Напоминание

Проект "Кукольный театр" как способ развития коммуникативной компетентности учащихся в начальной школе.


Автор: Иванова Наталья Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проект "Кукольный театр" как способ развития коммуникативной компетентности учащихся в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад





ПРОЕКТ «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОМ-

МУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬ-

НОЙ ШКОЛЕ.
" Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму". (Китайская пословица) Внеурочная деятельность является благотворной почвой формирования ду- ховно-нравственных качеств личности школьника. «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает че- рез дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, гордости, через по- знавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамеренно сажать райские яблони в отравленную почву». Эти слова Шал- вы Амонашвили близки моему пониманию, внутренней концепции и являет- ся основой моего педагогического кредо. Введение нового образовательного стандарта и внеурочной деятельности заставило меня перестроить свою работу, осваивая новые формы и методы. Одним из направлений моей работы во внеурочной деятельности являет- ся проектирование. Это поэтапная практическая деятельность по достиже- нию поставленной цели. Во время групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности для достижения общей цели учащиеся должны уметь вступать во взаимодействие друг с другом, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, по- нимать собеседника, уметь договариваться, при этом, активно высказываться и самостоятельно принимать решения. Для становления коммуникативной ак- тивности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, твор- ческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследо-
вание. Такая форма организации деятельности учащихся как работа над соци- альным проектом делает возможным развитие этих навыков и умений. В качестве социального проекта нами был выбран «Кукольный театр», так как он играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании младших школьников. Из педагогической практики видно, что дети очень любят играть с куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с те- атральной куклой, даже робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками, передавая через нее свои эмоции, переживания, которые они не могли проявить ранее. К тому же кукольный театр позволяет вовлечь в деятельность целый класс, и способствует реализации крайне важной для нас цели:
развитие и

совершенствование коммуникативной компетентности в процессе кол-

лективной деятельности,
то есть умение успешно работать в группе. Для достижения цели необходимо учиться: - развивать коммуникативные способности учащихся; - вырабатывать чувство товарищества, уважительного отношения друг к дру- гу; - договариваться, идти на компромисс; - развивать такие качества, как терпение и целеустремленность; - решать различные задачи совместно. В процессе работы над проектом у учащихся происходит формирование метапредметных умений и навыков, носящих в современных условиях обще- научный и общеинтеллектуальный характер: - умение аргументированно излагать свои мысли; - умение анализировать свою деятельность; - умение предъявлять результаты.
Содержание кукольных спектаклей:
- оказывает воспитательное воздействие на школьников, когда происходит формирование убеждений и идеалов ребенка (детям младшего школьного
возраста необходимо показывать пример дружбы, преданности, отзывчиво- сти, находчивости, храбрости, уважения). - развивает познавательную активность учащихся, повышает интеллектуаль- ный и культурный уровень развития ребенка (учащиеся знакомятся с произве- дениями различных литературных жанров). К тому же, современные дети, недостаточно представляют жизнь своих предков, их быт, традиции и обычаи. А в случае Югры – это огромный неизведанный мир культуры и истории народов ханты и манси. Их изучение через представления поможет детям лучше понять, уважать, ценить обычаи и традиции этих народов.
Содержание проекта.
1. На основе длительного наблюдения за коллективом в целом и в про- цессе различной совместной деятельности, анкетирования и опросов классным руководителем определяется проблема: неумение учащихся вести совместную работу для достижения единой цели. Это во многом происходит из-за недостатка опыта работы в группе. Классным руководителем была выдвинута идея о том, что совместная рабо- та над проектной деятельностью может помочь в решении существующей проблемы. 2. Первым этапом работы над проектом является определение интересов учащихся (анкетирование, опрос). Это касается выбора произведения для пьесы (предпочтение отдается сказкам коренных жителей нашего регио- на) и распределения ролей участия в проекте. 3. Далее происходит формирование рабочих команд проекта. Участники проекта распределяются на группы по интересам: - команда сбора информации и подготовки презентации, - команда актеров, - команда изготовителей. 4. Первой свою работу начинает команда сбора информации. Благодаря им учащиеся:
- определяются с выбором творческого материала предстоящей работы ( в нашем случае классным руководителем совместно с участниками проекта были выбраны - мансийская сказка «Почему у зайца длинные уши», и назва- ние кукольного театра «Капельки солнца»), - знакомятсяс историей кукольного театра, которая уводит нас в далекое про- шлое, во времена первобытного человека, узнают, что означали куклы на Руси, - узнают об устройстве театра, о профессиях людей, которые там работают - знакомятся с правилами поведения в театре, - смогут погрузиться в загадочный мир культуры коренных народов Севера ханты и манси через их сказки. 5. После этого участникам рекомендуется посетить ИКЦ «Старый Сур- гут», где они смогут узнать много интересного о культуре ханты и манси и научиться изготавливать кукол. 6. Дополнительно можно провести конкурс рисунков на тему «Культура народа Манси» и «Кукольный театр». 7. Далее необходимо продумать и последовательно выполнить основные этапы работы: - создание декораций к спектаклю, - подготовка кукол, - разработка билетов и программок. Этим занимается команда изготовителей. 7. Параллельно с командой изготовителей начинает работу команда акте- ров. Это длительные репетиции и подготовка к представлению. Итоговым продуктом нашей проектной деятельности стал спектакль «Почему у зайца длинные уши». 8. После успешного представления участники получают благодарности за хорошо выполненную работу. 9. Последний этап - это итоги проектной деятельности. Добились ли мы достижения поставленной нами первоначальной цели? Научились ли они
слышать, уважать друг - друга, идти на уступки? Понравилось ли ребятам ра- ботать совместно? Считаю, что метод проектов решает важную роль в гармоничном развитии учеников. Литература: 1. Амонашвили Ш. А. Духовный мир ребенка // Учительская газета.— 1986.—12 июня. 2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Арк- ти, 2006. 3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного мето- да в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. 4. Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная шко- ла»№ 3, 2005 г., с.68. 5. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пру- ды», 2007. 6. Павлова Л.А., Н.А.Иванова. Работа классного театра кукол. Журнал «Начальная школа» № 7, 1989 ., с.41. 7. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетен- ции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.


В раздел образования