Технологическая карта урока по русскому языку для 7 класса по теме "Причастный оборот. Запятые при причастном обороте"
Автор: Кушнер Ольга Олеговна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 37 им. Новикова Г.Г." Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: Технологическая карта урока по русскому языку для 7 класса по теме "Причастный оборот. Запятые при причастном обороте" Раздел: среднее образование
Разработка учителя русского языка и литературы Кушнер Ольги Олеговны (МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 37 им. Новикова Г.Г.» г. Кемерово
Технологическая карта урока по русскому языку для 7 класса по теме
«Причастный оборот. Запятые при причастном обороте».
Тип урока: изучение нового материала.
Применяемая технология: технология развития критического мышления.
Дидактические цели:
1. Введение
новых
понятий:
«Причастный
оборот»,
«запятые
при
причастном
обороте».
2. Построение алгоритма определения причастного оборота в предложении.
3. Закрепление навыков определения причастного оборота в предложении.
Метапредметные цели:
1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических
качеств личности.
2. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической
культурой производства.
Воспитательные задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к русскому языку.
2. Организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины
при работе в группе и самостоятельно.
3. Обеспечение творческой активности при выполнении заданий.
Развивающие задачи:
1. Способствовать
развитию
умений
учащихся
обобщать
полученные
знания,
проводить анализ, делать необходимые выводы по данной теме.
2.
Обеспечить
условия
для
овладения
учащимися
алгоритмом
определения
причастного оборота в предложении.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.Организационны
й момент.
Цель этапа:
- настроить
обучающихся
к
учебной
деятельности и на
получение
новых
знаний
- создать
условия
для
мотивации
у
ученика
внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
-приветствует обучающихся, проверяет
готовность
к уроку,
настраивает
на
работу
Личностные УУД:
-эмоционально
настраиваются
на
урок-проявляют
эмоциональное
о т н о ш е н и е
к
учебно-
познавательной
деятельности
Познавательные
УУД:
-осуществляют
активное слушание
-формулируют
собственные
учебный процесс
ожидания
Коммуникативные
УУД:
-слушают
собеседника
-выстраивают
п о н я т н ы е
д л я
собеседника
высказывания
2. Вызов.
Цель этапа:
-пробудить
имеющиеся знания;
-активизировать,
заинтересовать
учащихся,
мотивировать
их
на
дальнейшую
работу;
-
активизировать
у ч а щ и х с я
н а
определение целей
урока
- объявляет групповую работу,
- раздает листы с упражнением,
-
предлагает
для
работы
над
упражнением приём «Ромашка Блума»
Упражнение:
- прочитайте предложения, ответьте на
вопросы «ромашки».
1)Бегущий человек громко кричал.
2)Звонко
журчал
ручей,
бегущий
в
овраге.
3)Сконфуженный Миронов поклонился
в спину ему.
4)За столом сидел приехавший недавно
гость.
5)Чайки,
носившиеся
над
водой,
громко кричали.
Вопросы – лепестки:
1.(Простой) Что я знаю о причастиях?
2. (Уточняющий) Если
я
правильно
понял, то я не испытаю трудностей,
когда
буду
определять
причастия
в
предложении?
3. (Объясняющий) Для чего нам даны
именно эти предложения? Для чего
мне важно их проанализировать?
4.(
Оценочный)
Почему
от
одних
причастий в этих предложениях я не
могу задать вопрос к другим словам, а
от других задаю и могу определить
зависимое слово?
5.(Творческий)
Чего
бы
лишился
русский язык, если бы в нём не было
причастий с зависимыми словами?
6.
(Практический)
Как
дальше
мы
будем анализировать причастия в этих
предложениях?
Личностные УУД:
-активизация
имевшихся
ранее
знаний;
-
о с у щ е с т в л я ю т
умение
слушать
в
соответствии
с
целевой установкой;
-
в ы с к а з ы в а ю т
различные варианты
решения проблемы.
Познавательные
УУД:
-
р а з в и в а ю т
и
углубляют
п от р е б н о с т и
и
мотивы
учебно-
познавательной
деятельности;
-
и з в л е к а ю т
информацию
из
текста; прогнозируют
будущую работу;
- на основе анализа
делают
вывод,
о б о б щ а ю т
и
классифицируют
по
признакам,
находят
ответы на вопросы,
аргументируют
собственное мнение.
Коммуникативные
УУД:
-осуществляют
взаимодействие
с
учителем;
-
осуществляют
у ч а с т и е
в
коллективном
обсуждении;
-
учатся
слушать,
вести
диалог
в
соответствии
с
целями и задачами
общения.
3 .
С т а д и я
осмысления.
Цель этапа:
-
д а т ь
н о в ы е
знания;
Н ап р а в и т ь
н а
создание
алгоритма;
-организовать
самостоятельную
работу.
1.
предлагает
использовать
приём
ведения
трёхчастного
дневника
при
дальнейшем
анализе
д анных
предложений:
Личностные УУД:
- высказывает
своё
отношение к новому
материалу, выражает
свои эмоции;
- оценивает материал
в
соответствии
с
определённой
ситуацией;
-
в
х о д е
исследования
объясняет материал.
Познавательные
УУД:
-осуществляет
познавательную
р е ф л е к с и ю
в
отношении действий
п о
р е ш е н и ю
у ч е б н ы х
и
познавательных
задач;
-получает
информацию
из
т е кс т а ,
с т р о и т
сообщение в устной
и
п и с ь м е н н о й
форме;
-проводит сравнение
изучаемых объектов
по
самостоятельно
выделенным
основаниям
-осуществляет поиск
новой
информации,
используя
дополнительные
источники
информации(учебник
).
Регулятивные УУД:
-осмысливает
тему
нового материала и
основных
вопросов,
п од л е ж а щ и х
к
усвоению;
-формулирует
свои
мысли в устной и
письменной форме.
Коммуникативные
Записываю
предложение
Комментарий
(почему это
предложение
привлекло
моё
внимание)
Вопросы
к
учителю
2.Предлагает составить и записать своё
предложение с причастным оборотом.
3.Работа с упражнением:
- найдите в предложениях причастные
о б о р о т ы ,
о п р е д е л и т е
и х
синтаксическую роль;
- уберите из предложений причастные
обороты и получите пословицы.
1) Ласковое слово, звучащее из уст, не
трудно, да спорно.
2) Трудовая копейка, поблёскивающая в
руке, до веку живёт.
3)
Больше
дела
–
меньше
слов,
мешающих работать.
4) Муравей не велик, а попадающиеся
на пути горы копает.
5) К чему душа лежит, к тому и руки,
умеющие всё делать, приложатся.
6)
Хвались
урожаем,
собранным
осенью, когда в амбары засыпаешь.
Кто
раньше
встаёт,
тот
грибки,
растущие в лесу, соберёт, а сонливый
да ленивый идут после за жгущей им
руки крапивой.
4. Работа с упражнением:
-
измените
высказывания
А.Грина,
добавив в них причастный оборот.
1) Всё, что неожиданно изменяет нашу
жизнь,- не случайность. Оно - в нас
самих и ждёт лишь внешнего повода
для выражения действием.
2) В великих случаях детской жизни
подобаем быть человеку серьёзным и
удивлённым.
3) О главном надо говорить сразу или
оно
заснёт,
как
волна,
политая
с
корабля маслом.
4) Я понял одну нехитрую истину.
Она
в
том,
чтобы
делать
чудеса
своими руками…
УУД:
-использует
адекватные
языковые
средства
для
отображения
с в о и х
ч у в с т в ,
мыслей, мотивов и
потребностей.
-осуществляет
взаимодействие
с
у ч и т е л е м
и
учениками.
4.Стадия
рефлексии.
Цель этапа:
-
о р г а н и з о в а т ь
фиксацию
нового
знания,
изученного
на уроке;
-
о р г а н и з о в а т ь
фиксацию
степени
соответствия
результатов
деятельности
на
у р о к е
и
поставленной цели
в начале урока;
-
о р г а н и з о в а т ь
проведение
самооценки работы
на уроке;
-
з а ф и к с и р о в а т ь
направления
будущей
деятельности.
1.Предлагает
использовать
приём
«Общее – уникальное» для рефлексии
по достижениям целей урока:
-используя
графические
методы,
впишите общие и уникальные черты
причастия и причастного оборота:
( где А – уникальные черты причастия;
В-
уникальные
черты
причастного
оборота, а затемнённое поле- общие
черты)
- п о д в о д и т
о б ъ е к т и в н у ю
и
комментированную оценку результатов
коллективного
и
индивидуального
труда обучающихся на уроке;
- задаёт домашнее задание.
Вариант: дополнить пять пословиц о
дружбе причастным оборотом, записать
полученное в тетрадь.
Коммуникативные
УУД:
- о б о б щ а ю т
и
систематизируют
знания,
полученные
н а
у р о к е ;
аналитически
размышляет,
работает на уровне
с и н т е з а
и
сравнительной
оценки;
-занимаются
о ц е н к о й
и
самооценкой
учебной
деятельности;
-формируют умения
полно
и
точно
выражать
свои
мысли;
Личностные УУД:
-выражают
свои
эмоции
по
поводу
урока;
Используемая литература:
1. Русский язык : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – М. : Просвещение,
2013
2. Русский язык. Правила и упражнения. 5-11 кл. /Д.Э. Розенталь.- М.: ООО
«Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2010.-416 с.- (Ваш
домашний репетитор)
3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /О.Б.
Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В.
Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.- 176с. – Серия «Петербургский вектор введения
ФГОС основного общего образования»
4. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки
учителя: Учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская – 2-е изд. - СПб .: КАРО,
2013. – 144 с. – (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего
образования)