Актуальность нравственно – экологического воспитания детей дошкольного возраста
Автор: Скворцова Елена Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96" Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Актуальность нравственно – экологического воспитания детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Актуальность нравственно – экологического воспитания детей
дошкольного возраста
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользо-
вался её дарами, не задумываясь о последствиях. Возникает желание охранять
природу от уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней от-
ношение. И начинать нужно с самых маленьких детей. Ведь именно в дошколь-
ном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так
как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние
природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и
загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружа-
ющего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь,
и, в конечном счёте, любовь к родине.
Поэтому в настоящее время особенно остро стоит вопрос экологического
воспитания детей дошкольного возраста. Прививать детям любовь к природе надо
с самого раннего возраста [5]. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и
в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Восприя-
тие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоцио-
нальность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбив-
ший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Ведь главный смысл экологического воспитания состоит в том, что: «В период до-
школьного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у
детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно - пра-
вильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые
составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» (С.Н. Николаева) [3]
.
Конечно, при ознакомлении детей с природой появляются большие возмож-
ности и для нравственного воспитания. Ведь природа обогащает человека духов-
но, а общение с ней способствует формированию положительных качеств [2].
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отно-
шения к природе являются следующие:
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к приро-
де, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значе-
нии для человека;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в
практической деятельности и в быту;
проявление активного отношения к объектам природы (действенной за-
боты, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Говоря о гуманном отношении к природе, необходимо иметь ввиду то, что-
бы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Это значит, что забота о
природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, на-
носит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушает-
ся природа, безнравственны [2].
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и
эмоциональная отзывчивость, это можно сделать через сострадание, сопережива-
ние, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изну-
три» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чув-
ства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к
природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждает -
ся, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду. Активная позиция, как
известно, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными
растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Помимо всего
этого, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональ-
ный запрет на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и
при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы,
их непреходящей и неувядающей красоты. Вот почему воспитание эстетических
чувств
является
одним
из
необходимых
условий
экологического
воспитания,
включающего в себя любовь к природе [6].
Также очень важно показать детям, что по отношению к природе они зани-
мают позицию более сильной стороны и поэтому им необходимо ее защищать, бе-
речь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстни-
ков и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере
своих сил и возможностей противостоять безнравственным и негуманным дей-
ствиям.
Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объяс-
няется отсутствием у них необходимых знаний. Необходимо способствовать фор-
мированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимо-
помощи, сочувствия [1]. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания
происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных до-
школьникам экологических знаний.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело слож-
ное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети
должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдатель-
ны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрица-
тельное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к
природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её кра-
соты, но и её понимание и познание [4].
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером де-
монстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих
возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Натина О.В.
Скворцова Е.В.
Литература:
1.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Василье-
вой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗА-
ИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2.
Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошколь-
ников / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Изд. 2-е, 2001 г.
3.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания до-
школьников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
4.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
5.
Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) /
Автор-составитель В. Сотникова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
6.
Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // До-
школьное воспитание, 2004.