Автор: Крутинь Наталья Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа- интернат№68 Населённый пункт: Санкт- Петербург, г. Павловск Наименование материала: статья Тема: Реализация принципа индивидуализации в ОУ Раздел: дополнительное образование
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и
индивидуальных
особенностей,
которые
необходимо
учитывать
в
процессе
обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека,
особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные
проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и
ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и
памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же
возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной
мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно
наверстать
упущенное.
В
то
же
время
не
могут
дать
эффекта
и
попытки
слишком
забегать
вперед
в
воздействии
на
физическое,
умственное
и
нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и
правильного
учета
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
в
процессе
обучения
и
воспитания.
Эти
вопросы,
в
частности,
ставили
Я.А.
Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и
другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию,
исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных
особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-
разному.
Коменский,
например,
в
понятие
природосообразности
вкладывал
мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка,
которые
присущи
природе
человека,
а
именно:
врожденного
человеку
стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д.
Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на
знании
анатомо-физиологиче ских
и
психиче ских,
возрастных
и
индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость
между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
1
Осуществление
индивидуального
подхода
к
детям
во
время
всех
видов
их
деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка
и индивидуальный подход.
Индивидуальный подход – это:
1) принцип
педагогики,
согласно
которому
учитель
взаимодействует
с
отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные
особенности;
2) ориентация
на
индивидуальные
особенности
ребенка
в
общении
с
ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе воспитания;
4) создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка в
отдельности.
Развитие
и
формирование
человека
проходит
ряд
этапов,
каждый
из
которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог
успешно
выполняет
задачи
воспитания,
образования,
обучения,
если
его
деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития
человека; на видении его внутреннего мира.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические,
психологические,
педагогические
и
физические
показатели
состояния
организма.
Педагогический
критерий
возрастного
развития
характеризуют
возможности
воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени
и
систематических
наблюдений.
С
этой
целью
педагогу
необходимо
вести
2
дневник,
записывая
в
нем
особенности
поведения
учащихся,
делая
периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные
особенности
ребенка
также
связаны
с
типом
его
нервной
деятельности, являющимся наследственным.
При
учете
возрастных
особенностей
развития
детей
педагог
во
многом
опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же
касается индивидуальных различий и особенностей обучения отдельных детей,
то здесь ему приходиться полагаться лишь на тот материал, который он получает
в процессе личного изучения учащихся.
Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения не только
необходим, но и обязателен. И именно поэтому в последние годы все чаще в
педагогике встает вопрос об индивидуализации обучения в современной школе.
Индивидуализация
обучения -
это
организация
учебного
процесса
с
учётом
индивидуальных особенностей учащихся; что позволяет создать оптимальные
условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Проблема
учёта
индивидуальных
особенностей
учащихся
относится
к
традиционным
для
психолого-педагогической
науки.
В
практике
процесс
обучения
в
основном
ориентируется
на
средний
уровень
обученности
и
развития
способностей
к
учению,
поэтому
не
каждый
школьник
может
реализовать свои потенциальные возможности.
Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия
между
уровнем
учебной
деятельности,
который
задают
программы,
и
реальными
возможностями
каждого
ученика.
Учёт
особенностей
учащихся
носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при
восприятии
цели,
мотивации
учения,
решении
учебных
задач,
определении
способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов
3
индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и
обеспечивает единство обучения, воспитания и развития .
Готовя учащихся к усвоению нового учебного материала, учитель определяет,
какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены.
Индивидуализация
обучения
предполагает
дифференциацию
учебного
материала,
разработку
систем
заданий
различной
трудности
и
объёма.
Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для
работы с различными группами и отдельными учениками) учебный материал.
По мере продвижения ученика на более высокие уровни учебной деятельности
варьируемый
материал
и
его
функции
меняются:
он
может
быть
дополнительным, вспомогательным, промежуточным.
Средствами
индивидуализации
обучения
могут
в ы с т у п ат ь
индивидуальные
и
групповые
задания.
Каждое
задание
предполагает
соответствующие способы действий, которые не всегда адекватны решаемой
задаче.
Часто учитель разделяет задание на отдельные небольшие задачи, этапы.
При этом каждая последующая задача становится посильной для учащихся, если
выполнена предыдущая. Такие задания помогают слабым ученикам включиться
в
коллективную
работу
класса.
В
тех
случаях,
когда
реальные
учебные
возможности
отдельных
учеников
выше
объективных
требований,
предъявляемых
всему
классу,
учитель
может
повысить
сложность
индивидуального задания .
Индивидуальная
работа
позволяет
дифференцировать
содержание,
степень
трудности учебных заданий, способы действий и пр., создаёт благоприятные
условия для формирования индивидуального стиля деятельности.
В
качестве
компонентов
индивидуализированного
обучения
на
всех
этапах
учебной деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле
4
предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может
сличить
ход
и
результаты
учебного
труда.
Учитель
комментирует
образец
действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже
при первоначальном планировании учеником своей работы.
Индивидуализация
обучения
предполагает
перспективное
тематическое
планирование. В процессе урока учитель, допуская различный темп проработки
материала,
к
моменту
завершения
работы
над
темой
должен
обеспечить
усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Для
этого ему необходимо заранее наметить пути, которыми он поведёт учеников к
конечному результату.
Одной
из
форм
индивидуального
обучения
является
программированное
обучение,
позволяющее
активизировать
работу
каждого
ученика,
усилить
самоконтроль .
Новые
возможности
для
индивидуализированного
обучения
открываются
в
связи с внедрением в учебный процесс электронно-вычислительной техники.
Использование
ИКТ
в
обучении
изменяет
ранее
сложившееся
соотношение
между организационными формами обучения в пользу индивидуализированного
обучения.
Индивидуализация воспитания – это:
1) направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает
углубленную диагностику личности ребенка, проектирование на этой основе
индивидуальной
программы
его
развития,
рефлексию
результатов;
2) предоставление ребенку возможностей индивидуального выбора, принятия
решений, самоанализа, понимания собственных качеств;
3) деятельность
взрослого
(педагога)
и
ребенка
по
поддержке
и
развитию
индивидуальности, духовного самостроительства личности;
5
4) деятельность
взрослого
(педагога)
и
ребенка
по
поддержке
и
развитию
а в т о н о м и з а ц и и
( и н д и в и д у а л и з а ц и и )
л и ч н о с т и .
В результате можно сделать следующие выводы.
Важное
значение
при
построении
процесса
обучения
имеет
учет
индивидуальных особенностей учащихся.
В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости
учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого
индивида и постепенный отказ от унификации личности в образовательных
программах. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем
«образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые
образоват е л ь н ы е
м о д е л и ,
о т в е ч а ю щ и е
д а н н о й
з а д а ч е .
Личностно ориентированный подход к образованию принес новое понимание
проблемы индивидуализации воспитания, в которой главное – не формировать
личность с заранее определенными заданными свойствами по установленной
м од е л и ,
а
с о зд ат ь
у с л о в и я
д л я
п о л н о ц е н н о го
п р оя в л е н и я
и
развития с п е ц и ф и ч е с к и х