ОРКСЭ Тема:"Образцы нравственности в культуре Отечества"
Автор: Демидкина Ольга Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 28" Населённый пункт: Кемеровская область г. Киселёвск Наименование материала: методическая разработка Тема: ОРКСЭ Тема:"Образцы нравственности в культуре Отечества" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселёвского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Демидкина Ольга Викторовна
учитель высшей квалификационной категории.
Урок на тему «Образцы нравственности в культуре Отечества» проводится с
обучающимися 4 класса. При проектировании учебного занятия мною были учтены
принципы личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного,
системно-деятельностного и культурологического подходов.
Формы организации познавательной деятельности:
-фронтальная;
-индивидуально-групповая;
- парная.
Методы: беседа, обсуждение, чтение с комментированием, устный рассказ, работа с
иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источником информации,
методы проблемного обучения, рефлексия.
Педагогические технологии: объяснительно – иллюстративная технология; технология
проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве; ИКТ – технологии.
Основные понятия: образцы нравственного поведения, труженик, патриот, воин,
коллективист.
Тип урока – изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.
Задачи:
Обучающие (дидактические):
- познакомить с понятиями «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»;
- представить образы труженика, патриота, воина, коллективиста как основу устойчивой
нормы нравственного поведения;
-формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта;
- формировать умение слушать собеседника и излагать свои мысли.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви и гордости к Родине;
- формировать ценностное отношение к труженику, патриоту, воину, коллективисту и
воспитывать чувство уважения к человеку – труженику, патриоту, воину на основе
реальных норм-образцов нравственного поведения;
- прививать навыки доброжелательности, адекватной самооценки;
- формировать потребность осознанного выбора своего поведения на основе полученных
знаний.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру
выражения мысли; логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
творческие способности обучающихся.
Планируемые результаты :
В результате изучения темы обучающиеся смогут:
- давать определение «труженик», «патриот», «воин», «коллективист»;
- ориентироваться в нормах нравственного поведения;
- называть не менее 3 качеств труженика, патриота, воина, коллективиста;
- приводить не менее 3 примеров из личного жизненного опыта и литературных
произведений;
-аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- задавать не менее 2 вопросов по теме урока своим одноклассникам;
- выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями.
Урок по теме: «Образцы нравственности в культуре Отечества»
Предмет
ОРКСЭ. Основы светской
этики
Класс 4
Тема урока
«Образцы нравственности в культуре Отечества».
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Осознание ценности
нравственности в
человеческой жизни.
Познавательные:
И з в л е к ат ь
информацию,
представленную
в
разных
формах
( т е к с т,
иллюстрации), делать выводы.
Регулятивные:
Самостоятельно
формулировать
тему
и
цели
урока,
работать
по
плану,
сверяя свои действия с целью,
к о р р е к т и р о в а т ь
с в о ю
деятельность.
Формировать
спо собно сть
понимать
и
п р оя в л я т ь
с в о и
ч у в с т в а
посредством слов.
Коммуникативные:
учитывать
разные мнения и стремиться к
ко о р д и н а ц и и
р а з л и ч н ы х
позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к
общему решению в совместной
Формирование
образа
мира
как
единого
и
целостного,
в о с п и т а н и е
д ов е р и я
и
у в а ж е н и я
к
и с т о р и и
и
культуре своего Отечества;
Развитие самостоятельности и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе
представлений
о
нормах
нравственного поведения;
В о с п и т а н и е
л ю б в и
и
уважения к Родине.
деятельности,
Цель урока
Воспитание любви и уважения к Родине. Формирование чувства
гордости
за
свою
Родину,
историю,
российский
народ,
Формировать умение взаимодействовать в группе.
Основные понятия, изучаемые
на уроке
Усвоение и понимание понятий: нравственность, Отечество,
культура, труженик, патриот, воин, коллективист.
Средства ИКТ, используемые
на урок
Мультимедиа проектор, компьютер, презентация
Ресурсы (информационные,
литературные, музыка,
искусство), используемые на
уроке
Г. Струве «Моя Россия»
Стихотворение С. Васильева.
Пословицы и поговорки.
Портреты героев России, великих людей,
Организационная
структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для
осознанного восприятия нового материала
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
5 мин.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова
Кирилизе Жанне
Есть высшее счастье на свете
Любовь и надежду храня,
Оставить свой след на планете
Во имя грядущего дня.
- Как вы понимаете эти строки? Да каждый
человек должен жить так, чтобы оставить
после себя добрую память.
-Вспомните материал прошлого урока, о чём
мы говорили? Правильно мы говорили о
нравственных поступках, о нравственных
идеалах..
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока
Тема: «Образцы нравственности в культуре
Отечества.
-Вспомните, что такое нравственность? Какова
цель нашего урока?
-Сегодня на уроке для вас особенно важно
понять образцы нравственного поведения,
которыми руководствуются граждане России,
определяя своё поведение и образ жизни.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
выражают свою точку
зрения.
Регулятивные: осознают,
что уже известно и что
предстоит усвоить.
Познавательные:
анализируют, делают
выводы, выделяют
познавательную цель.
Личностные: имеют
желание учиться,
проявляют интерес к
изучаемому на уроке.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация
обратной связи
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
15 мин.
Россия - великая страна, которая имеет богатую и славную
историю. Она развивается своим путем, в основе которого
Коммуникативные:
лежат
особые
культурные
традиции.
Они
основаны
на
таких
вечных
ценно стях,
как
ДОБРО,
ЧЕСТЬ,
СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
МИЛОСЕРДИЕ,
СОВЕСТЬ.
Культура
России-сокровищница
знаний,
духовных
ценностей,
исторического
опыта
и
устойчивых
норм
–
образцов
нравственного
поведения.
В
нашей
стране
проживает более 100
разных народов со своим языком,
традицией, историей. Все они приумножают славу своей
Родины
.
2.1.Найдите
образцы
нравственного
поведения из
перечисленных ниже понятий.
Порядочность Воин
Терпимость
Стойкость Патриот
Труженик Врач
Мужество Поэт
Строитель Старательность
Коллективист
2 .2 Работа с данными понятиями.
Труженик
- О каком нравственном примере мы начнём беседу
узнаете, прочитав пословицы на слайде.
Землю солнце красит, а человека труд.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
В труде красота человека.
Всякое уменье трудом даётся.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
- Что общего между пословицами?
(Они о труде)
- Подберите к слову «труд» родственные слова.
(Трудолюбие, трудолюбивый, трудиться, трудяга (прост.)
труженик.
Выберите верное определение. Работа группе.
Труженик –настойчивый, упорный человек, но заботится
только о своём благополучие.
Труженик-трудолюбивый человек, который своим трудом
создаёт материальные и духовные ценности на благо всего
народа, всей страны.
Труженик- человек, который трудится на своей земле.
Патриот.
- О каком нравственном примере поведения для
подражания будем говорить дальше узнаете, прослушав
эффективно
сотрудничают с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
осознают, что уже
известно и что
предстоит усвоить.
Познавательные:
выделяют
необходимую
информацию,
создают алгоритм
собственной
деятельности.
Личностные:
имеют желание
учиться,
развивается
учебная
мотивация, умение
работать
самостоятельно, в
группе.
песню. Г. Струве «Моя Россия» Текст песни у вас на
столах, можете подпевать.
- Кто сможет сказать, какие чувства вдохновили автора на
создание этой песни? (Любовь к Родине, восхищение,
гордость за свою страну и её достижения). Можно ли
автора песни назвать патриотом? Почему?
- Так кто такой патриот? (Человек, который не только
любит свою родину, но и трудится на ее благо, стремиться
быть полезным для нее, уважает и бережёт её традиции и
культуру, историю.)
Сверим ваши ответы с определением, приведённым на
слайде.
- В чём должен выражаться патриотизм для вас?
Воин-защитник.
- Просмотрев слайды с примерами работ российских
художников. Кто изображён?
СЛАЙД (Александр Васильевич Суворов)
СЛАЙД (Богатыри)
СЛАЙД ( Александр Невский0
Народы России всегда прославляли ВОИНА - защитника
Отечества. Воины наделялись разными добродетелями.
Вспомните былинных богатырей земли Русской. Они
остаются нравственным ориентиром, потому что
защищали родную матушку - Русь, свой народ, не щадя
своей жизни. В нашей истории кроме литературных
образов воина-защитника много реальных примеров.
Например, историческая личность Александра Невского.
«Александр Невский»
- Что вы знаете об этом человеке? Чем он прославился?
(Новгородский князь, Невская битва, Ледовое побоище)
- Александр Невский - это пример мужества и
патриотизма. Учёные-историки говорят, несмотря на своё
высокое положение
,
молодой князь
сражался с врагом как
простой воин.
22 июня 1941 в 4 часа утра началась война, которая
унесла жизни миллионов людей.
Война настолько страшная и жестокая, что сражаться
пришлось не только мужчинам, но и старикам, женщинам,
детям. Посмотрите на слайд.
Это знаменитый памятник воину-освободителю в Берлине.
Рассмотрите внимательно изображение, что заметили?
(Солдат на руках держит девочку, в его руке меч)
- Кто знает, что это за девочка? (немецкая девочка)
- Искусствоведы предполагают, что у этого памятника был
реальный прототип – солдат, спасший от пуль на
берлинских улицах немецкую девочку.
- Кто сможет объяснить, зачем автор изобразил в
опущенной руке солдата меч?
(Меч – символ силы, мужества, готовность дать врагу
отпор и защитить слабого)
Игра «Снежный ком»
Для данного образца нравственности нужно выбрать
присущие им качества.
- Ребята, сейчас мы сыграем в игру. У вас ровно 1 минута,
чтобы обсудить в паре, какими качествами должен обладать
воин, защитник Отечества. Затем я передам на первую
парту лист бумаги. Каждая парта записывает одно качество
и передаёт лист дальше. Слова не должны повторяться.
Побеждает команда записавшая максимальное количество
правильных терминов. У вас ровно 3 минуты на запись
слов. Удачи!
( после проведения игры ученик записавший последнее
слово читает все, что записала его команда)
Коллективист
- Со следующим примером нравственного человека вы
познакомитесь самостоятельно. Прочитайте
«Коллективизм – нравственное качество, «коллективист» -
человек, который заботится о членах коллектива»
- Какого человека можно назвать «коллективистом»?
Мы с детства учимся жить в коллективе, сначала это
детский коллектив дошкольного учреждения, затем
школьный коллектив, студенческий, а потом и
производственный. В нашей стране принято заботиться
друг о друге, принимать близко к сердцу все, что
происходит с коллективом. Сообща легче справиться с
трудностями, стоящими на пути. Чувствовать поддержку
своей страны, своих товарищей, семьи – значить быть
сопричастным к сильному коллективу, мощной державы.
- Приведите пример, когда вы смогли показать свою
пользу, значимость коллективу, или повлиять на
коллектив.
Вывод : Итак, вернемся к цели урока.
-Какая цель была перед нами ?
(Какими образцами нравственного поведения
руководствуются граждане России выбирая своё поведение
и образ жизни.)
-Что относится к образцам нравственности в культуре
Отечества (К образцам нравственности в культуре
Отечества относятся ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН,
КОЛЛЕКТИВИСТ. )
Оцените свою работу на этом этапе урока.
Светофор.
Зелёный – всё понятно.
Жёлтый – есть вопросы
Красный – много непонятного
Этап 3. Практикум
Длительность
этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
10 мин
-Ребята мы с вами продолжаем работу над
проектом «Нравственные идеалы» Сегодня мы
заслушаем 3 сочинения ребят. У вас было задание
узнать фамилии тех людей, которые живут рядом
или являются членами семьи, кем можно годиться
в нашем Отечестве. Ребята написали сочинения о
своих родственниках.
-О каком образце нравственности говорилось в
работе?
( 1 сочинение труженик, патриот)
(2 сочинение патриот, воин)
(3 сочинение воин. Труженик, патриот)
Рефлексия. Обобщение и систематизация
знаний. По группам.
1 группа Определите, кто мог произнести
(труженик, патриот, воин, коллективист) такие
слова:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел
бы переменить отечество или иметь другую
историю, кроме истории наших предков».
«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и
погибнет».
«Один за всех и все за одного».
«На работу с радостью, а с работы с гордостью».
Проверка Слайд Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН,
КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.
2 группа Тест.
1. Трудолюбивый человек, который своим трудом
создаёт материальные и духовные ценности на
благо всего народа, всей страны – это …
А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г)
Коллективист.
2. Человек, любящий свою Родину, свой народ,
готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные
подвиги – это …
Коммуникативные:
умеют слушать,
слышать и понимать
партнера; умеют
договариваться.
Регулятивные:
контролируют свои
действия, соотнося их с
действиями учителя и
одноклассников.
Познавательные:
выделяют необходимую
информацию,
анализируют,
сравнивают, делают
выводы.
Личностные:
развиваются навыки
сотрудничества
.
А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г)
Коллективист.
3. Защитник Отечества – это … А) Патриот; Б)
Труженик; В) Воин; Г) Коллективист.
4. Человек, который заботится об интересах
коллектива, иногда в ущерб своим собственным –
это …
А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г)
Коллективист
3 группа
Синквейн Напишите синквейн
используя любое понятие урока
3.2. Во все времена русские люди любили свою
Родину. Во имя любви к родной сторонушки
слагали пословицы песни, стихи.
Выразительное чтение стихотворения
С. Васильева .
… Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом: «Русь».
Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность
этапа
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым
образовательным результатам
Формируемые УУД
7 мин.
Итак, ребята, давайте подведём итог нашего урока.
ИТОГ:
Интересно
Творчество
Обучились
Главное
–Что вам сегодня было интересно на уроке?
– А что творческого было на уроке?
–А чему вы обучились на уроке?
– А что главное было на уроке? (Главным было то,
что все мы разные, но живем в одной стране. Нас
всех объединяют духовные традиции и любовь к
Отечеству. Мы должны любить, уважать,
заботиться о своём Отечестве!)
Коммуникативные:
полно и грамотно
выражают свои мысли.
Регулятивные:
осознают важность
приобретения новых
знаний.
Познавательные:
оценивают процесс и
Оцените каждый свою работу на уроке.
Я чувствовал себя на уроке…
Материал мне был понятен…
Я усвоил основные понятия…
Я выполнял задания…
Мне захотелось поступать согласно
моральным нормам…
Хочу поделиться знаниями
с родителями…
-
Закончить наш урок я хотела бы словами из
стихотворения С.А. Есенина
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”
результаты своей
деятельности.
Личностные: осознают
важность полученных
знаний.
3 мин.
Домашнее задание. Напишите сочинение «В чём
должен выражаться патриотизм ваших
сверстников».
Приходилось ли вам защищать честь класса,
школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах?
Какие чувства вы при этом испытывали?
Контрольно- измерительные материалы используемые на уроке.
1.Выберите верное определение. Работа в группе
Труженик –настойчивый, упорный человек, но заботится только о своём благополучье.
Труженик-трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и
духовные ценности на благо всего народа, всей страны.
Труженик- человек , который трудится на своей земле.
2. Светофор.
Зелёный – всё понятно.
Жёлтый – есть вопросы
Красный – много непонятного
Обобщение и систематизация знаний. По группам.
1 группа
3.Определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших предков».
«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
«Один за всех и все за одного».
«На работу с радостью, а с работы с гордостью».
Проверка Слайд Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.
2 группа Тест.
1. Трудолюбивый человек, который своим трудом создаёт материальные и духовные
ценности на благо всего народа, всей страны – это …
А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист.
2. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и
ратные подвиги – это …
А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист.
3. Защитник Отечества – это … А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист.
4. Человек, который заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим
собственным – это …
А) Патриот; Б) Труженик; В) Воин; Г) Коллективист
3 группа
Синквейн Напишите синквейн используя любое понятие урока
4.ИТОГ:
Интересно
Творчество
Обучились
Главное
5.Оцените каждый свою работу на уроке.
Я чувствовал себя на уроке… Материал мне был понятен…
Я усвоил основные понятия… Я выполнял задания…
Мне захотелось поступать согласно Хочу поделиться знаниями
моральным нормам… с родителями…
Список использованной литературы.
1. Анисимов Е. В. Древняя Русь: Рюриковичи. – Спб.: «БКК», 2011.
2. Данилюк А. Я. / Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.