Автор: Михайлова Лилия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96" Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка Раздел: дошкольное образование
Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного
языка,
становления
и
развития
всех
сторон
речи
–
фонетической
(развитие
фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное
владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием
решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в
максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение
родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя
из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры
речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя
речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного
детства. [1]
Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания
речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач
есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так
как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим
происходило
увеличение
площади
двигательной
проекции
кисти
руки
в
человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно
таков
же
ход
развития
речи
ребенка.
Сначала
развиваются
тонкие
движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее
совершенствование
речевых
реакций
стоит
в
прямой
зависимости
от
степени
тренировки
движений
пальцев.
На
протяжении
всего
раннего
детства
четко
выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев
рук
идет
развитие
речевой
функции.
Двигательный
навык
—
такая
степень
овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит
автоматически
и
действия
отличаются
высокой
надежностью.
Наличие
выработанного двигательного навыка не исключает осознания двигательного акта в
целом[3].
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев
рук
достигают
достаточной
точности.
Когда
ребёнок
производит
ритмические
движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных
(двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть
речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев
рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и
рука.
Значит,
систематические
упражнения
по
тренировке
движений
пальцев
являются
мощным
средством
повышения
работоспособности
головного
мозга.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную
деятельность,
память
и
внимание
ребёнка.
Л.В.Фомина
считает,
что
«есть
все
основания
рассматривать
кисть
руки
как
орган
речи
—
такой
же,
как
артикуляционный
аппарат.
С
этой
точки
зрения,
проекция
руки
есть
еще
одна
речевая зона мозга. [5]
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее –
от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть,
слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую
из окружающего мира.
В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, — слова, которые он не
может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому
задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому
человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.
Когда
малыш
накопит
богатые
впечатления
и
соответственно
собственный
словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С
этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.
Но и хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша
могут быть также игры с пальчиками.
В каждом двигательном акте различают
смысловую
структуру
и
двигательный
состав.
Смысловая
структура
целиком
вытекает
из
существа
двигательной
задачи
и
определяет
ведущий
уровень
построения.
Двигательный
состав
определяется
не
одной
только
задачей,
а
ее
столкновением
с
двигательными
возможностями
индивида,
устройством
кинематических
цепей
этого
индивида,
наличием
того
или
иного
орудия,
содержанием накопленного психомоторного опыта.[2]
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
-Выполнение
упражнений
и
ритмических
движений
пальцами
индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению
согласованной
деятельности
речевых
зон,
что,
в
конечном
итоге,
стимулирует
развитие речи.
-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают
речевую активность ребёнка.
-Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
-Если
ребёнок
будет
выполнять
упражнения,
сопровождая
их
короткими
стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и
усилится контроль за выполняемыми движениями.
-Развивается
память
ребёнка,
так
как
он
учится
запоминать
определённые
положения рук и последовательность движений.
-У
малыша
развивается
воображение
и
фантазия.
Овладев
многими
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
-В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу,
хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком
письма.
В своей работе упражнения я условно разделила на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность;
учат
напрягать
и
расслаблять
мышцы;
развивают
умение
сохранять
положение
пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
овершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более
точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук;
учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы
и определили назначение: игры-манипуляции; сюжетные пальчиковые упражнения;
пальчиковые
упражнения
в
сочетании
со
звуковой
гимнастикой;
пальчиковые
кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»); пальчиковые упражнения в
сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук; театр в руке; [4]
При проведении игр я строго соблюдаю следующие правила:
отрабатываю последовательно все упражнения, начиная с первой группы; игровые
задания постепенно усложняю; игру начинаю только тогда, когда ребёнок хочет
играть; никогда не начинаю игру, если я сама утомлена или если ребёнок неважно
себя чувствует; не допускаю переутомление ребёнка в игре.
Целенаправленная, педагогическая работа проводится с детьми в индивидуальной,
групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого
учебного года. В виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного,
динамичного
процесса.
При
этом
учитываю
возрастные
особенности
детей.
Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи провожу в игровой форме для
того
чтобы
вызвать
заинтересованность
детей,
а
также
расширить
их
познавательные способности. В своей работе использую большой разнообразный
наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные
палочки,
резиновые
игрушки-пищалки,
киндеры,
мозаика,
цветное
тесто,
яркая
бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволока, предметы
вышивания пальчиковый театр, наглядные картинки и т.п.), который использую в
различных видах деятельности. В непосредственно образовательной деятельности
(лепки, рисовании, аппликации) и ручным труде (изготовление поделок из бумаги,
картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в
первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные
движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.
Если
специально
тренировать
мелкие
движения
кисти,
развитие
речи
можно
существенно
ускорить,
так
как
по-видимому,
речевые
области
в
коре
больших
полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук;
такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 -2,5
м е с я ц а ,
ч т о
д л я
м а л е н ь к о г о
р е б е н к а
о ч е н ь
м н о г о .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. –М.:
Академия развития, 1998.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений,
2002
3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений
, М.,
2003
4.Журнал "Дошкольное воспитание" N 1, 2005- Мелкая моторика в психофизическом
развитии дошкольников, стр. 60
5.Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего
возраста, М., 2001