Проект "Кукольный театр" как способ развития коммуникативной компетентности учащихся в начальной школе.
Автор: Иванова Наталья Егоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно-научный лицей Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО, Тюменская область Наименование материала: Статья Тема: Проект "Кукольный театр" как способ развития коммуникативной компетентности учащихся в начальной школе. Раздел: начальное образование
НОЙ ШКОЛЕ.
" Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я пойму".
(Китайская пословица)
Внеурочная деятельность является благотворной почвой формирования ду-
ховно-нравственных качеств личности школьника. «Духовный мир ребенка
может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает че-
рез дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, гордости, через по-
знавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что
злонамеренно сажать райские яблони в отравленную почву». Эти слова Шал-
вы Амонашвили близки моему пониманию, внутренней концепции и являет-
ся основой моего педагогического кредо.
Введение нового образовательного стандарта и внеурочной деятельности
заставило меня перестроить свою работу, осваивая новые формы и методы.
Одним из направлений моей работы во внеурочной деятельности являет-
ся проектирование. Это поэтапная практическая деятельность по достиже-
нию поставленной цели.
Во время групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности для
достижения общей цели учащиеся должны уметь вступать во взаимодействие
друг с другом, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, по-
нимать собеседника, уметь договариваться, при этом, активно высказываться
и самостоятельно принимать решения. Для становления коммуникативной ак-
тивности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, твор-
ческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследо-
вание. Такая форма организации деятельности учащихся как работа над соци-
альным проектом делает возможным развитие этих навыков и умений.
В качестве социального проекта нами был выбран «Кукольный театр»,
так как он играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании
младших школьников. Из педагогической практики видно, что дети очень
любят играть с куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с те-
атральной куклой, даже робкие дети начинают постигать процесс общения
со сверстниками, передавая через нее свои эмоции, переживания, которые
они не могли проявить ранее.
К тому же кукольный театр позволяет вовлечь в деятельность целый
класс, и способствует реализации крайне важной для нас цели: развитие и
совершенствование коммуникативной компетентности в процессе кол-
лективной деятельности, то есть умение успешно работать в группе.
Для достижения цели необходимо учиться:
- развивать коммуникативные способности учащихся;
- вырабатывать чувство товарищества, уважительного отношения друг к дру-
гу;
- договариваться, идти на компромисс;
- развивать такие качества, как терпение и целеустремленность;
- решать различные задачи совместно.
В процессе работы над проектом у учащихся происходит формирование
метапредметных умений и навыков, носящих в современных условиях обще-
научный и общеинтеллектуальный характер:
- умение аргументированно излагать свои мысли;
- умение анализировать свою деятельность;
- умение предъявлять результаты.
Содержание кукольных спектаклей:
- оказывает воспитательное воздействие на школьников, когда происходит
формирование убеждений и идеалов ребенка (детям младшего школьного
возраста необходимо показывать пример дружбы, преданности, отзывчиво-
сти, находчивости, храбрости, уважения).
- развивает познавательную активность учащихся, повышает интеллектуаль-
ный и культурный уровень развития ребенка (учащиеся знакомятся с произве-
дениями различных литературных жанров).
К тому же, современные дети, недостаточно представляют жизнь
своих предков, их быт, традиции и обычаи. А в случае Югры – это огромный
неизведанный мир культуры и истории народов ханты и манси. Их изучение
через представления поможет детям лучше понять, уважать, ценить обычаи и
традиции этих народов.
Содержание проекта.
1.
На основе длительного наблюдения за коллективом в целом и в про-
цессе
различной
совместной
деятельности,
анкетирования
и
опросов
классным руководителем определяется проблема: неумение учащихся вести
совместную работу для достижения единой цели.
Это
во
многом
происходит
из-за
недостатка
опыта
работы
в
группе.
Классным руководителем была выдвинута идея о том, что совместная рабо-
та над проектной деятельностью может помочь в решении существующей
проблемы.
2. Первым этапом работы над проектом является определение интересов
учащихся (анкетирование, опрос). Это касается выбора произведения для
пьесы (предпочтение отдается сказкам коренных жителей нашего регио-
на) и распределения ролей участия в проекте.
3. Далее происходит формирование рабочих команд проекта. Участники
проекта распределяются на группы по интересам:
- команда сбора информации и подготовки презентации,
- команда актеров,
- команда изготовителей.
4. Первой свою работу начинает команда сбора информации. Благодаря им
учащиеся:
- определяются с выбором творческого материала предстоящей работы
( в нашем случае классным руководителем совместно с участниками проекта
были выбраны - мансийская сказка «Почему у зайца длинные уши», и назва-
ние кукольного театра «Капельки солнца»),
- знакомятсяс историей кукольного театра, которая уводит нас в далекое про-
шлое, во времена первобытного человека, узнают, что означали куклы на
Руси,
- узнают об устройстве театра, о профессиях людей, которые там работают
- знакомятся с правилами поведения в театре,
- смогут погрузиться в загадочный мир культуры коренных народов Севера
ханты и манси через их сказки.
5. После этого участникам рекомендуется посетить ИКЦ «Старый Сур-
гут», где они смогут узнать много интересного о культуре ханты и манси и
научиться изготавливать кукол.
6. Дополнительно можно провести конкурс рисунков на тему «Культура
народа Манси» и «Кукольный театр».
7. Далее необходимо продумать и последовательно выполнить основные
этапы работы:
- создание декораций к спектаклю,
- подготовка кукол,
- разработка билетов и программок.
Этим занимается команда изготовителей.
7. Параллельно с командой изготовителей начинает работу команда акте-
ров. Это длительные репетиции и подготовка к представлению.
Итоговым продуктом нашей проектной деятельности стал спектакль
«Почему у зайца длинные уши».
8. После успешного представления участники получают благодарности за
хорошо выполненную работу.
9. Последний этап - это итоги проектной деятельности. Добились ли мы
достижения поставленной нами первоначальной цели?
Научились ли они
слышать, уважать друг - друга, идти на уступки? Понравилось ли ребятам ра-
ботать совместно?
Считаю, что метод проектов решает важную роль в гармоничном развитии
учеников.
Литература:
1.
Амонашвили Ш. А. Духовный мир ребенка // Учительская газета.—
1986.—12 июня.
2.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Арк-
ти, 2006.
3.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного мето-
да в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
4.
Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная шко-
ла»№ 3, 2005 г., с.68.
5.
Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка
«Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пру-
ды», 2007.
6.
Павлова Л.А., Н.А.Иванова. Работа классного театра кукол. Журнал
«Начальная школа» № 7, 1989 ., с.41.
7.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетен-
ции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.