Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Автор: Васильева Ирина Степановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 5 "Теремок" Населённый пункт: Бор, Нижегородская область Наименование материала: Статья Тема: Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его
защите.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов
государственной
власти
и
общественных
организаций
по
формированию
у
граждан
высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Проблема
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
сегодня
одна
из
наиболее актуальных. В воспитании гражданина и патриота своей Родины – важная роль
принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего
патриотизма.
Для малыша, все начинается с родного дома и родителей. Именно в семье ребенок
должен
получить
представления
о
доме
как
общечеловеческой
ценности,
научится
понимать, что иметь дом – большое благо. Мы живем в многонациональном государстве и
поэтому
каждому
малышу
должны
обеспечить
возможность
соприкасаться
со
своей
национальной
культурой.
Подвести
детей
к
осознанию
того,
что
плохих
народов
не
бывает. О человеке судят не цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.
Российский академик Д.С.Лихачев отметил, что только «любовь к родному краю, знание
его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества».
Эта работа начинается с воспитания у ребенка любви к своей семье, дому, детскому саду,
улице, району, области.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших
звеньев
системы
воспитательной
работы. Федеральные
государственные
требования
требуют от педагога профессиональной компетентности.
Известны педагогические принципы. Любовь к Родине начинается с отношения к самым
близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на
которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Главным чувством, которое должно
сформироваться
в
процессе
патриотического
воспитания
у
дошкольников,
является
любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а за тем уже и к
большой Родине – России. Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья, детский сад , родной город , родная страна, наша Армия.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение
детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для
разучивания, использование ИКТ просмотр презентаций, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) .
Формирование
патриотических
чувств,
проходит
эффективнее,
если
детский
сад
устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу
формирования патриотических чувств, объясняется особыми психолого-педагогическими
возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное
учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность
отношений. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных
чувств.
Тесное
сотрудничество
с
родителями,
строятся
по
принципу
доверительного
партнерства,
моральной
поддержки
и
взаимопомощи.
Мы
должны
опираться
на
родителей
не
только
как
на
помощников,
а
как
на
равноправных
участников
в
формировании
детской
личности.
Что
бы
расширить
знания
родителей
применяются
различные формы организации консультативной работы: выступления на родительских
собраниях,
проведение
тематических
семинаров
и
круглых
столов,
индивидуальное
консультирование, оформление информационных стендов. Положительно
зарекомендовали себя прогулки и экскурсии с маршрутными листами, с целью знакомства
с
историческими
местами,
памятниками,
посещением
музея.
Дни
открытых
дверей,
проведение совместных детско-родительских мероприятий (спортивные и фольклорные
праздники)
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие
черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.