Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.
Автор: Давыдова Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96" Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Роль дидактической игры в обучении детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое
явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и
формой
обучения,
и
самостоятельной
игровой
деятельностью,
и
средством
всестороннего воспитания личности ребенка. [1]
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована
при
усвоении
любого
программного
материала
и
проводиться
во
всех
видах
деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый
ребенок
получает
возможность
самостоятельно
действовать
в
определенной
ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный
и чувственный опыт. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество
повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного
отношения к заданию.
В своей работе я придерживаюсь двум направлениям по изучении дидактических
игр: игры-занятия и дидактические, или автодидактические, игры. В первом случае
ведущую
роль я беру на себя, где использую разнообразные игровые приемы,
создаю игровую ситуацию, вношу
элементы соревнования и др. Использование
разнообразных
компонентов
игровой
деятельности
сочетается
с
вопросами,
указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий я не только передаю
определенные знания, формирую представления, но и учу детей играть. Основой для
игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета,
о разнообразных игровых действиях с предметами. Для меня важно, чтобы дети
переносили
эти знания и представления в самостоятельные, творческие игры,
удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем
обучение
игре.
Игры-занятия
поэтому
относятся
к
прямому
обучению
детей
с
использованием разнообразных игровых приемов.
Дидактические игры чаще я использую при обучении детей математике, родному
языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной
культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное
(познавательное)
и
игровое
(занимательное).
Я
одновременно
являюсь
и
наставником, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. [1]
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности
воспитанников,
так
как
в
играх
они
должны
оперировать
уже
имеющимися
знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо,
прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об
окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться
детьми, какие - умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие
качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем,
честность,
скромность,
наблюдательность,
настойчивость
в
достижении
поставленной
цели,
активность,
самостоятельность
и
др.).
Дидактическая
игра
одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких
детей.
В
дидактической
игре
содержатся
все
структурные
элементы
(части),
характерные
для
игровой
деятельности
детей:
замысел
(задача),
содержание,
игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме
и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей
дошкольного возраста.[3]
Наличие
дидактической
задачи
подчёркивает
обучающий
характер
игры,
направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В
отличие
от
прямой
постановки
задачи
на
занятиях
в
дидактической
игре
она
возникает и ка игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры
состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи
у детей.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном
мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить
её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее,
тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и
игровые задачи. [3]
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от
другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее
содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.).
Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше
внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих -
мышления.
Воспитатель
заранее
должен
это
хорошо
знать
и
соответственно
определять дидактическую задачу. Так, игру «Что изменилось?» использовать для
упражнений в запоминании, «Магазин овощей» - для развития мышления и речи,
«Отгадай,
что
задумали»
-
наблюдательности,
внимания.
Таким
образом,
игра,
используемая
для
обучения,
должна
содержать
прежде
всего
обучающую,
дидактическую, умственную задачу. Действия в уме, составляя основу идеального
плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм
перцептивной деятельности, воображения. [2]
Играя,
дети
решают
эту
задачу
в
занимательной
форме,
которая
достигается
определенными
игровыми
действиями.
«Игровые
действия
составляют
основу
дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком
сюжета игры». Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в
игровых целях. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и
игровые
действия
в
дидактической
игре.
Правила
обеспечивают
реализацию
игрового содержания. Кроме того, именно правила делают игру демократичной,
поскольку им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической
игры правила различаются.
Вместе с тем, между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами
существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, правила
помогают
осуществить
игровые
действия
и
решать
задачу.
Правила
могут
запрещать,
разрешать,
предписывать
что-то
детям
в
игре,
делать
игру
занимательной,
напряженной.
«Чем
правила
жестче,
тем
игра
становится
напряженнее, острее... факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития
можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с
этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых
вообще
становится
возможным
то
разделение
игры
и
труда,
с
которым
мы
встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» (Л. С. Выготский).
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения
обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся
из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие
условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные
дидактические
игры.
Необходимость
подбора
разнообразных
игр
отнюдь
не
означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и
игрушек
рассеивает
внимание
детей,
не
позволяет
им
хорошо
овладевать
дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся
иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по
своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и
наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной
активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и
вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию
и самоорганизации. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в
том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти
правила ими усвоены. Так же развитие игровых действий часто зависит от выдумки
воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы
спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!»,
«Помните, когда мы играли «Горячо - холодно!», как интересно было!». Так любая
игра
становится
дидактической,
если
имеются
ее
основные
компоненты:
дидактическая задача, правила, игровые действия. В целом, нужно сказать, что чем
чаще и интереснее воспитатель включает игру в занятия и другие формы обучения и
воспитания дошкольников, тем чаще и разнообразнее будет самостоятельная игра
детей.
Таким образом, важное условие результативного использования дидактических игр
в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего
должны
учитываться
следующие
дидактические
принципы:
доступность,
повторяемость, постепенность выполнения заданий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: Просвещение, - 1991. –
87 с.
2. Васильева Н. Творческие проявления у детей раннего возраста в игре.
« Мой
кроха и Я.» – 1997. - № 2. – С.37-41
3. Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал
«Дошкольное воспитание» – 1986. - № 4. – С.13-19.