Развитие геометрического мышления в дошкольном возрасте
Автор: Матренина Алевтина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 96" Населённый пункт: Чувашская Республика Наименование материала: статья Тема: Развитие геометрического мышления в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Развитие геометрического мышления в дошкольном
возрасте
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее
значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и
проникновением ее в различные области знаний.
В
современных
школах
программы
довольно
насыщены,
существуют
экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые
технологии:
во
многих
семьях
для
обучения
и
развлечения
детей
приобретают
компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь.
Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики
уже в дошкольный период. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний,
необходимых
ребенку
в
школе.
Математика
представляет
собой
сложную
науку,
которая
может
вызвать
определенные
трудности
во
время
школьного
обучения.
Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей
привычки полноценной логической аргументации окружающего.
Анализ научных исследований А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, А.А. Столяра и
др., а также педагогического опыта, убеждает в том, что рационально организованное
обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей.
Одним
из
ведущих
познавательных
процессов
детей
дошкольного
возраста
является восприятие.
Восприятие помогает отличить один предмет от другого,
выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него. Таким образом,
развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех других, более
сложных
познавательных
процессов,
в
системе
которых
оно
приобретает
новые
черты.В
психологии
одним
из
свойств
восприятия
выделяют
целостность:
воспринимая
предмет,
мы
осмысливаем
его
как
единое
целое,
имеющее
определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает накопление
жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и
руководят
дальнейшем
восприятием
окружающего
мира.
Образы
предметов
подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы
ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим
восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не
умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно
смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения
деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части
целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии
предметов существенное значение играет то, какая часть рассматривается, какую роль
она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый на
материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей развивать
наблюдательность,
умение
смотреть
и
видеть,
а
это,
как
правило,
происходит
посредством игры. В играх для развития целостных представлений дошкольники
выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и составные
элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и т.д.
Основная цель таких игр – это научить ребенка узнавать предмет по его отдельным
признакам или частям.[2].
Определение геометрического мышления показывает тесную его взаимосвязь с
пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в
представлении (в умственном плане) и мысленно выполнять ее преобразования по
заданным
параметрам
(перемещения,
сечения,
трансформации).
Такая
связь
позволяет
высказать
достаточно
обоснованное,
подкрепленное
целым
рядом
педагогических
и
психологических
исследований,
предположение
о
том,
что
в
дошкольном возрасте развитие геометрического мышления есть способ и средство
стимуляции
и
развития
пространственного
мышления,
которое
в
свою
очередь
является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.
Базой
для
развития
геометрического
мышления
являются
пространственные
представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в
трехмерном пространстве. Пространственные представления - это образы памяти или
образы
воображения,
т.е.
пространственные
характеристики
объектов:
форма,
величина, взаимоотношение положения составляющих частей, расположение их на
плоскости или в пространстве. Узнав названия геометрических фигур, дети свободно
оперируют
соответствующими
формами,
находя
их
в
знакомых
им
вещах,
т.
е.
отвлекают
форму
от
предметного
содержания.
Они
говорят,
что
дверь
-
это
прямоугольник, колпак лампы - шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр
на нем. Так форма становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное
значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения
словом.[1]
Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью
которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не
только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного
осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.[3]
У
детей
дошкольного
возраста
следует
формировать
определенные
понятия
о
геометрических
фигурах,
поэтому
я
перед
собой
ставлю
следующие
задачи:
1. Геометрическая фигура как эталон восприятия формы предмета. Особенности
в о с п р и я т и я
д е т ь м и
ф о рм ы
п р ед м е то в
и
ге ом е т р и ч е с ко й
ф и г у р ы .
2. Исследовательские действия и их роль в познании формы.
3.
Обучение
умению
отличать
и
называть
геометрические
фигуры.
Группировка
геометрических фигур по разным признакам. Сравнение геометрических фигур по
ко л и ч е с т ву
у гл о в ,
с т о р о н ,
ф о р м и р о в а н и е
о б о б щ е н н ы х
п о н я т и й .
4. Практикование детей разных возрастных групп в анализе предметов и их частей.
Использование
дидактических
игр-упражнений
в
классификации
предметов
по
форме.
5. Знакомство с трансфигурацией. Выкладывание фигур из палочек.
Знакомства детей с геометрическими фигурами, и их свойствами, я рассматриваю
в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и
использования их, как эталонов в познании форм окружающих предметов. А так же в
смысле
познания
особенностей
их
структуры,
свойств,
основных
связей
и
закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала.[4]
Чтобы знать, чему и как обучать детей, на разных этапах их развития, надо, прежде
всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого
предмета, в том числе и фигуры. А затем пути дальнейшего развития геометрических
представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается
переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.
Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся
элементарным геометрическим знаниям, А.М. Пышкало, А.А. Столяр приходят к
выводу,
что
«геометрическое
мышление»
вполне
возможно
развить
еще
в
дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается
несколько различных уровней. [5] И в своей работе я придерживаю эти уровни:
- первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как
целое,
ребенок
еще
не
умеет
выделять
в
ней
отдельные
элементы,
не
замечает
сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.
- на втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает
отношение, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не
осознает общности между фигурами.
- на третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и
структурой фигур, связи между самими свойствами.
Переход
от
одного
уровня
к
другому
не
является
самопроизвольным,
идущим
параллельно
биологическому
развитию
человека
и
зависящим
от
возраста.
Он
протекает
под
влиянием
целенаправленного
обучения,
которое
содействует
ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит
развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением
знаний
о
геометрических
фигурах
у
детей
развивалось
и
элементарное
геометрическое мышление.
Таким образом, на теоретическом этапе исследования мы пришли к выводу, что в
дошкольном
возрасте
предпосылки
развития
геометрического
мышления
и
сама
основа этого мышления обусловлены и формируются посредством всех психических
процессов
и
актуализируются
в
наиболее
полной
мере
в
процессе
усвоения
математических знаний через игровую деятельность при соблюдении ряда психолого-
педагогических требований.
Список использованной литературы
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.-213с.
3. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967.
- 323с
4.Козлова В. Формирование элементарных математических представлений: новый
концептуальный подход//Педагогика. 2004. № 5. С.103 - 105.
5. Столяр А.А. Давайте поиграем.-М., 1991.