Напоминание

Актуальность нравственно – экологического воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Скворцова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность нравственно – экологического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Актуальность нравственно – экологического воспитания детей

дошкольного возраста
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользо- вался её дарами, не задумываясь о последствиях. Возникает желание охранять природу от уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней от- ношение. И начинать нужно с самых маленьких детей. Ведь именно в дошколь- ном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружа- ющего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит вопрос экологического воспитания детей дошкольного возраста. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста [5]. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Восприя- тие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоцио- нальность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбив- ший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Ведь главный смысл экологического воспитания состоит в том, что: «В период до- школьного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно - пра- вильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» (С.Н. Николаева) [3] . Конечно, при ознакомлении детей с природой появляются большие возмож- ности и для нравственного воспитания. Ведь природа обогащает человека духов- но, а общение с ней способствует формированию положительных качеств [2].
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отно- шения к природе являются следующие:  понимание необходимости бережного и заботливого отношения к приро- де, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значе- нии для человека;  освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;  проявление активного отношения к объектам природы (действенной за- боты, умения оценить действия других людей по отношению к природе). Говоря о гуманном отношении к природе, необходимо иметь ввиду то, что- бы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Это значит, что забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, на- носит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушает- ся природа, безнравственны [2]. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, это можно сделать через сострадание, сопережива- ние, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изну- три» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чув- ства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждает - ся, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Активная позиция, как известно, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Помимо всего этого, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональ- ный запрет на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты. Вот почему воспитание эстетических
чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе [6]. Также очень важно показать детям, что по отношению к природе они зани- мают позицию более сильной стороны и поэтому им необходимо ее защищать, бе- речь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстни- ков и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять безнравственным и негуманным дей- ствиям. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объяс- няется отсутствием у них необходимых знаний. Необходимо способствовать фор- мированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимо- помощи, сочувствия [1]. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных до- школьникам экологических знаний. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело слож- ное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдатель- ны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрица- тельное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её кра- соты, но и её понимание и познание [4]. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером де- монстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Натина О.В. Скворцова Е.В.
Литература: 1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Василье- вой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗА- ИКА-СИНТЕЗ, 2010. 2. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошколь- ников / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Изд. 2-е, 2001 г. 3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания до- школьников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. 4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. 5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Автор-составитель В. Сотникова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. 6. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // До- школьное воспитание, 2004.


В раздел образования