, 2008.
19.Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения
иностранным языкам. — М: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.
20. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с
англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А.
Леонтьева. М.: Смысл, 2002.- С.20-23.
21.Полат Е.С. (ред.) Новые педагогические и информационные
технологии
в
системе
образования.
Учебное
пособие
для
студентов пед. ВУЗов и системы повышения квалификации
пед. кадров. М.: Академия, 2002.
22.Полат Е.С. Новые педагогические технологии: Пособие для
учителя М., 1997.
23.Рубинштейн М.М. Платон - учитель.- Иркутск , 1920.- С.120-
123
24.Рубцов В.В. (ред.) Л.И. Божович и современная психология
личности. Международная научно-практическая конференция.
Москва. МГППУ. Издатель: Психологический институт РАО.
28-29 октября 2008.
25.Хапева
С.С.,
Жарков
В.А.,
Пронин
Н.А.
Подготовка
работников
системы
образования
с
новыми
программными
продуктами и современным оборудованием. – М., издательство
МГОУ, 2008 г.
26.Хекхаузен Х. мотивация и деятельность. - Питер, 2-е издание ,
2003г.- С.115-120.