Интегрированный урок: суть, возможности, методика организации
Автор: Тетушкина Лариса Михайловна Должность: учитель истории Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова" Населённый пункт: г. Тамбов Наименование материала: статья Тема: Интегрированный урок: суть, возможности, методика организации Раздел: полное образование
Интегрированный урок: суть, возможности, методика организации
Тетушкина
Лариса
Михайловна
– учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №13 с
углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова
При подготовке любого урока перед учителем встают серьезные проблемы, связанные с от -
бором содержания, осознанием дидактического замысла урока. Выбором методических средств,
адекватных целям обучения и воспитания.
Тенденциозность ряда учебников, самостоятельный выбор учителем аспекта препо-
давания подчас ведут к односторонности в знаниях учащихся.
Сложность при отборе учебного материала вызваны также наличием разных концеп -
ций преподавания истории и обществознания в школе.
Значительные сложности создает реализация требований государственного образо -
вательного стандарта, делающего основной упор на деятельностной стороне обучения при все со -
кращающемся количестве учебных часов.
Отсутствие интереса к изучаемым предметам.
Высокая учебная нагрузка на учащихся.
Все
это
вместе
взятое
порождает
необходимость
поиска
эффективных
методических
средств. Одно из них интегрированный урок.
Интеграция создает возможности для формирования у учащихся целостной картины мира,
общего восприятия различных сторон жизни. Школьники более глубоко понимают сами учебные
предметы, что, безусловно, повышает познавательный интерес.
Кроме всего прочего, интегрированный урок – это еще и форма открытого урока, что нема-
ловажно в повседневной работе учителя, так как именно при этой форме организации учебного
процесса наиболее полно проявляется совместная деятельность учителя и учеников, характеризу -
ющая деятельность преподавателя.
Цели интегрированных уроков.
Создание оптимальных условий для достижения всеми учащимися базового уровня
подготовки, представляющего собой государственный образовательный стандарт.
интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению времен-
ных затрат, и как следствие - снижению нагрузки учащихся, формированию ключевых компетен-
ций, систематизации знаний и, в конечном итоге, формированию качественного нового образова-
тельного продукта..
Создание атмосферы сотрудничества, комфортной психологической среды, способ-
ствующей активному вовлечению каждого учащегося в учебно-познавательный процесс.
Развитие умений грамотно работать с различными видами информации и формиро-
вание навыков оформления результатов деятельности.
Использование ИКТ для повышения эффективности урока.
Типы интегрированных уроков.
Иллюстративно-развивающий – предполагает использование знаний из области дру-
гих предметов для лучшего усвоения конкретно-исторического материала.
Проблемный – ведется исследование проблемы при помощи средств, присущих ин-
тегрируемым предметам.
Роль педагога на уроке.
Оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия.
они работают в классе, но с разными группами;
совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии;
поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции;
проводят опрос по своему предмету.
Интегрированный урок ведет один учитель.
1
Формы проведения интегрированных уроков.
На интегрированных уроках предполагается усиление аналитической стороны изучения
предмета, организация всевозможных диалоговых форм обучения, проблемный подход к изуче-
нию материала, активное использование творческого потенциала самих учащихся, дающее опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Формы интегрированных уроков могут быть самыми разными. Это зависит от содержания
материала, особенностей класса, взглядов самого учителя на методику преподавания истории и
обществознания.
урок- семинар
урок- конференция
уроки-путешествия
ролевые и деловые игры
практикумы
урок защиты проектов
урок-исследование
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к.,
как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много
времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки
достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению
какой-либо интегральной проблемы.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование зна -
ний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредмет-
ных и межпредметных связей в процессе усвоения основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для
его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала метода-
ми других наук, других учебных предметов. Неслучайно поэтому интегрированные уроки име-
нуют еще межпредметными.
Опыт педагогической деятельности показывает, что наиболее интересными для подростков
являются процессы, происходящие в современном мире. Изучив имеющуюся учебную и методи -
ческую литературу, мы предлагаем разработки интегрированных уроков в рамках обществознания
и всеобщей истории ХХ века.
Так, тема «Нации и межнациональные отношения в современном мире » по общество-
знанию и тема « Этносоциальные проблемы в современном обществе » по истории изучаются в
ходе интегрированного урока. Учащиеся не только получают теоретические знания о тенденциях
развития современных межнациональных отношений, причинах межнациональных конфликтов,
но и применяют полученные знания на практике. На уроке, в частности, были рассмотрены при -
чины и история национальных конфликтов в Югославии, межэтнические конфликты в Бельгии и
Испании, проблемы франкоязычного населения в Канаде, движение за автономию в Шотландии и
Уэльсе, возможные пути урегулирования конфликтов.
На вводном уроке по обществознанию по теме «Глобальные проблемы современности и
пути их решения» учащиеся знакомятся с сущностью, особенностями, причинами возникнове -
ния, классификацией глобальных проблем современности. Для конкретизации и закрепления ис-
пользуется тема урока по всеобщей истории «Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже
тысячелетия». Учащиеся выполняют проекты по темам: «Военная и экологическая угроза челове -
честву», «Демографическая проблема» и т.д.
В ходе интегрированного урока обществознания и истории «Социальная структура и со-
циальные отношения в современном обществе » данная тема рассматривается на примере раз-
вития западного общества с использованием материала курса всеобщей истории по теме «Соци -
альные процессы в информационном обществе» (разделы «Новые маргинальные слои», «Буржуа -
зия: современный облик», «Наемные работники: служащие и средний класс»).
Методика подготовки к проведению интегрированного урока.
2
Первый этап – аналитический.
Необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем
школьным курсам с которыми предполагается осуществить интеграцию
Сложность: умение перевести на язык истории систему формирования понятий в разных
предметах, определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения. Определить методы
познания, применяемые в данном предмете.
Второй этап – установочный.
В рамках данного этапа необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно
скорректировав его тему.
Сложность: проблема соотнесения исторического и литературного (обществоведческого,
географического и т.д.) содержания
Третий этап – предварительный.
Формирование группы консультантов из числа учащихся. Подбор иллюстраций, аудио- и
видеоматериалов, наглядных пособий.
Итак, интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению времен -
ных затрат, и как следствие - снижению нагрузки учащихся, формированию ключевых компетен-
ций, систематизации знаний и, в конечном итоге, формированию качественного нового образова-
тельного продукта. При этом для успешного осуществления интеграции школьных предметов тре-
буется глубокий пересмотр организации процесса обучения.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически
обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесто-
ронним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом
климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и
уважения
Приложение.
Межпредметные связи включаются в следующих видах:
Отдельных фрагментов на уроке.
История – литература.
Достаточно эффективным приемом на уроке истории является использование литературных ис-
точников.
1. На основе литературных источников определяют о ком идет речь, знакомятся с различными
точками зрения на деятельность того или иного исторического деятеля.
Пример:
Тема: «Начало правления Александра 1» (8 класс).
На вводном уроке учащиеся знакомятся с различными точками зрения на правление Александра 1.
«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как морская
пена» (шведский дипломат Лагербильке)
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой
Над нами царствовал тогда…
(А.С.Пушкин)
3) Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
(А.С.Пушкин)
Вопросы классу:
Как характеризуют эти фрагменты личность Александра 1?
3
Попробуйте дать характеристику эпохи Александра 1.
На основе литературного источника можно дать описание того или иного исторического па-
мятника в виде проблемного задания.
Задание для учащихся:
Проанализируйте отрывок из стихотворения Осипа Мандельштама и ответьте на вопросы:
Какой собор описывает поэт? Какие особенности готического стиля упомянуты в
стихотворении?
Чем отличается описание готического собора поэтом от искусствоведческой статьи?
Как видит собор поэт? Что для него главное в его описании?
Подумайте, почему автор сравнивает готический собор с египетским храмом? Что
общего он увидел в них?
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,-
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда – нибудь прекрасное создам
История – изобразительное искусство.
Тема : «Церковные реформы царя Алексея Михайловича» (7 класс).
Вопрос о церковной реформе разбирается с использованием картины В.И.Сурикова «Боярыня Мо-
розова».
Обращаясь к картине, учитель рассказывает о преследовании старообрядцев. Сюжет картины
описывает, как при аресте боярыню Морозову заковали в цепи и провезли в санях мимо Чудова
монастыря и царского дворца, на переходах которого мог находиться царь Алексей Михайлович,
наказавший непокорную «раскольницу». Именно для царя Феодосья Пркопьевна, обратив взор в
сторону царских окон, подняла руку в старообрядческом двуперстном крестном знамении. На не-
покорную боярыню на шею наложили цепи. Показанные на переднем плане калеки и нищие были,
по свидетельству жизнеописания Морозовой, постоянными жителями в ее доме, как и беглые
монахи – раскольники, юродивые, странники.
Примерные темы интегрированных уроков по обществознанию и всеобщей истории .
Обществознание
(учебник Боголюбова)
Всеобщая история
(учебник Н.В. Загладина)
11 класс
§5 «Социальная структура и социальные отно-
шения в современном обществе»
План.
1.
Социальная стратификация общества.
2.
Социальная структура общества.
3.
Люмпены и маргиналы.
4.
Тенденции в развитии социальных отно-
шений.
11 класс
§24 «Социальные перемены в развитых стра-
нах»
План.
1.Рабочие в информационном обществе.
2. Служащие и «революция управляющих».
3. Средний класс: основные черты.
4. Новые маргинальные слои.
4
11 класс
«Глобальные проблемы современности и пути
их решения»
План .
1.
Экологические проблемы.
2.
Проблемы разоружения. Борьба с между-
народным терроризмом.
3.
Проблемы народонаселения в мире.
4.
Продовольственная проблема.
11 класс
§45 «Глобальные угрозы человечеству и поиски
путей их преодоления»
План.
1.
Военная и террористическая угрозы.
2.
Экологические проблемы.
3.
Проблемы неравномерности развития.
11 класс
§5 «Социальная структура и социальные отно-
шения в современном обществе».
План.
1.
Социальная стратификация общества.
2.
Социальная структура общества.
3.
Люмпены и маргиналы.
4.
Тенденции в развитии социальных отно-
шений.
11 класс
§24 «Социальные перемены в развитых стра-
нах»
План .
1.Рабочие в информационном обществе.
2. Служащие и «революция управляющих».
3. Средний класс: основные черты.
4. Новые маргинальные слои.
5