Напоминание

Интегрированный урок: суть, возможности, методика организации


Автор: Тетушкина Лариса Михайловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Интегрированный урок: суть, возможности, методика организации
Раздел: полное образование





Назад





Интегрированный урок: суть, возможности, методика организации

Тетушкина

Лариса

Михайловна


учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова При подготовке любого урока перед учителем встают серьезные проблемы, связанные с от - бором содержания, осознанием дидактического замысла урока. Выбором методических средств, адекватных целям обучения и воспитания.  Тенденциозность ряда учебников, самостоятельный выбор учителем аспекта препо- давания подчас ведут к односторонности в знаниях учащихся.  Сложность при отборе учебного материала вызваны также наличием разных концеп - ций преподавания истории и обществознания в школе.  Значительные сложности создает реализация требований государственного образо - вательного стандарта, делающего основной упор на деятельностной стороне обучения при все со - кращающемся количестве учебных часов.  Отсутствие интереса к изучаемым предметам.  Высокая учебная нагрузка на учащихся. Все это вместе взятое порождает необходимость поиска эффективных методических средств. Одно из них
интегрированный урок.
Интеграция создает возможности для формирования у учащихся целостной картины мира, общего восприятия различных сторон жизни. Школьники более глубоко понимают сами учебные предметы, что, безусловно, повышает познавательный интерес. Кроме всего прочего, интегрированный урок – это еще и форма открытого урока, что нема- ловажно в повседневной работе учителя, так как именно при этой форме организации учебного процесса наиболее полно проявляется совместная деятельность учителя и учеников, характеризу - ющая деятельность преподавателя.
Цели интегрированных уроков.
 Создание оптимальных условий для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, представляющего собой государственный образовательный стандарт.  интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению времен- ных затрат, и как следствие - снижению нагрузки учащихся, формированию ключевых компетен- ций, систематизации знаний и, в конечном итоге, формированию качественного нового образова- тельного продукта..  Создание атмосферы сотрудничества, комфортной психологической среды, способ- ствующей активному вовлечению каждого учащегося в учебно-познавательный процесс.  Развитие умений грамотно работать с различными видами информации и формиро- вание навыков оформления результатов деятельности.  Использование ИКТ для повышения эффективности урока.
Типы интегрированных уроков.
 Иллюстративно-развивающий – предполагает использование знаний из области дру- гих предметов для лучшего усвоения конкретно-исторического материала.  Проблемный – ведется исследование проблемы при помощи средств, присущих ин- тегрируемым предметам.
Роль педагога на уроке.
 Оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия.  они работают в классе, но с разными группами;  совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии;  поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции;  проводят опрос по своему предмету.  Интегрированный урок ведет один учитель. 1

Формы проведения интегрированных уроков.
На интегрированных уроках предполагается усиление аналитической стороны изучения предмета, организация всевозможных диалоговых форм обучения, проблемный подход к изуче- нию материала, активное использование творческого потенциала самих учащихся, дающее опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Формы интегрированных уроков могут быть самыми разными. Это зависит от содержания материала, особенностей класса, взглядов самого учителя на методику преподавания истории и обществознания.  урок- семинар  урок- конференция  уроки-путешествия  ролевые и деловые игры  практикумы  урок защиты проектов  урок-исследование Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы. Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование зна - ний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредмет- ных и межпредметных связей в процессе усвоения основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала метода- ми других наук, других учебных предметов. Неслучайно поэтому интегрированные уроки име- нуют еще межпредметными. Опыт педагогической деятельности показывает, что наиболее интересными для подростков являются процессы, происходящие в современном мире. Изучив имеющуюся учебную и методи - ческую литературу, мы предлагаем разработки интегрированных уроков в рамках обществознания и всеобщей истории ХХ века. Так, тема
«Нации и межнациональные отношения в современном мире
» по общество- знанию и тема «
Этносоциальные проблемы в современном обществе
» по истории изучаются в ходе интегрированного урока. Учащиеся не только получают теоретические знания о тенденциях развития современных межнациональных отношений, причинах межнациональных конфликтов, но и применяют полученные знания на практике. На уроке, в частности, были рассмотрены при - чины и история национальных конфликтов в Югославии, межэтнические конфликты в Бельгии и Испании, проблемы франкоязычного населения в Канаде, движение за автономию в Шотландии и Уэльсе, возможные пути урегулирования конфликтов. На вводном уроке по обществознанию по теме
«Глобальные проблемы современности и

пути их решения»
учащиеся знакомятся с сущностью, особенностями, причинами возникнове - ния, классификацией глобальных проблем современности. Для конкретизации и закрепления ис- пользуется тема урока по всеобщей истории «Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетия». Учащиеся выполняют проекты по темам: «Военная и экологическая угроза челове - честву», «Демографическая проблема» и т.д. В ходе интегрированного урока обществознания и истории
«Социальная структура и со-

циальные отношения в современном обществе
» данная тема рассматривается на примере раз- вития западного общества с использованием материала курса всеобщей истории по теме «Соци - альные процессы в информационном обществе» (разделы «Новые маргинальные слои», «Буржуа - зия: современный облик», «Наемные работники: служащие и средний класс»).
Методика подготовки к проведению интегрированного урока.
2
Первый этап –
аналитический.
Необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам с которыми предполагается осуществить интеграцию Сложность: умение перевести на язык истории систему формирования понятий в разных предметах, определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения. Определить методы познания, применяемые в данном предмете. Второй этап
– установочный.
В рамках данного этапа необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Сложность: проблема соотнесения исторического и литературного (обществоведческого, географического и т.д.) содержания Третий этап
– предварительный.
Формирование группы консультантов из числа учащихся. Подбор иллюстраций, аудио- и видеоматериалов, наглядных пособий. Итак, интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению времен - ных затрат, и как следствие - снижению нагрузки учащихся, формированию ключевых компетен- ций, систематизации знаний и, в конечном итоге, формированию качественного нового образова- тельного продукта. При этом для успешного осуществления интеграции школьных предметов тре- буется глубокий пересмотр организации процесса обучения. Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесто- ронним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения
Приложение.
Межпредметные связи включаются в следующих видах:
Отдельных фрагментов на уроке.

История – литература.
Достаточно эффективным приемом на уроке истории является использование литературных ис- точников. 1. На основе литературных источников определяют о ком идет речь, знакомятся с различными точками зрения на деятельность того или иного исторического деятеля.
Пример:

Тема: «Начало правления Александра 1» (8 класс).
На вводном уроке учащиеся знакомятся с различными точками зрения на правление Александра 1. «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как морская пена» (шведский дипломат Лагербильке) Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда… (А.С.Пушкин) 3) Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. (А.С.Пушкин) Вопросы классу: Как характеризуют эти фрагменты личность Александра 1? 3
Попробуйте дать характеристику эпохи Александра 1.
На основе литературного источника можно дать описание того или иного исторического па-

мятника в виде проблемного задания.

Задание для учащихся:
Проанализируйте отрывок из стихотворения Осипа Мандельштама и ответьте на вопросы:  Какой собор описывает поэт? Какие особенности готического стиля упомянуты в стихотворении?  Чем отличается описание готического собора поэтом от искусствоведческой статьи? Как видит собор поэт? Что для него главное в его описании?  Подумайте, почему автор сравнивает готический собор с египетским храмом? Что общего он увидел в них? Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,- Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда – нибудь прекрасное создам 
История – изобразительное искусство.
Тема
: «Церковные реформы царя Алексея Михайловича» (7 класс).
Вопрос о церковной реформе разбирается с использованием картины В.И.Сурикова «Боярыня Мо- розова». Обращаясь к картине, учитель рассказывает о преследовании старообрядцев. Сюжет картины описывает, как при аресте боярыню Морозову заковали в цепи и провезли в санях мимо Чудова монастыря и царского дворца, на переходах которого мог находиться царь Алексей Михайлович, наказавший непокорную «раскольницу». Именно для царя Феодосья Пркопьевна, обратив взор в сторону царских окон, подняла руку в старообрядческом двуперстном крестном знамении. На не- покорную боярыню на шею наложили цепи. Показанные на переднем плане калеки и нищие были, по свидетельству жизнеописания Морозовой, постоянными жителями в ее доме, как и беглые монахи – раскольники, юродивые, странники.
Примерные темы интегрированных уроков по обществознанию и всеобщей истории
. Обществознание (учебник Боголюбова) Всеобщая история (учебник Н.В. Загладина) 11 класс §5 «Социальная структура и социальные отно- шения в современном обществе»
План.
1. Социальная стратификация общества. 2. Социальная структура общества. 3. Люмпены и маргиналы. 4. Тенденции в развитии социальных отно- шений. 11 класс §24 «Социальные перемены в развитых стра- нах»
План.
1.Рабочие в информационном обществе. 2. Служащие и «революция управляющих». 3. Средний класс: основные черты. 4. Новые маргинальные слои. 4
11 класс «Глобальные проблемы современности и пути их решения»
План
. 1. Экологические проблемы. 2. Проблемы разоружения. Борьба с между- народным терроризмом. 3. Проблемы народонаселения в мире. 4. Продовольственная проблема. 11 класс §45 «Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления» План. 1. Военная и террористическая угрозы. 2. Экологические проблемы. 3. Проблемы неравномерности развития. 11 класс §5 «Социальная структура и социальные отно- шения в современном обществе».
План.
1. Социальная стратификация общества. 2. Социальная структура общества. 3. Люмпены и маргиналы. 4. Тенденции в развитии социальных отно- шений. 11 класс §24 «Социальные перемены в развитых стра- нах»
План
. 1.Рабочие в информационном обществе. 2. Служащие и «революция управляющих». 3. Средний класс: основные черты. 4. Новые маргинальные слои. 5


В раздел образования