Туризм - комплексное средство всестороннего развития ребенка в системе дополнительного образования
Автор: Чирик Валентина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО Дворец творчества детей и молодежи Населённый пункт: Калининград Наименование материала: статья Тема: Туризм - комплексное средство всестороннего развития ребенка в системе дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Статья
«Туризм – комплексное средство всестороннего развития
ребенка в системе дополнительного образования»
Педагог дополнительного
образования В.Н.Чирик
Калининград
2017
Туризм
является
одним
из
наиболее
демократичных
видов
деятельности
в
системе
дополнительного
образования.
Туризм
–
это
и
область
человеческих
знаний,
и
образ
жизни,
и
вид
спорта,
и
форма
п р о в е д е н и я
д о с у г а ,
и
с п о с о б
с а м о в ы р а ж е н и я
л и ч н о с т и ,
самосовершенствования и оздоровления организма.
У школьников и у педагогов отношение к туризму различное, но не
противоречит одно другому. Для детей туризм - способ активного отдыха,
увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа
жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих
воспитанников и активнее повлиять на их развитие.
Занимаясь
туризмом,
ребята
быстрее
приобретают
социальную
зрелость,
получают
духовную,
физическую
и
психологическую
закалку,
активно
готовятся
к
трудовой
деятельности.
Познавательный
интерес
меняет существенным образом отношение учащегося к изучаемым в школе
предметам и окружающей действительности. Он способствует развитию
связи школы с жизнью, учит самостоятельности и активности учащихся,
развивает внутриколлективные связи, реализует межпредметные связи в
краеведческой деятельности.
Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой
мере возможность превратить множество отвлеченных, "книжных" знаний в
конкретные, привязанные к месту и времени. Туризм по природе своей
невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего
не узнавать.
Тесное
общение
с
природой,
возможность
«потрогать
руками
историю»,
постоянное
движение
вперед
в
познании
края,
доступные
физические
нагрузки,
встречи
с
интересными
людьми
вырабатывают
потребность в интеллектуальном развитии: больше читать, видеть, слышать,
узнавать, заботится о природе, животных, близких людях, сопереживать и
помогать нуждающимся.
При современной нарушенной экологии, загазованности городов и
поселков, высоком уровне шума и других травмирующих факторах, а также
значительном
пребывании
подростков
в
закрытом
помещении,
у
телеэкранов,
субботний
или
воскресный
туристический
поход
или
практическое
занятие
на
местности
являются
важным
средством
оздоровления
и
профилактики
заболеваний.
Походы
снимают
нервное
напряжение, дают заряд бодрости и энергии. После похода подросток в
течение нескольких дней чувствует себя физически хорошо и спокойно.
Туристская
деятельность
не
только
способствует
оздоровлению,
но
и
совершенствует физические данные человека, вырабатывая такие важные
качества, как выносливость, сила, ловкость.
Ближние и дальние туристские походы, робинзонская жизнь в палатке
где-то в глухих лесах, вечерние посиделки под звездным небом у жаркого
костерка – вот где богатейшая залежь воспитательных возможностей, вот
где
настоящий
клад
педагогических
драгоценностей.
Да,
именно
самодеятельный туризм создает условия, требующие от ребят активных и
самостоятельных действий, а ведь через этот «педагогический канал» мы
можем быстро и прочно внести в его сознание, в его душу то, что хотим
внести. Здесь ребята закаляют свой характер, здесь закладывается у них
любовь к труду, к природе, к Родине.
В
туристском
походе
одновременно
решаются
следующие
педагогические
задачи :
обучение,
во спитание,
о зд о р о в л е н и е ,
профессиональная ориентация, социальная адаптация детей. Такого объема
и сочетания педагогического воздействия не может дать ни одна другая
форма дополнительного образования детей.
Туристский
поход
дает
возможность
радикально
изменить
привычный способ жизни. Покинув родной дом и школу, ребенок вместе с
товарищами оказывается среди дикой природы на полностью автономном
жизнеобеспечении. Здесь, лишенный привычного домашнего комфорта, он
быстро меняет шкалу жизненных ценностей, адаптируясь к новой среде, и
меняется
сам,
осмысливая
свой
долг
перед
оставленными
им
родными
людьми и перед своими походными спутниками. На маршруте похода сразу
же
возникает
жесткая
взаимозависимость
между
участниками:
каждый
легко
убеждается,
что
его
личное
благополучие
напрямую
зависит
от
благополучия
всех
–
от
решений,
действий
и
поведения
каждого.
Учительские нравоучения здесь оказываются ненужными. Сама походная
жизнь
учит,
что
необходимо
действовать
рационально,
подавляя
в
себе
нежелание, лень, усталость, - т.е. на первое место выдвигается волевое
начало в поведении ребенка.
Подросток
убеждается
в
необходимости
выносливости,
хорошей
физической подготовки. Если в течение года на занятиях некоторые из них
несерьезно
относились
к
тренировкам,
то
в
походе
подростки
сами
убеждаются, как важно быть сильным, выносливым. Фактически в походе
рождается
иная
мотивация
посещения
туристского
объединения
и,
как
показывает опыт всех предыдущих лет, после похода ребята совершенно по-
иному начинают тренироваться.
Для
организованного,
культурного
туризма
прохождение
намеченного маршрута является приоритетным. Спортивное содержание
туристского похода состоит в преодолении туристами собственными силами
и средствами различных естественных препятствий на маршруте, а также
трудностей и лишений походной жизни. Это преодоление должно быть
заранее
рассчитанным,
посильным
и
обязательно
успешным;
оно
совершается
лично
каждым
участником,
но
в
условиях
коллективного
взаимодействия.
К
естественным
препятствиям
на
первое
место
надо
поставить само расстояние - длину переходов, длину маршрута в целом,
точное
прохождение
намеченного
маршрута
–
ориентирование
на
незнакомой местности по карте и компасу. Этот элемент содержания требует
серьезной
интеллектуальной
работы,
хорошего
знания
географии
и
топографии, смекалки, умения наблюдать.
В
непосредственном
контакте
с
природой,
совместно
преодолевая
небольшие трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят.
Они
учатся
жить
и
работать
в
коллективе,
самостоятельно
решать
возникающие
проблемы.
Учатся
проявлять
инициативу
и,
что
гораздо
труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Туризм
с
активными
средствами
передвижения
является
наиболее
комплексным средством всесторонне развивающего влияния на ребенка. В
походе
«спортивным
соперником»
туристов
выступает
географическая
среда, и сама природа становится здесь главным помощником учителя в
воспитании
и
обучении
детей.
Преодолеваемые
туристами
с
грузом
на
плечах километры с их топографическим, географическим, эстетическим и
всяким другим содержанием являются мощным развивающим фактором:
движение
по
лесу,
по
горам
без
троп
тренирует
опорно-двигательный
аппарат,
воспитывает
идею
братства
людей,
твердый
характер,
чувство
естественной красоты.
В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны,
у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание
необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и
неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником.
Туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям
интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и
уверенность
в
собственных
силах.
Все
виды
активного
туризма
вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться
о тех, кто рядом.
Конечно, не для всех детей спортивный туризм в его сложных формах
является их главным деятельным увлечением, лучшим видом досуга, но в
каждом ребенке живет интерес к путешествиям. Поэтому и нужна система
туризма
в
школе,
которая
позволит
удовлетворить
интересы
всех:
параллельно с кружками спортивного туризма для «увлеченных» должен
существовать «маленький» туризм в каждом классе. В простых доступных
формах одно-двухдневных походов он необходим каждому ребенку.
Скептики
могут
утверждать,
что
умения
разжечь
в
дождь
костер,
быстро и вкусно приготовить обед на 15 человек, ходить по крутым склонам
есть очень специфические умения, которые могут не пригодиться никогда в
жизни, ситуации, которые встречаются в летнем походе, встречаются только
там и нигде больше. Но развитие у детей этих умений не самоцель. Особая
деятельность и особое общение, которыми подростки овладевают в походе,
есть
средство
развития
многих
черт
характера,
которые
окажутся
выгодными для человека в любых жизненных ситуациях. А поход создает
педагогу идеальные условия для осуществления косвенного воздействия
именно
на
те
сферы
личности,
которые
интенсивно
развиваются
в
подростковый период.
Туризм
является
одним
из
сложных
видов
деятельности,
который
позволяет человеку комплексно проявляться и расти. Без преувеличения
можно
сказать,
что
здесь
для
достижения
какого-либо
результата
необходимо
развивать
все
сферы
личности,
начиная
от
физических
и
волевых
свойств
и
заканчивая
интеллектуальными,
коммуникативными,
нравственными качествами.