Напоминание

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка


Автор: Михайлова Лилия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства. [1] Однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Двигательный навык — такая степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически и действия отличаются высокой надежностью. Наличие выработанного двигательного навыка не исключает осознания двигательного акта в целом[3]. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Л.В.Фомина считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. [5] Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, — слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия. Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения. Но и хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками. В каждом двигательном акте различают смысловую структуру и двигательный состав. Смысловая структура целиком вытекает из существа двигательной задачи и определяет ведущий уровень построения. Двигательный состав определяется не одной только задачей, а ее столкновением с двигательными возможностями индивида, устройством кинематических цепей этого индивида, наличием того или иного орудия, содержанием накопленного психомоторного опыта.[2] Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? -Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. -Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. -Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. -Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. -Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. -У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. -В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В своей работе упражнения я условно разделила на три группы: I группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое. II группа. Упражнения для пальцев условно статические: овершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. III группа. Упражнения для пальцев динамические: развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их разделили на группы и определили назначение: игры-манипуляции; сюжетные пальчиковые упражнения; пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой; пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»); пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук; театр в руке; [4] При проведении игр я строго соблюдаю следующие правила: отрабатываю последовательно все упражнения, начиная с первой группы; игровые задания постепенно усложняю; игру начинаю только тогда, когда ребёнок хочет играть; никогда не начинаю игру, если я сама утомлена или если ребёнок неважно себя чувствует; не допускаю переутомление ребёнка в игре. Целенаправленная, педагогическая работа проводится с детьми в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течение каждого учебного года. В виде разнообразного, эмоционально-приятного, неутомительного, динамичного процесса. При этом учитываю возрастные особенности детей. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи провожу в игровой форме для того чтобы вызвать заинтересованность детей, а также расширить их познавательные способности. В своей работе использую большой разнообразный наглядный материал: пуговицы, застежки, яркие шнурки, бантики, ниточки, счетные палочки, резиновые игрушки-пищалки, киндеры, мозаика, цветное тесто, яркая бумага разная по качеству, крупы, бисер, бусинки, расчески, проволока, предметы вышивания пальчиковый театр, наглядные картинки и т.п.), который использую в различных видах деятельности. В непосредственно образовательной деятельности (лепки, рисовании, аппликации) и ручным труде (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.). Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 -2,5 м е с я ц а , ч т о д л я м а л е н ь к о г о р е б е н к а о ч е н ь м н о г о . СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. –М.: Академия развития, 1998. 2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений, 2002 3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений , М., 2003 4.Журнал "Дошкольное воспитание" N 1, 2005- Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников, стр. 60 5.Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста, М., 2001


В раздел образования