Деятельность музея учебного заведения, как средство формирования личностных компетенций будущего специалиста
Автор: Бугрим Владимир Александрович Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Воронежский государственный промышленно-экономический колледж" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: Деятельность музея учебного заведения, как средство формирования личностных компетенций будущего специалиста Раздел: среднее профессиональное
Деятельность музея учебного заведения, как средство формирования
личностных компетенций будущего специалиста
Проблема социальной активности, социальной значимости, успешности,
просто проблема социализации для молодых выпускников колледжей и
техникумов не пустой звук. Сегодня, мало просто получить диплом,
важнейшим приложением к нему следует считать личностные компетенции,
которые кристаллизуясь, в итоге, рождают креативного специалиста-
профессионала, гражданина своей страны, законопослушного человека с
высокими коммуникативными навыками и нравственными устоями. Одним
из основных направлений формирования личности будущего выпускника
является гражданское и военно-патриотическое воспитание.
Cуть его четко сформулирована в Концепции патриотического
воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти по
формированию у человека патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, развитие
нравственных идеалов, позитивных норм поведения, гуманистического
мировоззрения.
Таким образом, в настоящее время гражданско-патриотическое
воспитание следует расценивать как одно из приоритетных направлений
работы профессиональной школы. А сочетание теоретического обучения,
практических занятий, разнообразных форм и методов внеурочной работы
дает значительно больше возможностей позитивно влиять на обучающихся.
В совместной учебно-профессиональной деятельности вырабатываются
необходимые качества личности, ценностные ориентации, формируется
четкая гражданская позиция.
Так сложилось, что история нашего учебного заведения (ГБПОУ ВО
«ВГПЭК») теснейшим образом вплетена в судьбу и историю нашего бывшего
базового предприятия «ТЯЖЭКС» им. Коминтерна. А значит и в судьбу
города, страны, в судьбы тысяч и тысяч людей – выпускников и работников
нашего колледжа. И во взаимотношениях всех этих компонентов
выстраивалась и рождалась система работы в учебном заведении по
формированию Человека, Гражданина, Патриота, Специалиста.
Система работы по военно-патриотическому воспитанию студентов
колледжа четко прослеживается в планирующей документации и локальных
нормативных актах учебного заведения:
- Концепции воспитательной деятельности «Я – воронежец
- Перспективном плане воспитательной работы со студентами колледж;
- Положении о координационном совете и клубе по военно-
патриотическому и гражданскому воспитанию студентов «ВГПЭК»;
- Планах работы:
- Совета музея;
- военно-исторического кружка;
- кружка «Фалерист».
Настоящим центром военно-патриотического воспитания стал музей истории
Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа. Он
впитал в себя опыт работы музея базового предприятия, областного музея
профессионального образования.
Необычность
нашего
музея в
том,
что
он
одновременно является и
кабинетом истории, что намного расширяет диапазон работы по проведению
различных воспитательных мероприятий. Чем еще необычен наш музей? Мы
считаем - эстетикой помещения. Объемность, воздушность выполненных из
стекла и пластика стендов,
гармоничная
цветовая гамма, художественное
панно с российской символикой, идейно объединяющее пространство музея, -
все это позволяет
студентам чувствовать себя комфортно, несет полезную
информацию, не утомляет.
Музей работает по ежегодно обновляемому плану, который разрабатывается
на основе устава музея, календарного плана основных мероприятий колледжа, а
также анализа работы Совета музея за предыдущий год. Именно это направление
гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа вбирает в себя и как
магнит притягивает целый спектр форм и методов воспитательной деятельности.
Ведь в уставе музея определена главная задача нашей работы - воспитание. А
это, прежде всего, воспитание человека и гражданина. И поскольку эта задача
многогранная,
то
музей
планирует
разнообразные
формы
работы:
это
поисковая
деятельность,
оформление тематических выставок, обновление
экспозиций, проведение конференций, вечеров встреч с ветеранами войны и
труда, интересными людьми, театрализованные представления, торжественные
собрания, экскурсии и др.
За многие годы при музее сложился видеоархив. В нем собраны
видеоматериалы о
жизни нашего учебного заведения. Каждый из студентов
может стать «творцом» летописной истории колледжа, реализовав себя в каком-
либо
полезном
и
интересном
деле,
навсегда
оставшись
на
страницах
и
видеороликах различных мероприятий.
Одним из самых интересных и запоминающихся, оставшихся не только в
памяти участников, но и на видеопленке, стал двухдневный лыжный поход по
местам
боев за
г.
Воронеж.
Его
инициатором
был
директор
колледжа,
заслуженный работник физической культуры РФ Н.И.Воропаев.
В гостях у студентов колледжа побывали воины-афганцы, представители
донского казачества, клуба исторических реконструкций, Воронежского
городского общественного объединения «Союз писателей «Воинское
содружество». Таких мероприятий за год проходит немало. Большая часть из
них планируется Советом музея.
Например, только за 2015 – 2016 учебный год проведены два месячника
патриотического воспитания, военно-спортивный праздник «Будь первым!»
для студентов-первокурсников, студенты колледжа посетили музей-диораму,
краеведческий музей, музей Арсенал.
Проведены торжественные линейки и концерты к праздничным датам и
дням воинской славы.
В канун Дня Победы на телемониторе колледжа традиционно
демонстрируется военная хроника и Парады Победы
( 1945, 1980, 2010 гг.)
В учебных группах проведен единый тематический классный час
«Поклонимся великим тем годам…»
В городском конкурсе научно-исследовательских работ «Галерея
Героев», посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне
студенты колледжа удостоены Дипломов Лауреатов.
Волонтерский отряд «Крылья» колледжа занимается благоустройством
захоронения Фалина Д.К. Героя Советского Союза, выпускника колледжа. А
с апреля 2014 года волонтерский отряд взял шефство над памятником,
погибшим коминтерновцам, который находится на территории бывшего
экскаваторного завода. Здесь вместе с ветеранами-заводчанами мы
возлагаем венки, читаем свои стихи…
Почему война не воевавшим снится?
И цветут на гимнастерке раны, словно маки,
И плывут передо мною чьи-то лица…
Это дед мой до сих пор идет в атаку!
Только мне ему отсюда не помочь
Не прикрыть, не встать под пули злые.
Он все дальше от меня уходит в ночь
В память, где солдаты вечно молодые.
Там вдали они хранят покой и честь
Той страны, где я потом родился,
Где узнал, что Родина одна лишь есть
И в нее, как в девушку, влюбился.
Почему война не воевавшим снится?
Может, потому, что мы с тобой в долгу?
Может потому, что не дописана страница…
Ну а я, в атаку, как они, смогу?
Чтоб кричать «За Родину! За маму!»
И кровавый воздух боя чтоб глотнуть.
И поднять над полем боя полковое знамя
И в глаза бессмертию взглянуть?
Почему война не воевавшим снится?
Ты спроси не только у меня
Почему на День Победы влажные ресницы
Не просушит пламя Вечного огня.
Было так всегда и дальше будет…
Мы, не воевавшие, храним в своих сердцах
Ваши, ветераны, праздники и будни,
Память о погибших дедах и отцах.
Так живите в этой памяти навечно
Все живые ныне, все одетые в гранит
День Победы зажигает в каждом сердце свечи
Их тепло нас от беспамятства хранит.
И от этого огня светлеют наши лица,
А война, пускай нам только снится!
Но сегодня мне война не снится,
Не приходит с исторических страниц,
А кроваво – пепельно дымится
Вновь у наших западных границ.
И сквозь сердце болью ржавой
Криком прорастает мой протест,
Чтобы у границ моей державы
Вновь фашист не поднял крест.
Потому сейчас в строю едином,
Память прошлых лет в сердцах храня,
Мы клянемся!
«С нашею Победой - мы непобедимы!»
Мы клянемся!
« Родина, надейся на меня!»
Это стихи члена писательской организации «Воинское содружество»,
заместителя директора по воспитательной работе В.А.Бугрима. По его
инициативе 28 мая 2014 года в колледже состоялась городская конференция,
посвященная 215-й годовщине со дня рождения А.С.Пушкина.
В конференции приняли участие известные воронежские ученые
А.М.Аббасов, С.Н.Кашкин, военные писатели, студенты и преподаватели
колледжа. Сотрудничество с писательской организацией длится на
протяжении ряда лет. Совместно мы проводим различные мероприятия к
памятным датам и дням воинской славы.
Одной из самых интересных и продуктивных форм работы является
организация и проведение экскурсий, как в нашем музее, так и экскурсий по
городам Воронежской области и России.
За последние десять лет на экскурсиях побывали тысячи наших
студентов и работников колледжа. Они посетили: города Золотого кольца
России, Москву, Волгоград, Тулу, Белгород, Липецк, Елец, Задонск. Также мы
посетили природные заповедники Галичья Гора, Дивногорье и Белогорье,
Костенки, усадьбу Веневитиновых, Тарханы и другие, интересные с
исторической точки зрения места.
По материалам всех экскурсий оформлены фотоальбомы, стенгазеты,
отсняты видеоматериалы. Все это не только пополнит фонды музея, но будет
прекрасным дополнением
к
урокам
и
внеклассным
мероприятиям. Совет
музея оказывает помощь в проведении семинаров, викторин, «круглых столов»
п о истории и другим общественным дисциплинам. Для студентов и гостей
разработаны
экскурсии
по
темам: «Наше
базовое
предприятие»,
«Наши
выпускники»,
«История
колледжа» .
В
музее
оформлена
экспозиция,
посвященная работникам и выпускникам, ветеранам войны и труда. Работа над
этой темой обобщена в реферате «Профессия - защищать Родину», которую
выполнила группа студентов третьего курса.
На основе материалов экскурсий подготовлены доклады на
студенческие
научно-практические
конференции, посвященные военной
истории
г.Воронежа,
выпускникам
колледжа,
ветеранам
Великой
Отечественной войны.
Студенческим советом и активом колледжа проведена большая работа
по
проекту
«Наша
общая
Победа».
Многие
студенты
и
преподаватели
отмечены Благодарственными письмами Федерального агентства по делам
молодежи и Всероссийского оргкомитета проекта.
В областном фотоконкурсе, посвященном Дню Победы в номинации
«Семейные
хроники
Великой
Отечественной
войны»
и
«День
Победы
в
нашей семье» студенты нашего учебного заведения заняли первое и третье
место соответственно.
При музее колледжа работает военно-исторический кружок и клуб
любителей вспомогательных исторических дисциплин «Фалерист». Их
деятельность направлена на вовлечение обучающихся в поисковую работу,
участие в военно-исторических реконструкциях, пополнение фондов музея
новыми экспоната
Члены военно-исторического кружка – участники всех военно-
исторических реконструкций за последние несколько лет. Активным
участником и вдохновителем этой работы является преподаватель
спецдисциплин Э.В.Сафонов. Вместе со своими студентами они ежегодно
принимают участие в нескольких военно-исторических реконструкциях,
которые проходят в Воронеже и других городах России. Грамоты и
благодарственные письма за организацию военно-патриотической работы с
молодежью и участие в этих мероприятиях занимают отдельную экспозицию
в музее колледжа. Частыми гостями в колледже бывают представители
областных клубов исторических реконструкций.
Также на уровне района и города команда студенческого актива
колледжа «Крылья» традиционно участвует в военно-спортивных
соревнованиях «Служу Отечеству» среди команд учреждений высшего и
среднего профессионального образования Коминтерновского района
г.Воронежа, где всегда занимает призовые места.
В колледже 70% обучающихся – это юноши, как допризывного возраста,
так и те, кто уже отслужил в рядах Российской армии. Этот фактор оказывает
немаловажное значение для организации более эффективной военно-
патриотической работы. Допризывная подготовка, участие в различных
мероприятиях, пример старших ребят – хорошая основа для реализации
требований ФГОС, включающими способность исполнять воинскую
обязанность. Наши ребята, отслужившие в армии, получили воинские
специальности, служили в «горячих» точках, призывались в кремлевский
полк. Они пример для остальных. Ведь служить – уже значит быть
патриотом и защитником своего Отечества.
О работе музея и колледжа по военно-патриотическому воспитанию
рассказывало воронежское телевидение в программе «Воспитать патриота». А
члены совета музея на IV
Всероссийском слете поисковых отрядов в городе
Анапе были удостоены Диплома 1-й степени. В областных конкурсах музеев
начального и среднего профессионального образования Воронежской области
музей колледжа неоднократно становился призером.
В 2014 году музей истории учебного заведения им. Героя Советского
Союза Фалина Д.К. участвовал во Всероссийском интернет - проекте «Музеи
УПО России» и получил сертификат участника.
С течением времени в музее сложились небольшие коллекции
бумажных денег, старых монет и нагрудных знаков. Постепенно
исторический кружок при музее все эти материалы систематизировал,
дополнил, оформил экспозицию, посвященную бонистике и нумизматике.
Таким образом, предметом нашего исследования стал простой значок, за
«алюминиевой» душой которого просматривались десятилетия истории
страны, разнообразные стороны деятельности человека, события, имена.
Первые десять тематических планшетов со значками были
оформлены к 10- летию распада СССР, при подготовке к уроку-конференции
«Распад Союза: причины и последствия. В настоящее время в музее
экспонируются 20 планшетов. В собранной коллекции представлены такие
темы как: «Союз нерушимый», «Памятники», «Гербы городов», «Воронеж и
Воронежский край»», «Служу Советскому Союзу», «Спорт в СССР»,
«Массовые общественные организации», «Москва», «Космос», «Ленин,
партия, комсомол» и др.
Собранные материалы не только результат работы историко-
краеведческого кружка и энтузиастов любителей - это своеобразная
«бронзово-алюминиевая летопись» нашей страны. Страны, уже ушедшей в
историю, но до конца так и не изученной, а значит и не понятой
современным поколением. Поэтому работа над ней важна и с точки зрения
нового взгляда на свою историю, осмысления, оценки отдельных периодов
ее развития.
Коллекция работает и сама по себе, без нашего участия. Она заняла
свое определенно-достойное место в нашем музее. Планшеты со значками
рассматривают как картины, ведь каждый отдельный знак – это маленькое
произведение искусства, носитель информации, а для многих молодых
людей - представитель другой эпохи, посланец другого мира. Именно
поэтому мы считаем данный вид музейной деятельности важным и
значимым.
Параллельно работа над коллекцией помогла выявить
коллекционеров-любителей среди студентов. Сложился еще один клуб по
интересам, а такой интерес сохраняется порой на всю жизнь.
Таким образом, формирование фалеристической коллекции при музее
колледжа, работа военно-исторического кружка, в целом вся система работы
музея истории учебного заведения:
1)
развивают неподдельный интерес к отечественной истории и
истории родного края;
2)
наполняют деятельность совета музея, историко-
краеведческого кружка реальной поисково-исследовательской
работой;
3)
решают вопросы и образования и воспитания, т.к. материалы
музейных экспозиций используются при проведении учебных
занятий и внеаудиторных мероприятий;
4)
притягивают к процессу поиска всех неравнодушных,
привлекают новых людей в волонтерскую деятельность, в
сформировавшийся клуб собирателей-коллекционеров и
любителей своей истории;
5)
расширяют кругозор, наши представления о вспомогательных
исторических дисциплинах;
6)
заряжают нас энергией поиска, новых форм работы, интереса
к историческим реконструкциям, объединяют нас как граждан
с общим историческим прошлым, то есть решают самые
актуальные вопросы патриотического воспитания современной
молодежи, а в целом способствуют более успешно и
эффективно решать вопросы формирования личностных
компетенций будущих специалистов.