Напоминание

Туризм - комплексное средство всестороннего развития ребенка в системе дополнительного образования


Автор: Чирик Валентина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Туризм - комплексное средство всестороннего развития ребенка в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Статья «Туризм – комплексное средство всестороннего развития ребенка в системе дополнительного образования» Педагог дополнительного образования В.Н.Чирик Калининград 2017
Туризм является одним из наиболее демократичных видов деятельности в системе дополнительного образования. Туризм – это и область человеческих знаний, и образ жизни, и вид спорта, и форма п р о в е д е н и я д о с у г а , и с п о с о б с а м о в ы р а ж е н и я л и ч н о с т и , самосовершенствования и оздоровления организма. У школьников и у педагогов отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому.
Для детей туризм
- способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни.
А для педагогов
он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Занимаясь туризмом, ребята быстрее приобретают социальную зрелость, получают духовную, физическую и психологическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. Познавательный интерес меняет существенным образом отношение учащегося к изучаемым в школе предметам и окружающей действительности. Он способствует развитию связи школы с жизнью, учит самостоятельности и активности учащихся, развивает внутриколлективные связи, реализует межпредметные связи в краеведческой деятельности. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, "книжных" знаний в конкретные, привязанные к месту и времени. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Тесное общение с природой, возможность «потрогать руками историю», постоянное движение вперед в познании края, доступные физические нагрузки, встречи с интересными людьми вырабатывают потребность в интеллектуальном развитии: больше читать, видеть, слышать, узнавать, заботится о природе, животных, близких людях, сопереживать и помогать нуждающимся. При современной нарушенной экологии, загазованности городов и поселков, высоком уровне шума и других травмирующих факторах, а также значительном пребывании подростков в закрытом помещении, у телеэкранов, субботний или воскресный туристический поход или практическое занятие на местности являются важным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы снимают нервное напряжение, дают заряд бодрости и энергии. После похода подросток в течение нескольких дней чувствует себя физически хорошо и спокойно. Туристская деятельность не только способствует оздоровлению, но и совершенствует физические данные человека, вырабатывая такие важные
качества, как выносливость, сила, ловкость. Ближние и дальние туристские походы, робинзонская жизнь в палатке где-то в глухих лесах, вечерние посиделки под звездным небом у жаркого костерка – вот где богатейшая залежь воспитательных возможностей, вот где настоящий клад педагогических драгоценностей. Да, именно
самодеятельный туризм
создает условия, требующие от ребят активных и самостоятельных действий, а ведь через этот «педагогический канал» мы можем быстро и прочно внести в его сознание, в его душу то, что хотим внести. Здесь ребята закаляют свой характер, здесь закладывается у них любовь к труду, к природе, к Родине. В туристском походе одновременно решаются следующие
педагогические

задачи
: обучение, во спитание, о зд о р о в л е н и е , профессиональная ориентация, социальная адаптация детей. Такого объема и сочетания педагогического воздействия не может дать ни одна другая форма дополнительного образования детей.
Туристский

поход
дает возможность радикально изменить привычный способ жизни. Покинув родной дом и школу, ребенок вместе с товарищами оказывается среди дикой природы на полностью автономном жизнеобеспечении. Здесь, лишенный привычного домашнего комфорта, он быстро меняет шкалу жизненных ценностей, адаптируясь к новой среде, и меняется сам, осмысливая свой долг перед оставленными им родными людьми и перед своими походными спутниками. На маршруте похода сразу же возникает жесткая взаимозависимость между участниками: каждый легко убеждается, что его личное благополучие напрямую зависит от благополучия всех – от решений, действий и поведения каждого. Учительские нравоучения здесь оказываются ненужными. Сама походная жизнь учит, что необходимо действовать рационально, подавляя в себе нежелание, лень, усталость, - т.е. на первое место выдвигается волевое начало в поведении ребенка. Подросток убеждается в необходимости выносливости, хорошей физической подготовки. Если в течение года на занятиях некоторые из них несерьезно относились к тренировкам, то в походе подростки сами убеждаются, как важно быть сильным, выносливым. Фактически в походе рождается иная мотивация посещения туристского объединения и, как показывает опыт всех предыдущих лет, после похода ребята совершенно по- иному начинают тренироваться. Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным.
Спортивное содержание
туристского похода состоит в преодолении туристами собственными силами
и средствами различных естественных препятствий на маршруте, а также трудностей и лишений походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным; оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия. К естественным препятствиям на первое место надо поставить само расстояние - длину переходов, длину маршрута в целом, точное прохождение намеченного маршрута – ориентирование на незнакомой местности по карте и компасу. Этот элемент содержания требует серьезной интеллектуальной работы, хорошего знания географии и топографии, смекалки, умения наблюдать. В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива. Туризм с активными средствами передвижения является наиболее комплексным средством всесторонне развивающего влияния на ребенка. В походе «спортивным соперником» туристов выступает географическая среда, и сама природа становится здесь главным помощником учителя в воспитании и обучении детей. Преодолеваемые туристами с грузом на плечах километры с их топографическим, географическим, эстетическим и всяким другим содержанием являются мощным развивающим фактором: движение по лесу, по горам без троп тренирует опорно-двигательный аппарат, воспитывает идею братства людей, твердый характер, чувство естественной красоты. В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником.
Туризм
– это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться о тех, кто рядом. Конечно, не для всех детей спортивный туризм в его сложных формах является их главным деятельным увлечением, лучшим видом досуга, но в каждом ребенке живет интерес к путешествиям. Поэтому и нужна система туризма в школе, которая позволит удовлетворить интересы всех: параллельно с кружками спортивного туризма для «увлеченных» должен
существовать «маленький» туризм в каждом классе. В простых доступных формах одно-двухдневных походов он необходим каждому ребенку. Скептики могут утверждать, что умения разжечь в дождь костер, быстро и вкусно приготовить обед на 15 человек, ходить по крутым склонам есть очень специфические умения, которые могут не пригодиться никогда в жизни, ситуации, которые встречаются в летнем походе, встречаются только там и нигде больше. Но развитие у детей этих умений не самоцель. Особая деятельность и особое общение, которыми подростки овладевают в походе, есть средство развития многих черт характера, которые окажутся выгодными для человека в любых жизненных ситуациях. А поход создает педагогу идеальные условия для осуществления косвенного воздействия именно на те сферы личности, которые интенсивно развиваются в подростковый период.
Туризм
является одним из сложных видов деятельности, который позволяет человеку комплексно проявляться и расти. Без преувеличения можно сказать, что здесь для достижения какого-либо результата необходимо развивать все сферы личности, начиная от физических и волевых свойств и заканчивая интеллектуальными, коммуникативными, нравственными качествами.


В раздел образования