Напоминание

Смысловое чтение в начальных классах


Автор: Апаршина Надежда Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ГСШ №1
Населённый пункт: р.п. Городище
Наименование материала: презентация
Тема: Смысловое чтение в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование универсальных учебных

действий смыслового чтения и работы с

текстом на уроках в начальных классах.


Апаршина Н.В., учитель начальных классов МБОУ ГСШ №1

Смысловое чтение
Ц ел ь – ф о р м и р о ва н и е у м е н и я воспринимать текст как
единое

смысловое целое (точно и полно

понять
содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

О

риентироваться

в учебнике:

-определять

умения, которые

будут

сформированы на

основе изучения

данного раздела.

Ориентироваться

в учебнике:

-определять круг

своего незнания.

Ориентироваться в

учебнике:

планировать свою

работу по изучению

незнакомого

материала.

Самостоятельно

предполагать, какая

дополнительная

информация бу-

дет нужна для

изучения незнакомого

материала;

отбирать необходимые

источники

информации среди

предложенных

учителем словарей,

энциклопедий,

справочников.

Ориентироваться

в учебнике:

Сопоставлять и

отбирать

информацию,

полученную из

различных

источников

(словари,

энциклопедии,

справочники,

электронные

диски, сеть

Интернет).

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Отвечать на

простые вопросы

учителя, находить

нужную

информацию в

учебнике.

Отвечать на

сложные вопросы

учителя, самим

задавать

вопросы.



Извлекать

информацию,

представленную в

разных формах

(текст, таблица,

схема, экспонат,

модель,

иллюстрация и

др.)

Самостоятельно

перерабатывать

информацию,

преобразовывать

её, представлять

информацию на

основе схем,

моделей,

сообщений.

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Подробно

пересказывать

прочитанное или

прослушанное;

определять тему.

Составлять

простой план .

Определять, в

каких источниках

можно найти

необходимую

информацию для

выполнения

задания.

Представлять

информацию в

виде текста,

таблицы, схемы,

в том числе с

помощью ИКТ.

Составлять

сложный план

текста.

Уметь передавать

содержание в

сжатом,

выборочном или

развёрнутом виде

Формирование УУД смыслового чтения в начальной школе.

Технология продуктивного чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения
 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. - Прочитайте заголовок текста. - О чём может идти в нём речь? - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто герои? И др. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. - Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении. - Какие чувства испытали? - Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста? 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Читаем и спрашиваем.  Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Чтение – сравнение.

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу.
Общие черты

Различные черты

Работа с текстом задачи на уроках математики. - Прочитайте условие. - Прочитайте вопрос. - Что показывает каждое число в задаче. - Может ли быть такая ситуация в жизни. - Нарисуйте схему или чертёж к задаче. - По рисунку повторите задачу. - Расскажите, что надо сделать для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос. - Решите задачу и напишите ответ, при формулировки ответа перечитайте вопрос задачи.

Приём «Работа с вопросником»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы. Описание приема. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе.


В раздел образования