Напоминание

Развитие геометрического мышления в дошкольном возрасте


Автор: Матренина Алевтина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96"
Населённый пункт: Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие геометрического мышления в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие геометрического мышления в дошкольном возрасте Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Анализ научных исследований А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяра и др., а также педагогического опыта, убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно приобретает новые черты.В психологии одним из свойств восприятия выделяют целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает накопление жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии предметов существенное значение играет то, какая часть рассматривается, какую роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило, происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т.д. Основная цель таких игр – это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным признакам или частям.[2]. Определение геометрического мышления показывает тесную его взаимосвязь с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в представлении (в умственном плане) и мысленно выполнять ее преобразования по
заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Такая связь позволяет высказать достаточно обоснованное, подкрепленное целым рядом педагогических и психологических исследований, предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие геометрического мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое в свою очередь является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления. Базой для развития геометрического мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве. Пространственные представления - это образы памяти или образы воображения, т.е. пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоотношение положения составляющих частей, расположение их на плоскости или в пространстве. Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму от предметного содержания. Они говорят, что дверь - это прямоугольник, колпак лампы - шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.[1] Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.[3] У детей дошкольного возраста следует формировать определенные понятия о геометрических фигурах, поэтому я перед собой ставлю следующие задачи: 1. Геометрическая фигура как эталон восприятия формы предмета. Особенности в о с п р и я т и я д е т ь м и ф о рм ы п р ед м е то в и ге ом е т р и ч е с ко й ф и г у р ы . 2. Исследовательские действия и их роль в познании формы. 3. Обучение умению отличать и называть геометрические фигуры. Группировка геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по ко л и ч е с т ву у гл о в , с т о р о н , ф о р м и р о в а н и е о б о б щ е н н ы х п о н я т и й . 4. Практикование детей разных возрастных групп в анализе предметов и их частей. Использование дидактических игр-упражнений в классификации предметов по форме. 5. Знакомство с трансфигурацией. Выкладывание фигур из палочек. Знакомства детей с геометрическими фигурами, и их свойствами, я рассматриваю в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их, как эталонов в познании форм окружающих предметов. А так же в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала.[4] Чтобы знать, чему и как обучать детей, на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры. А затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию. Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся элементарным геометрическим знаниям, А.М. Пышкало, А.А. Столяр приходят к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в
дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней. [5] И в своей работе я придерживаю эти уровни: - первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно. - на втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношение, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами. - на третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление. Таким образом, на теоретическом этапе исследования мы пришли к выводу, что в дошкольном возрасте предпосылки развития геометрического мышления и сама основа этого мышления обусловлены и формируются посредством всех психических процессов и актуализируются в наиболее полной мере в процессе усвоения математических знаний через игровую деятельность при соблюдении ряда психолого- педагогических требований. Список использованной литературы 1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с. 2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.-213с. 3. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. - 323с 4.Козлова В. Формирование элементарных математических представлений: новый концептуальный подход//Педагогика. 2004. № 5. С.103 - 105. 5. Столяр А.А. Давайте поиграем.-М., 1991.


В раздел образования