Напоминание

ОРКСЭ Тема:"Образцы нравственности в культуре Отечества"


Автор: Демидкина Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 28"
Населённый пункт: Кемеровская область г. Киселёвск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОРКСЭ Тема:"Образцы нравственности в культуре Отечества"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Киселёвского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 28» Демидкина Ольга Викторовна учитель высшей квалификационной категории. Урок на тему «Образцы нравственности в культуре Отечества» проводится с обучающимися 4 класса. При проектировании учебного занятия мною были учтены принципы личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного, системно-деятельностного и культурологического подходов.
Формы организации познавательной деятельности:
-фронтальная; -индивидуально-групповая; - парная.
Методы:
беседа, обсуждение, чтение с комментированием, устный рассказ, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия.
Педагогические технологии:
объяснительно – иллюстративная технология; технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве; ИКТ – технологии.
Основные понятия:
образцы нравственного поведения, труженик, патриот, воин, коллективист.
Тип урока
– изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.
Задачи:

Обучающие (дидактические):
- познакомить с понятиями «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»; - представить образы труженика, патриота, воина, коллективиста как основу устойчивой нормы нравственного поведения; -формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта; - формировать умение слушать собеседника и излагать свои мысли.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви и гордости к Родине; - формировать ценностное отношение к труженику, патриоту, воину, коллективисту и воспитывать чувство уважения к человеку – труженику, патриоту, воину на основе реальных норм-образцов нравственного поведения; - прививать навыки доброжелательности, адекватной самооценки;

-
формировать потребность осознанного выбора своего поведения на основе полученных знаний.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; творческие способности обучающихся.
Планируемые результаты
: В результате изучения темы обучающиеся смогут: - давать определение «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»; - ориентироваться в нормах нравственного поведения; - называть не менее 3 качеств труженика, патриота, воина, коллективиста; - приводить не менее 3 примеров из личного жизненного опыта и литературных произведений; -аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - задавать не менее 2 вопросов по теме урока своим одноклассникам; - выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями. Урок по теме: «Образцы нравственности в культуре Отечества» Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4 Тема урока «Образцы нравственности в культуре Отечества». Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Осознание ценности нравственности в человеческой жизни. Познавательные: И з в л е к ат ь информацию, представленную в разных формах ( т е к с т, иллюстрации), делать выводы. Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока, работать по плану, сверяя свои действия с целью, к о р р е к т и р о в а т ь с в о ю деятельность. Формировать спо собно сть понимать и п р оя в л я т ь с в о и ч у в с т в а посредством слов. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к ко о р д и н а ц и и р а з л и ч н ы х позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной Формирование образа мира как единого и целостного, в о с п и т а н и е д ов е р и я и у в а ж е н и я к и с т о р и и и культуре своего Отечества; Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах нравственного поведения; В о с п и т а н и е л ю б в и и уважения к Родине.
деятельности, Цель урока Воспитание любви и уважения к Родине. Формирование чувства гордости за свою Родину, историю, российский народ, Формировать умение взаимодействовать в группе. Основные понятия, изучаемые на уроке Усвоение и понимание понятий: нравственность, Отечество, культура, труженик, патриот, воин, коллективист. Средства ИКТ, используемые на урок Мультимедиа проектор, компьютер, презентация Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке Г. Струве «Моя Россия» Стихотворение С. Васильева. Пословицы и поговорки. Портреты героев России, великих людей, Организационная структура урока Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД 5 мин. - Эпиграфом к нашему уроку будут слова Кирилизе Жанне Есть высшее счастье на свете Любовь и надежду храня, Оставить свой след на планете Во имя грядущего дня. - Как вы понимаете эти строки? Да каждый человек должен жить так, чтобы оставить после себя добрую память. -Вспомните материал прошлого урока, о чём мы говорили? Правильно мы говорили о нравственных поступках, о нравственных идеалах.. -Сформулируйте тему сегодняшнего урока
Тема: «Образцы нравственности в культуре

Отечества.
-Вспомните, что такое нравственность? Какова цель нашего урока? -Сегодня на уроке для вас особенно важно понять образцы нравственного поведения, которыми руководствуются граждане России, определяя своё поведение и образ жизни. Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения. Регулятивные: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить. Познавательные: анализируют, делают выводы, выделяют познавательную цель. Личностные: имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому на уроке. Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД 15 мин. Россия - великая страна, которая имеет богатую и славную историю.

Она развивается своим путем, в основе которого Коммуникативные:
лежат особые культурные традиции. Они основаны на таких вечных ценно стях, как ДОБРО, ЧЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СОВЕСТЬ. Культура России-сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм – образцов нравственного поведения. В нашей стране проживает более 100 разных народов со своим языком, традицией, историей. Все они приумножают славу своей Родины . 2.1.Найдите
образцы

нравственного

поведения
из перечисленных ниже понятий. Порядочность Воин Терпимость Стойкость Патриот Труженик Врач Мужество Поэт Строитель Старательность Коллективист
2 .2 Работа с данными понятиями.

Труженик
- О каком нравственном примере мы начнём беседу узнаете, прочитав пословицы на слайде.  Землю солнце красит, а человека труд.  Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.  В труде красота человека.  Всякое уменье трудом даётся.  Маленькое дело, лучше большого безделья. - Что общего между пословицами? (Они о труде) - Подберите к слову «труд» родственные слова. (Трудолюбие, трудолюбивый, трудиться, трудяга (прост.) труженик.
Выберите верное определение. Работа группе.
Труженик –настойчивый, упорный человек, но заботится только о своём благополучие. Труженик-трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны. Труженик- человек, который трудится на своей земле.
Патриот.
- О каком нравственном примере поведения для подражания будем говорить дальше узнаете, прослушав эффективно сотрудничают с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить. Познавательные: выделяют необходимую информацию, создают алгоритм собственной деятельности. Личностные: имеют желание учиться, развивается учебная мотивация, умение работать самостоятельно, в группе.
песню. Г. Струве «Моя Россия» Текст песни у вас на столах, можете подпевать. - Кто сможет сказать, какие чувства вдохновили автора на создание этой песни? (Любовь к Родине, восхищение, гордость за свою страну и её достижения). Можно ли автора песни назвать патриотом? Почему? - Так кто такой патриот? (Человек, который не только любит свою родину, но и трудится на ее благо, стремиться быть полезным для нее, уважает и бережёт её традиции и культуру, историю.) Сверим ваши ответы с определением, приведённым на слайде. -
В чём должен выражаться патриотизм для вас?

Воин-защитник.
- Просмотрев слайды с примерами работ российских художников. Кто изображён? СЛАЙД (Александр Васильевич Суворов) СЛАЙД (Богатыри) СЛАЙД ( Александр Невский0 Народы России всегда прославляли
ВОИНА
- защитника Отечества. Воины наделялись разными добродетелями. Вспомните былинных богатырей земли Русской. Они остаются нравственным ориентиром, потому что защищали родную матушку - Русь, свой народ, не щадя своей жизни. В нашей истории кроме литературных образов воина-защитника много реальных примеров. Например, историческая личность Александра Невского. «Александр Невский» - Что вы знаете об этом человеке? Чем он прославился? (Новгородский князь, Невская битва, Ледовое побоище) - Александр Невский - это пример мужества и патриотизма. Учёные-историки говорят, несмотря на своё высокое положение , молодой князь сражался с врагом как простой воин. 22 июня 1941 в 4 часа утра началась война, которая унесла жизни миллионов людей. Война настолько страшная и жестокая, что сражаться пришлось не только мужчинам, но и старикам, женщинам, детям. Посмотрите на слайд. Это знаменитый памятник воину-освободителю в Берлине. Рассмотрите внимательно изображение, что заметили? (Солдат на руках держит девочку, в его руке меч) - Кто знает, что это за девочка? (немецкая девочка) - Искусствоведы предполагают, что у этого памятника был реальный прототип – солдат, спасший от пуль на
берлинских улицах немецкую девочку. - Кто сможет объяснить, зачем автор изобразил в опущенной руке солдата меч? (Меч – символ силы, мужества, готовность дать врагу отпор и защитить слабого)
Игра «Снежный ком»
Для данного образца нравственности нужно выбрать присущие им качества. - Ребята, сейчас мы сыграем в игру. У вас ровно 1 минута, чтобы обсудить в паре, какими качествами должен обладать воин, защитник Отечества. Затем я передам на первую парту лист бумаги. Каждая парта записывает одно качество и передаёт лист дальше. Слова не должны повторяться. Побеждает команда записавшая максимальное количество правильных терминов. У вас ровно 3 минуты на запись слов. Удачи! ( после проведения игры ученик записавший последнее слово читает все, что записала его команда)
Коллективист
- Со следующим примером нравственного человека вы познакомитесь самостоятельно. Прочитайте «Коллективизм – нравственное качество, «коллективист» - человек, который заботится о членах коллектива» - Какого человека можно назвать «коллективистом»? Мы с детства учимся жить в коллективе, сначала это детский коллектив дошкольного учреждения, затем школьный коллектив, студенческий, а потом и производственный. В нашей стране принято заботиться друг о друге, принимать близко к сердцу все, что происходит с коллективом. Сообща легче справиться с трудностями, стоящими на пути. Чувствовать поддержку своей страны, своих товарищей, семьи – значить быть сопричастным к сильному коллективу, мощной державы. -
Приведите пример, когда вы смогли показать свою

пользу, значимость коллективу, или повлиять на

коллектив.

Вывод :
Итак, вернемся к цели урока. -Какая цель была перед нами ? (Какими образцами нравственного поведения руководствуются граждане России выбирая своё поведение и образ жизни.) -Что относится к образцам нравственности в культуре Отечества (К образцам нравственности в культуре Отечества относятся
ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН,

КОЛЛЕКТИВИСТ. )


Оцените свою работу на этом этапе урока.

Светофор.

Зелёный – всё понятно.

Жёлтый – есть вопросы

Красный – много непонятного
Этап 3. Практикум Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД 10 мин -Ребята мы с вами продолжаем работу над проектом «Нравственные идеалы» Сегодня мы заслушаем 3 сочинения ребят. У вас было задание узнать фамилии тех людей, которые живут рядом или являются членами семьи, кем можно годиться в нашем Отечестве. Ребята написали сочинения о своих родственниках. -О каком образце нравственности говорилось в работе? ( 1 сочинение труженик, патриот) (2 сочинение патриот, воин) (3 сочинение воин. Труженик, патриот)
Рефлексия. Обобщение и систематизация

знаний. По группам.

1 группа
Определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». «Один за всех и все за одного». «На работу с радостью, а с работы с гордостью». Проверка Слайд Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.
2 группа
Тест. 1. Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист. 2. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это … Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; умеют договариваться. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы. Личностные: развиваются навыки сотрудничества .
А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист. 3. Защитник Отечества – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист. 4. Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист
3 группа

Синквейн
Напишите синквейн используя любое понятие урока 3.2. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родной сторонушки слагали пословицы песни, стихи.
Выразительное чтение стихотворения

С. Васильева
. … Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей… Люблю твои луга и нивы Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою-рекою, С могучим быстрым Иртышом. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть. Люблю всё то, что называю Одним широким словом: «Русь». Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД 7 мин. Итак, ребята, давайте подведём итог нашего урока. ИТОГ: Интересно Творчество Обучились Главное –Что вам сегодня было интересно на уроке? – А что творческого было на уроке? –А чему вы обучились на уроке? – А что главное было на уроке? (Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве!) Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: оценивают процесс и

Оцените каждый свою работу на уроке.

Я чувствовал себя на уроке…

Материал мне был понятен…

Я усвоил основные понятия…

Я выполнял задания…

Мне захотелось поступать согласно

моральным нормам…



Хочу поделиться знаниями

с родителями…
- Закончить наш урок я хотела бы словами из стихотворения С.А. Есенина Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте Родину мою” результаты своей деятельности. Личностные: осознают важность полученных знаний. 3 мин.
Домашнее задание.
Напишите сочинение «В чём должен выражаться патриотизм ваших сверстников». Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах? Какие чувства вы при этом испытывали?
Контрольно- измерительные материалы используемые на уроке.

1.Выберите верное определение. Работа в группе
Труженик –настойчивый, упорный человек, но заботится только о своём благополучье. Труженик-трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны. Труженик- человек , который трудится на своей земле.
2. Светофор.


Зелёный – всё понятно.

Жёлтый – есть вопросы

Красный – много непонятного
Обобщение и систематизация знаний. По группам.
1 группа
3.Определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». «Один за всех и все за одного». «На работу с радостью, а с работы с гордостью». Проверка Слайд Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.
2 группа
Тест. 1. Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист. 2. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист. 3. Защитник Отечества – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист. 4. Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист
3 группа

Синквейн
Напишите синквейн используя любое понятие урока
4.ИТОГ:
Интересно Творчество
Обучились Главное
5.Оцените каждый свою работу на уроке.

Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…

Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания…

Мне захотелось поступать согласно Хочу поделиться знаниями

моральным нормам… с родителями…

Список использованной литературы.
1. Анисимов Е. В. Древняя Русь: Рюриковичи. – Спб.: «БКК», 2011. 2. Данилюк А. Я. / Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.


В раздел образования