Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное. Многозначные слова, синонимы, омонимы."
Автор: Григорьянц Светлана Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБАОУ СОШ №11 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Конспект урока Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное. Многозначные слова, синонимы, омонимы." Раздел: начальное образование
Имя существительное. Многозначные слова, синонимы,
омонимы.
ЦЕЛИ урока:
образовательные: помочь
в
формировании
понятия
«синоним ы»,
«антонимы», «омонимы», «многозначные слова»; использования их в речи в
соответствии со стилистическими особенностями; совершенствовать навыки
чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.
развивающие: развитие
связной
речи
учащихся,
логического
мышления,
памяти,
интереса
к
русскому
языку,
развитие
творческих
способностей
учащихся;
воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и
внимательности к слову.
Планируемые УУД:
Познавательные УУД: развитие умений извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы, выявлять
сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.
обобщать и классифицировать по признакам. ориентироваться на развороте
учебника, находить ответы на вопросы в иллюстрации
Регулятивные УУД: р азвитие умений высказывать своё предположение на
основе
работы
с
материалом
учебника,
оценивать
учебные
действия
в
соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу
(составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные
результаты: развитие умения высказывать своё отношение к
героям,
выражать
свои
эмоции,
оценивать
поступки
в
соответствии
с
определённой
ситуацией,
формируем
мотивацию
к
обучению
и
целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: р азвитие умения слушать и понимать других,
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,
оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.
Необходимое оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
карточки со словами (тема, цель, понятия, :);
маркеры;
листы бумаги;
тесты;
словари.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1).
Сегодня к нам пришли гости. Я предлагаю настроиться на рабочее настроение и
показать свои знания, быть активными и внимательными.
А начнем мы наш урок как обычно со словарной работы. Я буду диктовать вам
слова, которые являются прилагательными, а вы будете записывать, как вы
думаете, слова какой части речи? Верно однокоренные имена существительные.
Карнавальный, цитатный, коридорный, фантастический, алмазный.
2. Актуализация знаний. (Слайд 2 ). Ну а теперь переходим непосредственно к
теме нашего урока. Давайте хором прочитаем стихотворение.
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец-
Это главное наследство,
Понимать должны мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
А зачем нам нужно изучать, любить и беречь родной язык ?
Какую тему мы сейчас изучаем? (Слайд 3 - 1
строка).
О чем говорили на предыдущем уроке? (Слайд 3 - 2 строка).
Давайте вспомним все, что знаем об имени существительном.. Пожалуйста,
говорите все, что относится к имени существительному, а начните свое
предложение со слов "Я знаю, что:" (Слайд 3 - 3 строка). ( На доске таблички)
.Как вы думаете, достаточно ли имеющихся знаний? Почему?
3. Проблемная ситуация. Постановка цели и задач урока.
Какие виды письменной работы с текстом приходится вам выполнять? (Письмо
диктантов, списывание, изложение, сочинение).
С каким видом работы бывают проблемы? (Сочинение, изложение). Почему? С
чем именно бывают проблемы? (Повторы, неверное употребление слов, неумение
точно сформулировать свою мысль).
Каковы пути решения этой проблемы? (Расширять словарный запас, больше
читать).
Какие слова могут помочь? (Синонимы, антонимы, многозначные слова).
Какую цель поставим перед собой на урок? ( Выяснить, какую роль в речи
играют существительные - синонимы, антонимы и многозначные слова). На
доску лист
. Какие учебные задачи можно сформулировать?
Что это за слова? 2. Где их найти? 3. Когда и как их использовать?) На доску
лист.
Из чего состоит речь? (Из предложений). А из чего состоят предложения? (Из
слов). Что такое лексика? (Слайд 4).
Повторение знаний и формирование новых.
1). - Посмотрите на слайд. (Слайд 5 картинка). Какое слово вы подберете? (Все
варианты). Запишите это слово к себе в тетрадь, а может быть кто-то сможет
записать и несколько слов. Кто же прав? Почему? (Слайд 5 - слова).
Сформулируйте определение. (Слайд 5 - синонимы).
Воин, солдат, боец,
военнослужащий, защитник - синонимы.
Синонимы в речи используются: для более точного выражения мысли, для
выражения эмоциональной окраски, как средство преодоления неоправданного
повтора одного и того же слова.
Повторите, что же такое синонимы.
Для чего нам нужно уметь использовать синонимы в нашей речи?
2). - Посмотрите на слайд (6 - первая картинка). Какое слово я хотела вам
предложить? ( Слайд 6 - вторая картинка). Как назвать эти слова? Определение.
(Слайд 6 - слова). День-ночь - антонимы.
Антонимы в речи используются для контрастных образов, резкого
противопоставления признаков, явлений
Дайте еще раз определение антонимов
Для чего нам нужно уметь использовать антонимы в нашей речи?
3). - Посмотрите на слайд (7 - слева картинка). Слово. (Слайд 7 - картинка
справа). Что можете сказать об этих словах?
(Слайд 7 - слова). Колокольчик - многозначное слово.
Так какие же слова мы называем многозначными.
Посмотрите, мы с вами решили первую задачу нашего урока, и теперь точно
знаем, что это за слова.
Теперь давайте попробуем справиться со следующей задачей и поупражняемся
в использовании этих слов.
5). - Посмотрите на слова. (Слайд 9 - Отметка, лентяй, кисть) . Но мне бы
хотелось, чтобы вы сами предложили, какое задание можно выполнить с данными
словами. (Слайд 9 - вверху). Дети предложили разные виды заданий и каждый
выбрал то, которое захотел. Запишите в тетрадь.
Отметка - оценка (синонимы), лентяй - лодырь - тунеядец - бездельник - трутень
(синонимы), лентяй - трудяга - работяга - трудоголик - пахарь
(антонимы), кисть: 1).ягод, 2).малярная, 3).украшение (многозначное), кисть -
часть руки (омоним). Выполняют в тетради. Проверка.
Упражняться в использовании данных слов мы будем продолжать и на следующих
уроках. А сейчас пришло время решить еще одну задачу, которую мы перед собой
поставили. Как вы думаете, какую? Верно, где найти эти слова, если испытываешь
затруднения.
Работа с учебником.
Скажите, что нужно делать, чтобы обогащать свою речь? (Читать).
Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?
Полезное ли это дело - чтение словарей? Давайте узнаем мнение одного
французского поэта. (Слайд 10).
Упр.109., стр. 90.
Чтение задания
текста. Вывод. Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный
человек постоянно обращается к словарю. Давайте считать эту мысль
эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Какие пословицы о чтении вы знаете? (Кто много читает - тот много знает).
О чем говорит звездочка справа над словом "филологической"?
(Нужно узнать
значение этого слова, обратиться к словарю.)
- Учебник, стр. 137.
Чтобы найти значение слова ФИЛОЛОГИЯ вы пользовались каким словарём?
Почему он так называется?
Что же такое филология?
Филология - совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке
и литературном творчестве. (Толковым словарём).
Работа со словарями.
1). -
Диалог о словарях (Читают двое детей по ролям)
Сколько разных словарей?
Сколько в комнате дверей?
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках?
Сколько в городе домов?
45 иль сто томов?
Очень много их на свете,
И не нужно их считать -
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические,
Словари есть поэтические
И, конечно, не забудьте -
Словари энциклопедические!
Давайте подружимся со Словарём
И будете знать вы всё обо всём!
В.В. Васильева
2). Игра "Отгадай словарь ". Мы познакомились с вами с синонимами,
антонимами, многозначными словами. А теперь я хочу предложить вам игру.
Вы должны догадаться о каком словаре идет речь.
А). "Моё назначение объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет
17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов". (Слайд 11 - по
очереди). Его назначение. (Толковый словарь).
Б). "Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать
речь точной, выразительной". (Слайд 12 - по очереди). Его назначение. (Словарь
синонимов).
В). "Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной
частью речи, но эти слова противоположны по значению". (Слайд 13 - по
очереди). Его назначение. (Словарь антонимов).
Раз вы справились этим заданием, я приготовила для вас еще более трудное,
постарайтесь выполнить и его.
3).Игра Компетентность»
Хочу предложить вам игру. Игра называется "Компетентность". Каково
лексическое значение этого слова? (Осведомленность в какой- либо области)
(Слайд 14). Обсуждение - какое слово пропущено, из какого словаря статья и
почему. ( Слайд 15 - ответы).
Итак мы с вами увидели, какие различия имеются в построении словарей? Умеете
ли вы работать со словарями.
Закрепление.
1). Оперативный контроль.
Давайте подведем итог нашей работы.
Какая была тема? Цель? Задачи? Что мы смогли реализовать? Что удалось не
очень? Почему? Ваши предложения.
Я думаю, что каждому из вас интересно узнать,что у вас получилось на уроке, а
над чем еще нужно поработать .Предлагаю вам 7 вопросов. Выберете верный
ответ и обведите его напротив соответствующей цифры. (Задания на листах).
Самопроверка. ( Слайд 16 - ключ к тесту). Критерии - слайд 16 . Впишите уровень
владения материалом на сегодняшний день в листок. Кто доволен своим
результатом? Кто будет стремиться его улучшить? Каким образом?
Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого из вас об этом
уроке. Что получилось, что нет. Что для этого нужно сделать?
Итог урока. Домашнее задание.
Оценки.
Вы сегодня очень меня порадовали, наш урок получился совместным, многое
предлагали вы сами, поэтому и домашнее задание я прошу придумать себе
самим, то есть проявить свое творчество. У кого уже есть задумка, и он хочет ею
поделиться?
7. Игра “Подбери слово”.
У меня для вас записаны слова, запишите их в тетрадь и каждому из этих слов
подберите по одному синониму и антониму.
Родина, отчизна, отечество – чужбина.
Смелость, отвага, храбрость – трусость.
Доброта, добродушие, добросердечие, благодушие – злость.
Загадка, шарада, ребус – отгадка.