Автор: Отовалиева Альфия Рамбердиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеек" Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа факультатива "Роботенок" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Теремок»
Согласовано: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
от «__»______2014 г ДС КВ «Теремок»
________Пирожкова Т.А.
«____»___________2014 г
Рабочая программа
факультатива
«Роботенок»
Руководитель программы:
Отовалиева А.Р.
воспитатель
Возраст 5 -7 лет
г. Новый Уренгой 2014г.
1
Пояснительная записка
Курс программы кружковой деятельности «Робототехника» предназначен
для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников ДОУ
целостного
представления
о
мире
техники,
устройстве
конструкций,
механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного
курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать
способности
к
решению
проблемных
ситуаций
умению
исследовать
проблему,
анализировать
имеющиеся
ресурсы,
выдвигать
идеи,
планировать
решения
и
реализовывать
их,
расширить
технический
и
математический словари воспитанника. Кроме этого, реализация этого
курса
в
рамках
детского
сада
помогает
развитию
коммуникативных
навыков детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой
проектной деятельности.
Занятия
представляют
уникальную
возможность
для
детей
младшего
школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие
м о д е л и
р о б о т о в
Lego
Educaiton,
которые
благодаря
датчикам
поворота
и
расстояния,
созданные
конструкции
реагируют
на
окружающий
мир.
С
помощью
программирования
на
персональном
компьютере
ребенок
наделяет
интеллектом свои модели и использует их для решения задач, которые по
сути являются упражнениями из курсов математики, информатики.
Основные цели программы:
-
формирование
у
воспитанников
целостного
представления
об
окружающем мире;
- ознакомление воспитанников с основами конструирования
и моделирования,
-
расширение
знаний
об
основных
особенностях
конструкций,
механизмов и машин;
-
развитие
способности
творчески
подходить
к
проблемным
ситуациям;
- развитие познавательного интереса и мышления воспитанников;
- развитие коммуникативных навыков.
-
овладение
навыками
начального
технического
конструирования
и программирования.
Таким образом, программа нацелена на расширение следующих
основных задач:
– расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
-
актуализация
имеющихся
у
учащихся
знаний
о б
окружающем мире и их практическое применение;
- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на
практике при
конструировании
и
моделировании
объектов
окружающей действительности;
2
-
развитие
коммуникативных
способностей
воспитанников,
умения
работать в группе, умения аргументировано представлять результаты
своей деятельности, отстаивать свою точку зрения;
-
создание
завершенных
проектов
с
использованием
освоенных
инструментальных компьютерных сред.
Курс разработан для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Срок
реализации
программы
2
года. Программа рассчитана на 1 занятие в
неделю (25мин), на протяжении учебного года, т.е . 32 занятий.
Направление программы: познавательно – исследовательское
Занятия
LEGO
конструированием,
программированием,
исследованиями,
а также общение в процессе работы способствуют
разностороннему
развитию
в о с п и т а н н и к о в . Интегрирование
различных
образовательных
областей в
рабочей
программе
«Робототехника
в
детском
саду» открывает
возможности
для
реализации
новых
концепций
дошкольников, овладения
новыми
навыками и расширения круга интересов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Формирование основных навыков робото-конструирования.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
1.
Познавательная задача: развитие познавательного интереса к
робототехнике и азам предметов информатика, физика.
2.
Образовательная
задача:
формирование
умений
и
навыков
конструирования,
приобретения
первого
опыта
при
решении
конструкторских
задач
по
механике, знакомство
и
освоение
программирования в компьютерной среде LEGO, FUNBOT, HUNA.
3.
Развивающая
задача:
развитие
творче ской
а к т и в н о с т и ,
самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных
ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения,
мышления (логического, комбинаторного, творческого).
4.
Воспитывающая
задача:
воспитание
ответственности,
высокой
культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Краткие сведения о группе
Дети старшей группы.
Состав – мобильный.
Набор – свободный.
Форма занятий – подгрупповая, индивидуальная.
Год обучения – 2.
Количество занятий в год – 32.
Количество занятий в неделю – 1 занятие по 25 минут.
3
Ожидаемые результаты:
o
формирование
устойчивого
интереса
к
робототехнике
и
образовательным областям:
Познавательное
развитие
«Формирование
элементарных
математических
представлений»,
«Развитие
познавательно-
исследовательской
деятельности»,
«Ознакомление
с
миром
природы»,
«Приобщение
к
социа льно-культурным
ценностям»;
Художественно-эстетическое развитие «Конструирование»;
Социально-коммуникативное
развитие «Социализация,
развитие общения, нравственное воспитание»;
Речевое развитие «Развитие речи»;
o
формирование
умения
работать
по
предложенным
инструкциям;
o
формирование
умения
творчески
подходить
к
решению
задачи;
o
формирование
умения
довести
решение
задачи
до
работающей модели;
o
формирование умения излагать мысли в четкой логической
последовательности,
отстаивать
свою
точку
зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы
на вопросы путем логических рассуждений.
o
формирование
умения
работать
над
проектом
в
команде,
эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- проект по LEGO
Данная программа направлена на:
-
помощь детям в индивидуальном развитии;
-
мотивацию к познанию и творчеству:
-
к стимулированию творческой активности;
-
развитию способностей к самообразованию;
-
приобщение к общечеловеческим ценностям;
-
организацию детей в совместной деятельности с педагогом
4
Перспективно-тематическое планирование
факультатива «Роботенок»
первый год обучения – 2014-2015 уч.г.
Месяц
Тема
Цели
Октябрь
1.Путешествие по ЛЕГО –
стране
2.Что умеем собирать?
3.Пирамидка
4.Беседка
5.Творческое конструирование
по замыслу.
Формировать интерес к лего
конструированию;
совершенствовать
конструкторские навыки при
создании сооружений по
образцу, по условию, по
замыслу
Ноябрь
Моя планета
1. Творческое конструирование
по замыслу.
2. Строим дом, в котором мы
живем.
3. Детский сад.
4. Коллективная работа
«Город, в котором мы живем».
Закреплять умения выделять,
называть,
классифицировать
р а з н ы е
о б ъ е м н ы е
ге ом е т р и ч е с к и е
т е л а
и
а р х и т е к т у р н ы е
ф о р м ы ,
в х о д я щ и е
в
с о с т а в
конструкторов
Декабрь
1.Змей Горыныч
2.Змей Горыныч
3.Новогодние забавы
4.Творческое конструирование
по замыслу.
Развивать стремление к
творчеству,
экспериментированию и
изобретательству
Январь
1.Герои сказок (по замыслу)
2.Клоун
3.Клоун
Развивать художественный
вкус при оформлении
построек в процессе
гармоничного сочетания
элементов по форме,
величине, цвету и фактуре
Февраль
Транспорт-помощник
1.Творческое конструирование
по замыслу
2.Самолет
3.Самолет
4.Сюжетно-ролевая игра
«Аэропорт»
Закрепить умения подбирать
адекватные способы
соединения деталей
конструктивного образа,
придавая им прочность и
устойчивость.
5
Март
Животный мир
1. Зоопарк.
2. Жираф.
3. Аквариум.
4. Соревнование «Звери в
зоопарке»
Продолжить
формировать
чувство
формы
и
пластики
при
создании
конструкций.
Закреплять
представление
о
животном
мире,
продолжать
учить анализировать
Апрель
1.Сюжетно – ролевая игра
«Пожарная станция»
2.Сюжетно – ролевая игра
«Больница»
3.Робот
4.Творческое конструирование
по замыслу
Формировать стремление к
совместной деятельности;
формировать навыки
коммуникативного, делового
общения
Май
1.Сюжетно – ролевая игра
«Кафе»
2.Соревнование «Звери в
зоопарке»
3.Соревнование «Строим 2-х
этажный дом»
4.Творческое конструирование
по замыслу
Анализировать образец
постройки; планировать
этапы создания собственной
постройки, находить
конструктивные решения;
работать коллективно
Второй год обучения – 2015-2016 уч.г.
Месяц
Тема
Цели
Октябрь
Животный мир
1.Стрекоза.
2.Петух.
3.Страус
4.Творческое конструирование
по замыслу.
Выработать способность
осознанно заменять одни
детали другими. Закрепить
интерес к конструированию и
конструктивному творчеству.
Совершенствовать умение
планировать свою
деятельность.
Ноябрь
Кто и как готовится к зиме
1.Кормушка для птиц
2.Сельскохозяйственная
техника.
3.Ферма.
4. Творческое конструирование
по замыслу.
П р од о л ж и т ь
р а з в и в а т ь
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление,
воображение,
внимание,
память.
Учить
использовать базовые формы
Legо-конструктора, Funbot.
6
Декабрь
Город мастеров
1.Строительство двухэтажного
дома.
2.Забор.
3.Гараж
для
н е с ко л ь к и х
машин.
4.Коллективная работа «Город
маленьких человечков».
Закрепить умение
использовать
композиционные
закономерности: масштаб,
пропорцию, пластику
объемов, фактуру, динамику/
статику в процессе
конструирования (Lego,
Huno).
Январь
Зимние забавы
1.Сани Деда Мороза.
2.Робот-лыжник.
3.Коллективная работа
«Детский городок».
Продолжать формировать
чувство формы и пластики
при создании конструкций.
Закрепить умение
использовать
композиционные
закономерности: масштаб,
пропорцию, пластику
объемов в процессе
конструирования.
Февраль
Маленькие исследователи
1.Космический аппарат.
2.Коллективная работа
«Детский сад».
3.Робот-пылесос.
4.Творческое конструирование
по замыслу
Закрепить умение
использовать
композиционные
закономерности: масштаб,
пропорцию.
Март
Быть здоровыми хотим
1.Ворота для футбола.
Стадион.
2.Робот-вратарь.
3.Коллективная работа
«Спортплощадка».
4.Творческое конструирование
по замыслу детей.
Р а з в и ват ь
с п о с о б н о с т ь
видеть
последовательность
операций,
необходимых
для
и з го т о в л е н и я
п о д е л к и ,
конструкции.
Закреплять
навыки
строить
по
схемам.
Продолжать учить работать в
коллективе.
7
Апрель
Космос
1.Ракета.
2.Космический корабль.
3.Космическая станция
4.Творческое конструирование
по замыслу
Учить использовать базовые
формы Legо-конструктора,
Huno для создания
космодрома на основе
мультимедийного
сопровождения. Развивать
конструктивное творчество с
целью формирования
пространственной системы
познания окружающего мира.
Май
День Победы
1.Обелиск.
2.Танк.
3.Самолет.
4.Творческое конструирование
по замыслу
Развивать способность
видеть последовательность
операций, необходимых для
изготовления поделки,
конструкции. Развивать
творческую инициативу,
самостоятельность.
Список литературы:
8
1
Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П.Новикова. Конструирование для
дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: ТЦ Сфера,
2007.
2
З.В. Лиштван. Конструирование: пособие для воспитателя детского
сада. – М., 2001.
3
Е.В. Фешина. Лего-конструирование в детском саду: пособие для
педагогов. – М.: Сфера, 2011.
4
М.С.
Ишмакова.
Конструирование
в
дошкольном
образовании
в
условиях
введения
ФГОС:
пособие
для
педагогов.
–
М.:
изд.
«Маска», 2013.
9